МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ,НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ
ПОЛИТИКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ АДМИНИСТРАЦИИ МО
КУЩЕВСКИЙ РАЙОН
МАОУ СОШ №20 имени Милевского Н.И.
РАССМОТРЕНО
Руководитель МО
филологов
МАОУ СОШ №20
имени Милевского Н.И.
_________ Лубинец Я.А.
Протокол №1 от
«27» августа 2024 г.
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
Заместитель директора Директор
МАОУ СОШ №20
МАОУ СОШ №20
имени Милевского Н.И.
имени Милевского Н.И.
____________Пунда Н.А.
___________Розман Н.Г.
Протокол №1 от
«28» августа 2024 г.
Протокол педагогического
совета №1 от
«29» августа 2024 г.
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Чтение (Литературное чтение)»
для обучающихся 7-9 классов
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(вариант1)
хутор Средние Чубурки
2024
1
Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии с Федеральным государственным
образовательным
стандартом
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), утвержденным приказом Министерства образования
и науки РФ от 19 декабря 2014 года № 1599
Программа разработана на основании Примерной адаптированной основной
общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (Вариант1) М. «Просвещение» 2021г., одобрена
решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию
(протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15).
Программа разработана на основании рабочей программы по учебным предметам ФГОС
образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями Вариант 1, 5-9 классы
(чтение) под редакцией Э. В. Якубовской, М. И. Шишковой, И. М. Бгажноковой, 3-е
издание, М. «Просвещение» 2020 г.
Программа разработана на основании учебного плана МАОУ СОШ №20 имени
Милевского Н.И.
На изучение предмета "Чтение (Литературное чтение) в 7-9 классах в Федеральном
учебном плане отведено 4 часа в неделю, 136 часов в год
Цели: продолжение формирования у школьников техники чтения: правильности,
беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала, развития речи и их
мышления.
Задачи:
- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым
навыком в системе образования школьников; формирование читательского кругозора и
приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование
всех видов речевой деятельности;
- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной
отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического
отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными
и научно-познавательными текстами;
- обогащение нравственного опыта школьников средствами художественного текста;
формирование представлений о добре и зле, уважения к культуре народов
многонациональной России и других стран.
Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на
коррекцию и развитие:
– основных мыслительных операций;
– наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления;
– зрительного восприятия и узнавания;
– пространственных представлений и ориентации;
– речи и обогащение словаря;
– коррекцию нарушений эмоционально-волевой и личностной сферы;
– коррекцию индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
I.
Общая характеристика учебного предмета.
2
На уроках чтения ведется работа по совершенствованию техники чтения и понимания
содержания художественных произведений уделяется большое внимание развитию речи
учащихся и их мышлению.
Обучающиеся учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно,
последовательно передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать основные
события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев. Давать
им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать
несложные причинно-следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том
числе эмоционального плана.
Процесс обучения чтению неразрывно связан с решением специфической задачи
специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида – коррекцией и
развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также
воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, воли,
любознательности, формированием умений планировать свою деятельность,
осуществлять контроль и самоконтроль.
Обучение чтению носит практическую направленность и тесно связано с другими
учебными предметами, жизнью, является одним из средств социальной адаптации в
условиях современного общества.
Основные виды деятельности на уроке:
Аудирование (слушание) — это умение слушать и слышать, т. е. адекватно воспринимать
на слух звучащую речь (высказывание собеседника, чтение различных текстов).
Чтение понимается как осознанный самостоятельный процесс чтения доступных по
объему и жанру произведений, осмысление цели чтения (зачем я буду читать) и выбор
вида чтения (ознакомительное, выборочное и т. д.); выразительное чтение с
использованием интонации, темпа, тона, пауз, ударений — логического и др.,
соответствующих смыслу текста.
Говорение (культура речевого общения) на основе разных видов текстов определяет
специфические умения участия в диалоге: отвечать и задавать вопросы по тексту;
создавать монолог: отбирать и использовать изобразительно-выразительные
средства языка для создания собственного устного высказывания; воплощать свои
жизненные впечатления в словесных образах, выстраивать композицию собственного
высказывания, раскрывать в устном высказывании авторский замысел, передавая
основную мысль текста.
Каждый урок чтения и развития речи оснащается необходимыми наглядными пособиями,
раздаточным материалом, техническими средствами обучения.
Программный материал в программе представлен в сравнительно небольшом объеме с
учетом индивидуальных показателей скорости и качества усвоения представлений,
знаний, умений практического материала, их применения в зависимости от степени
выраженности и структуры дефекта обучающихся, что предусматривает необходимость
индивидуального и дифференцированного подхода на уроках чтения и развития речи.
Контроль за состоянием техники чтения проводится 1 раз в четверть.
II.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
Данная рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС и учебным планом
МАОУ СОШ №20 имени Милевского Н.И.для детей с УО (Вариант 1) и предусматривает
изучение предмета чтение в количестве:
Наименование 7 класс
8 класс
9 класс
предмета
4ч. в неделю
4ч. в неделю
4ч. в неделю
Чтение
136ч. в год
136ч. в год
136ч. в год
3
IV.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
«Литературное чтение».
Ценностные ориентиры предмета чтения.
Формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе,
готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим
поступкам и умения адекватно их оценивать.
Развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их
результаты.
Формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к
преодолению трудностей и жизненного оптимизма;
Формирование нетерпимости и умения противостоять действиям и влияниям,
представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества в пределах
своих возможностей.
На уроках чтения учащиеся знакомятся с художественными произведениями,
нравственный потенциал которых очень высок. Таким образом, в процессе полноценного
восприятия художественного произведения формируется духовно-нравственное
воспитание.
На уроках чтения продолжается развитие техники чтения, совершенствование качества
чтения, особенно осмысленности. Читая и анализируя произведения, ребѐнок
задумывается над вечными ценностями (базовыми ценностями): добром,
справедливостью, правдой и т. д. Огромную роль при этом играет эмоциональное
восприятие произведения, которое формирует эмоциональную грамотность. Система
духовно-нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока чтения,
формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим
людям, к Родине.
Изучение литературного чтения в начальной школе должно обеспечивать появление
следующих ценностных ориентиров:
– направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание, и милосердие как
проявление любви;
- свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил
межличностных отношений;
- природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью
природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде
обитания человека, и переживание чувства еѐ красоты, гармонии, совершенства.
Воспитание любви и бережное отношение к природе через тексты художественных и
научно-популярных произведений литературы;
- красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребѐнка к
литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу;
- семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная
среда. Содержание литературного образования способствует формированию
эмоционально-позитивного отношения к семье, близким людям, чувства любви,
благодарности, взаимной ответственности;
- гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, страны, государства;
чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через
содержание предмета интереса к своей стране: еѐ истории, языку, культуре, еѐ жизни и еѐ
народу;
4
- патриотизма. Любовь к России, активный интерес к еѐ прошлому и настоящему,
готовность служить ей.
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Планируемые результаты освоения курса по итогам обучения
Освоение программы обеспечивает достижение выпускниками коррекционной
школы личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты.
V.
1. Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою
Родину;
2. Воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов;
3. Сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о
насущно необходимом жизнеобеспечении;
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5. Овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
6. Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия;
7. Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально
значимых мотивов учебной деятельности;
9. Сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
10. Воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11. Развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоциональнонравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к
чувствам других людей;
12. Сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям;
13. Проявление готовности к самостоятельной жизни.
Планируемые результаты освоения учебного курса по итогам обучения
в 7 классе
Личностные результаты
—
формировать мотивацию школьников к процессу изучения литературы как одного
из учебных предметов, необходимых для самопознания и развития;
—
совершенствовать ценностно-смысловые представления о человеке мире в
процессе чтения;
—
развивать эстетические чувства и художественный вкус на основе знакомства с
литературными произведениями;
—
развивать морально-этические представления, эмоционально-нравственную
отзывчивость;
—
развивать умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,
собственные возможности еѐ решения;
—
развивать умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и группе;
— развивать умения строить рассуждения в процессе анализа текста;
5
развивать готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать своѐ мнение и
аргументировать свою точку зрения и оценку событий при чтении и обсуждении
художественных произведений.
