Рабочая программа воспитания СОШ 20 -2024+ (1)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 20
имени МИЛЕВСКОГО Н.И.

УТВЕРЖДЕНО
Решением педагогического совета
МАОУ СОШ № 20 имени Милевского Н.И.
Протокол №1 от 29.08.2024 года
Директор школы
/Н.А. Пунда/

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
муниципального автономного общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы №20
имени Милевского Николая Ивановича
муниципального образования Кущѐвский район
х. СредниеЧубурки, ул. Красная,1 телефон 8(86168) 4-43-83

х.Средние Чубурки 2024

СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВОЙ ............................................................................................... 3
1.1 Цель и задачи воспитания обучающихся........................................................... 4
1.2 Направления воспитания………………………………………………………..6
1.3 Целевые ориентиры результатов воспитания ................................................... 8
РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ ..................................................................... …15
2.1 Уклад общеобразовательной организации ................................................... 15
2.2 Виды, формы и содержание воспитательной деятельности ....................... 17
РАЗДЕЛ3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ....................................................................... 33
3.1 Кадровое обеспечение .................................................................................... 33
3.2 Нормативно-методическое обеспечение ...................................................... 34
3.3 Требования к условиям работы с обучающимися с особыми
образовательными потребностями ......................................................................... 35
3.4 Система поощрения социальной успешности и проявлений активной
жизненной позиции обучающихся ......................................................................... 36
3.5 Анализ воспитательного процесса ................................................................ 37

2

РАЗДЕЛ 1.ЦЕЛЕВОЙ
Участниками образовательных отношений являются педагогические и
другие
работники
МАОУ СОШ № 20 имени Милевского Н.И.,
обучающиеся, их родители(законные представители),представители иных
организаций, участвующие в реализации образовательного процесса в
соответствии с законодательством Российской Федерации, локальными актами
МАОУ СОШ № 20 имени Милевского Н.И. .Родители(законные
представители) несовершеннолетних
обучающихся
имеют
преимущественное
право на воспитание своих детей. Содержание
воспитания обучающихся в общеобразовательной организации определяется
содержанием российских базовых (гражданских, национальных) норм и
ценностей, которые закреплены в Конституции Российской Федерации. Эти
ценности и нормы определяют инвариантное содержание воспитания
обучающихся. Вариативный компонент содержания воспитания обучающихся
включает духовно-нравственные ценности культуры, традиционных религий
народов России.
Воспитательная деятельность в МАОУ СОШ № 20 имени Милевского Н.И.
планируется и осуществляется в соответствии с приоритетами государственной
политики в сфере воспитания, установленными в Указе президента Российской
Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года и в
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025года

(Указ президента РФ о национальных целях развития № 309 от

07.05.2024 года и распоряжение Правительства Российской Федерации от
29мая 2015г № 996-р ). Национальная цель развития Российской
Федерации - реализация потенциала каждого человека, развитие его талантов,
воспитание патриотичной и социально ответственной личности.
Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей
является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские
традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и
умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного
общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.

3

1.1 Цель и задачи воспитания обучающихся
Современный

российский

высоконравственный,

национальный

творческий,

воспитательный

компетентный

гражданин

идеал—
России,

принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность
за настоящее и будущее страны, укоренѐнный в духовных и культурных традициях
многонационального народа Российской Федерации.
В соответствии с этим идеалом и нормативными правовыми актами Российской
Федерации

в

сфере

образования

цель

воспитания

обучающихся

в

общеобразовательной организации:
-создание к 2030 году условий для воспитания гармонично развитой, патриотичной
и социально ответственной личности на основе традиционных российских
духовно-нравственных и культурноисторических ценностей;
-увеличение к 2030 году доли обучающихся, участвующих в проектах и
программах, направленных

на профессиональное,

личностное развитие и

патриотическое воспитание;
-увеличение к 2030 году доли обучающихся, вовлеченных в добровольческую и
общественную деятельность;
-обеспечение

к 2030 году функционирования эффективной системы выявления,

поддержки и развития способностей и талантов детей и молодежи, основанной на
принципах ответственности, справедливости, всеобщности и направленной на
самоопределение и профессиональную ориентацию;
-обеспечение продвижения и защиты традиционных российских духовнонравственных ценностей;
-развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации на
основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в
российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи,
общества и государства;
- формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности,
уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и
правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения,
4

бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального
народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.
Задачи воспитания обучающихся в МАОУ СОШ № 20 имени Милевского
Н.И.: усвоение ими знаний норм, духовно-нравственных ценностей, традиций,
которые выработало российское общество (социально значимых

знаний);

формирование и развитие личностных отношений к этим нормам, ценностям,
традициям (их освоение, принятие); приобретение соответствующего этим нормам,
ценностям,

традициям

социокультурного

опыта

поведения,

общения,

межличностных и социальных отношений, применения полученных знаний;
достижение личностных результатов освоения общеобразовательных программ в
соответствии

с

ФГОС.

общеобразовательных

Личностные

программ

результаты

включают

освоения

осознание

обучающимися

ими

российской

гражданской идентичности, сформированность ценностей самостоятельности и
инициативы, готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и
личностному

самоопределению,

наличие

мотивации

к

целенаправленной

социально значимой деятельности, сформированность внутренней позиции
личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни
в целом.
Воспитательная деятельность в МАОУ СОШ № 20 имени Милевского Н.И.
планируется и осуществляется на основе аксиологического, антропологического,
культурно-

исторического,

системно-

деятельностного,

личностно-

ориентированного подходов и с учѐтом принципов воспитания: гуманистической
направленности
следования

воспитания,

совместной

деятельности

нравственному

примеру,

безопасной

инклюзивности, возрастосообразности.

5

детей

и

взрослых,

жизнедеятельности,

1.2 Направления воспитания
Программа реализуется в единстве учебной и воспитательной деятельности
МАОУ СОШ № 20 имени Милевского Н.И.по основным направлениям воспитания
в соответствии с ФГОС:


гражданское

воспитание—формирование

российской

гражданской

идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к
народу России как источнику власти в Российском государстве и субъекту
тысячелетней российской государственности, уважения к правам, свободам и
обязанностям гражданина России, правовой и политической культуры;


патриотическое воспитание — воспитание любви к родному краю, Родине,

своему народу, уважения к другим народам России; историческое просвещение,
формирование российского национального исторического сознания, российской
культурной идентичности;


духовно-нравственное воспитание — воспитание на основе духовно-

нравственной культуры народов России, традиционных религий народов России,
формирование традиционных российских семейных ценностей; воспитание
честности, доброты, милосердия, сопереживания, справедливости, коллективизма,
дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков, их вере и
культурным традициям;


эстетическое воспитание — формирование эстетической культуры на основе

российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим образцам
отечественного и мирового искусства;


физическое воспитание, формирование культуры здорового образа жизни

и эмоционального благополучия — развитие физических способностей с учѐтом
возможностей и состояния здоровья, навыков безопасного поведения в природной
и социальной среде, чрезвычайных ситуациях;


трудовое воспитание — воспитание уважения к труду, трудящимся,

результатам труда (своего и других людей), ориентация на трудовую деятельность,
получение

профессии,

личностное

самовыражение в продуктивном,

нравственно достойном труде в российском обществе, достижение выдающихся
6

результатов в профессиональной деятельности;


экологическое

воспитание—формирование

экологической

культуры,

ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе
российских традиционных духовных ценностей, навыков охраны, защиты,
восстановления природы, окружающей среды;


ценности

научного

познания

—

воспитание

стремления к

познанию себя и других людей, природы и общества, к получению знаний,
качественного образования с учѐтом личностных интересов и общественных
потребностей.

