МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования, науки и молодёжной политики
Краснодарского края
Управление образованием администрации МО Кущевский район
МАОУ СОШ №20 имени Милевского Н.И.
РАССМОТРЕНО
Методическим
объединением учителей
начальных классов
МАОУ СОШ № 20
имени Милевского Н.И
СОГЛАСОВАНО
Заместителем
директора
МАОУ СОШ № 20
имени Милевского Н.И
УТВЕРЖДЕНО
Директор
МАОУ СОШ № 20
имени Милевского Н.И
________________________
________________________
Пунда Н.А.
Розман Н.Г. Пртокол №1
________________________
Большакова Л.А. Протокол №1
от «29» августа 2024 г.
от «29» августа 2024 г.
Протокол №1
от «28» августа 2024 г.
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Обучение грамоте, развитие речи»
для обучающихся ОВЗ (ИН вариант 6.3)
1 класса
х. Средние Чубурки 2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по чтению разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования
(приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 г. №373), Концепции духовнонравственного
развития
и
воспитания
личности
гражданина
России,планируемых результатов начального общего образования, авторской
учебной
программы по чтению и развитию речи для 1-4 классов
специальных(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида В.В.
Воронковой; под редакцией В.В. Воронковой -Москва: «Просвещение»,
2019год
В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования
осуществляется:
• становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;
• формирование основ умения учиться и способности к организации своей
деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной
деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и
оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;
• духовно-нравственное
развитие
и
воспитание
обучающихся,
предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок,
национальных ценностей;
• укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.
Цель:
• научить детей плавно читать по слогам слова, предложения, короткие тексты;
Задачи:
• формировать навык сознательного, правильного, выразительного чтения;
• формировать умение с помощью учителя разбираться в содержании
прочитанного;
• воспитывать нравственные качества, развивать познавательную деятельность;
• расширять и активизировать словарный запас.
Основной формой обучения является урок; методами обучения – метод
наблюдения, беседа, объяснения, повторения, сравнения, работа с учебником,
дидактические игры; приемы обучения – осуществление индивидуального и
дифференцированного подхода с учетом возрастных особенностей, уровнем
развития, интеллектуальных возможностей. За чтением осуществляется
повседневный и текущий контроль.
1. Планируемые результаты освоения обучающимися.
Личностные
результаты
включают
овладение
обучающимися
социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения
практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и
развитие социальных отношений обучающихся в различных средах.
Оценка
личностных
результатовпредполагает,
прежде
всего,
оценкупродвижения ребенка в овладении социальными (жизненными)
компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих
результатов.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися
содержанием каждой предметной области и характеризуют достижения
обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в
практической деятельности. Оценка предметных результатов в 1 классе
не производится. Учащиеся должны уметь:
- различать звуки на слух и в произношении;
- анализировать слова по звуковому составу, составлять слова из букв
и слогов разрезной азбуки;
-плавно читать по слогам слова, предложения, короткие тексты;
-отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и по иллюстрациям к
тексту;
-слушать небольшую сказку, загадку, стихотворение, рассказ;
- отвечать на вопросы по содержанию прослушанного или иллюстрациям
к тексту;
- писать строчные и прописные буквы;
-списывать с классной доски и с букваря прочитанные и разобранные
слова и предложения.
Учащиеся должны знать:
наизусть 3—4 коротких стихотворения или четверостишия, разученных
с голоса учителя.
2. Содержание обучения.
Программа ориентирована на использование учебника для учащихся:
А.К.Аксенова, С.В.Комарова, М.И.Шишкова«Букварь» Москва «Просвещение»
2009 г. Данный учебник допущен Министерством образования РФ.
Обучение грамоте в специальных (коррекционных) образовательных
учреждениях VIII вида осуществляется в 1 классе в течение всего года.
