МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ,НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ
ПОЛИТИКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ АДМИНИСТРАЦИИ МО КУЩЕВСКИЙ
РАЙОН
МАОУ СОШ №20 имени Милевского Н.И.
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
Методическим
объединением
учителей математики
и информатики МАОУ
СОШ №20 имени
Милевского Н. И.
Заместитель директора по
УВР МАОУ СОШ №20
имени Милевского Н. И.
Директор
____________ Розман Н. Г.
Протокол №1 от
__________Синицина С.И.
«28» августа 2024 г.
Протокол №1 от
«28» августа 2024 г.
МАОУ СОШ № 20
имени Милевского Н. И.
_____________ Пунда Н. А.
Протокол педагогического
совета №1 от
«29» августа 2024 г.
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Математика»
для обучающихся с ЗПР (вариант 7.1)
9 класс
хутор Средние Чубурки
2024
1
Пояснительная записка.
Рабочая программа по учебному предмету «Математика» составлена на основе Федеральной адаптированной основной
общеобразовательной программы обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.1), утвержденной приказом Министерства
просвещения России от 24.11.2022 г. № 1025. В ней учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования
универсальных учебных действий для основного общего образования; возрастные и психологические особенности обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья.
Учебно-методический комплект 9 класса
Составляющие УМК
Учебник
Название
Математика (алгебра) 8 класс.
Дляобщеобразовательных
организаций.
Автор
А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский,
М.С.Якир
Год издания
2019 - 2022
Издательство
ООО ИЦ «Вентана
– Граф»/ АО
«Издательство
«Просвещение»
Математика (геометрия) 7- 9
классы: базовый уровень
Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов,
С.Б.Кадомцев
2019-2023
АО «Издательство
«Просвещение»
Математика (вероятность и
статистика) 7- 9 классы:
базовый уровень: в 2 частях
И.Р.Высоцкий, И.В.Ященко
2023
АО
«Издательство
«Просвещение»
Место дисциплины в учебном плане
На изучение учебного курса «Матемактика» отводится 204 часа: алгебры 4 часа в неделю и геометрии 2 часа в неделю.
2
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Название
предмета,
курса
Математика
Дети с ОВЗ (ЗПР)
•
•
•
•
•
Предметные
Овладеть базовыми понятиями по
основным разделам содержания;
уметь работать с математическим
текстом;
уметь решать несложные
практические задачи, в том числе с
использованием калькулятора;
уметь прикидывать и оценивать
результаты решения задач;
уметь выполнять расчѐты по
формулам;
уметь
решать
несложные
геометрические задачи.
•
•
•
•
•
•
Алгебра
•
•
•
осознание значения математики для
повседневной жизни человека;
уметь работать с учебным
математическим текстом (извлекать
необходимую информацию),
грамотно выражать свои мысли с
применением математической
терминологии и символики;
овладеть базовыми понятиями по
основным разделам содержания;
•
•
•
Метапредметные
Уметь видеть математическую
задачу в окружающей жизни;
понимать сущность
алгоритмических предписаний и
уметь действовать в соответствии с
предложенным алгоритмом;
в диалоге с учителем
совершенствовать самостоятельно
выбранные критерии оценки;
осуществлять поиск информации с
использованием ресурсов
библиотекв Интернете;
сравнивать, и факты и явления;
учиться критично относиться к
своему мнению, с достоинством
признавать ошибочность своего
мнения и корректировать его.
уметь видеть математическую
задачу в контексте проблемной
ситуации в других дисциплинах, в
окружающей жизни;
уметь находить в различных
источниках информации;
уметь понимать и использовать
математические средства
наглядности (графики, диаграммы,
таблицы, схемы и т.д.) для
•
•
•
Личностные
Представлять математическую
науку как сферу человеческой
деятельности,
представлять
этапы еѐ развития и значимость
для развития цивилизации;
вырабатывать волю и
настойчивость в достижении цели.
