МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования, науки и молодёжной политики
Краснодарского края
Управление образованием администрации МО Кущевский район
МАОУ СОШ №20 имени Милевского Н.И.
РАССМОТРЕНО
Методическим
объединением учителей
начальных классов
МАОУ СОШ № 20
имени Милевского Н.И
СОГЛАСОВАНО
Заместителем
директора
МАОУ СОШ № 20
имени Милевского Н.И
УТВЕРЖДЕНО
Директор
МАОУ СОШ № 20
имени Милевского Н.И
________________________
________________________
Пунда Н.А.
Розман Н.Г. Протокол №1
________________________
Большакова Л.А. Протокол №1
от «29» августа 2024 г.
от «29» августа 2024 г.
Протокол №1
от «28» августа 2024 г.
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Математика»
для обучающихся ОВЗ (ИН вариант 6.3)
1 класса
х. Средние Чубурки 2024
2
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Индивидуальная рабочая программа по математике разработана на
основе Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования (приказ Минобрнауки России от 06.10.2009
г. №373), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания
личности гражданина России, планируемых результатов начального общего
образования, авторской учебной программы по математике для 1-4 классов
специальных(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида В.В.
Воронковой; под редакцией В.В. Воронковой -Москва: «Просвещение», 2019
год.
При разработке программы учитывались возрастные, индивидуально –
психологические особенности учащегося, который испытывает затруднения
в
усвоении
образовательной
программы
для
специальных
(коррекционных) образовательных учреждений .
В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования
осуществляется:
• становление
основ гражданской идентичности и мировоззрения
обучающихся;
• формирование основ умения учиться и способности к организации своей
деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной
деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и
оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;
• духовно-нравственное
развитие
и
воспитание
обучающихся,
предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных
установок, национальных ценностей;
• укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.
Основной целью обучения математике является подготовка обучающихся
к жизни в современном обществе и овладение доступными профессиональнодоводить начатое дело до конца, осуществлять контроль и
самоконтрольтрудовыми навыками. Исходя из основной цели, задачами
обучения математике являются:
• формирование доступных умственно обучающимся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) математических знаний и
умений, необходимых для решения учебно-познавательных, учебнопрактических, житейских и профессиональных задач и развитие способности
их использования при решении соответствующих возрасту задач;
3
• коррекция и развитие познавательной деятельности и личностных качеств
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
средствами математики с учетом их индивидуальных возможностей;
• формирование положительных качеств личности, в частности
аккуратности,
настойчивости,
трудолюбия,
самостоятельности,
терпеливости, любознательности, умений планировать свою деятельность
Основной формой обучения является урок; методами обучения –
метод наблюдения, беседа, объяснения, повторения, сравнения, работа с
учебником, дидактические игры;
приемы обучения – осуществление
индивидуального и дифференцированного подхода с учетом возрастных
особенностей, уровнем развития, интеллектуальных возможностей. За
чтением осуществляется повседневный и текущий контроль.
Математика является одним из важных общеобразовательных предметов в
образовательных организациях, осуществляющих обучение учащихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Основной
целью обучения математике является подготовка обучающихся этой
категории к жизни в современном обществе и овладение доступными
профессионально-трудовыми навыками.
Исходя из основной цели, задачами обучения математике являются:
• формирование доступных умственно обучающимся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) математических знаний и
умений, необходимых для решения учебно-познавательных, учебнопрактических, житейских и профессиональных задач и развитие способности
их использования при решении соответствующих возрасту задач;
• коррекция и развитие познавательной деятельности и личностных
качеств обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) средствами математики с учетом их индивидуальных
возможностей;
• формирование положительных качеств личности, в частности
аккуратности,
настойчивости,
трудолюбия,
самостоятельности,
терпеливости, любознательности, умений планировать свою деятельность,
доводить начатое дело до конца, осуществлять контроль и самоконтроль.
1. Планируемые результаты освоения обучающимися предмета
«Математика» в 1 классе
Личностные и предметные
предмета (математики)
результаты
освоения
учебного
4
Личностные результаты включают овладение обучающимися
социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения
практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и
развитие социальных отношений обучающихся в различных средах.
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными)
компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих
результатов.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися
содержанием каждой предметной области и характеризуют достижения
обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в
практической деятельности. Оценка предметных результатов в 1 классе не
производится. Учащиеся должны знать:
·
цвет, величину, массу, размеры, форму предметов;
·
положение предметов в пространстве и на плоскости относительно
себя и друг друга; слова, их обозначающие;
·
части суток, порядок их следования; дни: вчера, сегодня, завтра;
·
количественные, порядковые числительные, цифры в пределах 5;
состав чисел 2, 3, 4, 5 из двух слагаемых;
·
названия и знаки арифметических действий сложения и вычитания.
