МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования, науки и молодёжной политики
Краснодарского края
Управление образованием администрации МО Кущевский район
МАОУ СОШ №20 имени Милевского Н.И.
РАССМОТРЕНО
Методическим
объединением учителей
начальных классов
МАОУ СОШ № 20
имени Милевского Н.И
СОГЛАСОВАНО
Заместителем
директора
МАОУ СОШ № 20
имени Милевского Н.И
УТВЕРЖДЕНО
Директор
МАОУ СОШ № 20
имени Милевского Н.И
________________________
________________________
Пунда Н.А.
Розман Н.Г. Пртокол №1
________________________
Большакова Л.А. Протокол №1
от «29» августа 2024 г.
от «29» августа 2024 г.
Протокол №1
от «28» августа 2024 г.
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Окружающий мир»
для обучающихся ОВЗ (ИН вариант 6.3)
1 класса
х. Средние Чубурки 2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Индивидуальная рабочая программа по развитию устной речи на
основе
ознакомления
с
предметами
явлениями
окружающей
действительности ( окружающий мир) разработана на основе Федерального
государственного
образовательного
стандарта
начального
общего
образования (приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 г. №373),
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России, планируемых результатов начального общего
образования, авторской учебной программы по математике для 1-4 классов
специальных(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида В.В.
Воронковой; под редакцией В.В. Воронковой -Москва: «Просвещение», 2019
год.
Данная программа разработана для надомного обучения - 2 часа в неделю (68
часов в год).
Цель:расширить и обогатить представления об окружающем мире; научить
составлять простые не распространённые предложения
Задачи:-обучать
способности
видеть,
сравнивать,
обобщать,
конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные
причинно-следственные связи и закономерности, которые способствуют
развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их
мышления;
-обогащать словарный запас учащихся;
Коррекционно-развивающие задачи:
1.Развитие различных видов мышления: наглядно - образного, словеснологического (умение видеть и устанавливать связи между предметами,
явлениямиисобытиями).2.Совершенствование движений и сенсомоторного
развития.3. Коррекция отдельных сторон психической деятельности,
зрительного
восприятия,
памяти,
внимания.4.Развитие
основных
мыслительных операций (сравнение, обобщение, анализ и т.д.).
Формирование навыков группировки и классификации.5. Формирование
умения работать по словесной и письменной инструкции, по
алгоритму.
6. Развитие связной речи.
Использование в образовательном процессе здоровье сберегающих
технологий, методик и приёмов оздоровления детей:
1) Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения
преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного
статического напряжения, проводятся физкультминутки, примерно через 1015 минут от начала урока или с развитием первой фазы умственного
утомления у значительной части учащихся класса.
Физкультминутки проводятся, учитывая специфику предмета, зачастую с
музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа и другими
средствами, помогающими восстановить оперативную работоспособность.
2)На уроках используются игры на внимание и пальчиковую гимнастику в
стихах.
Веселые стихи помогают учащимся снять моральное напряжение, а
пальчикам – дать полноценный отдых.
1. Планируемые результаты освоения обучающимися предмета
«Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и
явлениями окружающей действительности ( окружающий мир)»
в 1 классе
Личностные результаты:
•владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами
социального взаимодействия;
•способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее
временно-пространственной организации;
•способность к осмыслению социального окружения, своего места в
нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
•принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и
развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
•развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в
разных социальных ситуациях;
•формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
•развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей;
•формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни,
наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям.
Коммуникативные навыки:
• умением использовать принятые ритуалы социального взаимодействия
с одноклассниками, сверстниками, учителями;
• умение обращаться за помощью и принимать помощь;
• умение слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных
видах деятельности и быту;
• сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно
взаимодействовать с людьми;
• договариваться и изменять свое поведение в соответствии с
объективным мнением большинства в конфликтных или иных
ситуациях взаимодействия с окружающими.
Учащиеся 1 класса должны усвоить следующие представления:
• о мире живой и неживой природы;
• о человеке, работе его органов чувств;
• о погоде и её явлениях;
• о смене времён года.