уметь ясно, точно, грамотно
излагать свои мысли в устной и
письменной форме, понимать
смысл поставленной задачи,
выстраивать аргументацию,
приводить примеры и
контрпримеры;
критичность мышления, умение
распознавать логически
3
•
•
•
•
•
•
•
•
•
представлениями об основных
изучаемых понятиях как важнейших
математических моделях,
•
позволяющих описывать и изучать
реальные процессы и явления;
уметь выполнять вычисления с
•
действительными числами;
уметь решать уравнения,неравенства,
системы уравнений и неравенств;
уметь решать текстовые задачи
арифметическим способом, с
•
помощью составления и решения
уравнений, систем уравнений и
•
неравенств;
уметь проводить практические
расчѐты: вычисления с процентами,
•
вычисления с числовыми
последовательностями, вычисления
•
статистических характеристик,
выполнение приближѐнных
вычислений;
уметь выполнять тождественные
преобразования рациональных
выражений;
уметь строить графики функции;
читать и использовать информацию,
представленную в виде таблицы,
диаграммы.
представлять данные в виде таблиц,
строить диаграммы (столбиковые •
(столбчатые)
и
круговые)
по
массивам значений.
описывать
и
интерпретировать
реальные числовые данные,
представленные в таблицах, на
иллюстрации, интерпретации,
аргументации;
понимать сущность
алгоритмических предписаний и
уметь действовать в соответствии с
предложенным алгоритмом;
уметь самостоятельно ставить цели,
выбирать и создавать алгоритм для
решения учебных математических
проблем;
уметь планировать и осуществлять
деятельность, направленную на
решение задач
первоначальные представления об
идеях и методах математики как
универсальном языке науки и
техники, средстве моделирования
явлений и процессов.
выявлять и характеризовать
существенные признаки
математических объектов, понятий,
отношений между понятиями;
формулировать определения
понятий
устанавливать существенный
признак классификации, основания
для обобщения и сравнения,
критерии проводимого анализа;
воспринимать, формулировать и
преобразовывать суждения:
утвердительные и отрицательные,
единичные, частные и общие;
условные;
•
•
•
•
некорректные высказывания,
отличать гипотезу от факта;
представление о математической
науке как сфере человеческой
деятельности, об этапах еѐ
развития, о еѐ значимости для
развития цивилизации;
креативность мышления,
инициатива, находчивость,
активность при решении
математических задач;
умение контролировать процесс и
результат учебной
математической деятельности;
способность к эмоциональному
восприятию математических
объектов, задач, решений,
рассуждений.
•
•
проявлением
интереса
к
прошлому
и
настоящему
российской
математики,
ценностным
отношением
к
достижениям
российских математиков
и
российской
математической
школы, к использованию этих
достижений в других науках и
прикладных сферах.
готовностью
к
обсуждению
этических проблем, связанных с
практическим
применением
достижений науки, осознанием
важности
морально-этических
4
•
•
•
•
Геометрия
•
•
диаграммах, графиках.
находить
частоты
числовых
значений и частоты событий, в том
числе по результатам измерений и
наблюдений.
Находить вероятности случайных
событий в опытах, зная вероятности
элементарных событий, в том числе в
опытах
с
равновозможными
элементарными событиями.
Оперировать понятиями: множество,
подмножество; выполнять операции
над множествами: объединение,
пересечение,
дополнение;
перечислять элементы множеств;
применять свойства множеств.
Использовать графическое
представление множеств и связей
между ними для описания процессов
и явлений, в том числе при решении
задач из других учебных предметов и
курсов.
осознание значения геометрии для
повседневной жизни;
представление о геометрии как сфере
математической деятельности, об
этапах еѐ развития. о еѐ значимости
для развития цивилизации;
уметь работать с учебным
математическим текстом (извлекать
необходимую информацию), точно и
грамотно выражать свои мысли с
•
•
•
•
•
•
•
выявлять недостаточность и
избыточность информации, данных,
необходимых для решения задачи;
выбирать, анализировать,
систематизировать и
интерпретировать информацию
различных видов и форм
представления;
оценивать надѐжность информации
по критериям, предложенным
учителем или сформулированным
самостоятельно.