Предметные результаты
—
совершенствовать умение читать правильно, осознанно, выразительно, бегло;
— читать вслух и про себя доступные по содержанию тексты;
—
совершенствовать умение пересказывать текст различными способами (полный
пересказ, выборочный, краткий);
—
развивать умение выделять тему и идею художественного произведения;
—
развивать навыки характеристики и анализа текстов различных жанров;
—
развивать умение участвовать в диалоге, высказывать своѐ мнение;
—
составлять отзыв о прочитанном, краткую аннотацию о книге;
—
формировать понимание связи литературных произведений с эпохой их написания;
—
развивать умение характеризовать героев произведения, сопоставлять героев
одного или нескольких произведений;
—
определять в произведении изобразительно-выразительные средства языка,
понимать их роли в раскрытии идейно-художественного содержания текста;
—
формулировать собственное отношение к произведениям литературы, героям
произведений, уметь давать им оценку;
—
понимать авторскую позицию и высказывать своѐ отношение к ней;
—
совершенствовать умение пользоваться библиотекой, выбирать нужную книгу;
—
совершенствовать мотивацию к систематическому досуговому чтению.
—
Планируемые результаты освоения учебного курса по итогам обучения
в 8 классе
Личностные результаты
—
развивать творческую личность путѐм приобщения к литературе искусству слова;
—
развивать способности организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками;
—
совершенствовать духовно-нравственные качества личности (чувство
ответственности, сострадание, взаимовыручка, чувство долга и т. п.);
—
развивать умение грамотно, точно, ясно излагать свои мысли в устной форме;
—
работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять
ошибки самостоятельно;
—
адекватно самостоятельно оценивать свои суждения, в случае необходимости
вносить в них коррективы;
—
слушать одноклассников, понимать позицию другого человека;
—
формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее
—
выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
—
работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать
и способствовать продуктивной кооперации;
—
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.
Предметные результаты
—
совершенствовать навык правильного, осознанного, выразительного беглого
чтения;
—
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе в ученные
наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
—
понимать связь литературных произведений с эпохой их написания;
—
анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к
одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею,
характеризовать его героев, сопоставлять героев одного нескольких произведений;
6
—
определять в произведении сюжет, композицию, изобразительно-в разительные
средства языка, понимать их роль в раскрытии идейно-художественного содержания
произведения;
—
формулировать собственное отношение к произведениям и их героям;
—
понимать авторскую позицию и высказывать своѐ отношение к ней:
—
пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием
образных средств русского языка, цитат из текста;
—
отвечать на вопросы по прочитанному тексту, формулировать собственные
вопросы;
—
создавать устные монологические высказывания разного типа;
—
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям;
—
понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;
--совершенствовать умения пользоваться библиотекой, самостоятельно набирать
книги для досугового чтения.
Планируемые результаты освоения учебного курса по итогам обучения
в 9 классе
Личностные результаты
—
развивать устойчивый познавательный интерес к чтению, потребность в чтении;
—
развивать чувство прекрасного, умение чувствовать красоту и выразительность
речи;
—
развивать любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
—
ориентироваться в системе моральных норм и ценностей;
—
стремиться к совершенствованию собственной речи;
—
уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать еѐ;
—
уметь задавать вопросы, необходимые для организации деятель и сотрудничества с
партнѐром;
—
осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;
—
оформлять свои мысли в устной форме с учѐтом речевой ситуации;
—
уметь использовать простейшие приѐмы анализа различных видов текстов;
—
определять для себя цели чтения художественной литературы, рать произведения
для самостоятельного чтения.
Предметные результаты
—
читать тексты произведений правильно, осознанно, выразительно, бегло;
—
осознанно воспринимать и понимать изучаемый текст, выделять нравственную
проблематику;
—
излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста под; сжато, выборочно,
от 1-го лица, от 3-го лица;
—
выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определять свое отношение к
ней;
—
отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному те» создавать устные
монологические высказывания;
—
уметь вести диалог с учителем и сверстниками;
—
понимать связь литературных произведений с эпохой их написания, выявлять
заложенные в них вневременные нравственные ценности;
—
анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к
одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею
произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких
произведений, определять последователи событий;
—
уметь составлять краткую аннотацию литературного произведения по заданному
образцу;
7
—
делить текст на части, озаглавливать их, составлять план, пересказывать текст по
плану;
—
задавать вопросы по прочитанному тексту;
—
уметь читать наизусть стихотворные произведения;
—
уметь выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с
небольшими сообщениями, используя иллюстративный
—
уметь оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого
объѐма (повествование, описание, рассуждение);
—
формулировать несложные выводы, с опорой на авторский текст, предложенной
теме или при ответе на вопрос;
—
самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными
нормами, высказывать собственное суждение, коллективно обсуждать прочитанное,
доказывать собственное мнение, опираясь на или собственный опыт, соотносить позицию
автора с собственной точки зрения;
—
ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках;
—
самостоятельно и целенаправленно выбирать книги в библиотеке заданной
тематике, по собственному желанию.
Чтение
(Планируемые результаты освоения учебного курса по итогам обучения
в 7-9 классах)
Минимальный уровень:
правильное, осознанное чтение в темпе, приближенном к темпу устной речи, доступных
по содержанию текстов (после предварительной подготовки);
определение темы произведения (под руководством учителя);
ответы на вопросы учителя по фактическому содержанию произведения своими словами;
участие в коллективном составлении словесно-логического плана прочитанного и
разобранного под руководством учителя текста;
пересказ текста по частям на основе коллективно составленного плана (с помощью
учителя);
выбор заголовка к пунктам плана из нескольких предложенных; установление
последовательности событий в произведении; определение главных героев текста;
составление элементарной характеристики героя на основе предложенного плана и по
вопросам учителя;
нахождение в тексте незнакомых слов и выражений, объяснение их значения с помощью
учителя;
заучивание стихотворений наизусть (7-9);
самостоятельное чтение небольших по объему и несложных по содержанию произведений
для внеклассного чтения, выполнение посильных заданий.
Достаточный уровень:
правильное, осознанное и беглое чтение вслух, с соблюдением некоторых усвоенных
норм орфоэпии;
ответы на вопросы учителя своими словами и словами автора (выборочное чтение);
определение темы художественного произведения; определение основной мысли
произведения (с помощью учителя); самостоятельное деление па части несложного по
структуре и содержанию текста;
формулировка заголовков пунктов плана (с помощью учителя); различение главных и
второстепенных героев произведения с элементарным обоснованием;
определение собственного отношения к поступкам героев (героя); сравнение собственного
отношения и отношения автора к поступкам героев с использованием примеров из текста
(с помощью учителя); пересказ текста по коллективно составленному плану; нахождение
8
в тексте непонятных слов и выражений, объяснение их значения и смысла с опорой на
контекст;
ориентировка в круге доступного чтения; выбор интересующей литературы (с помощью
взрослого); самостоятельное чтение художественной литературы;
знание наизусть 10-12 стихотворений и 1 прозаического отрывка.
VI.
Содержание учебного предмета « Литературное чтение» 7-9 классы.
7 класс
Содержание программы чтения:
1. Устное народное творчество
Русские народные сказки: «Сивка – бурка»,
«Журавль и цапля»,
«Умный мужик»
Былина: «Три поездки Ильи Муромца»
Народные песни: «Ах, кабы на цветы не морозы»,
«По улице мостовой»,
Пословицы, Загадки.
2. Из произведений русской литературы XIX века
Александр Сергеевич Пушкин
«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне
Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»,
«Зимний вечер»,
«У Лукоморья»
Михаил Юрьевич Лермонтов: «Бородино»
Иван Андреевич Крылов: «Кукушка и петух»,
«Волк и Журавль»,
«Слон и Моська»
Николай Алексеевич Некрасов: «Несжатая полоса»,
«Генерал Топтыгин»
Лев Николаевич Толстой: «Кавказский пленник» (В сокращении)
Антон Павлович Чехов: «Хамелеон»
Владимир Галактионович Короленко: «Дети подземелья» (В сокращении)
3. Из произведений русской литературы XX века
Максим Горький: «Детство» (Отрывки из повести),
«В людях» (Отрывки из повести)
Михаил Васильевич Исаковский: «Детство»,
«Ветер», «Весна»
Константин Георгиевич Паустовский: «Последний чѐрт»
Михаил Михайлович Зощенко: «Великие путешественники»
Константин Михайлович Симонов: «Сын артиллериста» (Отрывки)
Валентин Петрович Катаев: «Флаг»
Николай Иванович Рыленков: «Деревья»,
«Весна без кукушки – вещуньи…»,
«Всѐ в тающей дымке…»
Юрий Иосифович Коваль: «Капитан Клюквин»,
«Картофельная собака»
Юрий Яковлевич Яковлев: «Багульник»
Радий Петрович Погодин: «Время говорить – пора»
Анатолий Георгиевич Алексин: «Двадцать девятое февраля» (Отрывок из повести
«Звоните и приезжайте»)
9
Константин Яковлевич Ваншенкин: «Мальчишка»,
«Снежки».
Навыки чтения.