Обучение ведется звуковым аналитико-синтетическим методом. В авторской
программе не предусмотрено разделение на учебные предметы «Чтение»,
«Русский язык», нет распределения часов по разделам и темам. Поэтому
возникла необходимость в составлении программы 2 вида по чтению и
русскому языку
Программа состоит из двух разделов, соответствующих добукварному и
букварному периодам.
Добукварный период Знакомство с классом и школой, с режимом дня. Деление простых по структуре
слов на слоги. Деление простого предложения (из двух-трех слов) на слова.
Звук. Выделение звука[а],[у]из слов. Выделение из слов звука[м]. Сказка
«Репка». Сюжетно-ролевая игра.
Букварный период.
I-
й этап. Изучение звуков и букв Аа ,Уу, Мм, Оо, Хх, Сс, Нн, ы, Лл, Вв,
Ии.
Гласный звук [а]. Буквы «А, а». Звук [у]. Буквы «У, у». Образование и
чтение слов из усвоенных звуков и букв. 3вук [о] Буквы «О, о». Звук [м].
Буквы «М, м». Образование и чтение слогов «ам» «ум». Образование и
чтение слогов. Звук [х]. Буквы «X, х». Образование и чтение прямых и
обратных слогов. Составление и чтение слов из изученных слогов. Звук [с].
Буквы «С, с». Образование и чтение открытых и закрытых слогов. Гласные и
согласные звуки. Составление и чтение слогов и слов. Повторение
изученных звуков и букв. Дифференциация гласных и согласных звуков.
3вук [н]. Буквы «Н, н». Составление и чтение слов из двух усвоенных
слоговых структур. Чтение подписей под картинками. Звук [ы]. Буква «ы».
Составление и чтение слогов и слов. Чтение слов и предложений с
изученными буквами. 3вук [л]. Буквы «Л, л». Образование и чтение слогов.
Чтение слов и предложений. Образование и чтение предложений. Звук [в].
Буква «В, в». Составление и чтение слогов и слов. Чтение коротких
предложений. Составление и чтение предложений. Звук [и]. Буквы «И, и».
Составление и чтение слогов и слов с буквой «и». Составление и чтение
предложений. Буквы «ы - и». Чтение предложений.
2-й этап. Повторение пройденных звуков и букв и изучение новых: Ш,
ш, П, п, Т, т, К, к, З, з ,Р, р, Й, Ж, ж, Б, б, Д, д, Г, г, ь.
Звук [ш]. Буквы «Ш, ш». Чтение слогов, слов. Cоставление и чтение
предложений. Чтение предложений. Дифференциация звуков [с] - [ш].
Дифференциация звуков [с] - [ш]. 3вук [п]. Буквы «П, п». Образование и чтение
прямых закрытых слогов. Чтение слогов и слов. Составление и чтение
предложений Правописание имён детей. Звук [т]. Буквы «Т, т». Открытые и
закрытые слоги. Составление и чтение предложений. Составление имён детей.
Чтение предложений. Чтение подписей под картинками. Звук [к]. Буквы «К, к».
Составление слов по схемам. Образование и чтение слогов. Чтение текста «Вот
так утки!» 0бразование и чтение слов. 3вук [з]. Буквы «3, з». Образование и
чтение прямых закрытых слогов. Открытые и закрытые слоги. Чтение подписей
под картинками. Дифференциация звуков [з] - [с]. Чтение текста «Сазан и
сом». Образование и чтение слогов и слов. Звук [р]. Буквы «Р, р». Чтение текста
«Наши картины». Образование и чтение слогов и слов. Чтение текста «Наши
рисунки». Дифференциация [р]- [л]. Звук и буква «й». Дифференциация [и] –
[й]. Текст «Тай». Звук [ж]. Буквы «Ж, ж». Дифференциация [ж]- [ш].
Правописание «жи», «ши». Составление и чтение слогов и слов. Звук [б]. Буквы
«Б, б». Дифференциация [б] –[п]. Текст «Барабан». Звук [д]. Буквы «Д, д».
