МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ,НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ
ПОЛИТИКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ АДМИНИСТРАЦИИ МО
КУЩЕВСКИЙ РАЙОН
МАОУ СОШ №20 имени Милевского Н.И.
РАССМОТРЕНО
Руководитель МО
филологов
МАОУ СОШ №20
имени Милевского Н.И.
_________ лубинец Я.А.
Протокол №1 от
«27» августа 2024 г.
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
Заместитель директора Директор
МАОУ СОШ №20
МАОУ СОШ №20
имени Милевского Н.И.
имени Милевского Н.И.
____________Пунда Н.А.
___________Розман Н.Г.
Протокол №1 от
«28» августа 2024 г.
Протокол педагогического
совета №1 от
«29» августа 2024 г.
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Русский язык»
для обучающихся 7-9 классов
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(вариант1)
хутор Средние Чубурки
2024
Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии с Федеральным
государственным
образовательным стандартом обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденным приказом
Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 года № 1599
Программа разработана на основании Примерной адаптированной основной
общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (Вариант1) М.
«Просвещение» 2021г., одобрена решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15).
Программа разработана на основании рабочей программы по учебным
предметам ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями
Вариант 1, 5-9 классы (русский язык) под редакцией Э. В. Якубовской, М. И.
Шишковой, И. М. Бгажноковой, 4-е издание, М. «Просвещение» 2023 г.
Программа разработана на основании учебного плана МАОУ СОШ №20 имени
Милевского Н.И.
На изучение предмета "Русский язык" в 7-9 классах в Федеральном учебном
плане отведено 4 часа в неделю, 136 часов в год
«Письмо и развитие речи», как учебный предмет является одним из
основных предметов в специальной (коррекционной) школе, так как от его
усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Он
служит базой для общения и изучения других школьных дисциплин,
средством развития высших психических функций, воображения,
познавательных и творческих способностей, основным каналом социализации
личности. Успехи в изучении письма во многом определяют результаты
обучения по другим школьным предметам.
Уроки письма и развития речи носят коммуникативно-речевую
направленность. В процессе изучения грамматики и правописания у
обучающихся развивается устная и письменная речь, формируются
практически значимые орфографические и пунктуационные навыки,
воспитывается интерес к родному языку.
В 7-9 классе продолжается работа по звукобуквенному анализу.
Обучающиеся овладевают правописанием значимых частей слова и различных
частей речи. Большое внимание уделяется фонетическому разбору.
Продолжается систематическое изучение элементарного курса грамматики и
правописания. Основными темами являются состав слова и части речи. Изучение
состава слова, словообразующей роли значимых частей слова направлено на
обогащение и активизацию словаря обучающихся. В процессе упражнений
формируются навыки правописания (единообразное написание гласных и
согласных в корне слова и приставке). Большое значение для усвоения
правописания имеет морфемный разбор, сравнительный анализ слов, различных
по произношению, сходных по написанию (подбор гнезд родственных слов) и
др. Части речи изучаются в том объеме, который необходим обучающимся для
выработки практических навыков устной и письменной речи — обогащения и
активизации словаря, формирования навыков грамотного письма.
Содержание учебного предмета «Русский язык» 7-9 классы.
Программа по русскому языку в 5-9 классах имеет коммуникативную
направленность. В связи с этим на первый план выдвигаются задачи развития
речи учащихся как средства общения и как способа коррекции их мыслительной
деятельности.
Для решения этих взаимообусловленных задач строится содержательная часть
программы. Особое внимание уделяется таким синтаксическим структурам, как
предложение и текст, которые обеспечивают реализацию коммуникативной
функции речи и возможность развѐрнуто выражать мысли, точнее понимать
высказывания других людей. Коммуникативная направленность обучения делает
более продуктивным решение коррекционно-развивающих задач.
Реализация коммуникативного подхода предполагает некоторое смещение
акцентов при обучении русскому языку детей с нарушением интеллекта. Работа
над усвоением грамматических категорий и орфографических правил перестаѐт
быть самоцелью, она осуществляется в процессе формирования собственно
речевых умений и навыков. Большое значение приобретает не столько
запоминание грамматической теории и орфографических правил (как
называется, как изменяется), сколько умение применять изученный
грамматико-орфографический материал в устной и письменной форме речевой
практики.
Программа включает следующие разделы: «Состав слова», «Части речи»,
«Предложение», «Связная письменная речь», «Деловое письмо».
Специальные уроки делового письма или связной речи с элементами творчества
проводятся 1 раза в месяц по выбору учителя. Тренировочные упражнения в
деловом письме используются и на других уроках русского языка.
.
Слово.
Состав слова.
Родственные, или однокоренные, слова. Корень — выразитель общего значения
в группе однокоренных слов. Соотнесение однокоренных слов с их значением и
включение их в предложения. Объяснение значений слов по плану и образцу.
Подбор однокоренных слов, относящихся к разным частям речи. Их
дифференциация.
Окончание как изменяемая часть слова. Образование смысловой связи между
словами с помощью окончаний. Объединение слов в словосочетания с помощью
вопроса.
Приставка как часть слова. Наблюдение за изменением значения слова в
зависимости от приставки. Приставка и предлог. Их различение.
Правописание приставок с а и о. Приставка пере-.
Единообразное написание приставок на согласные вне зависимости от
произношения (с-, в-, от-, под-, над-). Составление различных словосочетаний с
однокоренными словами, образованными с помощью приставок.
Разделительный твѐрдый знак (ъ) в словах с приставками.
Правописание корней и приставок. Их систематизация.
Суффикс как часть слова. Изменение значения слова в зависимости от
суффикса.
Суффиксы с уменьшительно-ласкательным значением.
Образование разных частей речи с помощью приставок и суффиксов.
Образование разных слов с помощью одних и тех же приставок и суффиксов,
наблюдение за значением этих слов.
Практическое использование однокоренных слов в тексте.
Разбор слов по составу (простейшие случаи).
Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в
корнях слов путѐм изменения формы слова или подбора однокоренных слов.
Дифференциация способов проверки. Проверяемые и проверочные слова в
группе однокоренных слов.
Непроверяемые написания в корне. Наблюдение за единообразным написанием
орфограмм в группе однокоренных слов.
Сложные слова с соединительными гласными о, е и без соединительной
гласной. Обогащение словаря сложными словами. Их активизация. Объяснение
значения данных слов (по образцу). Составление словосочетаний и предложений
с данными словами. Включение их в текст.
Сложносокращѐнные слова. Использование в тексте сложных и сложносокращѐнных слов.
Части речи
Слово как название предмета, его признака или действия. Части речи.
