АРП ИН Мир природы и человека 4 кл. 24-25 г.

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования, науки и молодёжной политики
Краснодарского края
Управление образованием администрации МО Кущевский район
МАОУ СОШ №20 имени Милевского Н.И.

РАССМОТРЕНО
Методическим
объединением учителей
начальных классов
МАОУ СОШ № 20
имени Милевского Н.И

СОГЛАСОВАНО
Заместителем
директора
МАОУ СОШ № 20
имени Милевского Н.И

УТВЕРЖДЕНО
Директор
МАОУ СОШ № 20
имени Милевского Н.И
________________________

________________________
Пунда Н.А.
Розман Н.Г. Пртокол №1
________________________
Большакова Л.А. Протокол №1
от «29» августа 2024 г.
от «29» августа 2024 г.
Протокол №1
от «28» августа 2024 г.

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Мир природы и человека»
для обучающихся ОВЗ (ИН вариант 1)
4 класса

х. Средние Чубурки 2024

1.Пояснительная записка
Рабочая программа по математике разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования
(приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 г. №373), Концепции духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России,
планируемых результатов начального общего образования, авторской учебной
программы по математике для 1-4 классов специальных(коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида В.В. Воронковой; под редакцией В.В.
Воронковой -Москва: «Просвещение», 2013 год
В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования
осуществляется:
• становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;
• формирование основ умения учиться и способности к организации своей
деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной
деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и
оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;
• духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся,
предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок,
национальных ценностей;
укрепление физического и духовного здоровья обучающихся
Цель предмета заключается в формировании первоначальных знаний о живой
и неживой природе; понимании простейших взаимосвязей, существующих
между миром природы и человека.
Задачи:
обогащение словарного запаса учащихся простыми понятиями
формирование языковых обобщений и элементарного осознания явлений
языка и речи;
усвоение отдельных норм и правил грамматического строя речи;
развитие диалогической речи, связного высказывания;
формирование коммуникативной функции речи и культуры общения.
Курс «Мир природы и человека» является начальным звеном формирования
естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом формирования у
учащихся умений наблюдать, анализировать, взаимодействовать с
окружающим миром.
Содержание дисциплины предусматривает знакомство с объектами и
следственные связи между природными явлениями и жизнью человека.
Программа реализует современный взгляд на обучение естествоведческим
дисциплинам, который выдвигает на первый план обеспечение:
―полисенсорности восприятия объектов;
―практического
взаимодействия
обучающихся
с
умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с предметами познания,
по возможности в натуральном виде и в естественных условиях или в
виде макетов в специально созданных учебных ситуациях;

―накопления представлений об объектах и явлениях окружающего мира
через взаимодействие с различными носителями информации: устным и
печатным словом, иллюстрациями, практической деятельностью в
процессе решения учебно-познавательных задач, в совместной
деятельности друг с другом в процессе решения проблемных ситуаций;
―закрепления представлений, постоянное обращение к уже изученному,
коммуникативной и учебной деятельности.
Программа разработана с учетом общих закономерностей и
специфических особенностей развития детей с интеллектуальными
нарушениями школьного возраста, предусматривает реализацию
соответствующих коррекционных задач, базируется на научных позициях
специальной педагогики и специальной психологии, обуславливающих
необходимость коррекционной работы, широкое использование
предметно-практической
деятельности,
современных
средств
наглядности и технических средств.
В основу разработки программы обучающихся с умственной
отсталостью заложены дифференцированный и деятельностный подходы.
Дифференцированный подход к построению адаптированной рабочей
программы для обучающихся с умственной отсталостью предполагает учет их
особых
образовательных
потребностей,
которые
проявляются
в
неоднородности возможностей освоения содержания образования. Это
обусловливает необходимость создания разных вариантов заданий.
Применение дифференцированного подхода к созданию образовательных
программ обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся
с умственной отсталостью возможность реализовать индивидуальный
потенциал развития. Деятельностный подход строится на признании того, что
развитие личности обучающихся с умственной отсталостью школьного
возраста определяется характером организации доступной им деятельности
(предметно-практической и учебной).Основным средством реализации
деятельностного подхода является обучение как процесс организации
познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся,
обеспечивающий овладение ими содержанием образования.
1.1.Общая характеристика учебного предмета.
Учебный предмет «Мир природы и человека» является специфическим для
обучения школьников с интеллектуальными нарушениями. Его введение в
учебный план обусловлено значительным отставанием таких первоклассников
в общем и речевом развитии от своих сверстников с нормальным
интеллектом.
У учащихся формируются элементарные представления и
понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется
и обогащается представление о непосредственно окружающем мире, они
получают некоторые представления о мире, который находится вне поля их
чувствительного опыта.
2.Особенности организации учебной деятельности обучающихся по
предмету «Мир природы и человека» в 4 классе.

Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать,
делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинноследственные связи и закономерности способствует развитию аналитикосинтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления.
Курс «Мир природы и человека» для обучающихся с интеллектуальными
нарушениями является начальным звеном формирования естествоведческих
знаний, пропедевтическим этапом развития у учащихся младших классов
понятийного мышления на материале сведений о неживой и живой природе.
«Природоведение», «География», «Биология»: предметы из образовательной
области «Естествознание»
обеспечивают формирование личностных,
регулятивных и познавательных учебных действий. В процессе изучения
окружающего мира, природы у учащихся формируются и систематизируются
представления о живой и неживой природе, сезонных изменениях в ней, жизни
растений и животных, строении организма человека и т.д. Обучающиеся учатся
наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и обобщать, устанавливать
несложные причинно-следственные связи и взаимозависимость природных
явлений. Эта деятельность учащихся играет важную роль в работе по
коррекции недостатков умственного и психофизического развития, их
познавательных интересов. Знания о природе помогают детям видеть
прекрасное в ней, воспитывают отношение к ней, стремление беречь и охранять
природу.
3.Программа формирования базовых учебных действий (БУД)
Для учащихся с интеллектуальными нарушениями очень важно, чтобы
все обучение носило практический характер. Поэтому, помимо предметных
результатов освоения программы в курсе «Мир природы и человека»,
реализуется программа формирования базовых учебных действий, которая
представлена основными составляющими: познавательными, регулятивными,
коммуникативными, личностными умениями и навыками (для детей с
интеллектуальными нарушениями эти действия носят характер жизненных
компетенций). В курсе «Мир природы и человека» представлены
многообразные задания, иллюстративный и текстовый материал на развитие
следующих личностных умений и навыков:
- осознание себя как ученика, как члена семьи, как друга и одноклассника;
- адекватность представлений о собственных возможностях и ограничениях, о
насущно необходимом жизнеобеспечении;
- способность вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам
сопровождения учебного процесса и создания специальных условий для
пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения;
- способность вступать в коммуникацию со сверстниками по вопросам помощи,
при взаимодействии в совместной деятельности;
- владение социально-бытовыми умениями в учебной деятельности и
повседневной жизни;
- владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального
взаимодействия (т. е. самой формой поведения, его социальным рисунком);

- осмысление и дифференциация картины мира, ее временно-пространственной
организации через содержание курса «Мир природы и человека»;
- осмысление социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- овладение самостоятельным выполнением заданий, поручений, инструкций.
Для решения задачи социальной адаптации важнейшим является
развитие коммуникативной функции речи, формирование культуры и стиля
речи с тем, чтобы развивать у обучающихся с интеллектуальными
нарушениями умение общаться и использовать полученные знания в
различных социальных ситуациях в жизни. Умение задать вопрос, понять
вопрос, ответить на вопрос помогает установить конструктивное общение,
например, в поликлинике, аптеке, магазине и т.д.
Работа над развитием регулирующей функции речи проводится также
через специально организованную на уроке работу по освоению общеучебных
навыков, таких как: выслушивание инструкции или установки на деятельность
в ходе урока, планирование работы, отчет о работе и т. д.
Таким образом, процесс изучения курса «Мир природы и человека»
должен быть направлен на овладение следующими коммуникативными
навыками:
- умением вступать в контакт и работать в группах;
- умением использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с
одноклассниками, сверстниками, учителями;
- умение обращаться за помощью и принимать помощь;
- умение слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах
деятельности и быту;
- сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать
с людьми;
- договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным
мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с
окружающими.
В рамках изучения курса «Мир природы и человека» развиваются
следующие регулятивные учебные действия:
- входить и выходить из школьного здания, учебного помещения по условному
сигналу (школьный звонок, разрешение учителя);
- самостоятельно ориентироваться в пространстве школьного двора, здания,
класса (зала, учебного помещения);
- использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и
выходить из-за парты и т. д.) в учебное время;
- самостоятельно работать с учебными принадлежностями и организовывать
рабочее место под руководством учителя;
- корректировать свои действия по выполнению задания в соответствии с
инструкцией (под руководством учителя);
- принимать цели и инструкции, произвольно включаться в деятельность,
следовать предложенному плану и работать в общем темпе.