воспринимать и формулировать
суждения в соответствии с
условиями и целями общения; ясно,
точно, грамотно выражать свою
точку зрения в устных и
письменных текстах, давать
пояснения по ходу решения задачи,
комментировать полученный
результат;
•
•
уметь соотносить свои действия с
•
планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей
деятельности;
уметь определять понятия,
создаватьобобщения, устанавливать
аналогии,классифицировать;
•
уметь устанавливать причинно следственные связи, делать выводы;
уметь иллюстрировать изученные
принципов
в
деятельности
учѐного.
осознанным
выбором
и
построением
индивидуальной
траектории
образования
и
жизненных планов с учѐтом
личных
интересов
и
общественных потребностей.
способностью к эмоциональному
и эстетическому восприятию
математических объектов, задач,
решений, рассуждений; умению
видеть
математические
закономерности в искусстве.
воспитание
российской
гражданской
идентичности:
патриотизма, уважения к
Отечеству, осознания вклада
отечественных учѐных в
развитие мировой науки;
ответственное отношение к
учению, готовность и
способность к саморазвитию и
самообразованию на основе
5
•
•
•
•
•
•
•
•
применением математической
терминологии и символики;
владеть базовым понятийным
аппаратом по основным разделам
содержания;
уметь изображать фигуры на
плоскости;
уметь использовать геометрический
язык для описания предметов
окружающего мира;
уметь измерять длины отрезков,
величины углов, вычислять площади
фигур;
уметь распознавать и изображать
равные, симметричные и подобные
фигуры;
уметь выполнять построения
геометрических фигур с помощью
циркуля и линейки;
уметь читать и использовать
информацию, представленную на
чертежах, схемах;
уметь проводить практические
расчѐты.
•
•
•
•
понятия и свойства фигур,
опровергать неверные утверждения;
компетентность в области
•
использования информационно коммуникационных технологий;
уметь видеть геометрическую
задачув контексте проблемной
ситуации в других дисциплинах, в
•
окружающейжизни;
уметь находить в различных
источниках информацию;
уметь понимать и использовать
•
математические средства
наглядности (графики,
диаграммы, таблицы, схемы и т.д.)
для иллюстрации, интерпретации,
аргументации;
понимать сущность алгоритмических
предписаний и уметь действовать в
соответствии с предложенным
алгоритмом.
мотивации к обучению и
познанию;
осознанный выбор дальнейшей
индивидуальной траектории
образования на базе
ориентировки в мире профессий и
профессиональных предпочтений;
уметь контролировать процесс и
результат
учебной
и
математической деятельности;
критичность
мышления,
инициатива,
находчивость,
активность при решении
геометрических задач.
Выпускник с ОВЗ (ЗПР) научится:
•
строить графики квадратичной функции, применяя ее свойства при решении неравенств второй степени, раскладывать квадратный
трехчлен на множители; вычислять значения функции, заданной формулой, а также двумя и тремя формулами; описывать свойства
функций на основе их графического представления; интерпретировать графики реальных зависимостей;
•
•
показывать схематически положение на координатной плоскости графиков функций у=ах2, у = ах2 + n, у = а (х - m)2;
строить график функции у = ах2+ bх + с, уметь указывать координаты вершины параболы, еѐ ось симметрии, направление ветвей
параболы; изображать схематически график функции
6
•
решать неравенства второй степени, используя графические представления;
•
•
решать уравнения, приводимые к квадратным, применять графический способ решения систем уравнений;
решать уравнения третьей и четвѐртой степени с помощью разложения на множители и введение вспомогательных переменных, в
частности
решать биквадратные уравнения; решать дробные рациональные уравнения, сводя их к целым уравнениям с последующей проверкой
корней;
решать текстовые задачи, используя в качестве алгебраической модели систему уравнений второй степени с двумя переменными;
решать составленную систему, интерпретировать результат
применять изучаемые формулы при решении задач практического содержания;
применять индексные обозначения для членов последовательностей;
•
•
•
•
•
•
приводить примеры задания последовательностей формулой n-го члена и рекуррентной формулой;
выводить формулы n-го члена арифметической прогрессии и геометрической прогрессии, суммы первых n членов арифметической и
геометрической прогрессий,
•
•
•
решать задачи с использованием этих формул;
доказывать характеристическое свойство арифметической и геометрической прогрессий;
распознавать задачи на вычисление числа перестановок, размещений, сочетаний и применять соответствующие формулы;
•
•
вычислять частоту случайного события; оценивать вероятность случайного события с помощью частоты, установленной опытным
путѐм;
находить вероятность случайного события на основе классического определения вероятности;
•
приводить примеры достоверных и невозможных событий.