Сознательное, правильное, беглое и выразительное чтение в соответствии с нормами
литературного произношения.
Предварительное чтение про себя несложного текста по содержанию и структуре, в
остальных случаях — после анализа
Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению проанализированного
в классе произведения или отрывка из него.
Чтение по ролям и драматизация.
Работа с текстом
Развитие умения устанавливать смысловые связи между частями текста выделять главную
мысль каждой части и произведения в целом, оценивать поступки героев, определять их
мотивы. Анализ (с помощью учителя). литературного произведения с позиции его
нравственной ценности.
Составление характеристики героя (с помощью учителя).
Обсуждение вопросов о возможном дальнейшем развитии событий и составление
воображаемых диалогов главных действующих лиц.
Формирование умения самостоятельно составлять план к частям текста.
Различение частей текста описательного и повествовательного характера.
Подробный и краткий пересказ. Пересказ от третьего лица.
Формирование внимания к авторскому слову. Продолжение работы с знакомыми словами,
развитие умения правильно объяснять их. Выделение образных средств языка, их
использование в пересказе.
Обсуждение вопроса о причинах выбора автором того или иного слова; передача с
помощью авторских слов характера героя, событий, отношения к ним автора.
Умение различать сказку, рассказ, стихотворение, басню.
Основные требования к умениям учащихся
Минимальный:
—
читать вслух правильно, выразительно доступные тексты целым словом;
—
читать про себя проанализированные ранее тексты;
—
отвечать на вопросы учителя;
—
пересказывать близко к тексту отдельные части произведения, доступные
учащимся по изображѐнным событиям;
—
высказывать своѐ отношение к поступкам героев в доступной учащимся форме;
—
выделять в тексте незнакомые слова (с помощью учителя);
—
учить стихотворения наизусть (объѐм текста с учѐтом особенности учеников);
—
участвовать в уроках внеклассного чтения, выполняя доступные задания по
прочитанному тексту.
Достаточный:
—
читать вслух правильно, выразительно, бегло (словосочетанием, трудных случаях
целым словом);
—
читать про себя с предварительным заданием лѐгкие по содержан тексты;
—
выделять тему и идею произведения с помощью учителя;
—
формулировать вопросы к тексту (с помощью учителя);
—
делить текст на части или озаглавливать данные части под руководством учителя, в
простейших случаях — самостоятельно;
—
характеризовать главных действующих лиц (с помощью учителя), давать оценку их
поступкам;
—
выделять незнакомые слова в тексте, правильно их объяснять (с помощью
учителя);
—
соотносить читаемые произведения с определѐнным жанром (с помощью учителя);
10
выучить наизусть не менее 10 стихотворений;
читать внеклассную литературу под контролем учителя, участвовать в еѐ
обсуждении. Составлять отзывы под руководством учителя.
Внеклассное чтение: один раз в месяц в количестве 9 ч.
Самостоятельное чтение произведений для юношества. Чтение отдельных статей из газет
и журналов
Обсуждение прочитанных книг, статей.
Умение передать главную мысль произведения, оценить поступки действующих лиц.
—
—
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать
наизусть 10 стихотворений:
Пушкин А. С. «Зимний вечер»
Пушкин А. С. «У Лукоморья» (отрывок)
Лермонтов М. Ю. «Бородино» (отрывок)
Крылов И. А. «Кукушка и петух»
Крылов И. А. «Слон и Моська»
Некрасов Н. А. «Несжатая полоса»
Исаковский М. В. «Ветер»
Симонов К. М. «Сын артиллериста»
Рыленков Н. И. «Всѐ в тающей дымке-…»
Ваншенкин К. Я. «Снежки»
Распределение учебного времени по разделам
7 класс (136 часов в год)
№ п/п раздела
I.
II
III
Наименование раздела/
подраздела.
Введение
Устное народное творчество.
Из произведений русской
литературы XIX века.
Из произведений русской
литературы XX века.
Внеклассное чтение в
разделах
Итого:
Количество часов
2ч.
11 ч.
47 ч.
76 ч.
4 ч.
136 часов
8 класс
Содержание программы чтения:
1. Устное народное творчество
Сказки
Волшебное кольцо (Русская народная сказка)
Пословицы и поговорки
Баллады
Перчатка (Повесть). В. А. Жуковский
Нашла коса на камень. И. 3. Суриков
Былины
Добрыня и Змей
11
2. Произведения русских писателей XIX века
Александр Сергеевич Пушкин
Публичное испытание. М. Я. Басина
Записки о Пушкине (Отрывок). И. И. Пущин
Памятник (Отрывок)
«Во глубине сибирских руд...»
Зимнее утро
И. И. Пущину
19 октября 1827
Няне
«На холмах Грузии...»
Сожжѐнное письмо (Отрывок)
«Я вас любил...»
Сказка о попе и о работнике его Балде
Михаил Юрьевич Лермонтов
Смерть Поэта (Отрывок)
Родина (Отрывок)
Парус
Сосна
Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова
(Отрывки)
Иван Андреевич Крылов
Волк на псарне
Осѐл и Соловей
Муха и Пчела
Николай Алексеевич Некрасов
Размышления у парадного подъезда (Отрывок)
«В полном разгаре страда деревенская...»
Мороз, Красный нос (Отрывок)
Русские женщины (Отрывок)
Иван Саввич Никитин
Русь (Отрывок)
Утро на берегу озера
Иван Сергеевич Тургенев
Муму (В с о к р а щ е н и и )
Лев Николаевич Толстой
После бала (В с о к р а щ е н и и )
3. Произведения русских писателей 1-й половины XX века
Антон Павлович Чехов
Лошадиная фамилия
Владимир Галактионович Короленко
Слепой музыкант (Отрывки)
Максим Горький
Макар Ч у д р а ( О т р ы в о к )
Сергей Александрович Есенин
«Спит ковыль...»
Пороша
«Отговорила роща золотая...»
Андрей Платонович Платонов
Разноцветная бабочка (Сказка)
Алексей Николаевич Толстой
Русский характер
12
Николай Алексеевич Заболоцкий
Некрасивая девочка
4. Произведения русских писателей 2-й половины XX века
Константин Георгиевич Паустовский
Телеграмма (В с о к р а щ е н и и )
Рувим Исаевич Фраерман
Дикая собака Динго, или Повесть о первой л ю б в и ( О т р ы в к и )
Лев Абрамович Кассиль
Пекины бутсы
Александр Трифонович Твардовский
Василий Т ѐ р к и н ( О т р ы в к и и з п о э м ы )
Василий Макарович Шукшин
Гринька Малюгин (В с о к р а щ е н и и )
Виктор Петрович Астафьев
Далѐкая и близкая с к а з к а ( Г л а в а и з п о в е с т и «Последний поклон»)
Радий Петрович Погодин
Алфред
Алексей Александрович Сурков
Родина
Навыки чтения
Дальнейшее совершенствование сознательного, правильного, выразительного и беглого
чтения в соответствии с нормами литературного произношения.
Самостоятельное чтение текста про себя с предварительными задания учителя.
Самостоятельная подготовка к выразительному чтению с последующей его оценкой
классом.
Чтение по ролям и драматизация.
Работа над текстом
Совершенствование умения устанавливать смысловые связи событий, поступков героев,
выделять части текста. Определение основной мысли каждой части и произведения в
целом (с помощью учителя). Анализ (с помощью учителя) литературного произведения с
точки зрения отражения в н нравственных истин.
Составление характеристики героев путѐм отбора соответствующих мет текста для
подтверждения определѐнных черт характера.
Выделение авторского отношения к изображаемым событиям и героям произведения (с
помощью учителя).
Формирование умения размышлять над поступками героев с точки зрения современной
жизни.
Нахождение в тексте фрагментов описательного и повествовательного характера,
установление их различий.
Самостоятельное озаглавливание данных частей в простых по содержанию текстах.
Отбор опорных слов в каждой части для пересказа. Пересказ прочитанного.
Составление пересказа от имени одного из героев. Творческое продолжение рассказа.
Развитие умения ставить вопросы к тексту и задавать их классу, выступа в роли учителя,
составлять ответы на вопросы, используя сложные предложения.
Совершенствование умения работать со словом, выделять особенности речи
действующих лиц, их эмоциональное состояние. Нахождение в тексте слов и
словосочетаний, употреблѐнных в переносном значении, установление их роли (с
помощью учителя) в описании природы, изображении событий, героев.
Использование в пересказе образных средств языка. Формирование умения выделять
незнакомые слова из текста и объяснять их.
Определение жанровых особенностей произведения.