У обучающихся с интеллектуальными нарушениями формируются следующие
познавательные учебные действия:
Обогащение и уточнение словаря. Называние предметов и явлений,
характеристика их по основным свойствам. Сравнение с другими предметами и
явлениями. Классификация предметов.
·
Участие в беседе. Правильные, полные и отчетливые ответы на вопросы,
умение задавать вопросы, дополнять высказывания товарищей
·
Описание под руководством учителя предметов и явлений природы после
наблюдения за ними и беседы.
·
Составление под руководством учителя небольших рассказов об
изучаемых растениях и животных, о явлениях природы, сезонных изменениях в
природе.
·
Использование в речи вновь усвоенных слов, выражение
пространственных и временных отношений между конкретными объектами
посредством предлогов и наречий.
4.Содержание программного материала по предмету «Мир природы и
человека» в 4 классе.
Примерная тематика
·
Сезонные изменения в природе. Погода (ясно, пасмурно, сильный дождь,
небольшой дождь, снег). Признаки лета: солнечные, жаркие дни, теплые дожди,
зеленые листья, цветение трав, сбор ягод, грибов. Признаки осени: пасмурные
дни, холодные дожди, туманы, изменение окраски листьев на деревьях и
кустарниках, листопад, увядание трав, наступление холодов, отлет птиц.
Признаки зимы: короткие дни, длинные ночи, морозы, иней, снегопады, метели,
оттепели. Признаки весны: удлинение дня, увеличение количества солнечных
дней, потепление, таяние снега и льда, ледоход, первые весенние цветы,
набухание почек на деревьях, появление листьев, прилет птиц, первая гроза.
Детские игры в разные времена года.
Сезонная работа на огороде, в саду. Участие детей в работах в саду и на
огороде.
·
Улица, на которой расположена школа. Дома, тротуары, мостовая,
скверы. Обозначение названий улиц и номеров домов. Школьный и домашний
адрес.
·
Транспорт. Трамвай, автобус, троллейбус. Правила дорожного движения:
переход улицы на зеленый свет светофора, в местах, где есть указатель
«переход».
·
Посуда. Чашка, стакан, кружка, тарелка, блюдце, миска. Различение.
Уход за посудой (мытье, хранение).
·
Мебель. Стол, стул, диван, кровать, кресло, шкаф. Назначение. Уход за
мебелью (протирание сухой и влажной тряпкой, чистка пылесосом, выбивание,
уборка кровати).
·
Одежда. Шапка, шляпа, берет, шкаф, варежки, перчатки, чулки, носки,
гольфы. Назначение различных видов одежды. Уход за одеждой (чистка
щеткой, стирка, сушка, складывание и хранение).

·
Обувь. Обувь зимняя, летняя, осенне-весенняя. Уход за обувью (мытье,
просушивание, чистка щеткой, использование кремов для обуви).
·
Овощи. Картофель, капуста, свекла, горох или бобы. Внешний вид клубня
картофеля, кочана капусты, корня свеклы. Вкус. Употребление этих овощей в
пищу. Хранение их зимой. Проращивание семян гороха или бобов.
·
Арбуз, дыня или другие бахчевые культуры. Различение по цвету,
величине, форме, вкусу, запаху. Сбор семян арбуза и дыни для подкормки птиц
зимой.
·
Ягоды. Рябина, калина, клюква, брусника или другие местные ягоды.
Сравнение по окраске, форме, вкусу.
·
Деревья. Дуб, тополь или другие. Узнавание и называние. Части дерева:
корень, ствол, ветви, листья. Семена дуба, тополя.
·
Растения на клумбах. Астры, бархатцы, ноготки или другие. Узнавание и
называние. Различение частей растений: корень, стебель, листья, цветки.
·
Комнатные растения. Традесканция, герань или другие. Различение.
Уход за комнатными растениями (мытье цветочных горшков, поддонов,
правильная расстановка растений в классе).
·
Раннецветущие растения. Гусиный лук, ветреница, подснежник,
тюльпан или другие. Наблюдения за появлением первых цветов.
·
Растение. Обобщение. Деревья, кустарники, травы, цветы. Узнавание,
различение.
·
Домашние животные. Коза, овца. Основные части тела, питание. Польза,
приносимая людям.
·
Дикие животные. Еж, медведь. Внешний вид, пища, повадки. Как
зимуют.
·
Птицы. Снегирь, синица, грач, скворец. Величина птиц. Части тела птиц.
Чем покрыто тело. Различение этих птиц. Польза, приносимая людям.
Подкормка птиц зимой. Подготовка к встрече птиц весной.
Птицы перелетные и зимующие, на примере наблюдения за птицами данной
местности.
·
Домашние птицы. Курица, утка. Основные части тела, питание. Уход за
курами и утками.
·
Насекомые. Муравей, муха, божья коровка, стрекоза. Название. Внешний
вид. Где живут.
·
Животные. Обобщение. Звери, птицы, рыбы, насекомые. Различение по
внешнему виду.
·
Охрана здоровья. Лицо, части лица: лоб, щеки, подбородок, глаза, веки,
брови, ресницы (назначение — защита глаз). Глазами мы видим. Как сохранить
хорошее зрение. Уши. Ушами мы слышим. Как беречь уши. Нос. Носом мы
дышим и различаем запахи. Значение чистоты носа. Как пользоваться носовым
платком. Рот. Губы, зубы, язык. Назначение зубов, уход за зубами.
Повторение пройденного.
Экскурсии, наблюдения и практические работы по темам