7
Содержание учебного предмета.
Содержание курса алгебры 9 класса.
Название раздела
(курса)
Уравнения.
Основное содержание
•
•
•
•
•
•
Неравенства.
•
Функции.
•
•
•
•
•
•
Уравнение с одной переменной. Корень уравнения. Равносильные уравнения. Свойства уравнений
содной переменной. Уравнение как математическая модель реальной ситуации.
Квадратное уравнение. Формула корней квадратного уравнения. Теорема Виета.
Рациональные уравнения. Решение рациональных уравнений, сводящихся к линейным или
квадратнымуравнениям.
Решение текстовых задач с помощью рациональных уравнений.
Уравнение с двумя переменными. График уравнения с двумя переменными. Линейное уравнение с
двумя переменными и его график.
Системы уравнений с двумя переменными. Графический метод решения системы уравнений с двумя
переменными. Решение систем уравнений методом подстановки и сложения. Система двух уравнений
с двумя переменными как модель реальной ситуации.
Числовые неравенства и их свойства. Сложение и умножение числовых неравенств. Оценивание
значения выражения.
Неравенства с одной переменной. Равносильные неравенства. Числовые промежутки.
Линейные и квадратные неравенства с одной переменной.
Системы неравенств с одной переменной.
Функциональные зависимости между величинами. Понятие функции. Функция как математическая
модель реального процесса.
Область определения и область значений функции. Способы задания функции. График функции.
Построение графиков функций с помощью преобразований фигур. Нули функции. Промежутки
знакопостоянства функции. Промежутки возрастания и убывания функции.
Линейная функция, обратная пропорциональность, квадратичная функция, функция у =√ х, их
свойства и графики.
8
Числовые
последовательности.
•
•
Элементы
прикладной
математики.
•
•
•
•
•
Алгебра в
историческом
развитии.
•
•
Представление данных
Описательная
статистика
Случайная изменчивость
•
•
•
•
•
•
Понятие числовой последовательности. Конечные и бесконечные последовательности. Способы
задания последовательности.
Арифметическая и геометрическая прогрессии. Свойства членов арифметической и геометрической
прогрессий. Формулы общего члена арифметической и геометрической прогрессий. Формулы суммы
n первых членов арифметической и геометрической прогрессий. Сумма бесконечной геометрической
прогрессии, у которой |q| < 1.
Представление бесконечной периодической десятичной дроби в виде обыкновенной дроби.
Математическое моделирование. Процентные расчѐты. Формула сложных процентов.
Приближѐнныевычисления. Абсолютная и относительная погрешности.
Основные правила комбинаторики. Частота и вероятность случайного события. Классическое
определение вероятности.
Начальные сведения о статистике. Представление данных в виде таблиц, круговых и столбчатых
диаграмм, графиков.
Статистические характеристики совокупности данных: среднее значение, мода, размах, медиана
выборки.
Зарождение алгебры, книга о восстановлении и противопоставлении Мухаммеда аль – Хорезми.
История формирования математического языка. Как зародилась идея координат. Открытие
иррациональности. Из истории возникновения формул для решения уравнений 3 = й и 4 – й степеней.
История развития понятия функции. Как зародилась теория вероятностей. Числа Фибоначчи. задача
Л.Пизанского (Фибоначчи) о кроликах.