7

1.3 Целевые ориентиры результатов воспитания
Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне начального
общего образования
Целевые ориентиры
Гражданско-патриотическое воспитание
Знающий и любящий свою малую родину, свой край, имеющий представление о
Родине— России, еѐ территории, расположении.
Сознающий принадлежность к своему народу и к общности граждан России,
проявляющий уважение к своему и другим народам.
Понимающий свою сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края,
своей Родины—России, Российского государства.
Понимающий значение гражданских символов (государственная символика России,
своего региона),праздников, мест почитания героев и защитников Отечества, проявляющий
к ним уважение.
Имеющий первоначальные представления о правах и ответственности человека в
обществе, гражданских правах и обязанностях.
Принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в
доступной по возрасту социально значимой деятельности.
Духовно-нравственное воспитание
Уважающий духовно-нравственную культуру своей семьи, своего народа, семейные
ценности с учѐтом национальной, религиозной принадлежности.
Сознающий ценность каждой человеческой жизни, признающий индивидуальность и
достоинство каждого человека.
Доброжелательный, проявляющий сопереживание, готовность оказывать помощь,
выражающий неприятие поведения, причиняющего физический и моральный вред другим
людям, уважающий старших.
Умеющий оценивать поступки с позиции их соответствия нравственным нормам,
осознающий ответственность за свои поступки.
Владеющий представлениями о многообразии языкового и культурного пространства
России, имеющий первоначальные навыки общения с людьми разных народов,
вероисповеданий.
Сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы, родногоязыка,
русского языка, проявляющий интерес к чтению.
Эстетическое воспитание
Способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, искусстве,
творчестве людей.
Проявляющий интерес и уважение к отечественной и мировой художественной
культуре.
Проявляющий стремление к самовыражению в разных видах художественной
деятельности, искусстве.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального
благополучия

8

Бережно относящийся к физическому здоровью, соблюдающий основные правила
здорового и безопасного для себя и других людей образа жизни, в том числе в
информационной среде.
Владеющий основными навыками личной и общественной гигиены, безопасного
поведения в быту, природе, обществе.
Ориентированный на физическое развитие с учѐтом возможностей здоровья, занятия
физкультурой и спортом.
Сознающий и принимающий свою половую принадлежность, соответствующие ей
психофизические и поведенческие особенности с учѐтом возраста.
Трудовое воспитание
Сознающий ценность труда в жизни человека, семьи, общества.
Проявляющий уважение к труду, людям труда, бережное отношение к результатам
труда, ответственное потребление.
Проявляющий интерес к разным профессиям.
Участвующий в различных
видах доступного по возрасту труда, трудовой
деятельности.
Экологическое воспитание
Понимающий ценность природы, зависимость жизни людей от природы, влияние людей
на природу, окружающую среду.
Проявляющий любовь и бережное отношение к природе, неприятие действий,
приносящих вред природе, особенно живым существам.
Выражающий готовность в своей деятельности придерживаться экологических норм.
Ценности научного познания
Выражающий
познавательные
интересы,
активность,
любознательность
и
самостоятельность в познании, интерес и уважение к научным знаниям, науке.
Обладающий первоначальными представлениями о природных и социальных объектах,
многообразии объектов и явлений природы, связи живой и неживой природы, о науке,
научном знании.
Имеющий первоначальные навыки наблюдений, систематизации и осмысления опыта
естественно научной и гуманитарной областях знания.

9

Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне основного общего
образования.
Целевые ориентиры
Гражданское воспитание
Знающий и принимающий свою российскую гражданскую принадлежность
(идентичность) в поликультурном, многонациональном и многоконфессиональном
российском обществе, в мировом сообществе.
Понимающий сопричастность к прошлому, настоящему и будущему народа России,
тысячелетней истории российской государственности на основе исторического
просвещения, российского национального исторического сознания.
Проявляющий уважение к государственным символам России, праздникам.
Проявляющий готовность к выполнению обязанностей гражданина России, реализации
своих гражданских прав и свобод при уважении прав и свобод, законных интересов других
людей.
Выражающий неприятие любой дискриминации граждан, проявлений экстремизма,
терроризма, коррупции в обществе.
Принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в том
числе самоуправлении, ориентированный на участие в социально значимой
деятельности, в том числе гуманитарной.
Патриотическое воспитание
Сознающий свою национальную, этническую принадлежность, любящий свой народ, его
традиции, культуру.
Проявляющий уважение к историческому и культурному наследию своего и других
народов России, символам, праздникам, памятникам, традициям народов, проживающих в
родной стране.
Проявляющий интерес к познанию родного языка, истории и культуры своего края, своего
народа, других народов России.
Знающий и уважающий достижения нашей Родины— России в науке, искусстве, спорте,
технологиях, боевые подвиги и трудовые достижения, героев и защитников Отечества в
прошлом и современности.
Принимающий участие в мероприятиях патриотической направленности.
Духовно-нравственное воспитание
Знающий и уважающий духовно-нравственную культуру своего народа, ориентированный
на духовные ценности и нравственные нормы народов России, российского общества в
ситуациях нравственного выбора (с учѐтом национальной, религиозной принадлежности).
Выражающий готовность оценивать своѐ поведение и поступки, поведение и поступки
других людей с позиций традиционных российских духовно-нравственных ценностей и
норм с учѐтом осознания последствий поступков.
Выражающий неприятие антигуманных и асоциальных поступков, поведения,
противоречащих традиционным в России духовно-нравственным нормам и ценностям.
Сознающий соотношение свободы и ответственности личности в условиях
индивидуального и общественного пространства, значение и ценность межнационального,
межрелигиозного согласия людей, народов в России, умеющий общаться с людьми разных
народов, вероисповеданий.
10

Проявляющий уважение к старшим, к российским традиционным семейным ценностям,
институту брака как союзу мужчины и женщины для создания семьи, рождения и
воспитания детей. Проявляющий интерес к чтению, к родному языку, русскому языку и
литературе как части духовной культуры своего народа, российского общества.
Эстетическое воспитание
Выражающий понимание ценности отечественного и мирового искусства, народных
традиций и народного творчества в искусстве.
Проявляющий эмоционально-чувственную восприимчивость к разным видам искусства,
традициям и творчеству своего и других народов, понимание их влияния на поведение
людей.
Сознающий роль художественной культуры, как средства коммуникации и
самовыражения в современном обществе, значение нравственных норм, ценностей,
традиций в искусстве.
Ориентированный на самовыражение в разных видах искусства, в художественном
творчестве.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального
благополучия
Понимающий ценность жизни, здоровья и безопасности, значение личных усилий в
сохранении здоровья, знающий и соблюдающий правила безопасности, безопасного
поведения, в том числе в информационной среде.
Выражающий установку на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение
гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярную
физическую активность).
Проявляющий неприятие вредных привычек (курения, употребления алкоголя,
наркотиков, игровой и иных форм зависимостей), понимание их последствий, вреда для
физического и психического здоровья.
Умеющий осознавать физическое и эмоциональное состояние (своѐ и других
людей),стремящийся управлять собственным эмоциональным состоянием.
Способный адаптироваться к меняющимся социальным, информационным и
природным условиям, стрессовым ситуациям.
Трудовое воспитание
Уважающий труд, результаты своего труда, труда других людей.
Проявляющий интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в
том числе на основе применения предметных знаний.
Сознающий важность трудолюбия, обучения труду, накопления навыков трудовой
деятельности на протяжении жизни для успешной профессиональной самореализации в
российском обществе.
Участвующий в решении практических трудовых дел, задач (в семье,
общеобразовательной организации, своей местности) технологической и социальной
направленности, способный инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого
рода деятельность.
Выражающий готовность к осознанному выбору и построению индивидуальной
траектории образования и жизненных планов с учѐтом личных и общественных
интересов, потребностей.
11

Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне среднего общего
образования.
Целевые ориентиры
Гражданское воспитание
Осознанно выражающий свою российскую гражданскую принадлежность (идентичность)
в поликультурном, многонациональном и многоконфессиональном российском обществе, в
мировом сообществе.
Сознающий своѐ единство с народом России как источником власти и субъектом
тысячелетней российской государственности, с Российским государством, ответственность
за его развитие в настоящем и будущем на основе исторического просвещения,
сформированного российского национального исторического сознания.
Проявляющий готовность к защите Родины, способный аргументированно отстаивать
суверенитет и достоинство народа России и Российского государства, сохранять и защищать
историческую правду.
Ориентированный на активное гражданское участие на основе уважения закона и
правопорядка, прав и свобод сограждан.
Осознанно и деятельно выражающий неприятие любой дискриминации по социальным,
национальным, расовым, религиозным признакам, проявленийэкстремизма, терроризма,
коррупции, антигосударственной деятельности.
Обладающийопытомгражданскойсоциальнозначимойдеятельности(вученическом
самоуправлении,волонтѐрскомдвижении,экологических,военнопатриотическихидр.объединениях,акциях,программах).
Патриотическое воспитание
Выражающий свою национальную, этническую принадлежность, приверженность к
родной культуре, любовь к своему народу.
Сознающий причастность к многонациональному народу Российской Федерации,
Российскому Отечеству, российскую культурную идентичность.
Проявляющий деятельное ценностное отношение к историческому и культурному
наследию своего и других народов России, традициям, праздникам, памятникам народов,
проживающих в родной стране— России.
Проявляющий уважение к соотечественникам, проживающим за рубежом,
поддерживающий их права, защиту их интересов в сохранении российской культурной
идентичности.
Духовно-нравственное воспитание
Проявляющий приверженность традиционным духовно-нравственным ценностям,
культуре народов России с учѐтом мировоззренческого, национального, религиозного
самоопределения.
Действующий и оценивающий своѐ поведение и поступки, поведение и поступки других
людей с позиций традиционных российских духовно-нравственных ценностей и норм со
сознанием последствий поступков, деятельно выражающий неприятие антигуманных и
асоциальных поступков, поведения, противоречащих этим ценностям.
Проявляющий уважение к жизни и достоинству каждого человека, свободе
мировоззренческого выбора и самоопределения, к представителям различных этнических
групп, религий народов России, их национальному достоинству и религиозным чувствам с
12

учѐтом соблюдения конституционных прав и свобод всех граждан.
Понимающий и деятельно выражающий ценность межрелигиозного, межнационального
согласия людей, народов в России, способный вести диалог с людьми разных
национальностей, религиозной принадлежности, находить общие цели и сотрудничать для
их достижения.
Ориентированный на создание устойчивой семьи на основе российских традиционных
семейных ценностей; понимания брака как союза мужчины и женщины для создания семьи,
рождения и воспитания в семье детей; неприятия насилия в семье, ухода от родительской
ответственности.
Обладающий сформированными представлениями о ценности и значении в отечественной
и мировой культуре языков и литературы народов России, демонстрирующий устойчивый
интерес к чтению как средству познания отечественной
и мировой духовной культуры.
Эстетическое воспитание
Выражающий понимание ценности отечественного и мирового искусства, российского и
мирового художественного наследия.
Проявляющий восприимчивость к разным видам искусства, понимание
эмоционального
воздействия искусства, его влияния на поведение людей, умеющий критически оценивать это
влияние.
Проявляющий понимание художественной культуры как средства коммуникации и
самовыражения в современном обществе, значения нравственных норм, ценностей, традиций
в искусстве.
Ориентированный на осознанное творческое самовыражение, реализацию творческих
способностей в разных видах искусства с учѐтом российских традиционных духовных и
нравственных ценностей, на эстетическое обустройство собственного быта.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального
благополучия
Понимающий и выражающий в практической деятельности ценность жизни, здоровья и
безопасности, значение личных усилий в сохранении и укреплении своего здоровья и
здоровья других людей.
Соблюдающий правила личной и общественной безопасности, в том числе безопасного
поведения в информационной среде.
Выражающий на практике установку на здоровый образ жизни (здоровое питание,
соблюдение гигиены, режим занятий и отдыха, физическую активность), стремление к
физическому совершенствованию, соблюдающий и пропагандирующий безопасный и
здоровый образ жизни.
Проявляющий сознательное и обоснованное неприятие вредных привычек (курения,
употребления алкоголя, наркотиков, любых форм зависимостей), деструктивного поведения
в обществе и цифровой среде, понимание их вреда для физического и психического
здоровья.
Демонстрирующий навыки рефлексии своего состояния (физического, эмоционального,
психологического), состояния других людей с точки зрения безопасности, сознательного
управления своим эмоциональным состоянием, развивающий способности адаптироваться к
стрессовым ситуациям в общении, в разных коллективах, к меняющимся условиям
13

(социальным, информационным, природным).
Трудовое воспитание
Уважающий труд, результаты труда, трудовые и профессиональные достижения своих
земляков, их вклад в развитие своего поселения, края, страны, трудовые достижения
российского народа.
Проявляющий способность к творческому созидательному социально значимому труду в
доступных по возрасту социально-трудовых ролях, в том числе предпринимательской
деятельности в условиях самозанятости или наѐмного труда.
Участвующий в социально значимой трудовой деятельности разного вида в семье,
общеобразовательной организации, своей местности, в том числе оплачиваемом труде в
каникулярные периоды, с учѐтом соблюдения законодательства.
Выражающий осознанную готовность к получению профессионального образования, к
непрерывному образованию в течение жизни как условию успешной профессиональной и
общественной деятельности.
Понимающий специфику трудовой деятельности, регулирования трудовых отношений,
самообразования
и
профессиональной
самоподготовки
в
информационном
высокотехнологическом обществе, готовый учиться и трудиться в современном обществе.
Ориентированный на осознанный выбор сферы трудовой, профессиональной
деятельности в российском обществе с учѐтом личных жизненных планов, потребностей
своей семьи, общества.
Экологическое воспитание
Демонстрирующий в поведении сформированность экологической культуры на основе
понимания влияния социально-экономических процессов на природу, в том числе на
глобальном уровне, ответственность за действия в природной среде.
Выражающий деятельное неприятие действий, приносящих вред природе.
Применяющий знания естественных и социальных наук для разумного, бережливого
природопользования в быту, общественном пространстве.
Имеющий и развивающий опыт экологически направленной, природоохранной,
Ресурсосберегающей деятельности, участвующий в его приобретении другими людьми.
Ценности научного познания
Деятельно выражающий познавательные интересы в разных предметных областях с
учѐтом своих интересов, способностей, достижений.
Обладающий представлением о современной научной картине мира, достижениях науки и
техники, аргументированно выражающий понимание значения науки в жизни российского
общества, обеспечении его безопасности, гуманитарном, социально-экономическом
развитии России.
Демонстрирующий навыки критического мышления, определения достоверной научной
информации и критики антинаучных представлений.
Развивающий и применяющий навыки наблюдения, накопления и систематизации фактов,
осмысления опыта в естественно научной и гуманитарной областях познания,
Исследовательской деятельности.
14

РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ
2.1

Уклад общеобразовательной организации

Процесс воспитания в МАОУ СОШ № 20 имени Милевского Н.И. ( далее- школа,
учреждение, образовательная организация) имеет сформировавшиеся принципы и
сложившиеся традиции воспитательной работы. Контингент школы составляют
дети из двух сельских поселений. Обучающиеся знакомы с особенностями работы
общеобразовательной организации по рассказам своих старших братьев и сестер,
родителей, бабушек и дедушек, которые ранее обучались в школе. Особенностью
МАОУ СОШ № 20 имени Милевского Н.И. остается именно преемственность
поколений, что помогает детям быстро социализироваться и адаптироваться к
школьным условиям. МАОУ СОШ № 20 имени Милевского Н.И., является
правопреемницей СШ № 74, где с 1965 года директором школы был заслуженный
учитель школ РФ, почетный гражданин Кущѐвского района, чье имя носит школа
сейчас-Милевский

Николай

Иванович.