Учащиеся должны уметь:
·
сравнивать предметы по величине, размеру, массе «на глаз»,
наложением, приложением, «на руку»;
·
оценивать и сравнивать количество предметов в совокупностях «на
глаз», путем установления взаимно однозначного соответствия, выделять
лишние, недостающие;
·
увеличивать и уменьшать количество предметов в совокупности,
объемы жидкости, сыпучего вещества; объяснять эти изменения;
·
определять положение предметов в пространстве относительно себя, а
также помещать предметы в указанное положение;
·
устанавливать и называть порядок следования предметов;
·
узнавать и называть, классифицировать геометрические фигуры;
·
определять форму знакомых предметов;
5
·
писать цифры 1, 2, 3, 4, 5; соотносить количество предметов с
соответствующим числительным, цифрой;
·
пересчитывать, отсчитывать предметы, узнавать количество из двухтрех предметов без пересчитывания; производить и записывать действия
сложения и вычитания чисел в пределах 5;
·
решать задачи на нахождение суммы, остатка, выполняя
самостоятельно практические действия; записывать решение задачи в виде
примера, числовые данные задачи называть и записывать с наименованиями;
·
выделять в задаче условие, числовые данные (числа), вопрос, решение,
ответ, выполнять практически с предметами или их заместителями действие,
о котором говорится в задаче.
На этом этапе обучения центральным результатом является появление
значимых предпосылок учебной деятельности, одной из которых является
способность ее осуществления не только под прямым и непосредственным
руководством и контролем учителя, но и с определенной долей
самостоятельности во взаимодействии с учителем и одноклассниками.
В целом оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) предметных результатов должна
базироваться на принципах индивидуального и дифференцированного
подходов. Усвоенные обучающимися даже незначительные по объему и
элементарные по содержанию знания и умения должны выполнять
коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют определенную
роль в становлении личности ученика и овладении им социальным опытом.
Предметом оценки в ходе данных процедур является также текущая
оценочная деятельность образовательных организаций и педагогов, и в
частности
отслеживание
динамики
образовательных
достижений
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
данной образовательной организации.
2. Содержание программного материала по предмету «Математика»
в 1 классе.
Пропедевтика.
Свойства предметов
Предметы, обладающие определенными свойствами: цвет, форма,
размер (величина), назначение. Слова: каждый, все, кроме, остальные
(оставшиеся), другие.
Сравнение предметов
6
Сравнение двух предметов, серии предметов.
Сравнение предметов, имеющих объем, площадь, по величине:
большой, маленький, больше, меньше, равные, одинаковые по величине;
равной, одинаковой, такой же величины.
Сравнение предметов по размеру. Сравнение двух предметов:
длинный, короткий (широкий, узкий, высокий, низкий, глубокий, мелкий,
толстый, тонкий); длиннее, короче (шире, уже, выше, ниже, глубже, мельче,
толще, тоньше); равные, одинаковые по длине (ширине, высоте, глубине,
толщине); равной, одинаковой, такой же длины (ширины, высоты, глубины,
толщины).Сравнение трех-четырех предметов по длине (ширине, высоте,
глубине, толщине); длиннее, короче (шире, уже, выше, ниже, глубже, мельче,
тоньше, толще); самый длинный, самый короткий (самый широкий, узкий,
высокий, низкий, глубокий, мелкий, толстый, тонкий).
Сравнение двух предметов по массе (весу): тяжелый, легкий, тяжелее,
легче, равные, одинаковые по тяжести (весу), равной, одинаковой, такой же
тяжести (равного, одинакового, такого же веса). Сравнение трех-четырех
предметов по тяжести (весу): тяжелее, легче, самый тяжелый, самый легкий.
Сравнение предметных совокупностей по количеству предметов, их
составляющих
Сравнение двух-трех предметных совокупностей. Слова: сколько,
много, мало, больше, меньше, столько же, равное, одинаковое количество,
немного, несколько, один, ни одного.
Сравнение количества предметов одной совокупности до и после
изменения количества предметов, ее составляющих.
Сравнение небольших предметных совокупностей путем установления
взаимно однозначного соответствия между ними или их частями: больше,
меньше, одинаковое, равное количество, столько же, сколько, лишние,
недостающие предметы.
Сравнение объемов жидкостей, сыпучих веществ
Сравнение объемов жидкостей, сыпучих веществ в одинаковых
емкостях. Слова: больше, меньше, одинаково, равно, столько же.
Сравнение объемов жидкостей, сыпучего вещества в одной емкости до
и после изменения объема.
