МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования, науки и молодежной политики
Краснодарского края
Управление образованием администрации МО Кущевский район
МАОУ СОШ №20 имени Милевского Н.И.
РАССМОТРЕНО
Методическим
объединением учителей
начальных классов
МАОУ СОШ № 20
имени Милевского Н.И
СОГЛАСОВАНО
Заместителем
директора
МАОУ СОШ № 20
имени Милевского Н.И
УТВЕРЖДЕНО
Директор
МАОУ СОШ № 20
имени Милевского Н.И
________________________
________________________
Пунда Н.А.
________________________
Розман Н.Г. Протокол педагогического
Большакова Л.А. Протокол №1
совета №1
Протокол №1
от «29» августа 2024 г.
от «28» августа 2024 г.
от «28» августа 2024 г.
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Математика»
для обучающихся ОВЗ (ИН вариант 1)
4 класса
х. Средние Чубурки 2024 год
Пояснительная записка.
Рабочая программа по учебному предмету математика для обучающихся с
лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)
разработана и утверждена на педсовете МАОУ СОШ №20 имени Милевского
Н.И.
всоответствиистребованиямифедеральногогосударственногообразовательногостан
дартаобучающихсяслёгкойумственнойотсталостью(интеллектуальныминарушени
ями)наосноведокументов:
- Федерального закона"Об образовании в Российской Федерации"
от29.12.2012 №273-ФЗ;
- ПриказаМинобрнаукиРоссииот19.12.2014г.№1599«Обутверждениифе
деральногогосударственногообразовательногостандартаобразованияобучающих
сясумственнойотсталостью(интеллектуальныминарушениями)»;
- ПриказаМинистерствапросвещенияРоссийскойФедерацииот21.09.2022
г.№858"Обутверждениифедеральногоперечняучебников,допущенныхкиспользов
аниюприреализацииимеющихгосударственнуюаккредитациюобразовательныхпр
ограммначальногообщего,основногообщего,среднегообщегообразованияорганиз
ациями,осуществляющимиобразовательнуюдеятельностьиустановленияпредель
ногосрокаиспользованияисключенныхучебников";
-Постановления Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28. 09. 2020 г. № 28 "Об утверждении
санитарныхправилСП2.4.3648-20"Санитарноэпидемиологическиетребованиякорганизациямвоспитанияиобучения,отдыхаиоз
доровлениядетейимолодежи»;
- Постановление главного государственного санитарного врача РФ от
28января 2021 года № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм
СанПиН1.2.368521«Гигиеническиенормативыитребованиякобеспечениюбезопасностии(или)безв
редностидлячеловекафакторовсредыобитания»;
- Приказ Мин просвещения России от 22.03.2021г. №115 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательным
программам
образовательным программам начального общего, основного общего и среднего
общего образования»;
- Адаптированной
основной
общеобразовательной
программы
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) 1-4 классы (вариант 1); утверждённой педагогическим советом
от30.08.2023г. протокол№1
- Учебного плана образовательного учреждения;
С учётом типа и вида образовательного учреждения, а также
образовательных потребностей и запросов участников образовательного
процесса.
Основнойцельюобученияматематикеявляетсяподготовкаобучающихсяэто
й категории к жизни в современном обществе и овладение доступными
профессионально-трудовыми навыками. Исходя из основной цели, задачами
обучения математике являются:
-формирование
доступных
умственно
обучающимся
с
умственной
отсталостью(интеллектуальныминарушениями)математическихзнанийиумений,
необходимыхдлярешенияучебно-познавательных,учебнопрактических,житейских и профессиональных задач и развитие способности их
использованияпри
решении
соответствующих
возрасту
задач;
коррекцияиразвитиепознавательнойдеятельностииличностныхкачествобучающи
хсясумственнойотсталостью(интеллектуальныминарушениями)средствами
математики с учетом их индивидуальных возможностей;
-формирование положительных качеств личности, в частности аккуратности,
настойчивости,
трудолюбия,
самостоятельности,
терпеливости,
любознательности, умений планировать свою деятельность, доводить начатое
дело до конца, осуществлять контроль и самоконтроль.