Основные требования к умениям учащихся
13
Минимальный:
- читать вслух правильно, выразительно, целыми словами;
- читать про себя проанализированные тексты, читать короткие, доступные тексты
самостоятельно;
- пересказывать отдельные части произведения, доступные по изображаемым событиям;
- выделять тему произведения, участвовать в обсуждении идеи;
- выражать свое отношение к поступкам героев и событиям (с помощью учителя);
- находить в тексте незнакомые слова, учиться объяснять их, опираясь на текст (с
помощью учителя);
- учить стихотворения наизусть (объѐм текста с учѐтом особенное учеников);
- участвовать в уроках внеклассного чтения, выполняя доступные задания по
прочитанному тексту.
Достаточный:
- читать вслух правильно, бегло, выразительно;
- читать про себя доступные по содержанию тексты;
- выделять тему и определять идею произведения (последнее задание с помощью
учителя);
- определять черты характера главных героев и выражать своѐ отношение к ним (с
помощью учителя);
- самостоятельно делить текст на части по данному плану или составлять план к выделенным
частям текста;
- отбирать (коллективно) опорные слова для пересказа, обращая вниманиe на лексику,
характеризующую эмоциональное состояние действующих лиц, природы, образные
выражения, и употреблять их в пересказе;
- пересказывать прочитанный текст с ориентацией на план и опорные слова;
ставить вопросы к тексту, задавать их одноклассникам;
- выделять незнакомые слова и давать им объяснения (с помощью учителя);
заучить наизусть 10 стихотворений;
- читать внеклассную литературу, в том числе отдельные статьи из периодической печати,
и принимать участие в их обсуждении.
Учащиеся должны знать:
наизусть 10 стихотворений, прозаический отрывок:
А. С. Пушкин: «Во глубине сибирских руд.., Зимнее утро, Я вас любил: любовь еще быть
может..»
М. Ю. Лермонтов: «Родина, Парус»
И. А. Крылов: «Осел и соловей»
Н. А. Некрасов: «Мороз, Красный нос»
И. С. Никитин: «Русь»
И. С. Тургенев: «Муму» (отрывок из 2 части «Спасение Муму»)
С. А. Есенин: «Спит ковыль. Равнина дорогая.., Пороша»
Распределение учебного времени по разделам
8 класс (136 часов в год)
№ п/п
Наименование раздела/
Количество часов
раздела
подраздела.
Введение
2ч
I.
II
III
Устное народное творчество.
16 ч.
Произведения русских
43 ч.
писателей XIX века
Произведения русских
34 ч.
писателей 1-й половины XX века
14
IV.
Итого:
Произведения русских писателей 41 ч.
2-й половины XX века
Внеклассное чтение в том числе
4 часа
в разделах
136 часов
9 класс
Содержание программы чтения:
1. Устное народное творчество
Русские народные песни
Колыбельная
«За морем синичка не пышно жила…»
Былины
«На заставе богатырской» (В сокращении)
Сказки
«Сказка про Василису Премудрую» (В сокращении)
«Лиса и Тетерев»
2. Из произведений русской литературы XIX века
В.А.Жуковский
«Три пояса» (В сокращении)
И.А.Крылов
«Кот и Повар» (В сокращении)
А.С.Пушкин
«Руслан и Людмила» (В сокращении)
«Барышня-крестьянка» (В сокращении)
М.Ю.Лермонтов
«Тучи»
«Баллада»
«Морская царевна» (В сокращении)
Н.В.Гоголь
«Майская ночь, или Утопленница» (Отрывки в сокращении)
Н.А.Некрасов
«Рыцарь на час» (Отрывки)
«Саша» (Отрывок)
А.А.Фет
«На заре ты ее не буди…»
«Помню я: старушка няня…»
«Это утро, радость эта…»
А.П.Чехов
«Злоумышленник» (В сокращении)
«Пересолил»
3. Из произведений русской литературы XX века
М.Горький
«Песня о Соколе» (В сокращении)
В.В.Маяковский
«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» (В
сокращении)
М.И.Цветаева
«Красной кистью…»
«Вчера еще в глаза глядел…»
К.Г.Паустовский
«Стекольный мастер»
15
С.А.Есенин
«Нивы сжаты, рощи голы…»
«Собаке Качалова»
М.А.Шолохов
«Судьба человека» (Отрывки в сокращении)
Е.И.Носов
«Трудный хлеб»
Н.М.Рубцов
«Тихая моя родина» (В сокращении)
«Русский огонек» (В сокращении)
«Зимняя песня»
Ю.И.Коваль
«Приключения Васи Куролесова» (отрывок)
4.Из произведений зарубежной литературы
Роберт Луис Стивенсон
«Вересковый мед» (В сокращении)
Эрнест Сетон-Томпсон
«Снап» (Отрывок в сокращении)
Джеральд Даррелл
«Живописный жираф» (Отрывок в сокращении)
Навыки чтения
Продолжение работы над техникой чтения.
Совершенствование навыка сознательного чтения: установление логических связей
описываемых событий, определение мотивов поступков героев, подбор фактов для
подтверждения высказанной мысли, выделение основной мысли произведения (с
помощью учителя).
Развитие умения чувствовать настроение героя, понимать отношение автора к нему и к
описываемым событиям.
Составление характеристики действующих лиц по данному плану (с помощью учителя),
подбор соответствующих мест текста для подтверждения определѐнных черт характера
действующего лица.
Выделение в тексте описаний и повествований. Составление планов к этим типам
текстов и пересказ их по плану.
Работа над кратким пересказом и пересказом с элементами рассуждения.
Выделение незнакомых слов в тексте, их объяснение. Работа над образностью языка
произведения.
Разыгрывание диалогов действующих лиц произведения с сохранением авторской
лексики.
Развитие умения доказывать (с помощью учителя) принадлежность произведения или
его фрагмента к определѐнному жанру.
Основные требования к умениям учащихся
Минимальный:
- уметь читать вслух и про себя доступные по содержанию тексты, правильно отвечать на
вопросы;
- участвовать в анализе произведения;
- выбирать из данных заглавия к выделенным частям;
- пересказывать доступный текст и отдельные его части по плану;
- высказывать свое отношение к поступкам действующих лиц и событиям;
- учить стихотворения наизусть;
- участвовать в уроках внеклассного чтения, выполняя посильные задания по
прочитанному тексту
Достаточный:
16
- читать вслух правильно, бегло, выразительно;
- читать про себя доступные по содержанию тексты;
- выделять идею произведения (с помощью учителя);
- называть главные черты характера героев, подтверждать их из произведения;
- самостоятельно делить простой по содержанию текст на части и озаглавливать их;
ставить вопросы к тексту и задавать их классу;
- выделять незнакомые слова, опираясь на контекст (с помощью учителя);
- использовать образные средства языка в составлении характер героев, описании событий
и пересказе;
выучить наизусть 10 стихотворений;
Учащиеся должны знать наизусть:
М. Ю. Лермонтов «Тучи» (стихотворение)
Н. В. Гоголь «Майская ночь, или Утопленница» (отрывок из рассказа)
Н. А. Некрасов «Саша» (отрывок из поэмы)
А. А. Фет «Это утро, радость эта…» (стихотворение)
М. Горький «Песня о Соколе» (отрывок)
М. И. Цветаева «Красной кистью…» (стихотворение)
С. А. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы…», «Собаке Качалова» (стихотворения)
Н. М. Рубцов «Зимняя песня» (стихотворение)
Р. Л. Стивенсон «Вересковый мѐд» (отрывок из баллады)
Распределение учебного времени по разделам
9 класс (136 часов в год)
№ п/п раздела
I.
II
III
IV.
Наименование раздела/
подраздела.
Введение
Устное народное творчество.
Из произведений русской
литературы XIX века
Из произведений русской
литературы XX века
Из произведений
зарубежной литературы
Внеклассное чтение в
разделах (1 раз в месяц)
Итого:
Количество часов
2 ч.
14 ч.
55 ч.
48 ч.
17 ч.
8 часов
136часов
Поурочное планирование 7 класс
17
№
Тема
Введение
Кол
-во
часо
в
Введение. Роль книги в жизни человека.
1
2
Р.р.Проверка техники чтения
1
Факт
.
12 часов, из них 1ч.
вн. чт.
3
Устное народное творчество. Происхождение УНТ.
1
4
Жанры устного народного творчества.
1
5
Русская народная сказка «Сивка-Бурка» Характеристика
братьев
1
6
Русская народная сказка «Сивка-Бурка». Мечта народа о
справедливости
1
7
Русская народная сказка «Сивка-Бурка». Признаки
волшебной сказки.