Существительное. Прилагательное. Глагол. Их различение и вопросы как
средство для выявления этих частей речи. Различение данных частей речи в
группе однокоренных слов. Их дифференциация в предложении. Составление
словосочетаний, состоящих из разных частей речи.
Существительное. Значение существительных в речи. Объединение ряда
существительных общей темой. Разделение существительных на слова различных смысловых категорий: люди, их профессии, животные, растения,
события, явления природы и т. д. Существительные, называющие один и тот же
предмет по-разному. Существительные, противоположные по значению.
Существительные, близкие по значению. Описание картин окружающей
действительности существительными. Образование сравнительных оборотов с
союзом как (один предмет похож на другой: глаза как бусинки).
Существительные одушевлѐнные и неодушевлѐнные, собственные и нарицательные.
Большая буква в именах собственных. Названия праздников. Кавычки в
названиях книг, журналов, магазинов и т. д. Распространение предложений в
тексте именами собственными.
Изменение существительных по числам.
Нахождение смысловой связи между двумя данными существительными и
составление предложений на основе двух слов.
Род существительных. Родовые окончания. Различение существительных по
родам. Существительные мужского и женского рода с шипящей на конце.
Различение их по родам в словосочетаниях. Правописание.
Число существительных. Изменение существительных по числам.
Подбор однокоренных существительных с разными грамматическими
признаками. Включение их в предложения.
Изменение существительных в единственном числе по падежам (склонение).
Словосочетания с существительным, постановка вопроса от главного слова к
зависимому (существительному) и определение падежа существительного по
вопросу. Выделение падежных окончаний (на примере существительных с
ударными и беспроблемными окончаниями).
Предлоги и падежи. Предлог и падежное окончание для связи слов в
предложении. Выбор падежной формы существительного после предлога.
Понятие о начальной форме существительных. Постановка существительных,
стоящих в косвенных падежах, в начальную форму.
Три типа склонения существительных.
Ударные и безударные падежные окончания. Наблюдение за единообразным
написанием ударных и безударных падежных окончаний.
Правописание безударных падежных окончаний существительных 1, 2 и 3-го
склонения в единственном числе. Проверка безударных окончаний
существительных каждого типа склонения способом подстановки существительного того же склонения и падежа с ударным окончанием. Распространение
предложений однородными членами, выраженными существительными в
заданной падежной форме. Склонение существительных во множественном
числе. Распространение предложений однородными членами, выраженными
существительными во множественном числе.
Определение грамматических признаков существительного (с опорой на
таблицу).
Выбор из текста существительных и постановка их в начальную форму.
Несклоняемые существительные. Определение их рода. Согласование
прилагательного и глагола прошедшего времени с несклоняемыми существительными.
Дополнение диалога завершающими репликами двух собеседников.
Прилагательное. Значение прилагательных в речи. Признаки, обозначаемые
прилагательными: цвет, размер, форма, вкус и т. д. Описание человека,
животных, явлений природы с помощью прилагательных. Описание предмета и
его частей словосочетаниями с прилагательными. Прилагательные,
противоположные по значению. Прилагательные, близкие по значению.
Использование прилагательных для выражения сравнения (ласковый, как
котёнок). Употребление прилагательных в прямом и переносном значении.
Род прилагательных. Его зависимость от рода существительных. Родовые
окончания прилагательных.
Число прилагательных. Согласование прилагательных с существительными в
роде и числе. Наблюдение за родовыми окончаниями. Дифференциация
окончаний единственного и множественного числа: -ее, -ие.
Понятие о склонении прилагательных. Склонение прилагательных мужского и
среднего рода. Склонение прилагательных женского рода. Постановка вопросов
от существительного к прилагательному в косвенных падежах. Наблюдение за
окончанием вопроса и окончанием прилагательного. Правописание падежных
окончаний прилагательных в единственном числе. Склонение прилагательных во
множественном числе. Проверка безударных окончаний прилагательных с
помощью вопроса.
Прилагательные на -ни, -ье, -ья, -ьи. Их правописание.
Подбор нескольких прилагательных к существительному по смыслу (сначала с
опорой на предмет или его изображение, а в дальнейшем без них). Согласование
прилагательных с существительными. Выделение сочетаний существительных с
прилагательными в разных падежных формах. Употребление словосочетаний в
разных падежных формах.
Распространение предложений прилагательными и однородными членами,
выраженными прилагательными в заданной падежной форме.
Выписывание из текста сочетаний существительных с прилагательными.
Восстановление текста по опорным словосочетаниям.
Включение прилагательных в описание портрета (с опорой на иллюстрацию,
репродукцию картины).
Создание диалога на основе повествовательного текста с опорой на
структурную схему диалога.
Глагол. Значение глаголов в речи. Семантические группы глаголов (глаголы
движения, глаголы труда, глаголы речи и т. д.). Нахождение в тексте глаголов
разных семантических групп.
Глаголы, противоположные по значению. Подбор к данным глаголам
однокоренных и глаголов, противоположных по значению. Составление словосочетаний с глаголами, противоположными по значению, на заданную тему.
Включение в текст пар глаголов, противоположных по значению. Использование
глаголов для выражения сравнения (прыгает, как мячик). Глаголы, близкие по
значению, их использование в предложениях. Употребление глаголов в прямом и
переносном значении, включение их в описание картины (по данной
репродукции).
Изменение глаголов по временам (настоящее, прошедшее, будущее). Их
различение по вопросам и значению. Употребление в речи глаголов разных
временных категорий.
Число глаголов. Согласование глаголов прошедшего времени с существительными в роде и числе.
Начальная форма глагола (неопределѐнная форма) на -ть, -ться, -ти, -чь, -чься
(что делать? что сделать?). Постановка глаголов в начальную форму.
Правописание частицы не с глаголами. Значение отрицания.
Лицо глаголов в настоящем и будущем времени. 1, 2 и 3-е лицо глаголов
единственного и множественного числа. Правописание глаголов 2-го лица
единственного числа.
Дифференциация глаголов 3-го лица единственного числа и неопределѐнной
формы глаголов (-тся, -ться). Изменение глаголов с ударным окончанием по
лицам и числам.
Составление сочетаний глаголов с существительными, отвечающими на вопросы
косвенных падежей.
Включение в диалог слов автора, данных отдельно и характеризующих речь
участников диалога.
Краткий письменный пересказ текста по вопросам.
Повелительная форма глаголов. Использование в диалоге глаголов в повелительной форме.
Местоимение. Значение личных местоимений в речи. Правильное соотнесение
местоимений с существительными.
Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа.
Употребление местоимений 2-го лица множественного числа (вы, Вы) при
обращении к нескольким лицам и одному человеку.