Основной формой обучения является урок; методами обучения – метод
наблюдения, беседа, объяснения, повторения, сравнения, работа с учебником,
дидактические игры; приемы обучения – осуществление индивидуального
идифференцированногоподходасучетомвозрастныхособенностей,уровнемразвит
ия,интеллектуальныхвозможностей.
1. Общая характеристика предмета.
Математика является одним из ведущих общеобразовательных
предметовв специальном (коррекционном) образовательном учреждении для
обучающихсяс умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
основная
целькоторого—
социальнаяреабилитацияиадаптацияобучающихсясинтеллектуальнымнарушение
м всовременномобществе.
Содержание математики как учебного предмета 4 классе
включаетпропедевтику обучения математике, т.е. развитие до числовых
представлений;нумерациюнатуральныхчиселвпределах100;числоицифру0;едини
цыизмерениявеличин(стоимости,длины,массы,времени),ихсоотношения;измерен
иявуказанныхмерах;четыреарифметическихдействияснатуральными
числами;
элементы
геометрии.
В
каждом
разделе
предусмотренорешениетекстовыхарифметическихзадач.
Математическийматериалв4классепредставленосновнымивышеперечисле
ннымиразделамиматематики.Распределяяэтотматериалпоучебнымчетвертям,учи
тельдолженопиратьсянаактуальныйуровеньзнанийи
«зоныближайшегоразвития»каждогообучающегося.
Распределениематематическогоматериалапоклассампредставленоконцент
рическисучётомпознавательныхивозрастныхвозможностейобучающихся,
поэтому
в
процессе
обучения
необходим
постепенный
переход
отпрактическогообучениявмладшихклассахкпрактикотеоретическомувстарших.Повторениеизученногоматериаласочетаетсяспостоянн
ойпропедевтикойновыхзнаний.
Приотбореучебногоматериалаучитывалисьразныевозможностиобучающи
хсяпоусвоениюматематическихпредставлений,знаний,уменийпрактическиихпри
менятьвзависимостиотстепенивыраженностииструктуры
дефекта.Поэтомувкаждомклассепредлагаемыйучителемматериалусваиваетсяобу
чающимисянаразличномуровне,т.е.программапредусматриваетнеобходимостьди
фференцированногоподходавобучении.
Исходяизразногопосвоимвозможностямсоставаобучающихсякаждогоклас
са,впрограммепоматематикепредусмотренодвауровнятребований к знаниям и
умениям школьников (в зависимости от успешностиовладения ими учебным
материалом).
Для
каждого
года
обучения
определяетсяуровеньтребованийкформированиюсчетныхивычислительныхнавы
ков,знаниямматематическихвеличин,умениямрешатьпростыеисоставныеарифмет
ическиезадачи,формированиюзнанийогеометрическихфигурахителах.
Эти
требования
формируются
по
двум
уровням,
исходя
из
возможностейдетейидинамикиих продвижения:достаточнымиминимальным.
Местоучебногопредметавучебномпланешколы
Согласно
федеральной
адаптированной
основной
общеобразовательнойпрограммедляобучающихсясумственнойотсталостью(инте
ллектуальныминарушениями),
утвержденной
приказом
Министерства
Просвещения РоссийскойФедерации от 24.11.2022 г. №1026, учебный предмет
«Математика» входит впредметнуюобласть «Математика»иреализуетсяв1-4
классах.
На учебный предмет «Математика» отводится в 4 классе отводится4 часа
в неделю. Всего – 136часоввгод.
3. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Требования к результатам освоения АООП(БУД)
2.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностные учебные действия.