Л.Ф.Магницкий, П.Л.Чебышев, Н.И.Лобачевский, В.Я.Буняковский, А.Н.Колмогоров, Ф.Виет,
П.Ферма,Р.Декарт, Н.Тарталья, Д.Кардано, Н.Абель, Б.Паскаль, Л.Пизанский, К.Гаусс.
Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков.
Заполнение таблиц, чтение и построение диаграмм (столбиковых (столбчатых) и круговых).
Чтение графиков реальных процессов.
Извлечение информации из диаграмм и таблиц, использование и интерпретация данных.
Описательная статистика: среднее арифметическое, медиана, размах, наибольшее и наименьшее
значениянабора числовых данных. Примеры случайной изменчивости.
Случайный эксперимент (опыт) и случайное событие. Вероятность и частота. Роль маловероятных и
практически достоверных событий в природе и в обществе. Монета и игральная кость в теории
вероятностей.
9
Случайные опыты
и случайные
события
Деревья
Элементы комбинаторики
•
•
•
Элементарные события случайного опыта. Случайные события. Вероятности событий. Опыты с
равновозможными элементарными событиями. Случайный выбор. Связь между маловероятными и
практически достоверными событиями в природе, обществе и науке.
Дерево. Свойства деревьев: единственность пути, существование висячей вершины, связь между
числом вершин и числом рѐбер. Правило умножения. Решение задач с помощью графов.
Перестановки и факториал. Сочетания и число сочетаний. Треугольник Паскаля. Решение задач с
использованием комбинаторики.
Содержание курса геометрии 9 классов.
Название раздела
(курса)
Простейшие геометрические
фигуры.
Многоугольники.
Основное содержание
•
Перпендикуляр и наклонная к прямой.
•
Метрические соотношения в прямоугольном треугольнике. Синус, косинус, тангенс и котангенс
острого угла прямоугольного треугольника и углов от 00 до 1800. Формулы, связывающие синус,
косинус, тангенс, котангенс одного и того же угла. Решение треугольников. Теорема синусов и
теорема косинусов.
Многоугольники. Выпуклые многоугольники. Сумма углов выпуклого многоугольника. Правильные
многоугольники.
Периметр многоугольника.
Длина окружности. Длина дуги окружности.
Понятие площади многоугольника. Равновеликие фигуры.
Понятие площади круга. Площадь сектора.
Формула расстояния между точками. Координаты середины отрезка.
Уравнение фигуры. Уравнение окружности и прямой.
Угловой коэффициент прямой.
Понятие вектора. Модуль (длина вектора. равные векторы. Коллинеарные векторы. Координаты
вектора. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Скалярное произведение
векторов. Косинус угла между двумя векторами.
Понятие о преобразовании фигуры. Движение фигуры. Виды движения: параллельный перенос,
осевая симметрия, центральная симметрия, поворот. Равные фигуры. Гомотетия. Подобие фигур.
•
Измерение геометрических
величин.
•
•
•
•
Декартовы координаты на
плоскости.
•
•
•
•
Векторы.
Геометрические
преобразования.
•
10
Элементы логики.
•
•
Геометрия в историческом
развитии.
•
•
Определение. Аксиомы и теоремы. Доказательство. Доказательство от противного. Теорема,
обратная данной.
Необходимое и достаточное условия. Употребление логических связок если …, то; тогда и
только тогда.
Из истории геометрии, «Начала» Евклида. История пятого постулата Евклида. Тригонометрия –
наука об измерении треугольников. Построение правильных многоугольников. Как зародилась идея
координат.
Н.И.Лобачевский, Л.Эйлер, Фалес, Пифагор.
11
Тематическое планирование
Алгебра
N п/п
Тема
Кол-во часов
1
Свойства функций. Квадратичная функция.