1
8
Русская народная сказка «Журавль и Цапля»
1
9
Русская народная сказка «Умный мужик»
1
10
Былина «Три поездки Ильи Муромца». Первая поездка
Ильи
1
11
Былина «Три поездки Ильи Муромца». Вторая и третья
поездки Ильи
1
12
Народные песни «Ах, кабы на цветы не морозы», «По
улице мостовой»
1
13
Пословицы, загадки
1
14
В/Ч « Моя любимая русская народная сказка»
1
Раздел II. Из русской литературы XIX века.
По
плану
2 ч. из них 1ч. р/р
1
Раздел 1. Устное народное творчество.
Дата
47 часов, из них 2ч.
р.р. + 1ч. вн.чт.
15
А.С. Пушкин. Жизненный и творческий путь.
16
А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном 1
и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о
1
18
прекрасной лебеди». Разговор трех сестер и его
последствия
17
А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном 1
и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о
прекрасной лебеди». Спасение лебеди и еѐ
благодарность Превращение в комара
18
А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном 1
и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о
прекрасной лебеди». Первое чудо Второе чудо
19
А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном 1
и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о
прекрасной лебеди». Превращение в шмеля
20
А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном 1
и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о
прекрасной лебеди». Царевна-лебедь. Долгожданная
встреча.
21
Р.р. Составление отзыва по прочитанной сказке.
1
22
А.С. Пушкин «Зимний вечер»
1
23
А.С. Пушкин «У лукоморья»
1
24
Жизненный и творческий путь М.Ю. Лермонтова
1
25
М.Ю. Лермонтов «Бородино». Историческая основа
стихотворения..
1
26
М.Ю. Лермонтов «Бородино». Сюжет. Композиция.
Особенности повествования.
1
27
М.Ю. Лермонтов «Бородино». Образ старого солдата –
участника битвы..
1
28
И.А. Крылов. Биография.
1
29
И.А. Крылов «Кукушка и Петух».
1
30
И.А. Крылов «Волк и Журавль»
1
31
И.А. Крылов «Слон и Моська»
1
32
В/Ч «О чем рассказывают басни»
1
33
Н.А. Некрасов. Биография
1
19
34
Н.А. Некрасов «Несжатая полоса»
35
Н.А. Некрасов «Генерал Топтыгин»
1
36
Н.А. Некрасов «Генерал Топтыгин».
1
37
Л.Н. Толстой. Биография
1
38
Л.Н. Толстой «Кавказский пленник». Чтение и анализ 1
части
1
39
Л.Н. Толстой «Кавказский пленник». Чтение и анализ 1
части. Встреча с врагом.
1
40
Л.Н. Толстой «Кавказский пленник». Чтение и анализ 2
части. В плену.
1
41
Л.Н. Толстой «Кавказский пленник». Чтение и анализ 2
части. Сопоставительная характеристика героев.
1
42
Л.Н. Толстой «Кавказский пленник». Чтение и анализ 3
части. Доверие
1
43
Л.Н. Толстой «Кавказский пленник». Чтение и анализ 4
части. Подготовка к побегу.
1
44
Л.Н. Толстой «Кавказский пленник». Чтение и анализ 5
части.
1
45
Л.Н. Толстой «Кавказский пленник». Чтение и анализ 5
части. Неудачный побег.
1
46
Л.Н. Толстой «Кавказский пленник». Чтение и анализ 6
части. Жизнь после неудачного побега. Дружба Жилина
и Дины.
1
47
Л.Н. Толстой «Кавказский пленник». Чтение и анализ 6
части.Спасение.
1
48
Р.р. Составление отзыва по прочитанному рассказу
1
49
Жизненный и творческий путь А.П. Чехова.
1
50
А.П. Чехов «Хамелеон»
1
51
А.П. Чехов «Хамелеон». Живая картина нравов.
1
52
Жизненный и творческий путь В.Г. Короленко.
1
53
В.Г. Короленко. «Дети подземелья». Я и мой отец.
1
1
20
54
В.Г. Короленко «Дети подземелья». Я приобретаю новое
знакомство
1
55
В.Г. Короленко «Дети подземелья». Условия жизни
Маруси и Валека.
1
56
В.Г. Короленко «Дети подземелья». Настроение и
переживания детей.
1
57
В.Г. Короленко «Дети подземелья». Знакомство
продолжается .
1
58
В.Г. Короленко «Дети подземелья». Осенью.
1
59
В.Г. Короленко «Дети подземелья». Кукла.
1
60
В.Г. Короленко «Дети подземелья». Доброта и
сострадание героев повести.
1
61
Обобщающий урок по разделу «Из русской литературы
XIX века».
1
Раздел III. Из русской литературы XX века. 74 часа, из них 4
ч. р.р. + 2 ч. вн.чт.
74 часа, из них 4 ч.
р.р. + 2 ч. вн.чт.
62
Жизненный и творческий путь А.М. Горького
1
63
М. Горький «Детство». 1часть. Обстановка в доме деда
1
64
М. Горький «Детство» 2 часть. История с наперстком.
1
65
М. Горький «Детство» 2 часть. Гордость Алеши за мать.
1
66
М. Горький «Детство».3 часть. Поступок Алеши со
скатертью.
1
67
М. Горький «Детство».3 часть. Наказание.
1
68
М. Горький «Детство».4 часть. Новое в характере деда.
Как наказание повлияло на характер Алеши.
1
69
Р.р. Составление отзыва по прочитанным отрывкам
1
70
А.М. Горький. «В людях». Дом чертѐжника
1
71
А.М. Горький. «В людях». История с самоваром.
1
72
А.М. Горький. «В людях». Раннее взросление детей.
1
73
А.М. Горький. «В людях». Роль книги в жизни ребенка
1
74
Р.р. Проверка техники чтения
1
21
75
Жизненный и творческий путь М.В. Исаковского.
1
76
М.В. Исаковский. «Детство». Часть 1
1
77
М.В. Исаковский. «Детство». Часть 2
1
78
М.В. Исаковский. «Детство». Часть 3
1
79
М.В. Исаковский. «Ветер».
1
80
М.В. Исаковский. «Весна».
1
81
Р.р. Выразительное чтение стихотворения наизусть (по
выбору).
1
82
Жизненный и творческий путь К.Г. Паустовского.
1
83
К.Г. Паустовский. «Последний черт». Дед Митрий
1
84
К.Г. Паустовский. «Последний черт». Случай на озере
1
85
К.Г. Паустовский. «Последний черт». Комичное в
поступках деда.
1
86
К.Г. Паустовский. «Последний черт». Любовь автора к
природе и ее обитателям.
1
87
Вн.чт. «Мой любимый литературный герой».
1
88
Жизненный и творческий путь М.М. Зощенко.
1
89
М.М. Зощенко. «Великие путешественники».
1
90
М.М. Зощенко. «Великие путешественники». Сборы
путешественников
1
91
М.М. Зощенко. «Великие путешественники». Комичные
ситуации во время похода.
1
92
М.М. Зощенко. «Великие путешественники». Отношение
автора к решению детей обойти вокруг земного шара.
1
93
Жизненный и творческий путь К.М. Симонова.
1
94
К.М. Симонов. «Сын артиллериста». История создания 1
поэмы.
95
К.М. Симонов. «Сын артиллериста». Главная мысль
произведения.
1
96
К.М. Симонов. «Сын артиллериста». Картина фронта.
1
22
97
К.М. Симонов. «Сын артиллериста». Судьбы и подвиги
людей на войне.
1
98
Жизненный и творческий путь В.П. Катаева.
1
99
В.П. Катаев. «Флаг». Историческое событие, которое 1
легло в основу рассказа.
100
В.П. Катаев. «Флаг». Почему фашистам не удалось
захватить форт.
1
101
В.П. Катаев. «Флаг». Главная мысль рассказа.
1
102
Жизненный и творческий путь Н.И. Рыленкова.
1
103
Н.И. Рыленков. «Деревья».
1
104
Н.И. Рыленков. «Весна без вещуньи – кукушки».
1
105
Н.И. Рыленков. «Все в тающей дымке…»
1
106
Р.р. Выразительное чтение стихотворения наизусть (по 1
выбору).
107
Жизненный и творческий путь Ю.И. Коваля.
1
108
Ю.И. Коваль. «Капитан Клюквин». Покупка клеста
1
109
Ю.И. Коваль. «Капитан Клюквин». Гитарные вечера
1
110
Ю.И. Коваль. «Капитан Клюквин». Доброта в
отношениях человека и птицы – главная мысль рассказа.
1
111
Ю.И. Коваль. «Капитан Клюквин». Важное решение
героя.
1
112
Ю.И. Коваль. «Картофельная собака». Аким Ильич
1
113
Ю.И. Коваль. «Картофельная собака». Тузик
1
114
Ю.И. Коваль. «Картофельная собака». Хозяин курицы
1
115
Ю.И. Коваль. «Картофельная собака». Сержант
Растрѐпин.
