АРП ИН Письмо, развитие речи 1 кл. 24-25 г.

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования, науки и молодёжной политики
Краснодарского края
Управление образованием администрации МО Кущевский район
МАОУ СОШ №20 имени Милевского Н.И.

РАССМОТРЕНО
Методическим
объединением учителей
начальных классов
МАОУ СОШ № 20
имени Милевского Н.И

СОГЛАСОВАНО
Заместителем
директора
МАОУ СОШ № 20
имени Милевского Н.И

УТВЕРЖДЕНО
Директор
МАОУ СОШ № 20
имени Милевского Н.И
________________________

________________________
Пунда Н.А.
Розман Н.Г. Пртокол №1
________________________
Большакова Л.А. Протокол №1
от «29» августа 2024 г.
от «29» августа 2024 г.
Протокол №1
от «28» августа 2024 г.

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Письмо, развитие речи»
для обучающихся ОВЗ (ИН вариант 6.3)
1 класса

х. Средние Чубурки 2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по русскому языку разработана на основе
Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования (приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 г.
№373),Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина
России,планируемых
результатов
начального
общего
образования, авторской учебной программы по чтению и развитию речи для
1-4 классов специальных(коррекционных) образовательных учреждений VIII
вида В.В. Воронковой; под редакцией В.В. Воронковой -Москва:
«Просвещение», 2019 год
В соответствии со Стандартом на ступени начального общего
образования осуществляется:
• становление
основ гражданской идентичности и мировоззрения
обучающихся;
• формирование основ умения учиться и способности к организации своей
деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной
деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и
оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;
• духовно-нравственное
развитие
и
воспитание
обучающихся,
предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных
установок, национальных ценностей;
• укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.
Цель:
• научить детей плавно читать по слогам слова, предложения, короткие
тексты;
Задачи:
• формировать навык сознательного, правильного, выразительного чтения;
• формировать умение с помощью учителя разбираться в содержании
прочитанного;
• воспитывать
нравственные
качества,
развивать
познавательную
деятельность;
• расширять и активизировать словарный запас.
Основной формой обучения является урок; методами обучения –
метод наблюдения, беседа, объяснения, повторения, сравнения, работа с
учебником, дидактические игры;
приемы обучения – осуществление
индивидуального и дифференцированного подхода с учетом возрастных
особенностей, уровнем развития, интеллектуальных возможностей. За
чтением осуществляется повседневный и текущий контроль.
1.Личностные и предметные
результаты освоения учебного предмета (русский язык)
Личностные результаты включают овладение обучающимися
социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения
практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и
развитие социальных отношений обучающихся в различных средах.

Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными)
компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих
результатов.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися
содержанием каждой предметной области и характеризуют достижения
обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в
практической деятельности. Оценка предметных результатов в 1 классе не
производится. Учащиеся должны уметь:
- различать звуки на слух и в произношении;
- анализировать слова по звуковому составу, составлять слова из букв и
слогов разрезной азбуки;
-плавно читать по слогам слова, предложения, короткие тексты;
-отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и по иллюстрациям к
тексту;
-слушать небольшую сказку, загадку, стихотворение, рассказ;
- отвечать на вопросы по содержанию прослушанного или иллюстрациям
к тексту;
- писать строчные и прописные буквы;
-списывать с классной доски и с букваря прочитанные и разобранные
слова и предложения.
Учащиеся должны знать:
наизусть 3—4 коротких стихотворения или четверостишия, разученных с
голоса учителя.
2. Содержание обучения
Обучение грамоте в специальных (коррекционных) образовательных
учреждениях осуществляется в 1 классе в течение всего года. Обучение
ведется звуковым аналитико-синтетическим методом. В авторской
программе не предусмотрено разделение на учебные предметы «Чтение»,
«Русский язык», нет распределения часов по разделам и темам. Поэтому
возникла необходимость в составлении программы 2 вида по чтению и
русскому языку
Программа состоит из двух разделов, соответствующих добукварному и
букварному периодам.
Добукварный период составляет две недели первой четверти.
Основные задачи добукварного периода: подготовить учащихся к
овладению первоначальными навыками чтения и письма; привить интерес к
обучению; выявить особенности общего и речевого развития каждого
ребенка.
В этот период начинается работа по формированию у детей общеречевых
навыков,
по
развитию
слухового
и
зрительного
восприятия,
совершенствованию произношения и пространственной ориентировки, а
также развитию мелких мышц рук. Обучение проходит в процессе

ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности,
организации дидактических игр и игровых упражнений.
На уроках обучения грамоте значительное место отводится развитию
речи. Первоклассники учатся слушать и понимать собеседника, выполнять
несложные инструкции (сядь, встань, подойди к доске и др.), отвечать на
вопросы.
Развитие речи на уроках обучения грамоте предусматривает также
формирование правильной артикуляции и дикции, соответствующего темпа и
ритма речи. Основными видами работы в этом направлении являются
беседы; заучивание с голоса учителя коротких стихотворений, загадок,
скороговорок; небольшие инсценировки.
Совершенствованию произносительной стороны речи способствуют
артикуляционные упражнения для губ, языка, нёба, щек и т. д. Дети, у
которых обнаруживается грубое нарушение произношения, с первых дней
обучения в школе занимаются с логопедом.
Развитие слухового восприятия и речевого слуха в добукварный период
является основой для усвоения звуков речи. Первоклассники учатся
различать звуки окружающей действительности, например: шуршание
листьев, голоса животных (р-р-р, ш-ш-ш, з-з-з) и т. д. Учащиеся практически
знакомятся с понятиями слово, часть слова (слог), звук. Они учатся
составлять предложения по заданиям и вопросам учителя, с использованием
рисунков, по предложенной теме; делить предложения на слова, слова на
слоги; выделять отдельные звуки в начале слова.
Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки в
большей степени направлено на подготовку к осознанию образа буквы, ее
пространственного расположения, к сочетанию с другими буквами. Эта
работа способствует предупреждению неточного восприятия напечатанных
или написанных слов.
Первоклассники учатся различать геометрические фигуры по цвету,
размеру, составлять комбинации из полосок, геометрических фигур,
располагать их в определенной последовательности и заданном направлении
(слева направо, сверху вниз). Упражнения выполняются по предложенному
учителем образцу, по памяти, по словесной инструкции.
На уроках русского языка проводится работа по подготовке учащихся к
обучению письму. Первоклассники приобретают навык пользования
карандашом, ручкой, учатся рисовать и раскрашивать по трафарету
геометрические фигуры, несложные орнаменты, рисунки, напоминающие
образ букв, а затем элементы букв.
К концу добукварного периода учащиеся должны уметь делить
предложения (из двух-трех слов) на слова, двусложные слова на слоги,
выделять звуки [ а], [у], [м] в начале слов, владеть графическими навыками.
В процессе обучения выясняется уровень общего и речевого развития
учащихся, специфические затруднения, которые необходимо учитывать для
правильной организации коррекционной работы.

Букварный период. В этот период у учащихся формируется звукобуквенный анализ и синтез как основа овладения чтением и письмом.
Материалом обучения грамоте являются звуки и буквы, слоговые структуры,
предложения, короткие тексты.
В специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида
несколько изменен (по сравнению с общеобразовательной школой) порядок
изучения звуков, букв и слоговых структур. Он является наиболее доступным
умственно отсталым школьникам, так как учитывает особенности их
аналитико-синтетической деятельности.
Усвоение звука предполагает выделение его из речи, правильное и
отчетливое произношение, различение в сочетаниях с другими звуками,
дифференциацию смешиваемых звуков. Буква изучается в следующей
последовательности: восприятие общей ее формы, изучение состава буквы
(элементов и их расположения), сравнение с другими, ранее изученными
буквами. Важным моментом является соотнесение звука и буквы.
Слияние звуков в слоги и чтение слоговых структур осуществляется
постепенно. Сначала читаются слоги-слова (ау, уа), затем обратные слоги
(ам, ум), после этого прямые слоги (ма, му), требующие особого внимания
при обучении слитному их чтению, и после них слоги со стечением
согласных. Лучшему усвоению образа буквы, соотнесения звука и буквы,
составлению слогов и слов поможет использование кукольной азбуки и
других игровых технологий.
Чтение слов осуществляется по мере изучения слоговых структур.
Большое внимание уделяется чтению по букварю, использованию
иллюстративного материала для улучшения понимания читаемого.
Основным методом обучения чтению является чтение по следам анализа.
При обучении письму важно научить детей правильному начертанию
букв и соединению их в слоги, слова. Упражнения в написании слогов, слов,
предложений опираются на звуко-буквенный анализ, предварительную
условно-графическую запись и составление слогов, слов из букв разрезной
азбуки. Обучение грамоте в 1 классе специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида обязательно предполагает
использование таких видов наглядности, как настенная касса для букв
разрезной азбуки, которая заполняется по мере их изучения; наборное
полотно; касса слогов; слоговые таблицы; индивидуальные кассы с набором
букв и слогов.
Добукварный период. 4 ч
Вводный урок. Специальная подготовка к обучению письму. Лепка знакомых
букв. Обведение карандашом на бумаге простейших фигур по трафаретам,
их закраска. Обведение простейших фигур по шаблону, их штриховка.
Письмо маленьких и больших прямых палочек. Письмо прямых палочек с
закруглением внизу.