Изменение местоимений 3-го лица единственного числа по родам.
Склонение и правописание личных местоимений единственного и множественного числа. Раздельное написание предлогов с местоимениями.
Использование местоимений как средства связи предложений в тексте. Замена
местоимениями повторяющихся существительных и словосочетаний с ними в
рядом стоящих предложениях.
Письменный пересказ текста на основе коллективно составленного плана и
выписанных словосочетаний с местоимениями к каждому пункту плана.
Наречие. Значение наречий в речи. Наречия, характеризующие глаголы речи.
Наречия противоположные и близкие по значению. Употребление сочетаний
глаголов с наречиями в прямом и переносном значении. Признаки действия,
отвечающие на вопросы как? где? когда? куда? откуда?
Неизменяемость наречий. Образование наречий от прилагательных.
Правописание наречий на -а и -о.
Подбор наречий к глаголу по смыслу (с опорой на иллюстрацию). Распространение предложений наречиями. Употребление наречий для связи
предложений в тексте и частей текста между собой. Выписывание словосочетаний с наречиями. Восстановление текста по выписанным словосочетаниям.
Числительное. Понятие о числительном как части речи. Случаи употребления
в устной и письменной речи.
Правописание числительных от 5 до 20, 30; от 50 до 80; от 100 до 900.
Составные числительные, их правописание.
Предложение.
Нераспространѐнные и распространѐнные предложения. Главные и второстепенные члены предложения. Распространение предложения с помощью
вопросов, рисунков. Ответы на вопрос нераспространѐнным и распространѐнным
предложениями.
Практическое знакомство с однородными членами предложения. Интонация
перечисления. Перечисление без союзов и с одиночным союзом и. Однородные
члены предложения с союзами а, но. Интонация сопоставления. Знаки
препинания. Дополнение предложения однородными членами по вопросу.
Распространение предложений однородными членами, выраженными разными
частями речи. Постановка вопроса к однородным членам предложения.
Включение в предложение однородных членов путѐм замены слова с
обобщающим значением словами с конкретными значениями.
Практическое знакомство с обращением. Интонационные особенности. Место
обращения в предложении. Культура речи при обращении.
Определение объекта, к которому обращена речь. Включение данных обращений в текст.
Различение предложений в зависимости от цели высказывания: повествовательные, вопросительные, восклицательные. Правильное их интонирование.
Составление разных по интонации предложений об одном предмете.
Употребление восклицательных и вопросительных предложений в диалоге.
Сложное предложение без союзов. Знаки препинания. Сравнение сложного
предложения с простым предложением. Смысловая и интонационная
законченность сложного предложения. Составление сложных предложений с
опорой на рисунки и схему сложного предложения.
Нераспространѐнные простые и сложные предложения. Распространение их в
тексте.
Сложные предложения с союзами что, чтобы, потому что, когда. Выделение
главных и второстепенных членов в частях сложного предложения.
Составление сложных предложений с опорой на фрагменты предложений,
включающих союзы и, а, но, что, чтобы, потому что, когда.
Текст.
Различение текста и не текста. Определение темы текста. Заголовок.
Отличие предложения от текста. Деление текста на предложения. Границы
предложений.
Установление последовательности предложений в тексте.
Тема и основная мысль. Отбор примеров и фактов для развития основной
мысли (из ряда предложенных).
Части текста. Красная строка. Запись текста с соблюдением красной строки.
Расположение частей текста в соответствии с данным планом. Деление текста
на части по данному плану.
План текста. Деление главной части плана на подпункты, отражающие
последовательность предъявляемых фактов (примеров).
Дополнение текста фактами, подтверждающими основную мысль, по вопросам
к тексту, с опорой на рисунки. Коллективный подбор примеров (фактов) для
подкрепления основной мысли текста.
Связь частей в тексте с помощью слов однажды, как-то раз, недавно, давнымдавно; вдруг, неожиданно, внезапно; с тех пор, теперь, и вот.
Установление последовательности фактов, подтверждающих основную мысль в
тексте. Связь между ними с помощью слов сначала, потом, затем, наконец.
Анализ текста: тема, основная мысль, части текста, средства связи предложений
в тексте, составление плана к тексту.
Деловое письмо.
Записка. Текст записки, еѐ структурные части (обращение, сообщение,
подпись). Тематический словарь.
Записка-просьба, записка-приглашение, записка-извинение, запискаблагодарность. Речевой этикет.
Дополнение текста записки пропущенными структурными частями.
Составление записок на заданные темы, правильное расположение записок на
листе бумаги.
Письмо. Личные письма. Текст письма и его структурные части (приветствие с
обращением, сообщение, прощание, подпись). Тематический словарь.
Дополнение текста письма пропущенными структурными частями.
Выделение в тексте письма вопросов и просьб к адресату как отдельной
структурной единицы. Преобразование повествовательного текста в текст
письма. Коллективное сочинение писем по образцу, по письму-заготовке, на
заданную тему, ответов на полученное письмо.
Объявление. Текст объявления, его структурные части (обращение, сообщение, подпись). Тематический словарь.
Особенности текста объявления: краткость, точность (где? когда?).
Школьные объявления. Доска объявлений. Объявления о пропаже и находке.
Объявления на улице и в газете.
Составление объявлений из данных структурных частей.
Дополнение текста объявления пропущенными структурными частями.
Составление объявлений с опорой на объявления-заготовки.
Объяснительная записка. Текст объяснительной записки, еѐ структурные
части (адресат, название деловой бумаги, объяснение, фамилия, имя, отчество и
подпись составителя, число). Тематический словарь.
Членение текста объяснительной записки на структурные части и правильное
расположение их на листе бумаги.
Составление объяснительной записки из отдельных структурных частей.
Дополнение текста объяснительной записки пропущенными структурными
частями.
Тематика объяснительных записок. Составление объяснительных записок на
заданные темы.
Заявление. Текст заявления, его структурные части (кому, от кого; название
документа, просьба заявителя, подпись, дата). Тематический словарь.
Членение текста заявления на структурные части и правильное расположение их
на листе бумаги.
Составление заявления из отдельных структурных частей.
Дополнение текста заявления пропущенными структурными частями.
Тематика заявлений. Составление заявлений на заданные темы.
Заполнение бланков заявлений.
Расписка. Текст расписки, еѐ структурные части (название документа,
содержание документа, подпись, дата). Тематический словарь.
Членение текста расписки на структурные части и правильное расположение их
на листе бумаги.
Составление расписки из отдельных структурных частей.
Дополнение текста расписки пропущенными структурными частями.
Тематика расписок. Составление расписок на заданные темы.
Доверенность. Текст доверенности, еѐ структурные части. Тематический
словарь.