Предметными результатами изучения курса в 1 классе является
формирование следующих умений:
Достаточный уровень:
• правильно и точно называть изученные объекты, явления,
ихпризнаки;
• различать объекты живой и неживой природы;
• выделять части растений;
• узнавать в природе и на рисунках деревья, кусты, травы;
• называть наиболее распространенных диких и домашних животных
своей местности;
• называть и показывать органы чувств человека, объяснять
ихназначение.
Минимальный уровень:
• правильно и точно называть изучаемые объекты и явления живой и
неживой природы;
•называть своё имя, фамилию, возраст, пол;
• называть и показывать органы чувств человека.
Учащиеся должны уметь и знать:
- называть предметы, характеризовать их по основным свойствам (цвету,
форме, размеру, вкусу, запаху, материалу);
-участвовать в беседе, полно отвечать на поставленные вопросы.используя
слова данного вопроса;
-составлять простые нераспространённые предложения;
-распространять предложения по вопросам, правильно употребляя формы
знакомых слов.
- названия изучаемых предметов, части предметов.
- следовать инструкциям учителя;
- называть (показывать по слову) предметы, их части; характеризовать
(делать выбор, показывать) их по основным свойствам (цвету, форме,
размеру, вкусу, запаху, материалу);
-участвовать в беседе, полно отвечать на поставленные вопросы, используя
слова данного вопроса (показывать то, о чём идёт речь в диалоге на
картинках, предметах, практической деятельности;
-составлять простые малораспространённые предложения (ответы на
вопросы, подписи к картинке, обращения к собеседнику и пр.);
-образовывать множественное число (показывать, где много, где один),
-согласовывать числительные и прилагательные с существительным в роде и
числе (показывать на картинках);
- использовать в собственной речи некоторые виды управления (повторять за
учителем фразу правильно)
2. Содержание программного материала по предмету «Развитие
устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями
окружающей действительности ( окружающий мир)»
в 1 классе
Обогащение и уточнение словаря. Называние предметов, характеристика
их по цвету, форме, размеру, вкусу, запаху. Сравнение двух предметов,
нахождение сходных и отличительных признаков. Простейшие обобщения
предметов. Классификация предметов вначале по образцу и показу, потом со
словесной инструкцией.
Участие в беседе. Развитие вопросно-ответной, диалогической речи,
связного высказывания. Тематика
Сезонные изменения в природе. Погода (дни ясные, солнечные,
пасмурные, идет дождь, снег). Погода сегодня, вчера. Изменения в природе,
жизни растений и животных в осенние месяцы: похолодание, листопад
(различение листьев деревьев по цвету, величине, форме), отлет птиц; в
зимние месяцы: холод, снег, лед, мороз, снежинки, птицы зимой, подкормка
птиц; в весенние месяцы: потепление, сосульки, таяние снега, прилет птиц,
распускание почек.
Школа. Школьное здание. Классы, коридоры, зал, буфет или столовая,
гардероб. Классная комната.Стены, потолок, пол, дверь, окна, классная
доска, парты, стол, шкаф. Правильная посадка за столом, за партой.
Поддерживание порядка в классе. Обязанности дежурного. Учебные вещи.
Их назначение. Обращение с ними. Игрушки.Кукла, мишка, пирамидка,
машины и др. Учебные вещи и игрушки. Сравнение.
Семья. Мама, папа, бабушка, дедушка, братья, сестры.
Одежда. Школьная форма девочек (платье, фартук), школьная форма
мальчиков (пиджак, брюки, рубашка). Уход за школьной формой (чистка
сухой щеткой, хранение).
Обувь. Туфли, ботинки, тапочки, сапоги. Уход за обувью (чистка щеткой,
протирка).
Овощи.Помидор, огурец или другие. Цвет, форма, величина, вкус, запах.
Сравнение овощей по этим признакам. Употребление в пищу.
Фрукты. Яблоко, груша или другие. Цвет, форма, величина, вкус, запах.
Сравнение фруктов по этим признакам. Употребление в пищу
Комнатные растения.Любое на выбор. Узнавание и называние. Уход
(полив).
Домашние животные.Кошка, собака. Узнавание, называние. Внешний
вид, повадки, пища. Сравнение. Какую пользу кошка и собака приносят
человеку, как заботится о них человек.
Дикие животные.Волк, лиса. Внешний вид. Образ жизни. Питание.