- осознаниесебякакученика,заинтересованногопосещениемшколы,обучен
ием,занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- положительное
отношение
к
окружающей
действительности,готовность к организации взаимодействия с ней и
эстетическому
ее
восприятию;целостный,социальноориентированныйвзгляднамирвединствеегопр
ироднойи социальной частей;
- самостоятельностьввыполненииучебныхзаданий,поручений,договорен
ностей;
- понимание личной ответственности за свои поступки на основе представленийобэтическихнормах иправилах поведениявсовременномобществе;
- готовностькбезопасномуибережномуповедениювприродеиобществе.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися
содержанием учебного предмета и характеризуют достижения обучающихся
вусвоениизнанийиумений,способностьихприменятьвпрактическойдеятельности.
4 класс
Минимальный уровень
Обучающиеся должны уметь:
Различать устное и письменное сложение и вычитание чисел в пределах
Уметь пользоваться таблицами умножения всех однозначных чисел и
числа10; правила умножения чисел 1и 0, на1 и 0, деление 0 и деление на1, на 10;
Называть компоненты умножения, деления;
Знать меры длины, массы и их соотношения, знать меры времени и их
соотношения;
Знать различные случаи взаимного положения двух геометрических
фигур;
называть элементы четырех угольников;
выполнять устные и письменные действия сложения и вычитания;
практически пользоваться переместительным свойством умножения;
определять время по часам хотя бы одним способом;
решать простые арифметические задачи.
Решать составные арифметические задачи в два действия с помощью
учителя;
различать замкнутые, незамкнутые кривые, ломаные линии;
вычислять длину ломаной линии;
узнавать,называтьвзаимноеположениедвухпрямых,кривыхлиний,многоугольник
ов,окружностей;
чертить прямоугольник (квадрат) с помощью чертежного угольника на
линованной бумаге с помощью учителя.
Достаточный уровень
Обучающиеся должны уметь:
Различать устное и письменное сложение и вычитание чисел в пределах
100;
знатьтаблицыумножениявсеходнозначныхчиселичисла10.Правила
умножения чисел 1 и 0, на 1 и 0, деление 0 и деление на 1, на
10;называтькомпоненты умножения,деления;
знатьмерыдлины,массыиихсоотношения,знатьмерывременииихсоотношения;
знатьразличныеслучаивзаимногоположениядвухгеометрических
фигур;
называтьэлементычетырехугольников;
выполнять устные и письменные действия сложения и вычитания;практически
пользоваться переместительным свойством умножения;распределять время по часам
тремя способами с точностью до 1 минуты;решать, составлять, иллюстрировать
все
изученные
простые
арифметическиезадачи;
самостоятельнократкозаписывать,моделироватьсодержание,решатьсостав
ныеарифметические задачивдвадействия;
различать замкнутые, незамкнутые кривые, ломаные
линии;вычислятьдлинуломаной линии;
узнавать,называть,чертить,моделироватьвзаимноеположениедвухпрямых,
кривыхлиний,многоугольников,окружностей,находитьточкипересечения;
чертить прямоугольник (квадрат) с помощью чертежного угольника
нанелинованнойбумаге.
Требования к результатам освоения АООП
(БУД)Личностныеучебные действия.
- осознаниесебякакученика,заинтересованногопосещениемшколы,обучен
ием,занятиями, какчлена семьи,одноклассника,друга;
- способностькосмыслениюсоциальногоокружения,своегоместавнем,прин
ятиесоответствующих возрастуценностейисоциальныхролей;
- положительноеотношениекокружающейдействительности,готовность
к
организации
взаимодействия
с
ней
и
эстетическому
ее
восприятию;целостный,социальноориентированныйвзгляднамирвединствеегопри
роднойи социальной частей;
- самостоятельностьввыполненииучебныхзаданий,поручений,договорен
ностей;
- понимание личной ответственности за свои поступки на основе представленийобэтическихнормах иправилах поведениявсовременномобществе;
- готовностькбезопасномуибережномуповедениювприродеиобществе.
Коммуникативныеучебныедействия.
- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель − ученик, ученик–
ученик,ученик–класс,учитель−класс);
использоватьпринятыеритуалысоциальноговзаимодействиясодноклассникамииуч
ителем;
- обращатьсязапомощьюиприниматьпомощь;
- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных
видахдеятельностиибыту;
- сотрудничатьсвзрослымиисверстникамивразныхсоциальныхситуациях;
доброжелательноотноситься,сопереживать,конструктивновзаимодействоватьслю
дьми;
- договариватьсяиизменятьсвоеповедениевсоответствиисобъективнымм
нениембольшинствавконфликтныхилииныхситуацияхвзаимодействияс
окружающими.
Регулятивныеучебныедействия.
- адекватнособлюдатьритуалышкольногоповедения(подниматьруку,встав
атьи выходитьиз-запартыи т. д.);
- приниматьцелиипроизвольновключатьсявдеятельность,следоватьпредло
женному плануи работатьвобщем темпе;
- активноучаствоватьвдеятельности,контролироватьиоцениватьсвоидейст
вияи действияодноклассников;
- соотноситьсвоидействияиихрезультатысзаданнымиобразцами,принимат
ьоценкудеятельности,оцениватьеесучетомпредложенныхкри-
териев,корректироватьсвоюдеятельностьсучетомвыявленныхнедочетов.
Познавательныеучебныедействия.
- выделять некоторые существенные, общие и отличительные
свойствахорошо знакомыхпредметов;
- устанавливатьвидо-родовыеотношенияпредметов;
- делатьпростейшиеобобщения,сравнивать,классифицироватьнанаглядно
мматериале;
- пользоватьсязнаками,символами,предметами-заместителями;
- читать;
наблюдатьподруководствомвзрослогозапредметамииявлениямиокружающейдейс
твительности;
- работатьснесложнойпосодержаниюиструктуреинформацией(пониматьи
зображение,текст,устноевысказывание,элементарное
схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных
иэлектронных идругихносителях).
4. Система
оценки
достижения
обучающимися,
планируемыхрезультатовосвоенияпрограммыпоучебномупредмету«Ма
тематика»
Оценка предметных результатов во время обучения в первом классе
непроводится.Результатпродвиженияпервоклассниковвразвитииопределяетсяна
основе анализа их продуктивной деятельности: поделок, рисунков,
уровняформированияучебных навыков,речи.
Приоценкерезультатовосвоениясодержанияобразовательнойпрограммыуч
итываютсяиндивидуальныеособенностиинтеллектуальногоразвитияобучающихся
,состояниеихэмоциональноволевойсферы.Обучающемуся,снизкимуровнемпотенциальныхвозможностеймож
нопредлагать
болеелёгкиевариантызаданий.Приоценкеписьменныхработобучающихся,страдаю
щихглубокимрасстройствоммоторики,неследуетснижать оценку за плохой
почерк,
неаккуратность
письма,
качество
записей
ичертежей.Кученикамснарушениемэмоциональноволевойсферырекомендуетсяприменятьдополнительныестимулирующиеприемы(
даватьзаданияпоэтапно,поощрятьиодобрятьобучающихсявходевыполненияработ
ыи т.п.).
Оценкапредметныхрезультатовобучающихсясумственнойотсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)
2-4-х
классов
образовательнойорганизацииповсемучебнымпредметам,заисключениемкоррекци
онногоблока,осуществляетсяпотрёхбалльнойсистемепокаждомупредмету:
«5» -отлично,
«4»-хорошо,
«3»-удовлетворительно.
Устныйопросявляетсяоднимизметодовучётадостиженийобучающихсясумс
твеннойотсталостью(интеллектуальныминарушениями)при
освоении
образовательнойпрограммы.
При
оценивании
устных
ответов
поучебнымпредметамобразовательногоциклапринимаетсявовнимание:
- правильностьответапосодержанию,свидетельствующаяобосознанности
усвоенияизученногоматериала;полнотаответа;
- умениепрактическиприменятьсвоизнания;
- последовательность изложения и речевое оформление ответа.