Членение текста доверенности на структурные части и правильное расположение
их на листе бумаги.
Составление доверенности из отдельных структурных частей.
Дополнение текста доверенности пропущенными структурными частями.
Тематика доверенностей. Составление данного документа на заданные темы.
Заполнение бланков доверенности.
Автобиография. Текст автобиографии, еѐ структурные части. Тематический
словарь.
Членение текста автобиографии на структурные части и правильное расположение их на листе бумаги.
Составление автобиографии из отдельных структурных частей.
Дополнение текста автобиографии пропущенными структурными частями.
Составление автобиографии по образцу, вопросам и самостоятельно.
Внесение автобиографических данных в различные документы. Заполнение
бланков автобиографическими данными.
Связная письменная речь с элементами творчества.
Коллективное составление рассказа по серии сюжетных картинок.
Коллективное изложение зрительно воспринимаемого текста по данному плану
и опорным словам.
Коллективное сочинение по плану и опорным словосочетаниям.
Составление рассказа по сюжетной картинке и данному плану.
Коллективный рассказ на основе распространения данного текста.
Коллективное изложение текста, воспринятого на слух.
Выделение опорных слов из текста с предварительным его анализом (тема,
образные слова, средства связи предложений). Обсуждение заголовка к тексту.
Изложение рассказа по данному началу и опорным словам.
Изложение воспринятого на слух текста по данному началу и опорным словам.
Описание предмета с опорой на предмет или его изображение по
предложенному учителем плану.
Сочинение повествовательного характера с опорой на серию сюжетных
картинок с предварительной отработкой сюжета и словаря.
Сочинение по данному плану и опорным словам или по данному началу частей
текста.
Сочинение по материалам личных наблюдений.
Изложение содержания текста.
Тематическое распределение количества часов 7 классе:
№
п\п
Разделы, темы
Количество часов
1.
Повторение
8
2.
Состав слова
20
3.
Части речи. Имя существительное
13
4.
Части речи. Имя прилагательное
15
5.
Части речи. Местоимение
14
6.
Части речи. Глагол
23
6.
Предложение
13
7.
Повторение
16
8.
Связная речь (Р/р)*
14
ИТОГО
136
*Упражнения в связной письменной речи даются в процессе изучения всего
программного материала.
Тематическое распределение часов в 8 классе
№ Раздел темы
п/п
Количество часов
Повторение
7 ч.
Слово
14 ч.
Имя существительное
15 ч.
Имя прилагательное
14 ч.
Личные местоимения
13 ч.
Глагол
43 ч.
Предложение
26 ч.
Повторение
4 ч.
Связная речь (Р/р)*
7
ИТОГО
136
* Уроки связной речи (Р/р) проводятся в течение учебного года. Количество
часов, отведенное на их проведение, входит в количество часов по темам.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Тематическое распределение часов в 9 классе
№
Разделы программы
Количество часов
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Предложение . Текст.
Состав слова. Текст.
Состав слова.
Части речи.
Предложение. Текст.
Повторение .
Деловое письмо .
Связная речь с элементами творчества.
Итого
4ч.
93ч.
11ч.
82ч.
11ч.
12ч
8ч.
8ч.
136ч.
. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные и предметные результаты освоения учебногопредмета
«Русский язык »
Личностные:
Формирование устойчивого познавательного интереса и
становление смыслообразующей функции познавательного мотива.
Выражать положительное отношение к процессу познания.
Проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.
Оценивать собственную учебную деятельность, свои достижения,
самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач.
Предметные:
1) совершенствование видов речевой деятельности (аудирования,
чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное овладение
разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми в
ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного
общения;
2) понимание
определяющей
роли
языка
в
развитии
интеллектуальных и творческих способностей личности, в процессе
образования и самообразования;
3) использование
коммуникативно-эстетических
возможностей
русского языка;
4) расширение и систематизацию научных знаний о языке; осознание
взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики,
основных единиц и грамматических категорий языка;
5) формирование навыков проведения различных видов анализа слова
(фонетического) синтаксического анализа словосочетания, предложения;
6) обогащение активного и потенциального словарного запаса,
расширение объѐма используемых в речи грамматических средств для
свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю
общения;
7) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и
фразеологии языка, приобретение опыта их использования в речевой практике
при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому
самосовершенствованию;
8) формирование ответственности за языковую культуру как
общечеловеческую ценность.
Учащиеся должны знать:
Главные и второстепенные члены предложения.
Названия частей речи, их значение.
Наиболее распространенные правила написания слов.
Учащиеся должны уметь:
Писать под диктовку текст, применять правила написания
слов.
Разбирать слова по составу, образовывать слова с помощью
приставок и суффиксов.
Различать части речи.
Писать изложение и сочинение.
Строить
простое
распространенное предложение соднородными
членами, сложное предложение.
Пользоваться школьным орфографическим словарем.
Учащиеся должны использовать приобретенные знания иумения в
практической деятельности и повседневной жизни:
Связно высказываться устно и письменно.
Применять простые распространенные предложения соднородными членами
в устной и письменной речи.
Оформлять деловые бумаги.
Формы контроля: диктанты
текущие (по отдельным темам) и
итоговые (четвертные, годовые); контрольные работы, тестирования
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 7 КЛАСС
№
Тема урока
ПОВТОРЕНИЕ
Кол
ичес
тво
часо
в
Дата
по
плану
8+1 Р/р
1
Предложение. Общее понятие о предложении
1
2
Однородные члены предложения
1
3
Знаки препинания при однородных членах предложения
1
4
Сложное предложение
1
5
Знаки препинания в сложном предложении
1
6
Закрепление и повторение пройденного
1
по
фак
ту
7
Р/р Телеграмма. Подготовка к диктанту
1
8
Контрольный диктант №1 по теме «Повторение»
1
9
Анализ диктанта.
пройденного
СОСТАВ СЛОВА
Работа
10
Корень. Однокоренные слова
1
11
Приставка
1
12
Суффикс.
1
13
Окончание
1
14
Закрепление и повторение пройденного. Разбор слова по 1
составу
Безударные гласные в корне слова
1
15
над
ошибками.