Птицы. Голубь или другие местные птицы. Внешний вид. Где живет, чем
питается. Какую пользу приносит человеку.
Охрана здоровья. Части тела человека (голова, шея, туловище, руки,
ноги). Рука правая и левая. Нога правая и левая. Уход за руками (мытье рук).
Повторение пройденного. Экскурсии, наблюдения и практические работы
по темам
3. Тематическое планирование по предмету «Развитие устной речи на
основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей
действительности ( окружающий мир)»
Название раздела, тем
Кол-во
часов
1.
2.
Школа.«Класс». (общее знакомство, правильное называние).
Школа. « Школьный двор»(Общее знакомство)
1
1
3
Правильная посадка за столом, за партой. Поддерживание
порядка в классе.
1
4
Учебные вещи. Их назначение.
1
5
Учебные вещи и игрушки. Сравнение.
1
6.
«Мои друзья» (имена, фамилии, девочка — мальчик, я, он,
она, ты, вы, мы, они).
1
№
7.
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
Сезонные изменения в природе.
Осень. Экскурсия в природу
Изменения в природе, жизни растений и животных
«Я и моя семья» (имя, фамилия ученика)
« Я и моя семья» Родственные отношения: мама, папа, брат,
сестра, их имена, фамилия, занятия
«Мой дом» (город, село, деревня, адрес) квартира, комната,
кухня, коридор и др.).
Моя семья.
Семейные традиции
Учебные вещи и книги.
Одежда . Её виды
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Школьная форма девочек( платья, фартук), школьная форма
мальчиков( пиджак, брюки, рубашка)
Уход за школьной формой (чистка сухой щеткой,
хранение).
1
Обувь. Ее виды .Уход.
Сезонные изменения в природе.
Экскурсия в природу
Посуда. Назначение.
Виды мебели. Назначение.
Транспорт. Назначение.
1
1
1
1
1
1
1
25
26
Овощи. Морковь. Огурец.
Овощи.Цвет, форма, величина, вкус, запах.
1
1
27
28
29
Обобщающий урок по теме: «Овощи».
Сезонные изменения в природе.
Погода (дни ясные, солнечные, пасмурные, идет дождь, снег)
1
1
1
30
Изменения в природе(похолодание, листопад)
31
Различение листьев деревьев по цвету, величине, форме в
разные времена года
32
Отлет птиц в осенние месяцы
1
33
33
Фрукты (яблоко, груша).
Фрукты.Цвет, форма, величина, вкус, запах.
1
1
34
35
36
37
38
39
Сравнение фруктов.
Употребление в пищу фруктов
Обобщающий урок по теме : «Фрукты.»
Растения
Комнатные растения. Уход (полив)
Растения: деревья, кусты, трава, цветы (узнавание и
называние)
Ягоды (вишня, слива).
Сезонные изменения в природе.Зима
1
1
1
1
1
1
42
Зима: холод, снег, лед, мороз, снежинки, птицы зимой,
подкормка птиц;
1
43
Весна. Экскурсия в природу
1
44
Домашние животные. Кошка. Собака.
1
45
Домашние животные. Внешний вид, повадки, пища.
46
Польза домашних животных
1
47
Забота человека о домашних животных
1
48
Дикие животные .Волк. Лиса.
1
49
Насекомые (мухи, жуки, пауки, бабочки, стрекозы).
1
50
Сравнение насекомых.
1
51
Польза и вред насекомых.
1
52
Сезонные изменения в природе.
1
40
41
1
1
53
Лето. Экскурсия в природу
1
54
Птицы.Голубь или другие местные птицы.
1
55
Дикие и домашние птицы. Узнавание и называние
1
56
Птицы.Где живет, чем питается
1
57
Птицы.Какую пользу приносит человеку.
58
Месяцы. Дни недели.
1
59
Сутки: утро, день, вечер, ночь
1
60
Сезонные изменения в природе.
1
61
Экскурсия в природу
1
62
Охрана здоровья.
1
63
Части тела человека( голова , шея, туловище, руки, ноги)
1
64
Охрана здоровья. Гигиена
1
65
Охрана здоровья. Уход за руками( мытье рук)
1
66
Наблюдение за природой
1
67
Экскурсии
1
68
Повторение пройденного
1
Итого
68