Именно

он

стоял

у

истоков

патриотического воспитания в школе, которое и сейчас является первостепенным в
воспитательной работе нашего учреждения.
МАОУ СОШ №20 имени Милевского Н.И имеет утвержденную символику(герб и
флаг, знамя школы). Герб МАОУ СОШ №20 имени Милевского Н.И.
ОУ является пилотным учреждением муниципалитета по реализации следующих
направлений воспитательной работы:
- Российское детско-юношеское движение «Юнармия»;
- Робототехника.
Процесс воспитания в общеобразовательной организации основывается на
следующих принципах взаимодействия педагогов и обучающихся:
-неукоснительное соблюдение законности (Устава школы и прав семьи и
обучающегося, соблюдения конфиденциальности информации об обучающемся и
15

семье, приоритета безопасности обучающегося при нахождении в образовательной
организации;
-ориентир на создание в образовательной организации психологически комфортной
среды для каждого обучающегося и взрослого, без которой невозможно
конструктивное взаимодействие обучающихся и педагогических работников;
-реализация процесса воспитания главным образом через создание в школе детсковзрослых общностей, которые бы объединяли обучающихся и педагогических
работников яркими и содержательными событиями, общими позитивными
эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
-организация

основных

совместных

дел

обучающихся

и

педагогических

работников как предмета совместной заботы и взрослых и детей;
-системность, целесообразность и творческий подход к воспитанию как условия
его эффективности.
Основными традициями воспитания в образовательной организации являются
следующие:
1) стержнем годового цикла воспитательной работы школы являются ключевые,
традиционные, общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция
воспитательных усилий педагогических работников;
2) важной чертой каждого традиционного дела и большинства используемых для
воспитания других совместных дел педагогических работников и обучающихся
является коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное
проведение и коллективный анализ их результатов;
3) в проведении общешкольных дел поощряется конструктивное межклассное и
межвозрастное взаимодействие обучающихся, а также их социальная активность;
4) педагогические работники школы ориентированы на формирование коллективов
в рамках школьных классов, кружков, студий, секций, летних профильных смен на
установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;
16

5) ключевой фигурой воспитания в школе является классный руководитель,
реализующий по отношению к обучающимся защитную, личностно развивающую,
организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции.

2.2 Виды, формы и содержание воспитательной деятельности
Виды, формы и содержание воспитательной деятельности в этом разделе
запланированы и представлены по модулям. В модуле описаны виды, формы и
содержание воспитательной работы в рамках определенного направления
деятельности в школе. Каждый из модулей обладает воспитательным потенциалом
с особыми условиями, средствами, возможностями воспитания.
Воспитательная работа МАОУ СОШ №20 имени Милевского Н.И. представлена в
рамках основных (инвариантных) модулей: «Основные школьные дела», «Классное
руководство»,

«Урочная

деятельность»,

«Внешкольные мероприятия»,

«Внеурочная

деятельность»,

«Предметно-пространственная среда», «Работас

родителями», «Самоуправление», «Профилактика и безопасность»,

«Социальное

партнерство», «Профориентация».
Модуль «Урочная деятельность»
Педагогические работники используют потенциал урока для реализации основных
направлений воспитательной деятельности:
1Гражданское воспитание;
2.Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности;
3.Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных
ценностей;
4.Приобщение детей к культурному наследия (эстетическое воспитание);
5.Популяризация научных знаний среди детей (ценности научного познания);
6. Физическое воспитание и формирование культуры здоровья;
7. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение;
8.Экологическое воспитание.
17

Реализация

воспитательного

потенциала

уроков

(урочной

деятельности,

аудиторных занятий в рамках максимально допустимой учебной нагрузки)
предусматривает:


максимальное

использование

воспитательных

возможностей

содержания учебных предметов для формирования у обучающихся российских
традиционных

духовно-нравственных

и

социокультурных

ценностей,

российского исторического сознания на основе исторического просвещения;
подбор соответствующего тематического содержания, текстов для чтения, задач
для решения, проблемных ситуаций для обсуждений;


включение учителями в рабочие программы по всем учебным

предметам, курсам, модулям целевых ориентиров результатов воспитания, их
учѐт в формулировках воспитательных задач уроков, занятий, освоения учебной
тематики, их реализацию в обучении;


включение учителями в рабочие программы учебных предметов,

курсов, модулей тематики в соответствии с календарным планом воспитательной
работы;


выбор методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное

воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и
задачами воспитания, целевыми ориентирами результатов воспитания;

на



реализацию приоритета воспитания в учебной деятельности;



привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых

урока

предметов,

явлений

и

событий,

инициирование

обсуждений,

высказываний своего мнения, выработки своего личностного отношения к
изучаемым событиям, явлениям, лицам;

применение интерактивных форм учебной работы интеллектуальных, стимулирующих познавательную мотивацию, игровых
методик,

дискуссий,

дающих

возможность

приобрести

опыт

ведения

конструктивного диалога; групповой работы, которая учит строить отношения и
действовать в команде, способствует развитию критического мышления;


побуждение обучающихся соблюдать нормы поведения, правила
18

общения со сверстниками и педагогами, соответствующие укладу МАОУ СОШ
№ 20 имени Милевского Н.И., установление и поддержку доброжелательной
атмосферы;


организацию

шефства

мотивированных

и

эрудированных

обучающихся над неуспевающими одноклассниками, в том числе с особыми
образовательными

потребностями,

дающего

обучающимся

социально

значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;


инициирование

и

поддержку

исследовательской

деятельности

обучающихся в форме индивидуальных и групповых проектов.
применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися:

-

интеллектуальных

игр,

стимулирующих

познавательную

мотивацию

обучающихся; групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся
командной работе и взаимодействию с другими обучающимися;
включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать

-

мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных
межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной
атмосферы во время урока;
-

ведение уроков с использованием цифровых платформ.

Педагогические работники используют форму воспитательной работы «Урок»,
для

проведения

«Урока

Мужества»,

открытых

всероссийских

уроков

безопасности, правовых уроков, государственных праздников сопряжѐнных с
тематикой предмета, а так же уроков в рамках всероссийского проекта
«Киноуроки в школах России».
Модуль «Внеурочная деятельность»
Реализация воспитательного потенциала внеурочной деятельности в целях
обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся осуществляется в
рамках выбранных ими курсов, занятий:
•

курсы,

занятия

патриотической,

гражданско-патриотической,

патриотической, краеведческой, историко-культурной направленности;
19

военно-

•

курсы, занятия духовно-нравственной направленности по религиозным

культурам народов России, основам духовно-нравственной культуры народов
России, Кубани;
•

курсы, занятия экологической, природоохранной направленности;

•

курсы, занятия в области искусств, художественного творчества разных

видов и жанров;
•

курсы, занятия туристско-краеведческой направленности;

•

курсы, занятия оздоровительной и спортивной направленности;

Модуль «Классное руководство»
Осуществляя работу с классом, педагогический работник(классный руководитель)
организует работу с коллективом класса; индивидуальную работу с обучающимися
вверенного ему класса; работу с учителями-предметниками в данном классе;
работу с родителями обучающихся или их законными представителями.
В

деятельности

вариативная

части.