Повторение 1
17
Упражнения в правописании безударных гласных в корне 1
слова
Звонкие и глухие согласные в корне слова
1
18
Непроизносимые согласные в корне слова
19
20
Повторение. Правописание гласных и согласных в корне 1
слова
Гласные и согласные в приставках
1
21
Разделительный Ъ после приставок
1
22
Приставка и предлог
1
23
24
Повторение и закрепление пройденного. Подготовка к 1
изложению по упр.73
1
Р/рИзложение № 1 по упр. 73 «Лорд и зайчишка»
25
Сложные слова
1
26
Упражнения в правописании сложных слов
1
27
29
Подготовка к сочинению по картине В.Г.Перова «Охотники 1
на привале»
Р/рСочинение № 1 по картине В.Г.Перова «Охотники на 1
привале»
Повторение и закрепление пройденного
1
30
Р/рОбъяснительная записка. Подготовка к диктанту
1
31
Контрольный диктант № 2 по теме: «Состав слова»
1
16
28
1
Анализ диктанта. Работа над ошибками. Повторение по теме 1
«Состав слова»
ЧАСТИ РЕЧИ. ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
13+2 Р/р
32
33
Имя существительное. Общее понятие
1
34
Грамматические признаки имени существительного
1
35
Правописание имен существительных с шипящей на конце
1
36
Склонение имен существительных в единственном числе
1
37
38
Упражнения
в
склонении
имен
существительных 1
единственного числа
Имена существительные 1-го склонения единственного числа 1
39
Имена существительные 2-го склонения единственного числа
1
40
Имена существительные 3-го склонения единственного числа
1
41
Повторение и закрепление изученного по теме: «Имя 1
существительное»
Склонение имен существительных во множественном числе
1
42
1
46
Родительный падеж имен существительных множественного
числа
Правописание имен существительных Р.п., мн. ч. с шипящей
на конце
Упражнения
в
склонении
имен
существительных
множественного числа
Р/р Заявление. Подготовка к краткому изложению по упр. 132
47
Р/р Краткое изложение № 2 по упр. 132
1
43
44
45
1
1
1
ЧАСТИ РЕЧИ. ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
48
Имя прилагательное. Общее понятие
1
49
Согласование им. прилагательного с им. существительным
1
50
Грамматические признаки имени прилагательного
1
51
Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода
1
52
54
Упражнения в склонении имен прилагательных мужского и 1
среднего рода
Закрепление пройденного. Упражнения в склонении имен 1
прилагательных
Склонение имен прилагательных женского рода
1
55
Определение падежа им. Прилагательных женского рода
56
Упражнения в склонении имен прилагательных женского 1
рода
Закрепление и повторение пройденного. Подготовка к 1
диктанту
Контрольный диктант № 3 по теме «Имя прилагательное» 1
53
57
58
1
60
Анализ диктанта. Работа над ошибками. Склонение имен 1
прилагательных во множественном числе.
Склонение имен прилагательных во множественном числе
1
61
Упражнения
59
в
склонении
имен
прилагательных 1
63
множественного числа
Закрепление и повторение изученного. Подготовка
изложению по упр. 180 «Богатырь-пахарь»
Р/рИзложение № 3 по упр. 180 «Богатырь-пахарь»
64
Р/рЗаметка в стенгазету
62
к 1
1
1
ЧАСТИ РЕЧИ. МЕСТОИМЕНИЕ
65
Понятие о местоимении
1
66
Роль местоимения в предложении
1
67
Личные местоимения 1, 2, 3 лица
1
68
Упражнения в определении лица и числа личных 1
местоимений
Склонение личного местоимения 1 лица единственного числа 1
69
70
71
Склонение личного местоимения 1 лица множественного 1
числа
Склонение личного местоимения 2 лица единственного числа 1
73
Склонение личного местоимения 2 лица множественного 1
числа
Изменение личного местоимения 3-го лица по родам
1
74
Склонение личного местоимения 3 лица
1
75
Упражнения в склонении личного местоимения 3-го лица
1
76
Повторение и закрепление пройденного
1
77
Р/рПисьмо. Подготовка к диктанту
1
78
Контрольный диктант № 4 по теме «Местоимение»
1
72
Анализ диктанта. Работа над ошибками. Повторение по теме 1
«Местоимение»
ЧАСТИ РЕЧИ. ГЛАГОЛ
79
80
Глагол. Общее понятие о глаголе
1
81
Роль глагола в речи
1
82
Изменение глаголов по временам
1
83
Упражнения в изменении глаголов по временам
1
84
Упражнения в определении времени глагола
1
85
Изменение глаголов по числам
1
86
Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам
1
87
Упражнения в изменении гл. пр. вр. По родам и числам
1
88
Согласование гл. пр. вр. В числе и роде с именем 1
существительным
89
НЕ с глаголами
1
90
Правописание НЕ с глаголами
1
91
Изменение глаголов по лицам
1
92
Глаголы 1-го лица
1
93
Глаголы 2-го лица
1
94
Глаголы 3-го лица
1
95
Глаголы с СЯ и СЬ
1
96
Правописание личных окончаний глаголов во 2 лице ед. числа 1
97
Правописание глаголов в 3-ем лице
1
98
Упражнения в правописании глаголов в 3-ем лице
1
99
Закрепление и повторение пройденного. Подготовка к 1
диктанту
1
Контрольный диктант № 5 по теме «Глагол»
100
101
102
103
104
Анализ диктанта. Работа над ошибками. Повторение по теме
«Глагол»
Подготовка к сочинению по картине В.М.Васнецова «После
побоища Игоря Святославича с половцами» по упр. 310
Р/рОбучающее сочинение № 2 по картине В.М.Васнецова
«После побоища Игоря Святославича с половцами» по
упр. 310
Р/рПисьма. Письмо-поздравление
ПРЕДЛОЖЕНИЕ
1
1
1
1
13+2Р/р
106
Предложение.
Главные
и
предложения.
Простые и сложные предложения
107
Простое предложение с однородными членами
108
Упражнения в выделении однородных членов предложения в 1
простом предложении
Однородные члены предложения с повторяющимся союзом И 1
105
109
второстепенные
члены 1
1
1
111
Повторение и закрепление пройденного. Подготовка к 1
изложению по упр. 333
1
Р/рИзложение № 4 по упр.333
112
Сложное предложение
1
113
Знаки препинания в сложном предложении
1
114
Обращение
1
115
Выделение обращения на письме
1
110
116
Закрепление и повторение пройденного
1
117
Р/р Объявление. Подготовка к диктанту
1
118
Контрольный диктант № 6 по теме «Предложение»
1
Анализ диктанта. Работа над ошибками. Повторение по теме 1
«Предложение»
ПОВТОРЕНИЕ
16+1Р/р
119
120
Состав слова
1
121
Правописание гласных и согласных в корне
1
122
Части речи. Подготовка к изложению по упр.356
1
123
Р/рИзложение № 5 по упр. 356
1
124
Правописание падежных окончаний имен существительных
1
125
Правописание падежных окончаний имен прилагательных
1
126
Склонение личных местоимений
1
127
Правописание глаголов
1
128
Простое предложение
1
129
Сложное предложение
1
130
Простые и сложные предложения
1
131
Простые и сложные предложения
1
132
Знаки препинания при однородных членах предложения
1
133
Знаки препинания в сложном предложении
1
134
Выделение обращения при письме
1
135
Закрепление и повторение пройденного
1
136
Обобщающее повторение по курсу 7 класса
1
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 8 КЛАСС
№
Тема урока
Дата
Количес
тво
по
по
часов
плану фак
ту
ПОВТОРЕНИЕ
7
1
Простое и сложное предложение.
