АРП ОВЗ ЗПР Русский язык 5-9 классы

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ,НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ
ПОЛИТИКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ АДМИНИСТРАЦИИ МО
КУЩЕВСКИЙ РАЙОН
МАОУ СОШ №20 имени Милевского Н.И.

РАССМОТРЕНО
Руководитель МО
филологов
МАОУ СОШ №20
имени Милевского
Н.И.
_________ Лубинец Я.А.
Протокол №1 от
«27» августа 2024 г.

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
МАОУ СОШ №20
имени Милевского
Н.И.
___________Розман Н.Г.
Протокол №1 от
«28» августа 2024 г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор
МАОУ СОШ №20
имени Милевского
Н.И.
____________Пунда Н.А.
Протокол педагогического
совета №1 от
«29» августа 2024 г.

АДАПТИРОВАННАЯ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Русский язык»
для обучающихся 5-9 классов
с ОВЗ

хутор Средние Чубурки
2024

Пояснительная записка

Адаптированная рабочая программа основного общего образования для
детей с ОВЗ (7.1 вид) по русскому языку подготовлена на основе ФГОС
ООО, ФОП ООО, Концепции преподавания русского языка и литературы в
Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства
Российской Федерации от 9 апреля 2016 г № 637-р), федеральной рабочей
программы воспитания, с учётом распределённых по классам проверяемых
требований к результатам освоения основной образовательной программы
основного общего образования.
Задачи обучения русскому языку для детей с ОВЗ:
• организовать освоение знаний об устройстве и функционировании
языка, овладение основными нормами современного русского
литературного языка, формирование умения пользоваться его
стилистическими ресурсами, способствовать интенсивному
развитию речемыслительных, а также духовно-нравственных и
эстетических качеств личности школьника;
•

дать учащимся представление о роли языка в жизни общества, о
языке как развивающемся явлении, о месте русского языка в
современном мире, о его богатстве и выразительности;

•

развивать речь учащихся: обогащать их активный и пассивный
словарный запас, грамматический строй речи, способствовать
усвоению литературных норм языка, формированию и
совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного
владения устной и письменной речью во всех основных видах
речевой деятельности;

•

формировать и совершенствовать орфографические и
пунктуационные умения и навыки.

Решаемые задачи позволяют достичь цели курса:
•

обеспечение языкового развития обучающихся с ОВЗ;

•

овладение учащимися с ОВЗ видами речевой деятельности.

Изучение школьного курса «Русский язык» представляет значительные
трудности для детей с ОВЗ в силу их психофизических особенностей.
Такие дети испытывают трудности при чтении, не могут выделить главное
в информации, затрудняются при анализе, сравнении, обобщении,
обладают неустойчивым вниманием, бедным словарным запасом, у них
нарушены фонематический слух и графомоторные навыки. Обучающиеся с
ОВЗ работают на уровне репродуктивного восприятия, основой при
обучении является пассивное механическое запоминание, изучаемого

материала развития может освоить базовый минимум содержания
программного материала.
Адаптация программы происходит за счет сокращения сложных
понятий и терминов; основные сведения в программе даются
дифференцированно. Одни факты изучаются таким образом, чтобы
обучающиеся смогли опознать их, опираясь на существенные признаки, по
другим вопросам обучающиеся получают только общие представления.
Ряд сведений познается школьниками в результате практической
деятельности.Также новые элементарные навыки вырабатываются у таких
детей крайне медленно. Для их закрепления требуются многократные
указания и упражнения.
Коррекционно-развивающие задачи для детей с ОВЗ:
•

- использовать процесс обучения русскому языку для повышения
общего развития учащихся и коррекции недостатков их
познавательной деятельности и личностных качеств;

•

- воспитывать у учащихся трудолюбие, самостоятельность,
терпеливость, настойчивость, любознательность, формировать
умение планировать свою деятельность.

Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи,
направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.
Образовательно-коррекционные:
1. Формирование правильного понимания и отношения к языковедческим
законам.
2. Овладения учащимися умений наблюдать, различать, сравнивать и
применять усвоенные лингвистические знания в повседневной жизни.
3. Развитие навыков и умений самостоятельно работать с учебником,
наглядным и раздаточным материалом.
Воспитательно-коррекционные:
1. Формирование у обучающихся качеств творчески думающей и легко
адаптирующейся личности.
2. Формирование здорового образа жизни.
3. Воспитание положительных качеств, таких как, честность,
настойчивость, отзывчивость, самостоятельность.
4. Воспитание чувства ответственности за личную безопасность,
ценностного отношения к своему здоровью и жизни.
Коррекционно-развивающие:
1. Развитие и коррекция познавательной деятельности.