·
Ежедневные наблюдения за погодой. Систематические наблюдения за
сезонными изменениями в природе. Экскурсии на природу для проведения этих
наблюдений. Ведение календаря природы и труда по месяцам.
·
Экскурсии по улице, на которой расположена школа, к цветочной клумбе,
в парк или лес для ознакомления с изучаемыми растениями и для наблюдений
за поведением птиц и насекомых.
·
Практические работы по уходу за посудой, одеждой, обувью, за
комнатными растениями, по посеву гороха, бобов. Участие в уборке урожая на
пришкольном участке.
Тематическое распределение количества часов:
№ Разделы, темы
п/п

Количество часов
Авторская
Рабочая
программа программа

Сезонные изменения в природе.
Улица, на которой расположена школа.
Транспорт.
Посуда.
Мебель.
Одежда.
ОБУВЬ.
Овощи.
Бахчевые культуры.
Ягоды.
Деревья.
Растения на клумбах.
Комнатные растения.
Раннецветущие растения.
Домашние животные.
Дикие животные.
Птицы.
Насекомые.
Охрана здоровья.
Повторение, изученного в 4 классе
Итого:
34
Место учебного предмета
На изучение предмета «Мир природы и человека» отводится по
неделю. Курс рассчитан на 34 учебные недели – 34 часа.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20

12
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
34
1 часу в

5.Результаты освоения учебного предмета
Учащиеся должны уметь:
·
называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и
классифицировать, устанавливать общие и отличительные свойства;

·
участвовать в беседе, отвечать на вопросы, дополнять высказывания
товарищей;
·
связно высказываться по плану, употребляя простые распространенные
предложения, правильно используя формы знакомых слов;
·
ухаживать за одеждой и обувью;
·
поддерживать порядок в классе, интернате, дома;
·
соблюдать правила личной гигиены;
·
соблюдать правила уличного движения.
Учащиеся должны знать:
·
названия и свойства изученных предметов;
·
выученные правила дорожного движения.
Личностные результаты
✓ владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального
взаимодействия;
✓ способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее
временно-пространственной организации;
✓ способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
✓ принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и
развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
✓ развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
✓ формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
✓ развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам
других людей;
✓ формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям.
Предметные результаты
Минимальный уровень:
-представления о назначении объектов изучения;
-узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;
-отнесение изученных объектов к определенным группам (видо-родовые
понятия); называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же
изучаемой группе;
-представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и
обществе;
-знание основных правил личной гигиены и выполнение их в повседневной
жизни;
-кормление зимующих птиц;
-адекватное взаимодействие с изученными объектами окружающего мира в
учебных ситуациях; адекватное поведение в классе, в школе, на улице в
условиях реальной или смоделированной учителем ситуации.

Достаточный уровень:
-представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в
окружающем мире;
-узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в
естественных условиях;
-знание отличительных существенных признаков групп объектов;
-знание правил гигиены органов чувств;
-знание некоторых правил безопасного поведения в природе и обществе с
учетом возрастных особенностей;
-ответы на вопросы по содержанию изученного, проявление желания рассказать
о предмете изучения или наблюдения, заинтересовавшем объекте;
-выполнение задания без текущего контроля учителя (при наличии
предваряющего и итогового контроля), оценка своей работы и одноклассников,
понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы;
Проявление активности в организации совместной деятельности и ситуативном
общении с детьми; адекватное взаимодействие с объектами окружающего мира;
-соблюдение элементарных санитарно-гигиенических норм.
6.Учебно-методическая литература.
1.Программы специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII
вида: Подготовительный, 1-4 классы : / Под ред. В.В. Воронковой. - Москва
«Просвещение», 2013 г.
2.Живой мир. Учебник для обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
Котина Н.Б., Куртова Т.О. Издательство «Просвещение», 2018 г.
3.Обучение грамоте и правописанию в 1 - 4 классах вспомогательной школы. / В.
В. Воронкова.- Москва «Школа - Пресс»,1995г.
4.Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. /Аксенова А. К. -М.,
1999
5.Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания. /Аксенова
А.К., Галунчикова Н.Г. - М.,2002г.
6.Дидактические игры на уроках развития речи в 1 - 4 классах вспомогательной
школы./Аксенова А.К., Якубовская Э.В.. - М.,1998г.
7.Логопедическая работа в коррекционных классах. /Лалаева Р.И. - М, 1999г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».