Критериидля оцениванияустныхответовявляютсяобщимидлявсехпредметов.
Оценка«5»ставится,еслиобучающийсяобнаруживаетпониманиепройденно
гоматериала.Самостоятельноилиспомощьюучителяможетсформулироватьиобосн
оватьответ,привестинеобходимыепримерыполученных знаний в практике, в
жизни. Допускает незначительные неточности(оговорки), не влияющие на
правильность понятий, которые исправляет сам илис помощью учителя. Ученик
в основном, последователен в изложении учебногоматериала.
Оценка«4»ставится,еслиобучающийсядаетответ,вцеломсоответствующий
требованиям
оценки
«5»,
но
затрудняется
в
формулированииотдельныхпонятийиопределений.Исправляетихспомощьюучите
ля.Делает
Ошибки по практическому применению отдельных положений изучаемых
предметов в повседневной жизни. Исправляетих спомощьюучителя.
Оценка«3»ставится,еслиобучающийсяобнаруживаетзнаниеипонимание
основных положений данной темы, но излагает материал (вопрос)недостаточно
полно и последовательно, с большими затруднениями. Допускаетошибкив
речи;затрудняетсясамостоятельноподтвердить
правила
примерамииделает
этоспомощью
учителя;
нуждается
впостояннойпомощи
учителя.Делаетошибки,вызванныенедопониманиемучебногоматериала.
Достижения
обучающихся
с
умственнойотсталостью(интеллектуальныминару
шениями)поучебномупредмету
«математика»оцениваютсяпо
результатаминдивидуальногоифронтальногоопросаобучающихся,текущихиитого
выхписьменныхработ.Приоценкеписьменныхработиспользуютсянормыоценокпи
сьменныхконтрольныхработ, при этом учитывается уровень самостоятельности
ученика, особенностиегоразвития.
Приоценкеписьменныхработобучающихсяпоматематикегрубымиошибкам
иследуетсчитать:неверноевыполнениевычисленийвследствиенеточногоприменен
ияалгоритма,неправильноерешениезадачи,неумениеправильновыполнитьизмерен
иеипостроениегеометрическихфигурпообразцу.
Негрубыми ошибками считаются ошибки, допущенные в
процессесписываниячисловыхданных(искажение,замена),зна
коварифметическихдействий,нарушениеформулировкивопроса(ответа)задачи,пра
вильностирасположениязаписей,чертежей,небольшаянеточностьвизмеренииичер
чении.Оценканеснижаетсязаграмматическиеошибки,допущенныевработе.
Исключение составляют случаи написания тех слов и словосочетаний,
которыеширокоиспользуютсянаурокахматематики(названиякомпонентовирезуль
татовдействий,величин идр.).
Приоценкекомбинированныхработ:
Оценка «5» ставится, если вся работа выполнена без ошибок. Оценка
«4»ставится, еслив работе имеются 2-3негрубые ошибки. Оценка «3»
ставится,еслизадачарешенаспомощьюиправильновыполненачастьдругихзаданий.
При решении работ, состоящих из примеров и других заданий, в
которыхнепредусматриваетсярешениезадач:
Оценка «5» ставится, если все задания выполнено правильно. Оценка
«4»ставится,если допущены1-2 негрубыеошибки.
Оценка«3»ставится,еслидопущены1-2грубыеошибкиили3-4негрубые.
Оценка«2»неставится.
5. Содержаниеучебногопредмета
Программаориентировананаиспользованиеучебникадляобщеобразователь
ныхорганизаций,реализующихадаптированныеосновныеобщеобразовательныепр
ограммы:«Математика».Автор:Т.В.Алышева.Москва:«Просвещение».Данныйуче
бникрекомендованМинистерствомобразованияи науки РФ.
1. Пропедевтика.