2. Развитие и коррекция устной и письменной речи.
3. Развитие и коррекция эмоционально - волевой сферы на уроках русского
языка.
4. Повышение уровня развития, концентрации, объёма, переключения и
устойчивости внимания.
5. Повышение уровня развития наглядно-образного и логического
мышления.
6. Развитие приёмов учебной деятельности.
Основные направления коррекционной работы:
•

- развитие зрительного восприятия и узнавания;

•

- развитие основных мыслительных операций;

•

- развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;

•

- коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;

•

-развитие речи и обогащение словаря;

•

-коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
2.Общая характеристика учебного предмета, курса

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано
на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 5-9 классах
формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая
(языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой
деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми
умениями и навыками использования языка в жизненно важных для
данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции –
освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и
общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании;
овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение
словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование
способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых
знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться
различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы
выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа,

национально-культурной специфики русского языка, владение нормами
русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка для направлен на совершенствование речевой
деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве
русского языка и особенностях его употребления в разных условиях
общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка,
речевого этикета. Содержание обучения ориентировано на развитие
личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего
нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли
и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы
общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких
жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная
переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также
способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и
интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в
программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые
отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую
деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень
лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления,
указывает на особенности функционирования этих явлений и называет
основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе
изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для
реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла
отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их
трех тематических блоков. В первом представлены дидактические
единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во
втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и
являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем –
дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и
обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского
языка в целом.
Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или
интегрированы. Так, например, при обучении морфологии обучающиеся
не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми
умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой
деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют
представление о родном языке как национально-культурном феномене.
Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт
использования языка в определенных условиях, ситуациях общения
оказываются неразрывно связанными друг с другом.

3.Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных
учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное
изучение русского языка в 5-9 классах. В учебном плане МАОУ СОШ №
20 имени Милевского Н.И. 34 учебных недели.
Учебный план отводит на изучение предмета следующее количество часов:
5 класс - 170 часов (5 недельных часов);
• 6 класс - 204 часа (6 недельных часов);
• 7 класс - 136 часов (4 недельных часа);
• 8 класс - 136 часа (4 недельных часа);
• 9 класс - 102 часа (3 недельных часа).
Адаптированная программа по русскому языку для детей с ОВЗ
рассчитана на 748 часов.
•

4. Описание ценностных ориентиров в содержании учебного предмета.
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление
уникальное: он является средством общения и формой передачи
информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной
культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской
культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации,
средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в
процессе коммуникации являются теми характеристиками личности,
которые во многом определяют достижения человека практически во всех
областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся
условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык»
занимает особое место: является не только объектом изучения, но и
средством обучения.
Как средство познания действительности русский язык обеспечивает
развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает
его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки
самостоятельной учебной деятельности, самообразования и
самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных
знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами
и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в
перспективе способствует овладению будущей профессией.

5. Личностные, предметные и метапредметные результаты освоения
учебного предмета.
Личностные результаты изучения русского языка для обучающихся с
ОВЗ.
К ним относятся следующие убеждения и качества:
•

осознание своей идентичности как гражданина многонациональной
страны, объединенной одним языком общения - русским;

•

освоение гуманистических традиций и ценностей современного
общества через художественное слово русских писателей;

•

осмысление социально-нравственного опыта предшествующих
поколений, способность к определению своей позиции и
ответственному поведению в современном обществе,

•

понимание культурного многообразия своей страны и мира через
тексты разных типов и стилей.

Метапредметные результаты изучения русского языка для
обучающихся с ОВЗ:
•

способность сознательно организовывать и регулировать свою
деятельность: учебную, общественную;

•

владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией
(анализировать тексты разных стилей, составлять простой и
развернутый планы, тезисы, формулировать и обосновывать выводы
и составлять собственный текст, использовать современные
источники информации, в том числе материалы на электронных
носителях;

•

способность решать творческие задачи, представлять результаты
своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе,
презентация.);

•

готовность к сотрудничеству с одноклассниками, коллективной
работе; освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и
социальном окружении и др.

Предметные результаты изучения русского языка учащимися с ОВЗ
включают:
•

понимание роли русского языка как национального языка русского
народа, государственного языка Российской Федерации и средства
межнационального общения;

•

осознание смысла понятий: речь устная и письменная; монолог,
диалог; сфера и ситуация речевого общения;

•

знание основных признаков разговорной речи, научного,
публицистического, официaльно-делового стилей, языка
художественной литературы;

•

знание особенностей основных жанров, научного,
публицистического, официaльно-делового стилей и разговорной
речи;

•

знание признаков текста и его функционaльно-смысловых типов
(повествования, описания, рассуждения);

•

знание основных единиц языка, их признаков;

•

знание основных норм русского литературного языка
(орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические,
пунктуационные); норм речевого этикета;

•

умение различать разговорную речь, научный, публицистический,
официально-деловой стили, язык художественной литературы;

•

умение определять тему, основную мысль текста, функциональносмысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые
особенности текста;

•

умение опознавать языковые единицы, проводить различные виды
их анaлиза;

•

умение объяснять с помощью толкового словаря лексическое
значение слов.

•

адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения
(цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую
информацию);

•

читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами
чтения (изучающее, ознакомительное).