Букварный период. 62 ч
1-й этап. Изучение звуков и букв: а, у, м, о, х, с, н, ы, л, в, и.( 16 ч)
Письмо строчной буквы «а». Письмо строчной буквы «у». Письмо слогов
«ау», «уа». Письмо прописной буквы «У». Письмо строчной и прописной
букв «о», «О». Письмо строчной и прописной букв: «м», «М» Списывание
изученных слогов Письмо строчной и прописной букв: «х», «Х».
Составление и письмо слов из изученных слогов. Письмо строчной буквы
«с» Письмо под диктовку букв и слогов. Письмо прописной буквы
«С».Письмо слов под диктовку. Письмо строчной и прописной букв «н»,
«Н». Письмо слов из двух усвоенных слоговых структур. Письмо подписей
под картинками.Письмо буквы «ы». Письмо под диктовку слов.Составление
и письмо слогов с буквой «ы».Письмо строчной буквы «л». Письмо под
диктовку.Письмо прописной буквы «Л».Составление и письмо слов с
«л»Дифференциация гласных и согласных букв. Письмо изученных
слогов.Письмо строчной буквы: «в».Письмо прописной буквы
«В».Списывание с рукописного текстаСписывание открытых и закрытых
слогов, с буквой «в».Письмо строчной буквы «и».Письмо прописной буквы
«И». Письмо слогов с буквой «и».Письмо слогов с буквой «ы», «и».
2-й этап. Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: Ш, ш,
П, п, Т, т, К, к, З, з ,Р, р, Й, Ж, ж, Б, б, Д, д, Г, г, ь.(29 ч)
Письмо строчной буквы: «ш».Письмо прописной буквы «Ш». Письмо под
диктовку.Дифференциация звуков «с», «ш». Списывание с рукописного
текста
Правописание слога «ши».Образование и письмо слогов и слов.Письмо
строчной и прописной букв: «п», «П».Составление и запись прямых и
закрытых слогов.Правописание имён детей. Большая буква в начале
предложения и точка в конце.Составление и письмо предложений.Письмо
строчной и прописной букв «т», «Т».Списывание предложений с
рукописного текстаКонтрольный диктант №1 по теме:
«Письмо слогов и слов под диктовку». Работа над ошибками.Списывание
предложенийПисьмо строчной буквы «к»Письмо прописной
буквы«К».Письмо слов из изученных слогов.Списывание с печатного
текстаПисьмо слогов и слов под диктовку.Письмо строчной буквы
«з»Дифференциация звуков [з]- [с]. Письмо слогов и слов.Письмо прописной
буквы «3»Составление и письмо слогов и слов.Письмо срочной буквы
«р».Письмо прописной буквы «Р». Образование и письмо слогов и
словСписывание с печатного текстаДифференциация [р]- [л].Списывание с
рукописного текстаПисьмо буквы «й».Письмо слов с буквой «й».Письмо
подписей под картинками.Письмо строчной буквы «ж»Письмо прописной
буквы«Ж»Письмо слогов и слов.Правописание «жи» «ши». Письмо слов под
диктовку.Письмо строчной буквы «б».Письмо прописной буквы «Б».
Составление и письмо предложений.Письмо строчной буквы «д»Письмо
прописной буквы «Д» Письмо предложений.Дифференциация «д»«т».Письмо строчной буквы «г»Дифференциация «г» «к».Контрольный

диктант №2 по теме: «Списывание с рукописного текста»Работа над
ошибками. Письмо предложений.Письмо слов с «ь» на конце.
3-й этап. Повторение пройденных звуков и букв и изучение новых: е, я, ю, ё,
ч, ф, ц, э, щ, ъ.(17 ч)
Письмо строчной буквы «е». Составление и запись слов.Письмо прописной
буквы «Е». Составление и запись слогов.Составление и запись слогов и
букв.Списывание предложений с доски.Письмо строчной и прописной букв:
«я», «Я».Списывание слов с доски с выделением гласных.Составление и
запись слогов.Письмо строчной буквы «ю».Письмо прописной буквы «ю».
Списывание с доски.Письмо слов с буквами «у», «ю».Письмо строчной
буквы «ё». Составление и запись слов.Письмо прописной буквы «Ё».
Списывание с печатного текста.Письмо строчной и прописной букв: «ч»,
«Ч».Списывание слов с букваря.Письмо строчной буквы
«ф».Дифференциация «в», «ф» Письмо слов.Письмо строчной и прописной
букв «ц», «Ц».Письмо строчной и прописной букв «Э, э».Списывание с
печатного текстаПисьмо прописной буквы «щ».Списывание предложений с
букваря.Письмо буквы «ъ». Письмо слов с «ъ».Письмо слов с «ъ» и
«ь».Повторение изученных букв. Прописная буква в начале предложения, в
именах людей.Обозначение мягкости согласных на письме. Письмо слов под
диктовку.Правописание слогов «ча», «ща», «чу», «щу». Письмо предложений
под диктовку. Разделительный мягкий знак. Вставка пропущенной буквы в
словах.
3. Тематическое распределение количества часов:
На учебный предмет «Русский язык» отводится 3 часа в неделю. Всего – 99
часов. В связи с осуществлением надомного обучения и учебного плана
школы на русский язык отводится 2 часа в неделю, итого 66 часов.
№ Разделы, темы
п/п
I

Добукварный период.

II

Букварный период.

Количество часов
Авторская
Рабочая
программа программ
6
4
93

64

1-й этап. Изучение звуков и букв: а, у, м, о, х,
с, н, ы, л, в, и.
2-й этап. Повторение пройденных звуков и
букв и изучение новых: ш, п, т, к, з, р, й, ж, б,
д, г, ь.

24

16

42

29

3-й этап. Повторение пройденных звуков и
букв, изучение новых: е, я, ю ,ё, ч, ф, ц ,э, щ, ъ.

27

19

99

68

Итого:


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».