Свойствапредметов.Предметы,обладающиеопределеннымисвойствами:
цвет, форма, размер (величина), назначение. Слова: каждый, все,кроме,
остальные
(оставшиеся),
другие.Сравнение
предметов.
Сравнение
двух
предметов,
серии
предметов.Сравнениепредметов,имеющихобъем,площадь,повел
ичине:большой,маленький,больше,меньше,равные,одинаковыеповеличине;равно
й,одинаковой,
такой
же
величины.Сравнениепредметовпоразмеру.Сравнениедвухпредм
етов:длинный,короткий(широкий,узкий,высокий,низкий,глубокий,мелкий,толсты
й,тонкий);длиннее,короче(шире,уже,выше,ниже,глубже,мельче,толще,тоньше);ра
вные,
одинаковые
по
длине
(ширине,
высоте,
глубине,
толщине);равной,одинаковой,такойжедлины
(ширины,высоты,
глубины,
толщины).Сравнениетрехчетырехпредметовподлине(ширине,высоте,глубине,толщине); длиннее, короче
(шире,
уже,
выше,
ниже,
глубже,
мельче,
тоньше,толще);самыйдлинный,самыйкороткий(самыйширокий,узкий,высокий,ни
зкий,
глубокий,
мелкий,
толстый,
тонкий).Сравнение двух предметов по массе (весу): тяжелый,
легкий, тяжелее, легче,равные, одинаковые по тяжести (весу), равной,
одинаковой, такой же тяжести(равного, одинакового, такого же веса). Сравнение
трех-четырех предметов потяжести (весу): тяжелее, легче, самыйтяжелый,
самый
легкий.Сравнениепредметныхсовокупностейпоколичествупредметов,ихсоставля
ющих:
Сравнение двух-трех предметных совокупностей. Слова: сколько, много,
мало,больше,меньше,столькоже,равное,одинаковоеколичество,немного,нескольк
о,
один,
ни
одного.Сравнениеколичествапредметоводнойсовокупно
стидоипослеизмененияколичества
предметов,
ее
составляющих.Сравнение
небольших
предметных
совокупностей
путем
установления
взаимнооднозначногосоответствиямеждунимиилиихчастями:больше,меньше,оди
наковое,равноеколичество,столькоже,сколько,лишние,недостающиепредметы.
Сравнение
объемов
жидкостей,
сыпучих
веществ.Сравнение объемов жидкостей, сыпучих веществ в
одинаковых емкостях. Слова:больше,
меньше,
одинаково,
равно,
столько
же.Сравнение
объемов жидкостей, сыпучего вещества в одной емкости до и послеизменения
объема.
Положение
предметов
в
пространстве,
на
плоскости.Положениепредметоввпространстве,наплоскостиотн
осительнообучающегося,поотношениюдругкдругу:впереди,сзади,справа,слева,пр
авее, левее, вверху, внизу, выше, ниже, далеко, близко, дальше, ближе,
рядом,около, здесь, там, на, в, внутри, перед, за, над, под, напротив, между, в
середине,в
центре.
Ориентировканалистебумаги:вверху,внизу,справа,слева,всередине(центре),верхн
ий,нижний,правый,левыйкрайлиста,тожедлясторон:верхняя,нижняя,
правая, левая половина, верхний правый, левый, нижний правый, левый
углы.Единицы
измерения
и
их
соотношенияЕдиница времени - сутки. Сутки: утро, день,
вечер, ночь. Сегодня, завтра, вчера,на следующий день, рано, поздно, вовремя,
давно, недавно, медленно, быстро.Сравнениепо возрасту: молодой, старый,
моложе, старше.Геометрический
материал
Круг,квадрат,прямоугольник,треугольник.Шар,куб,брус.
2.
Нумерация.
Счетпредметов.Чтениеизаписьчиселвпределах100.Разряды.Представление
чиселввидесуммыразрядныхслагаемых.Сравнениеиупорядочениечисел,знаки
сравнения.