•

извлекать информацию из различных источников, включая средства
массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими
словарями, справочной литературой;

•

воспроизводить текст c заданной степенью свернутости (план,
пересказ, изложение).

•

создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, выступление,
письмо, заявление);

•

осуществлять выбор и организацию языковых средств в
соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;

•

владеть различными видами монолога (повествование, описание,
рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями,
установление и регулирование межличностных отношений); -

свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной
форме, соблюдать нормы построения текста (логичность,
последовательность, связность, соответствие теме .); адекватно
выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей
действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
•

соблюдать в практике речевого общения основные
произносительные, лексические, грамматические нормы
современного русского литературного языка;

•

соблюдать в практике письма основные правила орфографии и
пунктуации;

•

соблюдать нормы русского речевого этикета.

•

осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки
зрения ее правильности, находить грамматические и речевые
ошибки, недочеты, исправлять их, совершенствовать и
редактировать собственные тексты

Использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни для:
•

осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и
творческих способностей личности, значения родного языка в жизни
человека и общества;

•

развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к
родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления
культуры;

•

удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных,
бытовых, социально-культурных ситуациях общения;

•

увеличения словарного запаса; расширения круга используемых
грамматических средств; развития способности к самооценке на
основе наблюдения за собственной речью;

•

использование родного языка как средства получения знаний по
другим учебным предметам и продолжения образования.

6.Содержание учебного предмета
Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной
компетенции
Раздел 1. Речь и речевое общение

1. Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Речь устная и письменная.
Речь диалогическая и монологическая. Монолог и его виды. Диалог и его
виды.
2. Осознание основных особенностей устной и письменной речи; анализ
образцов устной и письменной речи. Различение диалогической и
монологической речи. Владение различными видами монолога и диалога.
Понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего в разных
ситуациях общения. Владение нормами речевого поведения в типичных
ситуациях формального и неформального межличностного общения.
Раздел 2. Речевая деятельность
1. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание),
говорение, письмо.
Культура чтения, аудирования, говорения и письма.
2. Овладение основными видами речевой деятельности. Адекватное
понимание
основной
и
дополнительной
информации
текста,
воспринимаемого зрительно или на слух. Передача содержания
прочитанного или прослушанного текста в сжатом или развёрнутом виде в
соответствии с ситуацией речевого общения. Овладение практическими
умениями просмотрового, ознакомительного, изучающего чтения,
приёмами работы с учебной книгой и другими информационными
источниками. Овладение различными видами аудирования. Изложение
содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое,
выборочное).
Создание устных и письменных монологических, а также устных
диалогических высказываний разной коммуникативной направленности с
учётом целей и ситуации общения. Отбор и систематизация материала на
определённую тему; поиск, анализ и преобразование информации,
извлеченной из различных источников.
Раздел 3. Текст
1. Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая
цельность, связность). Тема, основная мысль текста. Микротема текста.
Средства связи предложений и частей текста. Абзац как средство
композиционно-стилистического членения текста.
Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование,
рассуждение. Структура текста. План и тезисы как виды информационной
переработки текста.
2. Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры,
принадлежности к функционально-смысловому типу речи. Деление текста
на смысловые части и составление плана. Определение средств и способов
связи предложений в тексте. Анализ языковых особенностей текста. Выбор
языковых средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата,
ситуации и условий общения. Создание текстов различного типа, стиля,
жанра.
Соблюдение
норм
построения
текста
(логичность,
последовательность, связность, соответствие теме и др.). Оценивание и

редактирование устного и письменного речевого высказывания.
Составление плана текста, тезисов.
Раздел 4. Функциональные разновидности языка
1. Функциональные
разновидности
языка:
разговорный
язык;
функциональные стили: научный, публицистический, официальноделовой; язык художественной литературы.
Основные
жанры
научного
(отзыв,
выступление,
доклад),
публицистического (выступление, интервью), официально-делового
(расписка, доверенность, заявление) стилей, разговорной речи (рассказ,
беседа).
2. Установление принадлежности текста к определённой функциональной
разновидности языка. Создание письменных высказываний разных стилей,
жанров и типов речи: тезисы, отзыв, письмо, расписка, доверенность,
заявление, повествование, описание, рассуждение. Выступление перед
аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом.
Содержание, обеспечивающее формирование языковой и
лингвистической (речеведческой) компетенций
Раздел 5. Общие сведения о языке
1. Русский язык — национальный язык русского народа, государственный
язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский
язык в современном мире.
Русский язык в кругу других славянских языков. Роль старославянского
(церковнославянского) языка в развитии русского языка.
Русский язык как развивающееся явление. Формы функционирования
современного русского языка: литературный язык, диалекты, просторечие,
профессиональные разновидности, жаргон.
Русский язык — язык русской художественной литературы. Основные
изобразительные средства русского языка.
Лингвистика как наука о языке.
Основные разделы лингвистики.
Выдающиеся отечественные лингвисты.
2. Осознание важности коммуникативных умений в жизни человека,
понимание роли русского языка в жизни общества и государства в
современном мире.
Понимание различий между литературным языком и диалектами,
просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном.
Осознание красоты, богатства, выразительности русского языка.
Наблюдение за использованием изобразительных средств языка в
художественных текстах.
Раздел 6. Фонетика и орфоэпия
1. Фонетика как раздел лингвистики.
Звук как единица языка. Система гласных звуков. Система согласных
звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Элементы фонетической
транскрипции. Слог. Ударение.

Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные правила нормативного
произношения и ударения.
Орфоэпический словарь.
2. Совершенствование навыков различения ударных и безударных
гласных, звонких и глухих, твёрдых и мягких согласных. Объяснение с
помощью элементов транскрипции особенностей произношения и
написания слов. Проведение фонетического разбора слов.
Нормативное произношение слов. Оценка собственной и чужой речи с
точки зрения орфоэпической правильности.
Применение фонетико-орфоэпических знаний и умений в собственной
речевой практике.
Использование орфоэпического словаря для овладения произносительной
культурой.
Раздел 7. Графика
1. Графика как раздел лингвистики. Соотношение звука и буквы.
Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных. Способы
обозначения [j’].
2. Совершенствование навыков сопоставления звукового и буквенного
состава слова. Использование знания алфавита при поиске информации в
словарях, справочниках, энциклопедиях, SMS-сообщениях.
Раздел 8. Морфемика и словообразование
1. Морфемика как раздел лингвистики. Морфема как минимальная
значимая единица языка.
Словообразующие и формообразующие морфемы. Окончание как
формообразующая морфема.
Приставка, суффикс как словообразующие морфемы.
Корень. Однокоренные слова. Чередование гласных и согласных в корнях
слов. Варианты морфем.
Возможность исторических изменений в структуре слова. Понятие об
этимологии. Этимологический словарь.
Словообразование как раздел лингвистики. Исходная (производящая)
основа и словообразующая морфема.
Основные способы образования слов: приставочный, суффиксальный,
приставочно-суффиксальный, бессуффиксный; сложение и его виды;
переход слова из одной части речи в другую; сращение сочетания слов в
слово. Словообразовательная пара, словообразовательная цепочка.
Словообразовательное гнездо слов.
Словообразовательный и морфемный словари.
Основные выразительные средства словообразования.
2. Осмысление морфемы как значимой единицы языка. Осознание роли
морфем в процессах формо- и словообразования.
Определение основных способов словообразования, построение
словообразовательных цепочек слов.
Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в
практике правописания.

Использование словообразовательного, морфемного и этимологического
словарей при решении разнообразных учебных задач.
Раздел 9. Лексикология и фразеология
1. Лексикология как раздел лингвистики. Слово как единица языка.
Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое
и переносное значения слова. Переносное значение слов как основа
тропов.
Тематические группы слов. Толковые словари русского языка.
Синонимы. Антонимы. Омонимы. Словари синонимов и антонимов
русского языка.
Лексика русского языка с точки зрения её происхождения: исконно
русские и заимствованные слова. Словари иностранных слов.
Лексика русского языка с точки зрения её активного и пассивного запаса.
Архаизмы, историзмы, неологизмы.
Лексика русского языка с точки зрения сферы её употребления.
Общеупотребительные
слова.
Диалектные
слова.
Термины
и
профессионализмы. Жаргонная лексика.
Стилистические пласты лексики.
Фразеология как раздел лингвистики. Фразеологизмы. Пословицы,
поговорки, афоризмы, крылатые слова. Фразеологические словари.
Разные виды лексических словарей и их роль в овладении словарным
богатством родного языка.
2. Дифференциация лексики по типам лексического значения с точки
зрения её активного и пассивного запаса, происхождения, сферы
употребления, экспрессивной окраски и стилистической принадлежности.
Употребление лексических средств в соответствии со значением и
ситуацией общения. Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного,
уместного и выразительного словоупотребления.
Проведение лексического разбора слов.
Извлечение необходимой информации из лексических словарей различных
типов (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших
слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и
использование её в различных видах деятельности.
Раздел 10. Морфология
1. Морфология как раздел грамматики.
Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Система частей
речи в русском языке.
Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общее грамматическое
значение, морфологические и синтаксические свойства имени
существительного, имени прилагательного, имени числительного,
местоимения, глагола, наречия. Место причастия, деепричастия, слов
категории состояния в системе частей речи.
Служебные части речи, их разряды по значению, структуре и
синтаксическому употреблению.
Междометия и звукоподражательные слова.