классного

руководителя

Инвариантная

часть

выделяются

соответствует

инвариантная
ядру

и

содержания

деятельности по классному руководству и охватывает минимально необходимый
состав действий по решению базовых – традиционных и актуальных – задач
воспитания и социализации обучающихся. Вариативная часть деятельности по
классному руководству формируется в зависимости от контекстных условий
школы.
Инвариантная часть содержит следующие блоки:
1) Личностно-ориентированная деятельность по воспитанию и социализации
обучающихся в классе, включая:
•

содействие повышению дисциплинированности и академической успешности

каждого обучающегося, в том числе путем осуществления контроля посещаемости
и успеваемости;
•

обеспечение

включенности

всех
20

обучающихся

в

мероприятия

по

приоритетным направлениям деятельности по воспитанию и социализации;
•

содействие успешной социализации обучающихся путем организации

мероприятий и видов деятельности, обеспечивающих формирование у них опыта
социально и личностно значимой деятельности, в том числе с использованием
возможностей

волонтерского

движения,

детских

общественных

движений,

творческих и научных сообществ;
•

осуществление индивидуальной поддержки каждого обучающегося класса на

основе изучения его психофизиологических особенностей, социально-бытовых
условий жизни и семейного воспитания, социокультурной ситуации развития
ребенка в семье;
•

выявление и поддержку обучающихся, оказавшихся в сложной жизненной

ситуации, оказание помощи в выработке моделей поведения в различных трудных
жизненных ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и конфликтных;
•

выявление и педагогическую поддержку обучающихся, нуждающихся в

психологической помощи;
•

профилактику наркотической и алкогольной зависимости, табакокурения,

употребления вредных для здоровья веществ;
•

формирование навыков информационной безопасности;

•

содействие формированию у детей с устойчиво низкими образовательными

результатами мотивации к обучению, развитию у них познавательных интересов;
•

поддержку талантливых обучающихся, в том числе содействие развитию их

способностей;
•

обеспечение защиты прав и соблюдения законных интересов обучающихся, в

том числе гарантий доступности ресурсов системы образования.
2) Деятельность по воспитанию и социализации обучающихся, осуществляемая с
классом как социальной группой, включая:
21

•

изучение и анализ характеристик класса как малой социальной группы;

•

регулирование и гуманизацию межличностных отношений в классе,

формирование благоприятного психологического климата, толерантности и
навыков общения в полиэтнической, поликультурной среде;
•

формирование ценностно-ориентационного единства в классе по отношению

к национальным, общечеловеческим, семейным ценностям, здоровому образу
жизни, активной гражданской позиции, патриотизму, чувству ответственности за
будущее страны, признанию ценности достижений и самореализации в учебной,
спортивной, исследовательской, творческой и иной деятельности;
•

организацию

и

поддержку

всех

форм

и

видов

конструктивного

взаимодействия обучающихся, в том числе их включенности в волонтерскую
деятельность и в реализацию социальных и образовательных проектов;
•

выявление

и

своевременную

коррекцию

деструктивных

отношений,

создающих угрозу физическому и психическому здоровью обучающихся;
•

профилактику девиантного и асоциального поведения обучающихся, в том

числе всех форм проявления жестокости, насилия, травли в детском коллективе.
3) Осуществление воспитательной деятельности во взаимодействии с родителями
(законными представителями) несовершеннолетних обучающихся, включая:
•

привлечение родителей (законных представителей) к сотрудничеству в

интересах обучающихся в целях формирования единых подходов к воспитанию и
создания наиболее благоприятных условий для развития личности каждого
ребенка;
•

регулярное информирование родителей (законных представителей) об

особенностях осуществления образовательного процесса в течение учебного года,
основных содержательных и организационных изменениях, о внеурочных
мероприятиях и событиях жизни класса;
•

координацию взаимосвязей между родителями (законными представителями)
22

несовершеннолетних обучающихся и другими участниками образовательных
отношений;
•

содействие

повышению

педагогической

компетентности

родителей

(законных представителей) путем организации целевых мероприятий, оказания
консультативной помощи по вопросам обучения и воспитания, личностного
развития детей.
4)

Осуществление

воспитательной

деятельности

во

взаимодействии

с

педагогическим коллективом, включая:
•

взаимодействие с членами педагогического коллектива с целью разработки

единых педагогических требований, целей, задач и подходов к обучению и
воспитанию;
•

взаимодействие с администрацией школы и учителями учебных предметов

по вопросам контроля и повышения результативности учебной деятельности
обучающихся и класса в целом;
•

взаимодействие

с

педагогом-психологом,

социальным

педагогом

и

педагогами дополнительного образования по вопросам изучения личностных
особенностей обучающихся, их адаптации и интеграции в коллективе класса,
построения и коррекции индивидуальных траекторий личностного развития;
•

взаимодействие

с

учителями

учебных

предметов

и

педагогами

дополнительного образования по вопросам включения обучающихся в различные
формы деятельности: интеллектуально-познавательную, творческую, трудовую,
общественно полезную, художественно-эстетическую, физкультурно-спортивную,
игровую и др.;
•

взаимодействие с педагогом-организатором, библиотекарем, педагогами

дополнительного образования по вопросам вовлечения обучающихся класса в
систему внеурочной деятельности, организации внешкольной работы, досуговых и
каникулярных мероприятий;
23

•

взаимодействие с педагогическими работниками и администрацией школы

по вопросам профилактики девиантного и асоциального поведения обучающихся;
•

взаимодействие с администрацией и педагогическими работниками ОО

(социальным педагогом, педагогом-психологом, ПДО) с целью организации
комплексной поддержки обучающихся, находящихся в трудной жизненной
ситуации.
5) Участие в осуществлении воспитательной деятельности во взаимодействии с
социальными партнерами, включая:
•

участие в организации

работы, способствующей

профессиональному

самоопределению обучающихся;
•

участие в организации мероприятий по различным направлениям воспитания

и социализации обучающихся в рамках социально-педагогического партнерства с
привлечением организаций культуры, спорта, дополнительного образования детей,
научных и образовательных организаций;
•

участие в организации комплексной поддержки детей из групп риска,

находящихся в трудной жизненной ситуации, с привлечением работников
социальных

служб,

здравоохранения,

правоохранительных

дополнительного

органов,

образования

организаций

сферы

культуры,

спорта,

детей,

профессионального образования, бизнеса.
Вариативная часть отражает специфику ОО и включает в себя:
1)Участие в мероприятиях, проводимых РДДМ «Движение первых» в соответствии
с планом воспитательной работы школы;
2) Участие в работе МО классных руководителей школы.