3. Единицыизмеренияиихсоотношения.
Величиныиединицыихизмерения.Единицамассы(килограмм),емкости(лит
р),времени(минута,час,сутки,неделя,месяц,год),стоимости(рубль,
копейка),
длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр). Соотношениямежду единицами
измерения однородных величин. Сравнение и упорядочениеоднородных
величин.
4. Арифметическиедействия.Сложение,вычитание,умножениеиделени
е
неотрицательных
целых
чисел.
Названия
компонентов
арифметическихдействий, знаки действий. Таблица сложения. Таблица
умножения
и
деления.Арифметическиедействиясчислами0и1.Взаимосвязьарифметическихдейс
твий.Нахождениенеизвестногокомпонентаарифметическогодействия.Числовоевы
ражение.Скобки.Порядокдействий.Нахождениезначениячисловоговыражения.Ис
пользованиесвойстварифметическихдействийввычислениях (переместительное
свойство сложения и умножения). Алгоритмыписьменного сложения, вычитания,
умножения и деления. Способы проверкиправильностивычислений.
5. Арифметическиезадачи.Решениетекстовыхзадачарифметическимсп
особом.Простыеарифметическиезадачинанахождениесуммыиразности(остатка).П
ростыеарифметическиезадачинаувеличение(уменьшение) чисел на несколько
единиц.
Простые
арифметические
задачи
нанахождениепроизведения,частного(делениенаравныечасти,делениепосодержан
ию);увеличениевнесколькораз,уменьшениевнесколькораз.Простыеарифметическ
иезадачинанахождениенеизвестногослагаемого.Задачи,содержащие отношения
"больше
на
(в)...",
"меньше
на
(в)...".
Задачи
на
расчетстоимости(цена,количество,общаястоимостьтовара).Составныеарифметиче
скиезадачи,решаемые вдвадействия.
6. Геометрическийматериал.Пространственныеотношения.Взаимное
расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше - ниже,слева справа, сверху - снизу, ближе - дальше, между).Геометрические фигуры.
Распознавание
и
изображение
геометрических
фигур:точка,линия(кривая,прямая),отрезок,ломаная,угол,многоугольник,треуголь
ник,прямоугольник,квадрат,окружность,круг.Замкнутыеинезамкнутыекривые:ок
ружность,дуга.Ломаныелинии-замкнутая,незамкнутая.Границамногоугольниказамкнутаяломанаялиния.Использованиечертежныхинструментовдлявыполненияп
остроений.
Измерение длины отрезка. Сложение и вычитание отрезков. Измерение
отрезковломаной
и
вычисление
ее
длины.Взаимное положение на плоскости геометрических
фигур (пересечение, точкипересечения).
Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и
называние:куб,шар.
7. Тематическое планирование.
Программа по математике для 4 класса состоит из следующих разделов:
№ Разделы.
Количество
п/п
часов
1.
Повторение.Сложениеивычитаниевпределах100безпереходач 8
ерезразряд.
2.
Единица(мера)массы —центнер.
1
3.
Единица(мера)длины–1миллиметр.
4.
Сложениеивычитаниечиселвпределах100безпереходачерезра 14
зряд(все случаи).
2
5.
Меры времени.
5
6.
7.
8.
9.
10.
Замкнутые, незамкнутые кривые линии.
Окружность, дуга.
Умножение и деление чисел.
Сложение с переходом через разряд (устные вычисления).
Ломаная линия. Замкнутые, незамкнутые ломаные линии.
Длина ломаной линии.
Сложение с переходом через разряд (устные вычисления).
Умножение и деление.
Прямоугольник.
Квадрат.
Сложение и вычитание чисел (письменные вычисления).
Сложение с переходом через разряд.
Вычитание с переходом через разряд.
Нахождение неизвестного слагаемого.
Повторение.
Итого:
1
1
6
7
5
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
8
60
1
1
5
4
4
2
1
136