Омонимия слов разных частей речи.
Словари грамматических трудностей.
2. Распознавание частей речи по грамматическому значению,
морфологическим признакам и синтаксической роли. Проведение
морфологического разбора слов разных частей речи. Нормативное
употребление форм слов различных частей речи. Применение
морфологических знаний и умений в практике правописания.
Использование словарей грамматических трудностей в речевой практике.
Раздел 11. Синтаксис
1. Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как
единицы синтаксиса.
Словосочетание как синтаксическая единица, типы словосочетаний. Виды
связи в словосочетании.
Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске.
Грамматическая основа предложения, главные и второстепенные члены,
способы их выражения. Виды сказуемого.
Структурные типы простых предложений: двусоставные и односоставные,
распространённые и нераспространённые, предложения осложнённой и
неосложнённой структуры, полные и неполные.
Виды односоставных предложений.
Предложения осложнённой структуры. Однородные члены предложения,
обособленные члены предложения, обращение, вводные и вставные
конструкции.
Классификация
сложных
предложений.
Средства
выражения
синтаксических отношений между частями сложного предложения.
Сложные
предложения
союзные
(сложносочинённые,
сложноподчинённые) и бессоюзные. Сложные предложения с различными
видами связи.
Способы передачи чужой речи.
2. Проведение синтаксического разбора словосочетаний и предложений
разных видов. Анализ разнообразных синтаксических конструкций и
правильное употребление их в речи. Оценка собственной и чужой речи с
точки зрения правильности, уместности и выразительности употребления
синтаксических
конструкций.
Использование
синонимических
конструкций для более точного выражения мысли и усиления
выразительности речи.
Применение синтаксических знаний и умений в практике правописания.
Раздел 12. Правописание: орфография и пунктуация
1. Орфография как система правил правописания. Понятие орфограммы.
Правописание гласных и согласных в составе морфем. Правописание ъ и ь.
Слитные, дефисные и раздельные написания. Употребление прописной и
строчной буквы. Перенос слов.
Орфографические словари и справочники.
Пунктуация как система правил правописания.
Знаки препинания и их функции. Одиночные и парные знаки препинания.

Знаки препинания в конце предложения.
Знаки препинания в простом неосложнённом предложении.
Знаки препинания в простом осложнённом предложении.
Знаки препинания в сложном предложении: сложносочинённом,
сложноподчинённом, бессоюзном, а также в сложном предложении с
разными видами связи.
Знаки препинания при прямой речи и цитировании, в диалоге.
Сочетание знаков препинания.
2. Овладение орфографической и пунктуационной зоркостью. Соблюдение
основных орфографических и пунктуационных норм в письменной речи.
Опора
на
фонетический,
морфемно-словообразовательный
и
морфологический анализ при выборе правильного написания слова. Опора
на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков
препинания в предложении.
Использование орфографических словарей и справочников по
правописанию для решения орфографических и пунктуационных проблем.
Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой
компетенции
Раздел 13. Язык и культура
1. Взаимосвязь языка и культуры, истории народа. Русский речевой
этикет.
2. Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом
значения, объяснение их значений с помощью лингвистических словарей
(толковых, этимологических и др.). Уместное использование правил
русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.

УМК
Ладыженская Т.А., Баранов М. Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 5 класс. В 2-х
частях. М.: Просвещение, 2017;
• Ладыженская Т.А., Баранов М. Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 6 класс. В 2-х
частях. М.: Просвещение, 2017;
• Ладыженская Т.А., Баранов М. Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 7 класс. М.:
Просвещение, 2017;
• Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Дейкина А.Д. и др. Русский язык. 8 класс. М.:
Просвещение, 2017;
• Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Дейкина А.Д. и др. Русский язык. 9 класс. М.:
Просвещение, 2017.
Литература для учителя
Методические пособия
• Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Обучение русскому языку в 5
классе: Пособие для учителей и методистов;
• Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Обучение русскому языку в 6
классе: Пособие для учителей и методистов;
• Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А., Баранов М.Т. и др. Обучение русскому языку в 7
классе: Пособие для учителей и методистов;
• Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Александрова О.М. и др. Обучение русскому
языку в 8 классе: Пособие для учителей и методистов;
• Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Александрова О.М. и др. Обучение русскому
языку в 9 классе: Пособие для учителей и методистов.
• Тростенцова Л.А., Запорожец А.И. Русский язык: Поурочные разработки. 8 класс;
• Тростенцова Л.А., Запорожец А.И. Русский язык: Поурочные разработки. 9 класс;
• Соловьева Н.Н. Русский язык. Диктанты и изложения: Пособие для учителей и
методистов. 5 класс;
• Соловьева Н.Н. Русский язык. Диктанты и изложения: Пособие для учителей и
методистов. 6 класс;
• Соловьева Н.Н. Русский язык. Диктанты и изложения: Пособие для учителей и
методистов. 9 класс;
• Запорожец А.И. Русский язык. Изучение синтаксиса. 8-9 классы (из опыта работы).
Дидактические материалы
• Тростенцова Л.А., Стракевич М.М., Ладыженская Н.В. и др. Русский язык.
Дидактические материалы. 5 класс;
• Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Стракевич М.М. и др. Русский язык.
Дидактические материалы. 6 класс;
• Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. Дидактические материалы. 7
класс;
• Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Дейкина А.Д. Русский язык. Дидактические
материалы. 8 класс;
• Тростенцова Л.А., Подстреха Н.М.. Русский язык. Дидактические материалы. 9 класс;
Контрольно-измерительные материалы
1.Богданова Г.А. Сборник диктантов по русскому языку. 5-9 классы: пособие для учителей
общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2012
2. Макарова Б.А. Диктанты и изложения по русскому языку: 5 класс. – М.: Издательство
«Экзамен», 2013
Литература для обучающихся
• Ладыженская Т.А., Баранов М. Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 5 класс. В 2-х
частях. М.: Просвещение, 2017;
• Ладыженская Т.А., Баранов М. Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 6 класс. В 2-х
частях. М.: Просвещение, 2017;
• Ладыженская Т.А., Баранов М. Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 7 класс. М.:
Просвещение, 2017;
• Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Дейкина А.Д. и др. Русский язык. 8 класс. М.:
Просвещение, 2017;
•