Модуль «Основные школьные дела»
Ключевые дела – это главные традиционные общешкольные дела, в которых
принимает участие большая часть обучающихся и которые обязательно
24

планируются, готовятся, проводятся и анализируются совместно педагогическими
работниками и обучающимися. Ключевые дела обеспечивают включенность в них
большого числа обучающихся и взрослых, способствуют интенсификации их
общения, ставят их в ответственную позицию к происходящему в школе. Для этого
в образовательной организации используются следующие формы работы:
На уровне школы:
-общешкольные праздники – ежегодно проводимые творческие: театрализованные,
музыкальные, литературные, хореографические, хоровые дела, связанные со
значимыми для обучающихся и педагогических работников знаменательными
датами и в которых участвуют все классы школы;
-торжественные ритуалы посвящения, связанные с вступлением обучающихся в
ряды ДОО, символизирующие приобретение ими новых социальных статусов в
школе и развивающие школьную идентичность обучающихся;
-церемонии награждения (по итогам года) обучающихся и педагогических
работников за активное участие в жизни школы, защиту чести школы в конкурсах,
соревнованиях, олимпиадах, значительный вклад в развитие школы.
Это способствует поощрению социальной активности обучающихся, развитию
позитивных межличностных отношений между педагогическими работниками
и воспитанниками, формированию чувства доверия и уважения друг к другу.
На уровне классов:
-участие класса в реализации общешкольных ключевых дел;
- проведение в рамках класса итогового анализа обучающимися открытых
классных ( по окончанию мероприятия) и общешкольных ключевых дел.
На уровне обучающихся:
-вовлечение каждого обучающегося в ключевые дела класса, по возможности
школы в одной из возможных для них ролей: сценаристов,

исполнителей,

ведущих, декораторов, ответственного за костюмы и оборудование, ответственных
25

за приглашение и встречу гостей;
-наблюдение за поведением обучающегося в ситуациях подготовки, проведения и
анализа ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и
младшими обучающимися, с педагогическими работниками и другими взрослыми
(при необходимости коррекция поведения обучающегося через индивидуальные
беседы с ним, через включение его в совместную работу с другими обучающимися,
которые могли бы стать хорошим примером для обучающегося, через предложение
взять в следующем ключевом деле на себя роль ответственного за тот или иной
фрагмент общей работы).
Модуль «Внешкольные мероприятия»
Реализация воспитательного потенциала внешкольных

мероприятий

предусматривает:


общие внешкольные мероприятия, в том числе организуемые совместно с

социальными партнѐрами общеобразовательной организации;


внешкольные тематические мероприятия воспитательной направленности,

организуемые педагогами по изучаемым в общеобразовательной организации
учебным предметам, курсам, модулям;


экскурсии по району (в музей, в библиотеку, на предприятие и др.) по краю, за

пределы

края,

экспедиции

(краткосрочные,

многодневные),

походы

(краткосрочные,

многодневные),

организуемые

в

классах

классными

руководителями,

в

совместно

родителями

(законными

том

числе

с

представителями) обучающихся с привлечением их к планированию, организации,
проведению, оценке мероприятия;


литературные, исторические, экологические и другие походы, экскурсии,

экспедиции, слѐты и т. п., организуемые педагогами, в том числе совместно с
родителями (законными представителями) обучающихся для изучения историкокультурных мест, событий, биографий проживавших в этой местности российских
поэтов и писателей, деятелей науки, природных и историко-культурных
26

ландшафтов, флоры и фауны и др.;

дел,

выездные события, включающие в себя комплекс коллективных творческих
в

процессе

характеризующаяся

которых

складывается

доверительными

детско-взрослая

взаимоотношениями,

общность,

ответственным

отношением к делу, атмосферой эмоционально-психологического комфорта.
Модуль «Организация предметно-пространственной среды»
Реализация воспитательного потенциала предметно-пространственной среды
предусматривает совместную деятельность педагогов, обучающихся, других
участников

образовательных

отношений

по

ее

созданию,

поддержанию,

использованию в воспитательном процессе:
–

оформление внешнего вида здания, фасада, холла МАОУ СОШ № 20 имени

Милевского

Н.И.

государственной

символикой

Российской

Федерации,

Краснодарского края, муниципального образования Кущѐвский район (флаг, герб),
изображениями

символики

Российского

государства

в

разные

периоды

тысячелетней истории, исторической символики Кубани, Кущѐвского района;
–

организацию и проведение церемоний поднятия (спуска) государственного

флага Российской Федерации, Краснодарского края, Кущѐвского района;


размещение в рекреациях, в кабинетах, в коридорах, в холе, в музее стендов с

изображениями значимых культурных объектов местности муниципалитета
Кущѐвский район, Кубани, России, памятных исторических, гражданских,
народных, религиозных мест почитания, портретов выдающихся государственных
деятелей России, деятелей культуры, науки, производства, искусства, военных,
героев и защитников Отечества;


изготовление,

размещение,

обновление

художественных

изображений

(символических, живописных, фотографических, интерактивных аудио и видео)
природы России, Кубани, Кущѐвского района местности, предметов традиционной
культуры и быта, духовной культуры народов России;


организацию и поддержание в МАОУ СОШ № 20 имени Милевского Н.И.

звукового

пространства

позитивной

духовно-нравственной,
27

гражданско-

патриотической воспитательной направленности , исполнение гимна Российской
Федерации, Кубани, Кущѐвского района;


разработку, оформление, поддержание, использование в воспитательном

процессе «мест гражданского почитания» в холе 2 этажа, в музее, в кабинете ОБЗР
МАОУ СОШ № 20 имени Милевского Н.И. для общественно-гражданского
почитания лиц, мест, событий в истории России; мемориалов воинской славы,
памятников;


оформление и обновление «мест новостей», стендов в помещениях(холл

первого этажа, рекреации), содержащих в доступной, привлекательной форме
новостную информацию позитивного гражданско-патриотического, духовнонравственного содержания, фотоотчѐты об интересных событиях, поздравления
педагогов и обучающихся и т. п.;


популяризация символики МАОУ СОШ № 20 имени Милевского Н.И. (знамя,

флаг, герб, форма обучающихся и т.п.), используемой как повседневно, так и в
торжественные моменты;


подготовку и размещение регулярно сменяемых экспозиций творческих работ

обучающихся в разных предметных областях, демонстрирующих их способности,
знакомящих с работами друг друга;


поддержание эстетического вида и благоустройство всех помещений в МАОУ

СОШ № 20 имени Милевского Н.И., доступных и безопасных рекреационных зон,
озеленение территории при общеобразовательной организации;


разработку, оформление, поддержание и использование игровых пространств,

спортивных и игровых площадок, зон активного и тихого отдыха;


деятельность

классных

руководителей

вместе

с

обучающимися,

их

родителями по благоустройству, оформлению школьных аудиторий, пришкольной
территории;


разработку и оформление пространств проведения значимых событий,

праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров (событийный
дизайн);
28



обновление

материалов

(стендов,

плакатов,

инсталляций

и

др.),

акцентирующих внимание обучающихся на важных для воспитания ценностях,
правилах, традициях, укладе МАОУ СОШ № 20 имени Милевского Н.И.,
актуальных вопросах профилактики и безопасности.
Предметно-пространственная среда строится как максимально доступная для
обучающихся со особыми образовательными потребностями.
Модуль «Взаимодействие с родителями (законными представителями)»
Реализация воспитательного потенциала

взаимодействия с

родителями

(законными представителями) обучающихся предусматривает:


создание и деятельность в МАОУ СОШ № 20 имени Милевского Н.И., в

классах представительных органов родительского сообщества (родительского
комитета школы, классов),участвующих в обсуждении и решении вопросов
воспитания и обучения, деятельность представителей родительского сообщества в
общешкольном родительском комитете;


тематические родительские собрания в классах, общешкольные родительские

собрания по вопросам воспитания, взаимоотношений обучающихся и педагогов,
условий обучения и воспитания;


проведение тематических собраний (в том числе по инициативе родителей), на

которых родители могут получать советы по вопросам воспитания, консультации
психологов,

врачей,

социальных

работников,

служителей

традиционных

российских религий, обмениваться опытом;


родительские форумы при интернет-сайте общеобразовательной организации,

интернет-сообщества, группы с участием педагогов, на которых обсуждаются
интересующие родителей вопросы, согласуется совместная деятельность;


привлечение

родителей

(законных

представителей)

к

подготовке

и

проведению классных и общешкольных мероприятий;


при наличии среди обучающихся детей-сирот, оставшихся без попечения

родителей,

приѐмных

детей

целевое

представителями.
29

взаимодействие

с

их

законными

Модуль «Самоуправление»
Реализация

воспитательного

потенциала

школьного

ученического

самоуправления (далее ШУС) в МАОУ СОШ № 20 имени Милевского Н.И.
предусматривает:
- выработку принципов построения ШУС через распределение общественных
обязанностей ( поручений) в классе;


защиту органами ШУС законных интересов и прав обучающихся;



организацию

и

деятельность

органов

школьного

ученического

самоуправления, избранных обучающимися;


представление органами школьного ученического самоуправления интересов

обучающихся в процессе управления общеобразовательной организацией;


защиту

органами

школьного

ученического

самоуправления

законных

интересов и прав обучающихся;


участие представителей органов школьного ученического самоуправления

обучающихся в анализе воспитательной деятельности в ОО;


выборы лидера ШУС (согласно Положения).