2
Уравнения и неравенства с одной переменной
25
22
3
Уравнения и неравенства с двумя переменными
21
4
Арифметическая и геометрическая прогрессии
18
5
Элементы комбинаторики и теории вероятностей
22
6
Повторение
28
Итого
136
Геометрия
N п/п
1
Тема
Кол-во часов
2
Векторы
Метод координат
8
9
3
Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов
11
4
Длина окружности и площадь круга
12
5
Движения
8
6
Начальные сведения из стереометрии
8
7
Об аксиомах планиметрии
2
8
Повторение. Решение задач
10
68
Итого
Коррекционная работа.
Основные аспекты построения и реализации рабочих программ по предметам в условиях обучения детей с ОВЗ (ЗПР)
1. Реализация коррекционной направленности обучения:
• выделение существенных признаков изучаемых явлений (умение анализировать, выделять главное в материале);
• опора на объективные внутренние связи, содержание изучаемого материала (в рамках предмета и нескольких предметов);
• соблюдение в определение объѐма изучаемого материала, принципов необходимости и достаточности;
• введение в содержание учебных программ коррекционных разделов для активизации познавательной деятельности;
• учет индивидуальных особенностей ребенка, т. е. обеспечение личностно-ориентированного обучения;
• практико-ориентированная направленность учебного процесса;
• связь предметного содержания с жизнью;
• проектирование жизненных компетенций обучающегося;
• включение всего класса в совместную деятельность по оказанию помощи друг другу;
• привлечение дополнительных ресурсов (специальная индивидуальная помощь, обстановка, оборудование, другие вспомогательные средства).
2. Увеличение времени, планируемого на повторение и пропедевтическую работу
Учитель в рабочей программе распределяет часы по разделам и темам, ориентируясь на используемый УМК, с учѐтом особых образовательных
потребностей детей с ОВЗ (ЗПР).
13
3. Проектирование наряду с основными образовательными задачами индивидуальных образовательных задач для детей с ОВЗ (ЗПР)
В пояснительной записке определяются цель и задачи изучаемого предмета и описываются коррекционные возможности предмета.
Обязательным разделом рабочей программы в части календарно-тематического планирования является планирование коррекционной работы
по предмету, которая предусматривает: восполнение пробелов в знаниях; подготовку к усвоению и отработку наиболее сложных разделов
программы; развитие высших психических функций и речи обучающихся.
4. Использование приѐмов коррекционной педагогики на уроках
• наглядные опоры в обучении; алгоритмы, схемы, шаблоны;
• поэтапное формирование умственных действий;
• опережающее консультирование по трудным темам, т.е. пропедевтика;
• безусловное принятие ребѐнка, игнорирование некоторых негативных поступков;
• обеспечение ребѐнку успеха в доступных ему видах деятельности.
В рабочей программе отмечаются требования к уровню подготовки учащихся по предмету в соответствии с Федеральным
государственным образовательным стандартом.
Для детей с задержкой психического развития может быть разработана дифференцированная оценка результатов деятельности. Учебные
достижения ребѐнка с ЗПР сопоставляются с его предшествующими достижениями.
Так как оценка результатов освоения обучающимися с ЗПР образовательной программы осуществляется в полном соответствии с
требованиями ФГОС ООО, адаптированные рабочие программы для детей с ЗПР составлены на основе рабочих программ ООП ООО, но
предусматривают определенные особенности адаптации учебного материала по предметам.
Особенности адаптации рабочей программы по предмету «Математика»
Основанием для выбора содержания являются планируемые результаты из блока «выпускник научится», то есть материал,
обеспечивающий результаты из блока «выпускник получит возможность научиться», изучается ознакомительно или не изучается вовсе. Учитель
должен четко понимать, какие дидактические единицы относятся к основному объему, а какие – к дополнительному. Обучающимся
14
предлагается система разноуровневых задач.
Вариант полного исключения дидактических единиц возможен в случае, если класс состоит исключительно из обучающихся с ЗПР, имеющих
затруднения с их освоением, соответствующие рекомендациям специалистов. Здесь возможно и перераспределение содержания по классам.
Высвободившийся резерв учебного времени целесообразно использовать для ликвидации пробелов в предметных образовательных результатах,
для систематического повторения изученного, для пропедевтики наиболее трудных тем.