Чтение текста «Угадай, кому». Дифференциация [д] – [т]. Звук [г]. Буквы «Г, г».
Дифференциация [г] – [к]. Чтение текста «Отгадай». Буква «ь». Буква «ь» на
конце слов. Чтение слов с «ь».
3-й этап Повторение пройденных звуков и букв и изучение новых: Е, е, Я, я,
Ю, ю, Ё, ё, Ч, ч, Ф, ф, Ц, ц, Э, э, Щ, щ, ъ.
Буквы «Е, е». Чтение и составление слов. Чтение текста «В лесу». Чтение слов с
буквой «е». Чтение текста «Трудные примеры». Буквы «Я, я». Чтение текста
« Наш хор». Гласные «а», «я» Составление и чтение слов. Буквы «Ю, ю».
Чтение текста «Прятки». Гласные «у», «ю». Буквы «Ё, ё». Чтение текста « Вот
так Тёпа». Звук [ч]. Буквы «Ч,ч». Чтение текста «Красная Шапочка».
Правописание «ча» «чу».Чтение текста
«Чучело». 3вук [ф]. Буквы « Ф, ф».
Образование и чтение слогов и слов с буквой «ф» Чтение текста «Три
поросёнка». Звук [ц]. Буквы «Ц, ц». Образование и чтение слов с буквой «ц.».
Дифференциация [с]- [ц]. Текст «Моя Родина-Россия». Буквы «Э, э».
Составление и чтение слов. Чтение текстов к рисункам. Чтение текста «что
хорошо? Что плохо». Звук [щ]. Буквы «Щ, щ». Слоги «ча», «ща», «чу», «щу».
Чтение текста «Помнишь сказку?» Букв а «ъ». Чтение слов с «ъ». Составление
и чтение слов с «ъ» и «ь». Чтение текстов по букварю. Повторение изученного.
Добукварный период составляет две неделипервой четверти.
Основные задачи добукварного периода: подготовить учащихся к
овладению первоначальными навыками чтения и письма; привить интерес к
обучению; выявить особенности общего и речевого развития каждого ребенка.
В этот период начинается работа по формированию у детей общеречевых
навыков,
по
развитию
слухового
и
зрительного
восприятия,
совершенствованию произношения и пространственной ориентировки, а также
развитию мелких мышц рук. Обучение проходит в процессе ознакомления с
предметами и явлениями окружающей действительности, организации
дидактических игр и игровых упражнений.
На уроках обучения грамоте значительное место отводится развитию речи.
Первоклассники учатся слушать и понимать собеседника, выполнять
несложные инструкции (сядь, встань, подойди к доске и др.), отвечать на
вопросы.
Развитие речи на уроках обучения грамоте предусматривает также
формирование правильной артикуляции и дикции, соответствующего темпа и
ритма речи. Основными видами работы в этом направлении являются беседы;
заучивание с голоса учителя коротких стихотворений, загадок, скороговорок;
небольшие инсценировки.
Совершенствованию произносительной стороны речи способствуют
артикуляционные упражнения для губ, языка, нёба, щек и т. д. Дети, у которых
обнаруживается грубое нарушение произношения, с первых дней обучения в
школе занимаются с логопедом.
Развитие слухового восприятия и речевого слуха в добукварный период
является основой для усвоения звуков речи. Первоклассники учатся различать
звуки окружающей действительности, например: шуршание листьев, голоса
животных (р-р-р, ш-ш-ш, з-з-з) и т. д. Учащиеся практически знакомятся с
понятиями слово, часть слова (слог), звук. Они учатся составлять предложения
по заданиям и вопросам учителя, с использованием рисунков, по предложенной
теме; делить предложения на слова, слова на слоги; выделять отдельные звуки в
начале слова.
Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки в
большей степени направлено на подготовку к осознанию образа буквы, ее
пространственного расположения, к сочетанию с другими буквами. Эта работа
способствует предупреждению неточного восприятия напечатанных или
написанных слов.