Положение предметов в пространстве, на плоскости
Положение предметов в пространстве, на плоскости относительно
учащегося, по отношению друг к другу: впереди, сзади, справа, слева, правее,
левее, вверху, внизу, выше, ниже, далеко, близко, дальше, ближе, рядом,
около, здесь, там, на, в, внутри, перед, за, над, под, напротив, между, в
середине, в центре.
7
Ориентировка на листе бумаги: вверху, внизу, справа, слева, в середине
(центре); верхний, нижний, правый, левый край листа; то же для сторон:
верхняя, нижняя, правая, левая половина, верхний правый, левый, нижний
правый, левый углы.
Единицы измерения и их соотношения
Единица времени — сутки. Сутки: утро, день, вечер, ночь. Сегодня,
завтра, вчера, на следующий день, рано, поздно, вовремя, давно, недавно,
медленно, быстро.
Сравнение по возрасту: молодой, старый, моложе, старше.
Геометрический материал
Круг, квадрат, прямоугольник, треугольник. Шар, куб, брус.
Нумерация. Счет предметов. Чтение и запись чисел в пределах 100.
Разряды. Представление чисел в виде суммы разрядных слагаемых.
Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения.
Единицы измерения и их соотношения. Величины и единицы их
измерения. Единица массы (килограмм), емкости (литр), времени (минута,
час, сутки, неделя, месяц, год), стоимости (рубль, копейка), длины
(миллиметр, сантиметр, дециметр, метр). Соотношения между единицами
измерения однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных
величин.
Арифметические действия. Сложение, вычитание, умножение и
деление
неотрицательных
целых
чисел.
Названия
компонентов
арифметических действий, знаки действий. Таблица сложения. Таблица
умножения и деления. Арифметические действия с числами 0 и 1.
Взаимосвязь арифметических действий. Нахождение неизвестного
компонента арифметического действия. Числовое выражение. Скобки.
Порядок действий. Нахождение значения числового выражения.
Использование свойств арифметических действий в вычислениях
(переместительное свойство сложения и умножения). Алгоритмы
письменного сложения, вычитания, умножения и деления. Способы проверки
правильности вычислений.
Арифметические задачи. Решение текстовых задач арифметическим
способом. Простые арифметические задачи на нахождение суммы и разности
(остатка). Простые арифметические задачи на увеличение (уменьшение)
чисел на несколько единиц. Простые арифметические задачи на нахождение
произведения, частного (деление на равные части, деление по содержанию);
увеличение в несколько раз, уменьшение в несколько раз. Простые
арифметические задачи на нахождение неизвестного слагаемого. Задачи,
содержащие отношения «больше на (в)…», «меньше на (в)…». Задачи на
8
расчет стоимости (цена, количество, общая стоимость товара). Составные
арифметические задачи, решаемые в два действия.
Геометрический материал. Пространственные отношения. Взаимное
расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше—ниже,
слева—справа, сверху—снизу, ближе— дальше, между и пр.).
Геометрические
фигуры.
Распознавание
и
изображение
геометрических фигур: точка, линия (кривая, прямая), отрезок, ломаная,
угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность,
круг. Замкнутые и незамкнутые кривые: окружность, дуга. Ломаные линии
— замкнутая, незамкнутая. Граница многоугольника — замкнутая ломаная
линия. Использование чертежных инструментов для выполнения построений.
Измерение длины отрезка. Сложение и вычитание отрезков. Измерение
отрезков ломаной и вычисление ее длины.
Взаимное положение на плоскости геометрических фигур
(пересечение, точки пересечения).
Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и
называние: куб, шар.
3. Тематическое распределение часов
Программа «Математика» разработана для надомного обучения - 2 часа в
неделю (68 часов в год).
Количество часов
№ Разделы, темы
Авторская
Рабочая
п/п
программа программа
I.
Пропедевтический период.
II Числа. Величины.
1. Число и цифра 1.
2. Число цифра 2
12
54
2
2
3.
Шар.
1
4.
Число и цифра 3.
7
5.
Куб.
1
6.
Число и цифра 4.
7
9
7.
Брус.
1
8.
Число и цифра 5.
4
9.
Точка. Линии. Овал.
1
10. Число и цифра 0.
1
11. Число и цифра 6.
3
12.
Построение прямой линии через одну точку,
две точки.
1
13. Число и цифра 7.
5
14. Сутки, неделя. Отрезок.
1
15. Число и цифра 8.
5
16.
Построение
треугольника,
прямоугольника.
квадрата,
1
17. Число и цифра 9.
2
18. Мера длины - сантиметр.
1
19. Число 10.
5
20. Меры стоимости.
1
21. Мера массы - килограмм.
1
22. Мера ёмкости - литр.
1
10
III
Повторение.
Итого:
2
68
11