1
2
1
3
Подлежащее и сказуемое в простом и сложном
предложении
Сложное предложение с союзами И, А, НО и без союзов
4
Простое предложение с однородными членами
1
5
Простое и сложно предложение. Подготовка к диктанту
1
6
Диктант №1 на тему «Предложение»
1
7
Анализ диктанта. Работа над ошибками. Р/р Деловое
письмо. Объяснительная записка стр.16 упр.16
СЛОВО
1
8
Состав слова. Разные по составу слова
1
9
Однокоренные слова
1
10
Подбор однокоренных слов
1
11
Правописание орфограмм в корне слова.
1
12
Образование слов с помощью приставок и суффиксов
1
13
Гласные и согласные в приставках
1
14
Приставка и предлог
1
15
Упражнения в правописании приставок и предлогов
1
16
Тренировочные упражнения в правописании приставок и
предлогов
Сложные слова. Образование слов с соединительными
гласными
Образование сложных слов.
1
Тренировочные упражнения в образовании сложных слов.
Подготовка к сочинению «Отзыв о прочитанной книге»
Р/р Сочинение №1 «Отзыв о прочитанной книге»
1
17
18
19
20
Р/р Деловое письмо. Автобиография стр.44 упр.63
Повторение и закрепление по теме «Слово»
ЧАСТИ РЕЧИ.
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
22 Части речи
21
1
14
1
1
1
1
15
1
Основные грамматические категории имен
существительных
Имя собственное и нарицательное
1
Существительные единственного числа с шипящей на
конце
Склонение имен существительных в единственном числе
1
Безударные падежные окончания имен существительных в
единственном числе
Тренировочные упражнения в правописании безударных
падежных окончаний имен существительных в
единственном числе
Подготовка к диктанту. Тренировочные упражнения в
правописании безударных падежных окончаний имен
существительных в единственном числе
Диктант №2 на тему: «Имя существительное»
1
Анализ диктанта. Работа над ошибками. Правописание
падежных окончаний имен существительных во
множественном числе
Существительные с шипящей на конце.
1
Несклоняемые имена существительные Подготовка к
сочинению по упр.98 стр.71
Р/р Сочинение №2 по упр. 98 стр.71
1
Тренировочные упражнения в правописании
несклоняемых имен существительных
Повторение и закрепление изученного по теме «Имя
существительное»
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
1
37
Грамматические признаки имен прилагательных
1
38
Согласование имен прилагательных с существительными
1
39
1
43
Упражнения в определении окончаний имен
прилагательных
Правописание безударных окончаний имен
прилагательных
Тренировочные упражнения в правописании безударных
окончаний имен прилагательных
Тренировочные упражнения в правописании безударных
окончаний имен прилагательных
Имена прилагательные на - ий, - ья, - ье, -ьи
44
Склонение имен прилагательных на -ий, - ья, - ье
1
45
Согласование имѐн прилагательных с именем
существительным.
Упражнения на закрепление по теме «Имя
прилагательное». Подготовка к диктанту
Диктант №3 на тему: «Имя прилагательное»
1
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
40
41
42
46
47
1
1
1
1
1
1
1
1
14
1
1
1
1
1
1
Анализ диктанта. Работа над ошибками. Закрепление
знаний по теме «Имя прилагательное»
Подготовка к сочинению по картине «Поход князя Игоря»
1
Р/р Сочинение №3 по картине «Поход князя Игоря»
упр.149 стр.106
ЛИЧНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ
1
51
Личные местоимения
1
52
Лицо и число местоимений
1
53
Местоимения 3-го лица единственного числа
1
54
Склонение личных местоимений 1-го и 2-го лица
1
55
Склонение местоимений 3-го лица
1
56
Правописание местоимений с предлогами
1
57
Склонение местоимений 1-го, 2-го, 3-го лица. Подготовка
к диктанту
Контрольный диктант №4 на тему «Местоимение»
1
48
49
50
58
1
13
1
61
Анализ диктанта. Работа над ошибками. Упражнения на
1
закрепление по теме «Местоимение»
Упражнения в составлении предложений с местоимениями 1
1, 2, 3-го лица. Подготовка к изложению по упр.172.
1
Р/р Изложение №1 «На воде» по упр.172 стр.124
62
Р/р Деловое письмо. Заявление
1
63
Закрепление изученного по теме «Местоимение»
1
ГЛАГОЛ
43
64
Глагол как часть речи
1
65
Тренировочные упражнения в правописании глаголов
1
66
Употребление глаголов в речи
1
67
Неопределенная форма глаголов
1
68
Правописание шипящих на конце слова
1
69
1
70
Тренировочные упражнения в написании личных
окончаний глаголов
Изменение глаголов по временам
71
Изменение глаголов по временам
1
72
Прошедшее время глагола. Род и число
1
73
Тренировочные упражнения в правильном написании
глаголов прошедшего времени
Частица не с глаголами
1
59
60
74
1
1
75
Тренировочные упражнения в написании не с глаголами
1
76
Изменение глаголов по лицам и числам
1
77
Тренировочные упражнения в изменении глаголов
настоящего и будущего времени по лицам и числам
Глаголы 2-го лица единственного числа
1
1
81
Правописание глаголов 2-го лица единственного числа.
Подготовка к изложению
Р/р Изложение №2 на тему «Газета и журнал» по
упр.212 стр.157
Употребление глаголов во 2-м лице единственного числа
82
Закрепление изученного о глаголе 2-го лица ед.ч.
1
83
Глаголы 3-го лица
1
84
Глаголы на -тся и -ться
1
85
Правописание глаголов на -тся и -ться
1
86
Глагол. Упражнения на закрепление
1
87
Спряжение глаголов
1
88
Различение окончаний глаголов 1 и 2 спряжения
1
89
Тренировочные упражнения в правильном написании
глаголов 1 и 2 спряжения
Правописание безударных личных окончаний глаголов
1
1
92
Тренировочные упражнения в правильном написании
безударных личных окончаний глаголов
Неопределенная форма глагола
93
2 спряжение глаголов
1
94
1 спряжение глаголов
1
95
Различие глаголов 1 и 2 спряжения
1
96
Тренировочные упражнения в правильном написании
глаголов 1 и 2 спряжения
Закрепление правописания глаголов 1 и 2 спряжения
1
Правописание безударных личных окончаний глаголов 1 и
2 спряжения
Проверка безударных личных окончаний глаголов.