При организации урока в отборе содержания важными являются вопросы о методах введения теоретического материала и принципах
отбора практических заданий.
Содержание алгебры для обучающихся с ЗПР имеет практическую направленность. Желателен поэтапный переход от практического
обучения к практико-теоретическому. При введении теоретического материала, особенно в начале изучения курса математики, алгебры и
геометрии, предпочтительным является конкретно-индуктивный способ введения материала, при котором обучающиеся приходят к осознанию
теоретических положений на основе конкретных примеров, в результате выполнения практических заданий. Важно опираться на субъективный
опыт обучающихся, подавать материал на наглядно-интуитивном уровне. Самые значимые действия обучающихся должны быть максимально
алгоритмизированы, а сами алгоритмы представлены в виде наглядных схем, опорных карточек, таблиц и проч.
Большая часть учебного времени при обучении должна быть отведена решению задач. При подборе заданий для обучающихся с ЗПР
следует формировать особую систему задач, не ограничиваясь представленной в используемом УМК. На выбор задач влияет их трудность,
сложность, практико- ориентированность. В случае необходимости, продиктованной особенностями обучающихся, система
задач может дополняться задачами, приведенными в пособиях и УМК для специальных (коррекционных) образовательных учреждений.
В отдельных случаях не требуется или невозможна корректировка образовательных результатов, содержания, календарно- тематического
планирования. В этом случае особое внимание уделяется подбору задачного материала, а также использованию педагогических средств. Их
выбор является тем более значимым в случае корректировки результатов и содержания. Педагогические средства, позволяющие учитывать
индивидуальные особенности обучающихся, также целесообразно отмечать в адаптированной рабочей программе. Реализация ФГОС и
системно-деятельностного подхода влияет на отбор этих средств: важно обеспечить не только предметные образовательные результаты, но и
формирование УУД, учесть индивидуальные образовательные потребности обучающихся.
Среди педагогических технологий следует обратить внимание на технологии, позволяющие реализовывать дифференциацию,
индивидуализацию процесса обучения: разноуровневого обучения (В. В. Гузеев и др.), индивидуализированного обучения (А. С.
Границкая, И. Унт, В. Д. Шадриков и проч.), электронного обучения.
Системно-деятельностный подход предопределяет выбор методов обучения, направленных на активизацию самостоятельной
познавательной деятельности обучающихся. Соотношение методов обучения для обучающихся с ЗПР будет несколько иным. В обучении
математике по ФГОС приоритет за частично-поисковыми и исследовательскими методами. Однако для обучающихся с ЗПР не менее значимо
применение проблемного изложения ирепродуктивных методов. Образцы математических записей, объяснения, направленные на раскрытие и
объяснение алгоритма деятельности, формирование умения слушать и повторять рассуждения учителя, – все это оказывает значительное
влияние на результаты коррекционно-развивающей работы.
15
Среди форм организации познавательной деятельности обучающихся следует отдавать предпочтение индивидуальным, парным, по
возможности – групповым. Для достижения необходимых образовательных результатов фронтальная работа сводится к минимуму.
Среди педагогических приемов при обучении алгебры и геометрии следует отметить использование упражнений, развивающих память,
внимание, мышление. Важно применять приемы мотивации учебной деятельности (творческое домашнее задание, «придумай правило»,
«сочини кроссворд», «сделай рекламу темы» и проч.).
Отметим, что на уроке алгебры для обучающихся с ЗПР еще более значима смена видов деятельности: устный счет, проблемный диалог,
письменное выполнение заданий, работа в парах и проч.
Реализация ФГОС требует особого подхода к оцениванию образовательных результатов. Основным ориентиром для выбора заданий по
оценкепредметных результатов при необходимости могут стать лишь задания базового уровня. Особое внимание следует уделять
систематичности и своевременности контроля (не просто по каждой теме, а на каждом этапе урока). Значимое место в обучении математике
занимает профилактика типичных ошибок.
16