Первоклассники учатся различать геометрические фигуры по цвету,
размеру, составлять комбинации из полосок, геометрических фигур,
располагать их в определенной последовательности и заданном направлении
(слева направо, сверху вниз). Упражнения выполняются по предложенному
учителем образцу, по памяти, по словесной инструкции.
На уроках русского языка проводится работа по подготовке учащихся к
обучению письму. Первоклассники приобретают навык пользования
карандашом, ручкой, учатся рисовать и раскрашивать по трафарету
геометрические фигуры, несложные орнаменты, рисунки, напоминающие образ
букв, а затем элементы букв.
К концу добукварного периода учащиеся должны уметь делить
предложения (из двух-трех слов) на слова, двусложные слова на слоги,
выделять звуки[а], [у], [м] в начале слов, владеть графическими навыками.
В процессе обучения выясняется уровень общего и речевого развития
учащихся, специфические затруднения, которые необходимо учитывать для
правильной организации коррекционной работы.
Букварный период. Вэтот период у учащихся формируется звукобуквенный анализ и синтез как основа овладения чтением и письмом.
Материалом обучения грамоте являются звуки и буквы, слоговые структуры,
предложения, короткие тексты.
В специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида
несколько изменен (по сравнению с общеобразовательной школой) порядок
изучения звуков, букв и слоговых структур. Он является наиболее доступным
умственно отсталым школьникам, так как учитывает особенности их
аналитико-синтетической деятельности.
Усвоение звука предполагает выделение его из речи, правильное и
отчетливое произношение, различение в сочетаниях с другими звуками,
дифференциацию смешиваемых звуков. Буква изучается в следующей
последовательности: восприятие общей ее формы, изучение состава буквы
(элементов и их расположения), сравнение с другими, ранее изученными
буквами. Важным моментом является соотнесение звука и буквы.
Слияние звуков в слоги и чтение слоговых структур осуществляется
постепенно. Сначала читаются слоги-слова (ау, уа), затем обратные слоги (ам,
ум), после этого прямые слоги (ма, му), требующие особого внимания при
обучении слитному их чтению, и после них слоги со стечением согласных.
Лучшему усвоению образа буквы, соотнесения звука и буквы, составлению
слогов и слов поможет использование кукольной азбуки и других игровых
технологий.
Чтение слов осуществляется по мере изучения слоговых структур. Большое
внимание уделяется чтению по букварю, использованию иллюстративного
материала для улучшения понимания читаемого. Основным методом обучения
чтению является чтение по следам анализа.
При обучении письму важно научить детей правильному начертанию букв и
соединению их в слоги, слова. Упражнения в написании слогов, слов,
предложений опираются на звуко-буквенный анализ, предварительную
условно-графическую запись и составление слогов, слов из букв разрезной
азбуки. Обучение грамоте в 1 классе специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида обязательно предполагает
использование таких видов наглядности, как настенная касса для букв
разрезной азбуки, которая заполняется по мере их изучения; наборное полотно;
касса слогов; слоговые таблицы; индивидуальные кассы с набором букв и
слогов.
3. Тематическое распределение часов
На учебный предмет «Чтение» отводится 3 часа в неделю. Всего – 99 часов. В
связи с тем, что осуществляется надомное обучение и в соответствии с
учебным планом, на учебный предмет отводится 1 час в неделю.
Тематическое распределение количества часов:
№ Разделы, темы
п/п
I
Добукварный период.
II
Букварный период.
1-й этап. Изучение звуков и букв: а, у, м, о, х,
с, н, ы, л, в, и.
2-й этап. Повторение пройденных звуков и
букв и изучение новых: ш, п, т, к, з, р, й, ж, б,
д, г, ь.
3-й этап. Повторение пройденных звуков и
букв, изучение новых: е, я, ю ,ё, ч, ф, ц ,э, щ, ъ.
Итого:
Количество часов
Авторская
Рабочая
программа программ
6
6
93
62
25
20
42
27
26
15
99
68