Модуль «Профилактика и безопасность»
Реализация воспитательного потенциала профилактической деятельности в
целях

формирования

и

поддержки

безопасной

и

комфортной

среды

в

образовательной организации предусматривает:
-организацию деятельности педагогического коллектива по созданию в ОУ
эффективной

профилактической

среды

обеспечения

безопасности

жизнедеятельности как условия успешной воспитательной деятельности;
-проведение исследований, мониторинга рисков безопасности и ресурсов
повышения безопасности, выделение и психолого-педагогическое сопровождение
групп риска обучающихся по разным направлениям (агрессивное поведение и др.);
-проведение коррекционно-воспитательной работы с обучающимся групп риска
силами педагогического коллектива и с привлечением сторонних
30

специалистов (психологов, коррекционных педагогов, работников социальных
служб, правоохранительных органов, опеки и др.);
-разработку и реализацию профилактических программ, направленных на работу
как с девиантными обучающимися, так и с их окружением; организацию
межведомственного взаимодействия;
-вовлечение

обучающихся

профилактической

в

воспитательную

направленности

социальных

деятельность,
и

природных

программы
рисков

в

образовательной организации и в социокультурном окружении с педагогами,
родителями, социальными партнерами (против курения,

по безопасности в

цифровой среде, на транспорте, на воде, безопасности дорожного движения,
противопожарной безопасности, антитеррористической и анти экстремистской
безопасности, гражданской обороне, половой неприкосновенности и др.);
-организацию превентивной работы с обучающимися со сценариями социально
одобряемого поведения, по развитию навыков саморефлексии, самоконтроля,
устойчивости к негативным воздействиям, групповому давлению;
-профилактику правонарушений, девиаций посредством организации деятельности,
альтернативной девиантному поведению, – познания (путешествия), испытания
себя (походы, спорт), значимого общения, творчества, деятельности (в том числе
профессиональной, религиозно-духовной, благотворительной, художественной и
др.);


предупреждение буллинга, скулшутинга;



профилактику и целенаправленную деятельность в случаях появления,

расширения, влияния в общеобразовательной организации маргинальных групп
обучающихся

(оставивших

обучение,

криминальной

направленности,

с

агрессивным поведением и др.);


профилактику

специальной

расширения

групп,

психолого-педагогической

семей

обучающихся,

поддержки

и

требующих

сопровождения

(слабоуспевающие, социально запущенные, социально не адаптированные детимигранты, обучающиеся с ОВЗ и т.д.);
 проведение мероприятий, направленных на ознакомление с ситуацией по
31

распространению ложных сведений в сети «Интернет», направленных на
формирование конфликтных проявлений;


проведение мероприятий, направленных на недопущение распространения

деструктивных и националистических проявлений в школьной среде.
Модуль «Социальное партнерство»
Реализация воспитательного потенциала социального

партнерства

предусматривает:
-участие представителей организаций-партнѐров, в том числе в соответствии с
договорами о сотрудничестве, в проведении отдельных мероприятий в рамках
рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы
(школьные праздники, торжественные мероприятия и т.п.);
-участие представителей организаций-партнѐров в проведении встреч, бесед,
внеурочных занятий, вне школьных мероприятий соответствующей
тематической направленности;
-проведение на базе организаций-партнѐров вне школьных мероприятий, акций
воспитательной направленности;
Модуль «Профориентация»
Реализация воспитательного потенциала профориентационной работы

ОУ

предусматривает:


освоение

обучающимися

основ

профессии

и

в

рамках

внеурочной

деятельности;
 проведение циклов профориентационных часов, направленных на подготовку
обучающегося

к

осознанному

планированию

и

реализации

своего

профессионального будущего;
 профориентационные игры (симуляции, деловые игры), расширяющие знания о
профессиях, способах выбора профессий, особенностях, условиях разной
профессиональной деятельности;
 экскурсии на предприятия, в организации, дающие начальные представления о
32

существующих профессиях и условиях работы;
 посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий, дней открытых
дверей в организациях профессионального, высшего образования;
 совместное с педагогами

изучение обучающимися интернет- ресурсов,

посвящѐнных выбору профессий, прохождение профориентационного онлайнтестирования, онлайн-курсов по интересующим профессиям и направлениям
профессионального образования;
 участие в работе всероссийских профориентационных проектов;
 индивидуальное консультирование психологом обучающихся и их родителей
(законных представителей) по вопросам склонностей, способностей, иных
индивидуальных особенностей обучающихся, которые могут иметь значение в
выборе ими будущей профессии;
 освоение обучающимися основ профессии в рамках различных курсов по
выбору, включѐнных в обязательную часть образовательной программы, в
рамках компонента об участниках образовательных отношений, внеурочной
деятельности или в рамках дополнительного образования.
РАЗДЕЛ 3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
3.1 Кадровое обеспечение
В данном разделе представлены решения МАОУ СОШ №20 имени Милевского
Н.И.

в соответствии с ФГОС по разделению функционала, связанного с

планированием,

организацией,

обеспечением,

реализацией

воспитательной

деятельности; по вопросам повышения квалификации педагогических работников
в сфере воспитания; психолого-педагогического сопровождения обучающихся, в
том числе с ОВЗ и других категорий; по привлечению специалистов других
организаций (образовательных, социальных, правоохранительных и др.).
Воспитательный процесс в школе обеспечивают специалисты:
•

заместитель директора МАОУ СОШ № 20 имени Милевского Н.И.;

•

советник директора по воспитательной работе и взаимодействию с детскими
33

общественными организациями;
•

руководитель МО классных руководителей начальной школы;

•

классные руководители;

•

социальный педагог;

•

педагог-психолог;

•

учитель-логопед;

•

учитель- дефектолог

•

педагоги дополнительного образования

Специалисты

проходят повышение квалификации по актуальным вопросам

воспитания в соответствии с планом-графиком.
3.2 Нормативно-методическое обеспечение
Управление

качеством

воспитательной

деятельности

в

МАОУ СОШ №20

имени Милевского Н.И. обеспечивают следующие локальные нормативноправовые акты:
•

Уcтав МАОУ СОШ № 20 имени Милевского Н.И.

•

Положение о штабе воспитательной работы;

•

Положение о классном руководстве;

•

Положение о дежурстве;

•

Положение о школьном методическом объединении;

•

Положение о внутришкольном контроле;

•

Положение о комиссии по урегулированию споров между участниками

образовательных отношений;
•

Положение о Совете профилактики;

• Положение о постановке и снятии с внутришкольного профилактического учета
обучающихся;
• Положение о постановке и снятии с внутришкольного профилактического учета
семьи обучающихся;
•

Положение об использовании государственных символов в МАОУ СОШ № 20

имени Милевского Н.И.
34

•

Положение о ПМПК;

•

Положение о социально-психологической службе;

•

Положение о первичном отделении РДДМ «Движение первых»;

• Положение об ученическом портфолио
•

Положение о «Лучшем ученике», «Лучшем спортсмене» школы;

•

Положение о знаменной группе школы;

•

Положение об организации внеурочной деятельности.