1
116
Жизненный и творческий путь Ю.Я. Яковлева.
1
117
Ю.Я. Яковлев. «Багульник». Собаки Косты
1
118
Ю.Я. Яковлев. «Багульник». Характер Косты
1
119
Ю.Я. Яковлев. «Багульник». Евгения Ивановна
1
23
120
Ю.Я. Яковлев. «Багульник». Характеристика главных
героев.
1
121
Ю.Я. Яковлев. «Багульник». Смысл названия рассказа.
1
122
Вн.чт. Рассказы о дружбе человека и животных
1
123
Жизненный и творческий путь Р.П. Погодина.
1
124
Р.П. Погодин. «Время говорит – пора». Главные герои.
1
125
Р.П. Погодин. «Время говорит – пора». Любовь Володи к
отцу.
1
126
Р.П. Погодин. «Время говорит – пора». Ссора отца с
сыном.
1
127
Р.П. Погодин. «Время говорит – пора». Сильный и
слабый характер.
1
128
Р.П. Погодин. «Время говорит – пора». Почему Володя
выбрал специальность отца.
1
129
Жизненный и творческий путь А.Г. Алексина.
1
130
А.Г. Алексин. «Двадцать девятое февраля». Содержание 1
произведения.
131
А.Г. Алексин. «Двадцать девятое февраля». Внешний и
внутренний мир героев.
1
132
А.Г. Алексин. «Двадцать девятое февраля». Жестокие
испытания для мальчиков.
1
133
Жизненный и творческий путь К.Я. Ваншенкина.
1
134
К.Я. Ваншенкин. «Мальчишка».
1
135
К.Я. Ваншенкин. «Снежки».
1
136
Обобщающий урок по разделу «Из русской литературы 1
XX века».
Р.р. Проверка техники чтения.
24
Поурочное планирование 8 класс
№
Тема
Кол
-во
часо
в
Введение
По
плану
Факт
.
2 ч. из них 1ч. р/р
1
Введение. Роль книги в жизни человека.
1
2
Р.р. Проверка техники чтения.
1
Раздел I. Устное народное творчество.
16 часов, из них 1 ч.
вн.чт.
3
Жанры устного народного творчества.
4
Русская народная сказка «Волшебное кольцо».
1
5
Русская народная сказка «Волшебное кольцо».
1
6
Русская народная сказка «Волшебное кольцо».
1
7
Русская народная сказка «Волшебное кольцо».
1
8
Вн.чт. «Моя любимая русская народная сказка».
1
9
Пословицы и поговорки.
1
10
Баллады.
1
11
Баллада В.А. Жуковского «Перчатка».
1
12
Баллада В.А. Жуковского «Перчатка
1
13
Баллада И.З. Сурикова «Нашла коса на камень».
1
14
Былины как жанр устного народного творчества.
1
15
Былина «Садко».
1
16
Былина «Садко».
1
17
Былина «Садко».
1
18
Былина «Садко».
1
Раздел II. Из русской литературы XIX века.
Дата
Сказки.
1
43 часа, из них 2 ч.
р.р. + 1 ч. вн.чт.
25
19
Жизненный и творческий путь А.С. Пушкина.
1
20
Публичное испытание.
1
21
Записки о Пушкине (отрывок).
1
22
Записки о Пушкине (отрывок).
1
23
Стихотворения А.С. Пушкина.
1
24
Стихотворения А.С. Пушкина.
1
25
А.С. Пушкин. «Сказка о попе и о работнике его Балде».
1
26
А.С. Пушкин. «Сказка о попе и о работнике его Балде».
1
27
А.С. Пушкин. «Сказка о попе и о работнике его Балде».
1
28
Р.р. Составление отзыва по прочитанной сказке.
1
29
Жизненный и творческий путь М.Ю. Лермонтова.
1
30
М.Ю. Лермонтов. «Смерть поэта» (отрывок).
1
31
Стихотворения М.Ю. Лермонтова.
1
32
М.Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича,
молодого опричника и удалого купца Калашникова»
(отрывки».
1
33
М.Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича,
молодого опричника и удалого купца Калашникова»
(отрывки».
1
34
М.Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича,
молодого опричника и удалого купца Калашникова»
(отрывки».
35
М.Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича,
молодого опричника и удалого купца Калашникова»
(отрывки».
1
36
М.Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича,
молодого опричника и удалого купца Калашникова»
(отрывки».
1
37
Жизненный и творческий путь И.А. Крылова.
1
38
И.А. Крылов. Басня «Волк на псарне».
1
39
И.А. Крылов. Басня «Осел и Соловей».
1
1
26
40
И.А. Крылов. Басня «Муха и Пчела».
1
41
Вн.чт. «Чему учат басни».
1
42
Жизненный и творческий путь Н.А. Некрасова.
1
43
Н.А. Некрасов. Стихотворение
парадного подъезда» (отрывок).
44
Изображение русской женщины в произведениях Н.А. 1
Некрасова. «В полном разгаре страда деревенская»,
45
Изображение русской женщины в произведениях Н.А.
Некрасова«Мороз, красный нос».
1
46
Н.А. Некрасов. «Русские женщины» (отрывок).
1
47
Н.А. Некрасов. «Русские женщины» (отрывок).
1
48
Жизненный и творческий путь И.С. Никитина.
1
49
Стихотворения И.С. Никитина.
1
50
Жизненный и творческий путь И.С. Тургенева.
1
51
И.С. Тургенев. Муму (в сокращении).
1
52
И.С. Тургенев. Муму (в сокращении).
1
53
И.С. Тургенев. Муму (в сокращении).
1
54
И.С. Тургенев. Муму (в сокращении).
1
55
И.С. Тургенев. Муму (в сокращении).
1
56
И.С. Тургенев. Муму (в сокращении).
1
57
Р.р. Составление отзыва по прочитанному рассказу.
1
58
Жизненный и творческий путь Л.Н. Толстого.
1
59
Л.Н. Толстой. «После бала» (в сокращении).
1
60
Л.Н. Толстой. «После бала» (в сокращении).
1
61
Л.Н. Толстой. «После бала» (в сокращении).
1
«Размышления
Раздел III. Из русской литературы 1-й половины XX века.
62
Жизненный и творческий путь А.П. Чехова.
63
Комическое
в
рассказе
А.П.
Чехова
у 1
34 часа, из них 2 ч.
р.р. + 1 ч. вн.чт.
1
«Лошадиная 1
27
фамилия».
64
Комическое
фамилия».
в
рассказе
А.П.
65
Жизненный и творческий путь В.Г. Короленко.
1
66
В.Г. Короленко. «Слепой музыкант». Знакомство.
1
67
В.Г. Короленко. «Слепой музыкант». Признание.
1
68
В.Г. Короленко. «Слепой музыкант». Признание
1
69
В.Г. Короленко. «Слепой музыкант». Признание
1
70
В.Г. Короленко. «Слепой музыкант». Откровения
1
71
В.Г. Короленко. «Слепой музыкант». Знакомство с 1
семьей Петрика.
72
В.Г. Короленко. «Слепой музыкант». Дружба Петрика и 1
Эвелины.
73
В.Г. Короленко. «Слепой музыкант». Спустя несколько 1
лет.
74
В.Г. Короленко. «Слепой музыкант». Спустя несколько
лет.
1
75
В.Г. Короленко. «Слепой музыкант». Мечты и чувства.
1
76
В.Г. Короленко.
Эвелины и Петра.
77
В.Г. Короленко. «Слепой музыкант». Оригинальный 1
талант слепого музыканта.
78
Р.р. Составление отзыва по прочитанной повести.
1
79
Р.р. Проверка техники чтения.
1
80
Жизненный и творческий путь А.М. Горького.
1
81
А.М. Горький. «Макар Чудра» (отрывок).
1
82
А.М. Горький. «Макар Чудра» (отрывок).
1
83
А.М. Горький. «Макар Чудра» (отрывок).
1
84
Жизненный и творческий путь С.А. Есенина.
1
85
Картины родной природы в стихотворениях С.А.
1
«Слепой
Чехова
музыкант».
«Лошадиная 1
Объяснение 1
28
Есенина.
86
Жизненный и творческий путь А.П. Платонова.
1
87
А.П. Платонов. Сказка «Разноцветная бабочка».
1
88
А.П. Платонов. Сказка «Разноцветная бабочка».
1
89
А.П. Платонов. Сказка «Разноцветная бабочка».
1
90
Жизненный и творческий путь А.Н. Толстого.
1
91
А.Н. Толстой. Рассказ «Русский характер».
1
92
Жизненный и творческий путь Н.А. Заболоцкого.
1
93
Н.А. Заболоцкий. «Некрасивая девочка».