Подготовка к диктанту
Диктант №5 на тему: «Глагол»
1
1
102
Анализ диктанта. Работа над ошибками. Способы
проверки безударных окончаний глаголов
Упражнения в проверке безударных окончаний глаголов
103
Упражнения на закрепление по теме «Глагол»
1
78
79
80
90
91
97
98
99
100
101
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
105
Р/р Деловое письмо. Анкета. Закрепление знаний по теме
«Глагол»
Подготовка к сочинению «Кем быть?»
106
Р/р Сочинение №4 «Кем быть?»
1
ПРЕДЛОЖЕНИЕ
26
1
108
Простое нераспространенное и распространенное
предложение
Распространение предложений второстепенными членами
109
Главные и второстепенные члены предложений
1
110
Тренировочные упражнения в распространении
предложений второстепенными членами
Упражнения в распространении предложений
второстепенными членами Подготовка к диктанту
Контрольный диктант №6 по теме «Предложение»
1
1
114
Анализ диктанта. Работа над ошибками. Главные и
второстепенные члены предложения в качестве
однородных членов
Простое предложение с однородными членами
115
Знаки препинания при однородных членах
1
116
Однородные члены предложения с союзами а и но
1
117
1
119
Упражнения в распространении однородных членов
предложения
Тренировочные упражнения в постановке знаков
препинания между однородными членами
Обращение
120
Знаки препинания при обращении
1
121
Виды предложений по интонации
1
122
Знаки препинания в конце предложений
1
123
Сложные предложения
1
124
Постановка знаков препинания в сложном предложении
1
125
1
129
Сравнение простых предложений с однородными членами
и сложных предложений
Сложные предложения со словами который, когда, где,
что, чтобы, потому что
Упражнения в постановке знаков перед союзами и
союзными словами
Тренировочные упражнения в постановке знаков
препинания в сложном предложении
Р/р Подготовка к изложению «Мать и сын»
130
Р/р Изложение №3 «Мать и сын» по упр.385 стр.261
1
104
107
111
112
113
118
126
127
128
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Р/р Деловое письмо. Объявление. Упражнения на
закрепление
Повторение и закрепление изученного по теме
«Предложение»
ПОВТОРЕНИЕ
1
133
Повторение изученных орфограмм
1
134
Повторение простых и сложных предложений
1
135
Повторение правописания орфограмм в различных частях
речи
Повторение правил постановки знаков препинания в
сложном предложении
1
131
132
136
1
4
1
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 9 КЛАСС
№
Тема урока
ПОВТОРЕНИЕ
Дата
Количес
тво
по факту
по
часов
плану
5
1
Простые предложения.
1
2
Сложные предложения
1
3
Распространение предложений.
1
4
Составление сложных предложений.
1
5
Деловое письмо. Объявление
1
СОСТАВ СЛОВА.
11ч.
6
Корень и однокоренные слова.
1
7
Образование слов с помощью суффиксов
1
8
Образование слов с помощью приставок.
1
9
Правописание в корне и приставке.
1
10
12
Тренировочные упражнения в правильном написании 1
приставок. Подготовка к диктанту.
Контрольный диктант №1 по теме: «Состав 1
слова»
Анализ диктанта. Работа над ошибками
1
13
Закрепление и повторение по тем: «Состав слова»
1
14
Сложные слова.
1
15
Сложносокращѐнные слова.
1
11
16
Состав слова. Закрепление знаний.
1
17
Деловое письмо. Автобиография.
1
ЧАСТИ РЕЧИ
82
СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
14+ 1 и.
18
Значение предметности
1
19
Существительные, близкие и противоположные по
значению.
Существительные, обозначающие черты характера.
1
1
26
Использование существительных для сравнения
одного предмета с другими.
Склонение существительных в единственном и
множественном числе.
Правописание
безударных
окончаний
существительных.
Тренировочные упражнения в написании падежных
окончаний им. существительных
Деловое письмо . Доверенность Подготовка к
изложению № 1 «Кулинарный рецепт» по упр. 50
Изложение № 1 «Кулинарный рецепт» по упр. 50
27
Знакомство с несклоняемыми существительными.
1
20
21
22
23
24
25
Сочетание прилагательных с несклоняемыми
существительными.
29 Употребление глаголов в прошедшем времени с
несклоняемыми существительными.
30 Существительное. Закрепление знаний.
Подготовка к диктанту.
31 Контрольный диктант №2 по теме: «Имя
существительное»
32 Работа над ошибками. Контрольные вопросы и
задания.
ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
28
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
14+ 1с.
33
Значение признака предмета.
1
34
1
35
Употребление прилагательных в прямом и
переносном значении.
Согласование прилагательных с существительным.
36
Правописание падежных окончаний прилагательных
1
37
Знакомство с прилагательными, обозначающими
1
признак по принадлежности.
Склонение прилагательных в мужском и среднем 1
роде на –ий, -ье.
Склонение прилагательных в женском роде на – ья.
1
38
39
40
Склонение прилагательных во множественном числе
на -ьи.
1
1
41
Склонение прилагательных. Закрепление знаний.
1
42
Прилагательное . Закрепление знаний.
1
Деловое письмо . Заявление. Подготовка к
1
сочинению по картине П.А. Федотова «Сватовство
майора»
44 Р/Р Сочинение № 1 по картине П.А. Федотова
1
«Сватовство майора» по упр 91
45 Контрольные вопросы и задания. Подготовка к
1
диктанту.
46 Контрольный диктант №3 по теме: «Имя
1
прилагательное»
47 Работа над ошибками. Контрольные вопросы и 1
задания.
МЕСТОИМЕНИЕ
11+ 1 с.
43
48
Значение местоимений в речи.
1
49
Употребление местоимений в тексте.
1
50
Лицо и число местоимений.
1
51
1
52
Тренировочные упражнения в правописании личных
местоимений
Изменение местоимение по падежам.
53
Правописание местоимений с предлогами.
1
54
Правописание местоимений 3-го лица.
1
55
1
58
Местоимение. Закрепление знаний.
Подготовка к диктанту.
Контрольный
диктант
№4
по
теме
«Местоимения»
Работа над ошибками. Контрольные вопросы и
задания.
Подготовка к сочинению № 2 «Письмо бабушке»
59
Р/Р Сочинение № 2 по теме : «Письмо бабушке»
1
56
57
ГЛАГОЛ
1
1
1
1
24 ч+1 с.+1 и.