3.3 Требования

к

условиям

работы

с

обучающимися

с

особыми

образовательными потребностями
Особыми задачами воспитания обучающихся с особыми образовательными
потребностями (дети- инвалиды, дети с ОВЗ, УО) являются:
–

личностно-ориентированный подход в организации всех видов деятельности

обучающихся с особыми образовательными потребностями;


налаживание

эмоционально-положительного

взаимодействия

с

окружающими для их успешной социальной адаптации и интеграции в
общеобразовательной организации;


формирование доброжелательного отношения к обучающимся и их семьям

со стороны всех участников образовательных отношений;


построение

воспитательной

деятельности

с

учѐтом

индивидуальных

особенностей и возможностей каждого обучающегося;


обеспечение психолого-педагогической поддержки семей обучающихся,

содействие повышению уровня их педагогической, психологической, медикосоциальной компетентности.
При организации воспитания обучающихся с особыми образовательными
потребностями специалисты блока воспитательной работы делают акцент на:
–

формирование

личности

ребѐнка

с

особыми

образовательными

потребностями с использованием адекватных возрасту и физическому и (или)
психическому состоянию методов воспитания;
35



создание оптимальных условий совместного воспитания и обучения

обучающихся с особыми образовательными потребностями и их сверстников, с
использованием адекватных вспомогательных средств и педагогических приѐмов,
организацией совместных форм работы классного руководителя, педагогапсихолога, учителя-логопеда, учителя- дефектолога
3.4 Система поощрения социальной успешности и проявлений активной
жизненной позиции обучающихся
Система проявлений активной жизненной позиции и поощрения социальной
успешности обучающихся строится на принципах:


публичности, открытости поощрений (информирование всех обучающихся о

награждении, проведение награждений в присутствии значительного числа
обучающихся);


соответствия артефактов и процедур награждения укладу МАОУ СОШ № 20

имени Милевского Н.И., качеству воспитывающей среды, символике школы;


прозрачности правил поощрения (наличие положения о награждениях,

неукоснительное следование порядку, зафиксированному в этом документе,
соблюдение справедливости при выдвижении кандидатур);


регулирования

частоты

награждений

(еженедельно

на

общешкольной

линейке);


сочетания индивидуального и коллективного поощрения (использование

индивидуальных и коллективных наград даѐт возможность стимулировать
индивидуальную

и

коллективную

межличностные противоречия

активность

обучающихся,

преодолевать

между обучающимися, получившими

и не

получившими награды);


привлечения к участию в системе поощрений на всех стадиях родителей

(законных

представителей)

обучающихся,

представителей

родительского

сообщества, самих обучающихся, их представителей, сторонних организаций, их
статусных представителей;
36



дифференцированности поощрений (наличие уровней и типов наград

позволяет продлить стимулирующее действие системы поощрения).
Формы поощрения проявлений активной жизненной позиции обучающихся и
социальной успешности : индивидуальные портфолио, групповые рейтинги, и др.
Ведение портфолио — деятельность обучающихся при еѐ организациии
регулярном поощрении классными руководителями, поддержке родителями
(законными

представителями)

по

собиранию

(накоплению)

артефактов,

фиксирующих и символизирующих достижения обучающегося.
Портфолио может включать артефакты признания личностных достижений,
достижений в группе, участия в деятельности (грамоты, поощрительные письма,
фотографии призов, фото изделий, работ и др., участвовавших в конкурсах и т. д.).
Рейтинг

размещение

имен

обучающихся

или

названий

групп

в

последовательности, определяемой их успешностью, достижениями в чѐм-либо.
3.5 Анализ воспитательного процесса
Анализ воспитательного процесса осуществляется в соответствии с целевыми
ориентирами результатов воспитания, личностными результатами обучающихся на
всех уровнях образования, установленными соответствующими ФГОС.
Основным методом анализа воспитательного процесса в МАОУ СОШ № 20 имени
Милевского Н.И. является ежегодный самоанализ воспитательной работы с целью
выявления основных проблем и последующего их решения, с привлечением (при
необходимости) внешних экспертов, специалистов.
Планирование анализа воспитательного процесса включается в календарный план
воспитательной работы.
Основные принципы самоанализа воспитательной работы:


взаимное уважение всех участников образовательных отношений;



приоритет анализа сущностных сторон воспитания ориентирует на изучение

прежде всего неколичественных, а качественных показателей, таких как
сохранение уклада МАОУ СОШ № 20 имени Милевского Н.И., качество
37

воспитывающей среды, содержание и разнообразие деятельности, стиль общения,
отношений между педагогами, обучающимися и родителями;


развивающий характер осуществляемого анализа ориентирует на

использование результатов анализа для совершенствования воспитательной
деятельности педагогических работников (знания и сохранения в работе
целиизадачвоспитания,умелогопланированиявоспитательнойработы,адекватного
подбора видов, форм и содержания совместной деятельности с обучающимися,
коллегами, социальными партнѐрами);


распределѐнная

ответственность

за

результаты

личностного

развития

обучающихся ориентирует на понимание того, что личностное развитие —это
результат

как

организованного

социального

воспитания,

в

котором

общеобразовательная организация участвует наряду с другими социальными
институтами, так и стихийной социализации, и саморазвития.
Основные направления анализа воспитательного процесса:
1.

Результаты воспитания, социализации и саморазвития обучающихся.

Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ,
Является динамика личностного развития обучающихся в каждом классе.
Анализ проводится классными руководителями вместе с заместителем директора
(советником директора по воспитанию, педагогом-психологом, социальным
педагогом, учителем-дефектологом) с последующим обсуждением результатов на
методическом объединении классных руководителей.
Основным

способом

получения

информации

о

результатах

воспитания,

социализации и саморазвития обучающихся является педагогическое наблюдение.
Внимание педагогов сосредоточивается на вопросах: какие проблемы, затруднения
в личностном развитии обучающихся удалось решить за прошедший учебный год;
какие проблемы, затруднения решить не удалось и почему; какие новые проблемы,
трудности появились, над чем предстоит работать педагогическому коллективу.

38

2.

Состояние совместной

деятельности обучающихся и взрослых.

Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие
интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной
деятельности обучающихся и взрослых.
Анализ

проводится

заместителем

директора

(советником

директора

по

воспитанию, педагогом-психологом, социальным педагогом, руководителем МО),
классными руководителями. Способами получения информации о состоянии
организуемой

совместной

деятельности

обучающихся

и

педагогических

работников могут быть анкетирования и беседы с обучающимися и их родителями
(законными представителями), педагогическими работниками, представителями
совета обучающихся. Результаты обсуждаются на заседании методических
объединений классных руководителей или педагогическом совете. Внимание
сосредоточивается на вопросах, связанных с качеством:
 реализации воспитательного потенциала урочной деятельности;
 организуемой внеурочной деятельности обучающихся;
 деятельности классных руководителей и их классов;
 проводимых общешкольных основных дел, мероприятий;
 внешкольных мероприятий;
 создания и поддержки предметно-пространственной среды;
 взаимодействия с родительским сообществом;
 деятельности по профилактике и безопасности;
 деятельности по профориентации обучающихся;
Итогом самоанализа является перечень выявленных проблем, над решением
которых предстоит работать педагогическому коллективу.
Итоги самоанализа оформляются в виде отчѐта, составляемого заместителем
директора МАОУ СОШ № 20 имени Милевского Н.И.(совместно с советником
директора по воспитательной работе, руководителем МО классных руководителей,
педагогом- психологом, социальным педагогом) в конце учебного года,
рассматриваются на педагогическом совете школы.
39


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».