•

Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Дейкина А.Д. и др. Русский язык. 9 класс. М.:
Просвещение, 2017;
Школьные словари русского языка
• Б а р а н о в М. Т. Школьный орфографический словарь русского языка. —
М.,2011
• Л ь в о в В. В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. — М., 2010
• Ж у к о в А. В. Школьный лексико-фразеологический словарь русского языка. — М.,
2010
• К р ы с и н Л. П. Школьный словарь иностранных слов. — М., 1997 и последующие
издания.
• К в я т к о в с к и й А. П. Школьный поэтический словарь. — М., 1998 и последующие
издания.
• Л ь в о в а С. И. Краткий орфографический словарь с этимологическими
комментариями. — М., 2004
• Л ь в о в М. Р. Школьный словарь антонимов русского языка. — М., 2010
• Л ь в о в а С. И. Краткий словообразовательный словарь школьника. — М., 2004
• П а н о в Б. Т., Т е к у ч ё в А. В. Школьный грамматико- орфографический словарь
русского языка. — М., 1991
• Школьный словарь иностранных слов / под ред. В. В. Иванова. — М., 2006
• П о т и х а З. А. Школьный словарь строения слов русского языка. — М., 1998
• Львова С.И. Схемы-таблицы по русскому языку: Орфография и пунктуация.
Раздаточные материалы. — М., 2005
• С к о р л у п о в с к а я Е. В., С н е т о в а Г. П. Школьный толковый словарь русского
языка с лексико-грамматически ми формами. — М., 2000
• Ч е с н о к о в а Л. Д., Ч е с н о к о в С. П. Школьный словарь строения и изменения слов
русского языка. — М., 2006
• Т и х о н о в А. Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. — М.,
1991
• Ш а н с к и й Н. М., Б о б р о в а Т. А. Школьный этимологический словарь русского
языка: Происхождение слов. — М., 2000
• Шанский Н. М., З и м и н В. И., Ф и л и п п о в А. В. Школьный фразеологический
словарь русского языка: Значение и происхождение словосочетаний. — М., 2000
Интернет - ресурсы
• http://www.edu.ru – образовательный портал «Российское образование»
• http://www.school. edu. ru – национальный портал «Российский общеобразовательный
портал»
• http://www.ict.edu.ru –
специализированный
портал
«Информационнокоммуникационные технологии в образовании»
• http://www.valeo.edu.ru/data/index.php - специализированный портал «Здоровье и
образование»
• http://www.ucheba.ru - образовательный портал «УЧЕБА»
• http://www.alledu.ru –
“Все
образование
в
интернет”.
Образовательный
информационный портал
•
http://www.college.ru – первый в России образовательный интернет-портал,
включающий обучение школьников
• http://www.prosv.ru — сайт издательства «Просвещение»
• http://www.gramota.ru —
Грамота.Ру
(справочно-информационный
интернетпортал«Русский язык»).
• http://www.rus.1september.ru — электронная версия газеты «Русский язык».
• http://www.rusword.com.ua — сайт по русской филологии «Мир русского слова»
• http://www.ruscenter.ru — РОФ «Центр развития русского языка».
• http://www.center.fio.ru — мастерская «В помощь учителю. Русский язык» Московского
центра интернет-образования
Ресурсы для дистанционных форм обучения
• http://www. vschool.km.ru - виртуальная школа Кирилла и Мефодия
• http://www. teachpro.ru - образовательный сайт Teachpro.ru
• http://www. ozo.rcsz.ru - обучающие сетевые олимпиады

•
•

http://www. college.ru - открытый колледж
http://www. fipi.ru - ФИПИ – Государственная итоговая аттестация выпускников 9-х
классов в новой форме
• http://www.ruslit.metodist.ru - методическая лаборатория русского языка и литературы
МИОО – Итоговая аттестация в 9 классе

Приложение
Формы промежуточной и итоговой аттестации в 5-9 классах (для детей с ОВЗ)
следующие:
•

диктант (с грамматическим заданием, объяснительный, предупредительный,
графический, словарный, свободный);

•

сочинение (по картине, по данному сюжету, на материале жизненного опыта);

•

изложение (выборочное, подробное);

•

тест.

Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку для
учащихся с ОВЗ
«Нормы оценки…» призваны обеспечить одинаковые требования к знаниям, умениям и
навыкам учащихся с ОВЗ по русскому языку. В них устанавливаются:
1) единые критерии оценки различных сторон владения устной и письменной формами
русского языка (критерии оценки орфографической и пунктуационной грамотности,
языкового оформления связного высказывания, содержания высказывания);
2) единые нормативы оценки знаний, умений и навыков;
3) объем различных видов контрольных работ;
4) количество отметок за различные виды контрольных работ.
Ученикам с ОВЗ предъявляются требования только к таким умениям и навыкам, над
которыми они работали или работают к моменту проверки.
На уроках русского языка проверяются:
1) знание полученных сведений о языке;
2) орфографические и пунктуационные навыки;
3) речевые умения.
Оценка устных ответов учащихся с ОВЗ
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учета учащихся по
русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное,
логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение
применять определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями:
1) полнота и правильность ответа;

2) степень осознанности, понимания изученного;
3) языковое оформление ответа.
Оценка «5» ставится, если ученик:
1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых
понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения,
применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику,
но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно
с точки зрения норм литературного языка.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям,
что и для оценки «5», но допускает 2-3 ошибки, которые сам же исправляет, и 2-3
недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных
положений данной темы, но:
1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или
формулировке правил;
2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести
свои примеры;
3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении
излагаемого.
Оценка «2» ставится (в дневник и тетрадь), если ученик обнаруживает незнание
большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в
формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и
неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке
ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению
последующим материалом. Если ученик обнаруживает полное незнание или
непонимание материала.
Оценка («5»,»4»,»3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на
проверку подготовки ученика с ОВЗ отводится определенное время), но и за
рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на
протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не
только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения
применять знания на практике.
Оценка диктантов
Диктант – одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной
грамотности. Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые
должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по
содержанию учащимся данного класса.
Объем диктанта устанавливается:
для 5 класса – 80-90 слов,
для 6 класса – 90-100 слов,
для 7 класса – 100-110 слов,
для 8 класса – 110-135 слов,
для 9 класса – 140-150 слов.

(При подсчете слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова.)
Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и
труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества
слов:
для 5 класса – 15 слов,
для 6 класса – 16-20 слов,
для 7 класса – 21-25 слов,
для 8 класса – 26-30 слов,
для 9 класса – 31-35 слов.
Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся с ОВЗ по определенной теме,
должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также
обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые
диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как
правило, по всем изученным темам.
Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в
данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены не менее 3-4
случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные: они
должны быть представлены 3-4 случаями.
В целом количество проверяемых орфограмм не должно превышать:
•

в 5 классе -10 различных орфограмм и 2-3 пунктограммы,

•

в 6 классе -14 различных орфограмм и 3-4 пунктограммы,

•

в 7 классе -18 различных орфограмм и 4-5 пунктограмм,

•

в 8 классе -20 различных орфограмм и 8 пунктограмм,

•

в 9 классе -22 различных орфограмм и 10 пунктограмм.

В текст контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные
орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на 2-3
предыдущих уроках).
В диктантах должно быть
•

в 5 классе – не более 3 слов,

•

в 6-7 классах – не более 5 слов,

•

в 8-9 классах – не более 7 различных слов с непроверяемыми и
труднопроверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специально
обучались.

До конца первой четверти (а в 5 классе – до конца первого полугодия) сохраняется
объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.
При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и
пунктуационные ошибки:
1.В переносе слов;
2.На правила, которые не включены в школьную программу;

3.На еще не изученные правила;
4.В словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная
работа;
5.В передаче авторской пунктуации.
Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие
звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо
дупло), «мемля» (вместо земля).
При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует
выделять негрубые, то есть не имеющие существенного значения для характеристики
грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым
относятся ошибки:
1.В исключениях из правил;
2.В написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
3.В случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от
существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;
4.В случаях раздельного и слитного написания «не» с прилагательными и причастиями,
выступающими в роли сказуемого;
5.В написании ы и и после приставок;
6.В случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни
обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не; не кто иной как; ничто иное
не…; не что иное как и др.);
7.В собственных именах нерусского происхождения;
8.В случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
9.В пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их
последовательности.
10.Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка
повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается
за одну ошибку.
Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного
написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) в
фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.
Не считаются однотипными ошибками на такое правило, в котором для выяснения
правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или
его форму (вода – воды, рот – ротик, грустный – грустить, резкий – резок).
Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая
подобная ошибка учитывается как самостоятельная.
Примечание. Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то все
они считаются за одну ошибку.
Диктант оценивается одной отметкой.
Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней одной
негрубой орфографической или одной негрубой пунктуационной ошибки (0/0; 0/1).

Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте двух орфографических и двух
пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3-х пунктуационных ошибок или 4х пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4»
может выставляться при 3-х орфографических ошибках, если среди них есть
однотипные (2/0; 1/3, 0/4).
Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4
пунктуационные ошибки или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок или 7
пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 4 классе
допускается выставление оценки «3» за диктант при 5 орфографических и 4-х
пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6
орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются
однотипные и негрубые ошибки (4/4; 3/5; 0/7).
Оценка «2» выставляется за диктант (в дневник и тетрадь), в котором допущено до 7
орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8
пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или 8
орфографических и 6 пунктуационных ошибок.
При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении
оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не
позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом является
•

для оценки «4» - 2 орфографические ошибки,

•

для оценки «3» - 4 орфографические ошибки (для 5 класса – 5 орфографических
ошибок),

•

для оценки «2» - 7 орфографических ошибок.

В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного
(фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания,
выставляются 2 оценки за каждый вид работы.
При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться
следующим:
Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.
Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее ¾ задания.
Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины
заданий.
Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при
выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.
При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться
следующим:
Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.
Оценка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 2-3 ошибки.
Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 4-5 ошибок.
Оценка «2» ставится (в дневник и тетрадь) за диктант, в котором допущено до 8
ошибок.
Оценка сочинений и изложений

Сочинения и изложения – основные формы проверки умения правильно и
последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащих-ся. Сочинения и
изложения в 4-8 классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы
«Развития навыков связной речи».
Примерный объем текста для подробного изложения:
•

в 5 классе – 100-150 слов,

•

в 6 классе – 150-200 слов,

•

в 7 классе – 200-250 слов,

•

в 8 классе – 250-350 слов,

•

в 9 классе – 350-450 слов.

Объем текстов итоговых контрольных подробных изложений в 8 и 9 классов может
быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится
подготовительная работа.
Рекомендуется следующий примерный объем классных сочинений:
•

в 5 классе – 0,5 – 1,0 страницы,

•

в 6 классе – 1,0 – 1,5 страницы,

•

в 7 классе – 1,5 – 2,0 страницы,

•

в 8 классе – 2,0 – 3,0 страницы,

•

в 9 классе – 3,0 – 4,0 страницы.

К указанному объему сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как
объем ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля
и жанра сочинения, от почерка.
С помощью сочинений и изложений проверяются:
1) умение раскрывать тему;
2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей
высказывания;
3) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за
содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение
орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками
по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая
знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь)
считается оценкой по литературе.
Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:
•

соответствие работы ученика теме и основной мысли;

•

полнота раскрытия темы;

•

правильность фактического материала;

•

последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:

•

разнообразие словаря и грамматического строя речи;

•

стилевое единство и выразительность речи;

•

число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических,
пунктуационных и грамматических.
При оценке сочинения необходимо учитывать:
1. Самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его
композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его
хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.
2. Если объем сочинения в полтора – два раза больше указанного в настоящих нормах,
то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4»
на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4»
ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или
при соотношениях: 2 – 3 – 2, 2 – 2 – 3; «3» ставится при соотношениях: 6 – 4 – 4 , 4 – 6 –
4, 4 – 4 – 6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не
принимается во внимание.
3.Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не
раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано
удовлетворительно.
4.На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и
негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведенные в
разделе «Оценка диктантов».
Оценка обучающих работ. Обучающие работы (различные упражнения и диктанты
неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.
При оценке обучающихся работ учитывается:
1) степень самостоятельности учащегося;
2) этап обучения;
3) объем работы;
4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.
Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4»
ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но
исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне
грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи,
подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием
описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного
класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.
Первая и вторая работа как классная, так и домашняя при закреплении определенного
умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.
Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных
ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или
близкого вида.
Оценка тестов При проведении тестовых работ критерии оценок следующие:
•

«5» - 80– 100 %;

•

«4» - 70 – 79 %;

•

«3» - 45 – 69 %;

•

«2»- 44 и менее %.

Выведение итоговых отметок
За учебную четверть и учебный год ставится итоговая отметка. Она является единой и
отражает в обобщенном виде все стороны подготовки ученика с ОВЗ по русскому
языку: усвоение теоретического материала, овладение умениями, речевое развитие,
уровень орфографической и пунктуационной грамотности. Итоговая отметка не должна
выводиться механически, как среднее арифметическое предшествующих отметок.
Решающим при ее определении следует считать фактическую подготовку ученика по
всем показателям ко времени выведения этой отметки. Однако для того, чтобы
стимулировать серьезное отношение учащихся к занятиям на протяжении всего
учебного года, при выведении итоговых отметок необходимо учитывать результаты их
текущей успеваемости.
При выведении итоговой отметки преимущественное значение придается отметкам,
отражающим степень владения навыками (орфографическими, пунктуационными,
речевыми). Поэтому итоговая от метка за грамотность не может быть положительной,
если на протяжении четверти (года) большинство контрольных диктантов, сочинений,
изложений за орфографическую, пунктуационную, речевую грамотность оценивались
баллом «2» с учетом работы над ошибками.
Организация учебного процесса: классно-урочная система
Организация текущего и промежуточного контроля знаний. Организация текущего
и промежуточного контроля знаний проводится в каждой теме, в каждом разделе
(указано в тематическом планировании).

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».