60
Значение действия предмета
61
62
Тренировочные упражнения в написании глаголов в 1
речи
Глаголы, близкие и противоположные по значению
1
63
Использование глаголов для выражения сравнения.
64
Употребление глаголов в прямом и переносном 1
значении.
1
Деловое письмо. Объяснительная записка.
Подготовка к сочинению по картине В.Д. Поленова
«Московский дворик»
65
1
1
67
Р/Р Сочинение №3 по картине В.Д. Поленова 1
«Московский дворик» по упр 125
Употребление глаголов со значением отрицания.
1
68
Правописание НЕ с глаголами
1
69
Выделение глаголов в неопределѐнной форме.
1
70
Правописание глаголов в неопределѐнной форме.
1
71
Различение глаголов по лицам и числам
1
72
Изменение формы лица и числа глаголов.
1
73
74
Правописание глаголов 2-го лица единственного 1
числа.
Знакомство с повелительной формой глаголов.
1
75
Правописание глаголов в повелительной форме.
1
76
1
81
Тренировочные
упражнения
в
правописании
глаголов в повелительной форме.
Использование в речи глаголов в повелительной
форме.
Подготовка к изложению с элементами сочинения на
основе упр. 156
Р/Р Изложение №2 с элементами сочинения на
основе упр. 156
Тренировочные упражнения в правописании мягкого
знака в глаголах.
Правописание глаголов. Закрепление знаний.
82
Глагол. Закрепление знаний.
1
83
Деловое письмо. Анкета. Подготовка к диктанту
1
84
Контрольный диктант №5 по теме «Глагол»
1
66
77
78
79
80
1
1
1
1
1
Работа над ошибками. Контрольные вопросы и 1
задания.
НАРЕЧИЕ
13 ч.
85
86
Наречие как часть речи.
1
87
Наречия, противоположные и близкие по значению
1
88
Наречия времени, места и способа действия
1
89
Употребление наречий с глаголами, обозначающими
речевую деятельность.
Употребление сочетаний наречий с глаголами в
прямом и переносном значениях.
Наблюдение за правописанием наречий с гласными
а и о на конце.
Правописанием наречий с гласными а
и
о на
конце.
1
90
91
92
1
1
1
93
Различие наречий и прилагательных.
1
94
Подготовка к изложению «Сказание о Китеже» на
основе упр. 185
Р/Р Изложение №3 «Сказание о Китеже» на
основе упр. 185
1
95
1
96
Наречие. Закрепление знаний. Подготовка к диктанту 1
97
Контрольный диктант №6 по теме «Наречие»
1
Работа над ошибками. Контрольные вопросы и 1
задания.
ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ
12 ч.
98
99
Числительное как часть речи.
1
100
Простые и составные числительные
1
101
Словосочетания с числительными.
1
102
Правописание числительных от 5 до 20 и 30
1
103
Правописание числительных от 50 до 80 от 500 до 1
900
Различие числительных с мягким знаком (Ь) на 1
конце и в середине слова.
Правописание числительных 90, 200, 300, 400.
1
104
105
106
Тренировочные упражнения в правописании имени 1
числительного
Числительное. Закрепление знаний. Подготовка к
диктанту.
108 Контрольный диктант №7 по теме «Имя
числительное»
109 Работа над ошибками. Контрольные вопросы и
задания.
110 Деловое письмо .Доверенность. Числа в деловых
бумагах
Предложение. Текст.
1
111
Различение простых и сложных предложений.
1
112
Союз И
1
113
Сложные предложения с союзом ЧТО
1
114
Сложные предложения с союзом ЧТОБЫ
1
115
Сложные предложения с союзом ПОТОМУ ЧТО
1
116
Упражнение в выделении грамматической основы 1
сложного предложения
Подготовка к изложению № 4 «Учиться у природы» 1
по упр 224
107
117
в простых и сложных предложениях.
1
1
1
11+1и+1д.п.
118
119
120
121
122
123
Р/Р Изложению № 4 по теме : «Учиться у 1
природы» по упр 224
Сложные предложения с союзом КОГДА
1
Сложные
предложения.
Закрепление
знаний. 1
Подготовка к диктанту.
Контрольный диктант №8 по теме «Предложение» 1
Анализ диктанта. Работа над ошибками Деловое 1
письмо. Объяснительная записка.
Предложение .Закрепление знаний
1
Повторение
12+1с
1
130
Единообразное написание гласных и согласных в
корне слова.
Согласование частей речи существительного и
прилагательного
Согласование частей речи существительного и
местоимения
Работа с текстом . Письмо по памяти. Подготовка к
сочинению
Сочинение с элементами коллективного описания
по упр 233
Различение имени прилагательного и порядкового
числительного
Различие имени существительного и местоимения
131
Несклоняемые существительные
1
132
Изменение глагола по лицам и числам
1
133
Работа с текстом. Письменный рассказ по упр 247
1
134
Знаки препинания в сложном предложении
1
135
Письмо предложений с прямой речью
1
136
Повторение и закрепление изученного.
1
124
125
126
127
128
129
1
1
1
1
1
1
Список рекомендуемой учебно-методической литературы
1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII
вида: 5-9 кл.: В 2 сб./ Под ред. В.В.Воронковой. – М.: Гуманитарный
издательский центр ВЛАДОС, 2011 г. – Сб. 1.
2. Е.Л. Кудрявцева. Сборник диктантов по русскому языку для вспомогательных
школ VIII вида в 5-8 классах. М.: ВЛАДОС, 2003 г.
3. А.К. Аксенова, Н.Г. Галунчикова. Развитие речи учащихся на уроках
грамматики и правописания. 2-е издание, М.: Просвещение, 2004 г.
4. А.К. Аксенова, С.Ю. Ильина. Методика преподавания русского языка для
детей с нарушениями интеллекта. М.: Просвещение, 2011 г.
5. Русский язык. Методические рекомендации. 5-9 классы: учеб. пособие для
общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват.
программы / Э. В. Якубовская. - М.: Просвещение, 2016
6. Э. В. Якубовская, Н. Г. Галунчикова «Русский язык» 7 класс. Учебник для
общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные
общеобразовательные программы 7-е издание - М. «Просвещение», 2021 г.
7. Э. В. Якубовская, Н. Г. Галунчикова «Русский язык» 8 класс. Учебник для
общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные
общеобразовательные программы 7-е издание - М. «Просвещение», 2020 г.
8. Э. В. Якубовская, Н. Г. Галунчикова «Русский язык» 9 класс. Учебник для
общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные
общеобразовательные программы 8-е издание - М. «Просвещение», 2021 г.
9. Словари по русскому языку