1
94
Вн.чт. «Мой любимый литературный герой».
1
95
Обобщающий урок по разделу «Из русской литературы 1
1-й половины XX века».
Раздел IV. Из русской литературы 2-й половины XX века.
41 часа, из них 1 ч.
вн.чт.
96
Жизненный и творческий путь К.Г. Паустовского.
1
97
К.Г. Паустовский. «Телеграмма» (в сокращении).
1
98
К.Г. Паустовский. «Телеграмма» (в сокращении).
1
99
К.Г. Паустовский. «Телеграмма» (в сокращении).
1
100
Жизненный и творческий путь Р.И. Фраермана.
1
101
Р.И. Фраерман. Повесть «Дикая собака Динго, или 1
повесть о первой любви».
102
Р.И. Фраерман. Повесть «Дикая собака Динго, или 1
повесть о первой любви»
103
Р.И. Фраерман. Повесть «Дикая собака Динго, или 1
повесть о первой любви»
104
Р.И. Фраерман. Повесть «Дикая собака Динго, или 1
повесть о первой любви»
105
Р.И. Фраерман. Повесть «Дикая собака Динго, или 1
повесть о первой любви»
106
Вн.чт. Рассказы о дружбе.
1
29
107
Жизненный и творческий путь Л.А. Кассиля.
1
108
Л.А. Кассиль. «Пекины бутсы».
1
109
Л.А. Кассиль. «Пекины бутсы».
1
110
Л.А. Кассиль. «Пекины бутсы».
1
111
Жизненный и творческий путь А.Т. Твардовского.
1
112
А.Т. Твардовский. «Василий Теркин». «Гармонь».
1
113
А.Т. Твардовский. «Василий Теркин». «Гармонь».
1
114
А.Т. Твардовский. «Василий Теркин». «Гармонь».
1
115
А.Т. Твардовский. «Василий Теркин». «Гармонь».
1
116
А.Т. Твардовский. «Василий Теркин». «Кто стрелял?»
1
117
А.Т. Твардовский. «Василий Теркин». «Кто стрелял?»
1
118
А.Т. Твардовский. «Василий Теркин». «В наступлении».
1
119
А.Т. Твардовский. «Василий Теркин». «В наступлении».
1
120
Жизненный и творческий путь В.М. Шукшина.
1
121
В.М. Шукшин. «Гринька Малюгин» (в сокращении).
1
122
В.М. Шукшин. «Гринька Малюгин» (в сокращении).
1
123
В.М. Шукшин. «Гринька Малюгин» (в сокращении).
1
124
В.М. Шукшин. «Гринька Малюгин» (в сокращении).
1
125
Жизненный и творческий путь В.П. Астафьева.
1
126
В.П. Астафьев. «Далекая и близкая сказка» (глава из 1
повести «Последний поклон»).
127
В.П. Астафьев. «Далекая и близкая сказка» (глава из
повести «Последний поклон»).
1
128
В.П. Астафьев. «Далекая и близкая сказка» (глава из
повести «Последний поклон»).
1
129
Жизненный и творческий путь Р.П. Погодина.
1
130
Р.П. Погодин. «Алфред».
1
131
Р.П. Погодин. «Алфред».
1
30
132
Р.П. Погодин. «Алфред».
1
133
Р.П. Погодин. «Алфред».
1
134
Р.П. Погодин. «Алфред».
1
135
А.А. Сурков. «Родина».
1
136
Обобщающий урок по разделу «Из русской литературы 1
2-й половины XX века».
31
Поурочное планирование 9 класс
№
Тема
Введение
Кол
-во
часо
в
Введение. Роль книги в жизни человека.
1
2
Р.р. Проверка техники чтения.
1
Факт
.
14 часов, из них 1 ч.
р.р. + 1 ч. вн.чт.
3
Жанры устного народного творчества.
1
4
Р.р. Пословицы и поговорки.
1
5
Русские народные песни. «Колыбельная».
1
6
Русские народные песни. «За морем синичка не пышно
жила».
1
7
Былина «На заставе богатырской». Понятие о былине.
1
8
Былина «На заставе богатырской». Своеобразие былины.
1
9
Былина «На заставе богатырской». Своеобразие языка.
1
10
Сказки. «Сказка про Василису Премудрую
1
11
Сказки. «Сказка про Василису Премудрую» Волшебная
сказка..
1
12
Сказки. «Сказка про Василису Премудрую Характеры
героев
1
13
Сказки. «Сказка про Василису Премудрую» Чтение по
ролям
1
14
Русская народная сказка «Лиса и тетерев».
1
15
Русская народная сказка «Лиса и тетерев».
1
16
Вн.чт. «Моя любимая русская народная сказка».
1
Раздел II. Из русской литературы XIX века.
По
плану
2 ч. из них 1ч. р/р
1
Раздел I. Устное народное творчество.
Дата
55 часов, из них 2 ч.
р.р. + 2 ч. вн.чт.
32
17
Жизненный и творческий путь В.А. Жуковского.
1
18
В.А. Жуковский «Три пояса»
1
19
В.А. Жуковский «Три пояса»
1
20
В.А. Жуковский «Три пояса»
1
21
В.А. Жуковский «Три пояса»
1
22
В.А. Жуковский «Три пояса»
1
23
Жизненный и творческий путь И.А. Крылов. Жанр басни. 1
24
И.А. Крылов. Басня «Кот и Повар».
1
25
Вн.чт. «Чему учат басни».
1
26
Жизненный и творческий путь А.С. Пушкина.
1
27
Жизненный и творческий путь А.С. Пушкина
1
28
Поэма А.С. Пушкина «Руслан и Людмила». Песнь 1
первая.
29
Поэма А.С. Пушкина «Руслан и Людмила». Песнь 1
вторая.
30
Поэма А.С. Пушкина «Руслан и Людмила». Песнь
вторая.
1
31
Поэма А.С. Пушкина «Руслан и Людмила». Песнь
вторая.
1
32
Поэма А.С. Пушкина «Руслан и Людмила». Песнь третия
1
33
Поэма А.С. Пушкина «Руслан и Людмила». Песнь третия
1
34
Поэма А.С. Пушкина «Руслан и Людмила». Песнь третия 1
35
Повесть А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка».
1
36
Повесть А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка».
1
37
Повесть А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка».
1
38
Повесть А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка».
1
39
Повесть А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка».
1
40
Повесть А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка».
1
41
Повесть А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка».
1
33
42
Р.р.
Составление
произведению.
отзыва
43
Жизненный и творческий путь М.Ю. Лермонтова.
44
Стихотворение
«Тучи».
45
М.Ю. Лермонтов. «Баллада».
1
46
М.Ю. Лермонтов. «Морская царевна».
1
47
Жизненный и творческий путь Н.В. Гоголя.
1
48
Н.В. Гоголь. «Майская ночь, или Утопленница». Ганна.
1
49
Н.В. Гоголь.
Утопленница.
50
Н.В. Гоголь. «Майская ночь, или Утопленница».
1
51
Н.В. Гоголь. «Майская ночь, или Утопленница».
1
52
Н.В. Гоголь. «Майская ночь, или Утопленница».
1
53
Н.В. Гоголь. «Майская ночь, или Утопленница».
1
54
Н.В. Гоголь. «Майская ночь, или Утопленница».
1
55
Н.В. Гоголь. «Майская ночь, или Утопленница».
1
56
Жизненный и творческий путь Н.А. Некрасова.
1
57
Н.А. Некрасов. «Рыцарь на час».
1
58
Н.А. Некрасов. «Саша».
1
59
Н.А. Некрасов. «Саша».
1
60
Жизненный и творческий путь А.А. Фета.
1
61
Стихотворение А.А. Фета «На заре ты ее не буди».
1
62
Стихотворения А.А. Фета «Помню я…».
1
63
Стихотворения А.А. Фета «Это утро, радость эта…»
1
64
Жизненный и творческий путь А.П. Чехова.
1
65
Рассказ А.П. Чехова «Злоумышленник».
1
66
Рассказ А.П. Чехова «Злоумышленник».
1
М.Ю.
«Майская
по
Лермонтова
ночь,
или
прочитанному 1
1
Стихотворение 1
Утопленница». 1
34
67
Рассказ А.П. Чехова «Пересолил».
1
68
Рассказ А.П. Чехова «Пересолил».
1
69
Вн.чт. Смех и слезы в рассказах А.П. Чехова.
1
70
Р.р. «Мое любимое произведение из русской литературы 1
XIX века».
71
Обобщающий урок по разделу «Из русской литературы
XIX века».
Раздел III. Из произведений русской литературы ХХ века
1
48 часов, из них 2 ч.
р.р. + 3 ч. вн.чт.
72
Жизненный и творческий путь А.М. Горького.
1
73
А.М. Горький. «Песня о Соколе».
1
74
А.М. Горький. «Песня о Соколе».
1
75
А.М. Горький. «Песня о Соколе».
1
76
А.М. Горький. «Песня о Соколе».
1
77
Жизненный и творческий путь В.В. Маяковского.
1
78
В.В. Маяковский. «Необычайное происшествие, бывшее 1
с Владимиром Маяковским летом на даче».
79
В.В. Маяковский. «Необычайное происшествие, бывшее 1
с Владимиром Маяковским летом на даче».
80
В.В. Маяковский. «Необычайное происшествие, бывшее 1
с Владимиром Маяковским летом на даче».
81
Жизненный и творческий путь М.А. Цветаевой.
1
82
Лирика М.И. Цветаевой.
1
83
Жизненный и творческий путь К.Г. Паустовского.
1
84
К.Г. Паустовский. «Стекольный мастер».
1
85
К.Г. Паустовский. «Стекольный мастер».
1
86
К.Г. Паустовский. «Стекольный мастер».
1
87
Вн.чт. К.Г. Паустовский. «Теплый хлеб».
1
88
Жизненный и творческий путь С.А. Есенина.
1
35
89
Лирика С.А. Есенина.
1
90
Лирика С.А. Есенина
1
91
Жизненный и творческий путь М.А. Шолохова.
1
92
Судьба человека и судьба Родины в рассказе М.А. 1
Шолохова «Судьба человека».
93
Судьба человека и судьба Родины в рассказе М.А. 1
Шолохова «Судьба человека».
94
Судьба человека и судьба Родины в рассказе М.А. 1
Шолохова «Судьба человека».
95
Судьба человека и судьба Родины в рассказе М.А.
Шолохова «Судьба человека».
1
96
Судьба человека и судьба Родины в рассказе М.А.
Шолохова «Судьба человека».
1
97
Р.р. Составление отзыва по прочитанному рассказу.
1
98
Р.р. Проверка техники чтения.
1
99
Жизненный и творческий путь Е.И. Носова.
1
100
Рассказ Е.И. Носова «Трудный хлеб».
1
101
Рассказ Е.И. Носова «Трудный хлеб».
1
102
Рассказ Е.И. Носова «Трудный хлеб».
1
103
Рассказ Е.И. Носова «Трудный хлеб».
1
104
Вн.чт. Рассказ Е.И. Носова «Тридцать зерен» - 1
размышления автора о человечности, о природе
творчества.
105
Жизненный и творческий путь Н.М. Рубцова.
1
106
Н.М. Рубцов. «Тихая моя родина».
1
107
Н.М. Рубцов. «Русский огонек».
1
108
Н.М. Рубцов. «Зимняя песня».
1
109
Жизненный и творческий путь Ю.И. Коваля.
1
110
Ю.И. Коваль. «Приключения Васи Куролесова». «В
деревне Сычи».
1
36
111
Ю.И. Коваль. «Приключения Васи Куролесова».
«Тертый калач».
1
112
Ю.И. Коваль. «Приключения Васи Куролесова».
«Тертый калач».
1
113
Ю.И. Коваль. «Приключения Васи Куролесова».
«Парочка поросят».
1
114
Ю.И. Коваль. «Приключения Васи Куролесова». «Темная 1
ночь».
115
Ю.И. Коваль. «Приключения Васи Куролесова».
«Рыжий».
1
116
Ю.И. Коваль. «Приключения Васи Куролесова».
«Обыкновенный мешок».
1
117
Ю.И. Коваль. «Приключения Васи Куролесова». «Вася
бьет черноусова».
1
118
Вн.чт. «Мой любимый литературный герой».
1
119
Обобщающий урок по разделу «Из произведений
русской литературы XX века».
1
Раздел IV
17 часов, из них 2 ч.
вн.чт.
Из произведений зарубежной литературы.
120
Р.Л. Стивенсон. «Вересковый мед».
1
121
Р.Л. Стивенсон. «Вересковый мед».
1
122
Жизненный и творческий путь Э. Сетон-Томпсона.
1
123
Э.
Сетон-Томпсон.
бультерьера».
Рассказ
«Снап.
История 1
124
Э.
Сетон-Томпсон.
бультерьера».
Рассказ
«Снап.
История 1
125
Э. Сетон-Томпсон. Рассказ «Снап. История
бультерьера».
1
126
Э. Сетон-Томпсон. Рассказ «Снап. История
бультерьера».
1
127
Э. Сетон-Томпсон. Рассказ «Снап. История
бультерьера».
1
37
128
Э. Сетон-Томпсон. Рассказ «Снап. История
бультерьера».
1
129
Жизненный и творческий путь Д. Даррелла.
1
130
Д. Даррелл. «Живописный жираф».
1
131
Д. Даррелл. «Живописный жираф».
1
132
Д. Даррелл. «Живописный жираф».
1
133
Д. Даррелл. «Живописный жираф».
1
134
Вн.чт. Сказки Г.Х. Андерсена.
1
135
Вн.чт. Мифы Древней Греции.
1
136
Обобщающий урок по разделу «Из произведений
зарубежной литературы».
1
VIII. Описание материально-технического обеспечения образовательного
процесса.
Из материально-технического обеспечения имеется в наличии: компьютер,
мультимедийный проектор
Программа обеспечивается УМК:
Чтение, 7 класс, учебник для общеобразовательных организаций, реализующих
адаптированные основные общеобразовательные программы, автор-составитель А. К.
Аксѐнова, 14-е издание - М.: Просвещение, 2021 г.
Чтение , 8 класс, учебник для общеобразовательных организаций, реализующих
адаптированные основные общеобразовательные программы, автор-составитель: З. Ф.Малышева, 16-е издание - М.: Просвещение, 2021 г.
Чтение, 9 класс, учебник для общеобразовательных организаций, реализующих
адаптированные основные общеобразовательные программы, автор-составитель: А. К.
Аксѐнова, М. И. Шишкова, 14-е издание - М.: Просвещение, 2020 г.
Оценивание
Оценка знаний проводится в форме устного опроса, тестирования, проверки техники
чтения. Контрольные задания подбираются в зависимости от индивидуальных
особенностей обучающихся.
Оценивание результатов
При проверке техники чтения рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные тексты
примерно следующего объема (на конец года):
5 класс – 45 - 60 слов
6 класс - 70 - 80 слов
7 класс – 70 - 80 слов.
8 класс – 80 - 90 слов
9 класс – 90 - 100 слов
При оценке принимаются во внимание успешность овладения обучающимися техникой
чтения (правильность, беглость, выразительность) и содержанием читаемого (выделение
38
главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными
требованиями по каждому году обучения.
В начале очередного учебного года техника чтения проверяется по текстам, объем
которых соответствует объему текстов предыдущего года.
При оценке принимаются во внимание успешность овладения обучающимися техникой
чтения (правильность, беглость, выразительность) и содержанием читаемого (выделение
главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными
требованиями по каждому году обучения.
- оценка «5» ставится обучающимся, если они: читают правильно, бегло, выразительно с
соблюдением норм литературного произношения; выделяют основную мысль
произведения или части рассказа с незначительной помощью учителя; делят текст на
части и озаглавливают их самостоятельно; называют главных действующих лиц
произведения, характеризуют их поступки; отвечают на вопросы и передают содержание
прочитанного полно, правильно, последовательно;
- оценка «4» ставится обучающимся, если они: читают, в основном, правильно; допускают
одну-две ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз, знаков препинания,
передающих интонацию логических ударений; допускают неточности в выделении
основной мысли произведения или части рассказа, исправляют их с помощью учителя;
допускают ошибки в делении текста на части и озаглавливании частей, исправляют их с
помощью учителя; называют главных действующих лиц произведения, характеризуют их
поступки с помощью учителя; допускают неточности в ответах на вопросы и при передаче
содержания, но исправляют их самостоятельно или с незначительной помощью учителя;
- оценка «3» ставится обучающимся, если они: читают по слогам и целыми словами,
допускают ошибки при чтении; выделяют основную мысль произведения или части
рассказа с помощью учителя; делят текст на части и озаглавливают части с помощью
учителя; затрудняются назвать главных действующих лиц произведения и
характеризовать их поступки; отвечают на вопросы и пересказывают неполно,
непоследовательно.
- оценка «2» ставится обучающимся, если они: читают по слогам; допускают много
ошибок при чтении, не могут выделять основную мысль произведения, части рассказа
даже с помощью учителя; не делят текст на части; не называют главных действующих лиц
произведения, не характеризуют их поступки; не отвечают на вопросы и не
пересказывают содержание, не используют помощь учителя.
39
40
41