МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования, науки и молодёжной политики
Краснодарского края
Управление образованием администрации МО Кущевский район
МАОУ СОШ №20 имени Милевского Н.И.
РАССМОТРЕНО
Методическим
объединением учителей
начальных классов
МАОУ СОШ № 20
имени Милевского Н.И
СОГЛАСОВАНО
Заместителем
директора
МАОУ СОШ № 20
имени Милевского Н.И
УТВЕРЖДЕНО
Директор
МАОУ СОШ № 20
имени Милевского Н.И
________________________
________________________
Пунда Н.А.
Розман
Н.Г.
________________________
Протокол №1
Большакова Л.А. Протокол №1
от «29» августа 2024 г.
от «29» августа 2024 г.
Протокол №1
от «28» августа 2024 г.
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Русский язык»
для обучающихся ОВЗ (ИН вариант 1)
4 класса
х. Средние Чубурки 2024
Пояснительная записка.
Рабочаяпрограммапоучебномупредметурусскийязыкдляобучающихся
слёгкойумственнойотсталостью(интеллектуальныминарушениями) (вариант
1) разработана и утверждена на МАОУ СОШ №20 имени Милевского Н.И. в
соответствии
с
требованиями
федерального
государственного
образовательного
стандарта
обучающихся
слёгкойумственнойотсталостью(интеллектуальныминарушениями)наосновед
окументов:
- Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"
от29.12.2012 №273-ФЗ;
- ПриказаМинобрнаукиРоссииот19.12.2014г.№1599«Обутверждении
федеральногогосударственногообразовательногостандартаобразования
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)»;
- ПриказаМинистерствапросвещенияРоссийскойФедерацииот21.09.2
022г.№858"Обутверждениифедеральногоперечняучебников,допущенных
к
использованию
при
реализации
имеющих
государственнуюаккредитациюобразовательныхпрограммначальногообщего,
основногообщего,среднегообщегообразованияорганизациями,осуществляющ
имиобразовательнуюдеятельностьиустановленияпредельногосрокаиспользов
анияисключенныхучебников";
-Постановления Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28. 09. 2020 г. № 28 "Об утверждении
санитарныхправилСП2.4.3648-20"Санитарноэпидемиологическиетребованиякорганизациямвоспитанияиобучения,отдыха
иоздоровлениядетейимолодежи»;
- Постановление главного государственного санитарного врача РФ от
28января2021года№2«Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.2.3685-21
«Гигиенические
нормативы
и
требования
к
обеспечениюбезопасностии(или)безвредностидлячеловекафакторовсредыоби
тания»;
- ПриказМинпросвещенияРоссииот22.03.2021г.№115«Обутверждени
иПорядкаорганизациииосуществленияобразовательнойдеятельностипоосновн
ымобщеобразовательнымпрограммамобразовательнымпрограммамначальногообщего,основногообщегоисреднегоо
бщегообразования»;
- Адаптированной основной общеобразовательной программы
образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальныминарушениями)14классы(вариант1);утверждённойпедагогическимсоветомот30.08.2023г.прото
кол№1
- Учебного плана образовательного учреждения;
сучётомтипаивидаобразовательногоучреждения,атакжеобразовательн
ыхпотребностейизапросовучастниковобразовательногопроцесса.
Обучение русскому языку в 4 классе предусматривает включение
вучебнуюпрограммуследующих разделов:"Подготовкакусвоению
грамоты","Обучениеграмоте","Практическиеграмматическиеупражненияиразви
тиеречи", "Чтение иразвитие речи", "Речеваяпрактика".
Цель: овладение элементарными знаниями по грамматике,
приобретениепрактическихнавыковустной иписьменнойречи
Изучение всех предметов, входящих в структуру русского языка,
призванорешитьследующие
задачи:
-уточнение и обогащение представлений об окружающей действительности
иовладениенаэтойосновеязыковымисредствами(слово,предложение,
словосочетание);
-формирование первоначальных "дограмматических" понятийиразвитие
коммуникативно-речевых навыков;
-овладение различными доступными средствами устной и
письменнойкоммуникациидлярешенияпрактико-ориентированных
задач;
-коррекциянедостатковречевойимыслительнойдеятельности;
-формирование основ навыка полноценного чтенияхудожественных
текстовдоступных для понимания поструктуреи содержанию;
-развитиенавыковустнойкоммуникации;
-формированиеположительныхнравственныхкачествисвойствличности.
1. Общаяхарактеристикаучебногопредмета.
Обучение
русскому
языку
детей
с
интеллектуальными
нарушениямипредполагаетформированиеунихкоммуникативноречевыхумений,владениекоторымивдальнейшемпоможетвыпускникамспециа
льных(коррекционных)образовательныхучрежденийдляобучающихсясумстве
ннойотсталостью(интеллектуальныминарушениями)максимальнореализовать
сявсамостоятельнойжизни,занятьадекватноесоциальноеположениевобществе.
Нарушениямышленияиречи,равнокакивсехсторонпсихикидетейс
нарушением интеллекта, обуславливают специфику обучения их
русскомуязыку. Эта специфика отражается не только в системе обучения
данномупредмету,ноивсодержанииматериала,вструктуре егоразмещения.
Ведущимкоррекционнымпринципом,объединяющимиорганизующимв
серазделыпрограммыподанномупредмету,являетсяразвитиеречишкольников,
особенноеекоммуникативнойфункции.
Структурноисодержательнопрограммапостроенасучетомособенностей
познавательнойдеятельностидетей.Концентрическоерасположениематериала,
когдаоднаитажетемаизучаетсявтечениенескольких лет, создаёт условия для
постепенного наращивания сведений потеме (поэтапность), для постоянного
повторения
пройденного
и
отработкинеобходимыхумений.Введениевпрограммупропедевтическихэтапов
(подготовкакусвоениюграмоты—
передизучением«Букваря»,практическихграмматическихупражненийпередиз
учениемсистематическогокурсаграмматикивстаршихклассах)обеспечиваетко
ррекциюнедостатковречевогоопытаобучающихся,втомчислеисправлениеразл
ичныхнарушенийречи школьников.
Каждый из разделов программы : "Подготовка к усвоению
грамоты","Обучение грамоте", "Практические грамматические упражнения
и
развитиеречи","Чтениеиразвитиеречи","Речеваяпрактика",нацеленнарешени
е
специальныхобразовательных,коррекционныхивоспитательныхзадач:
- формированиеуобучающихсяинтересакязыкуипервоначальныеязыковыеоб
общения;
- развитие умения пользоваться речью как средством общения,
обеспечиваядляреализацииэтойзадачичёткостьпроизносительныхнавыков,нео
бходимыйсловарь,точностьвпостроениипредложения,связностьустного
высказывания;
- знакомстводетейсосвязнойписьменнойречьюкаквидомобщения;
- обучениешкольниковправильному,выразительномуиосмысленномучтению
доступныхихпониманиютекстовспостепеннымпереходомнаболеесовершенны
еспособычтения(отпослоговогокчтениюцелымсловом);
- обучениеграмотномуиаккуратномуписьму;
- осуществление
нравственного,
эстетического
и
экологического
воспитанияшкольников.
Исходяизразногопосвоимвозможностямсоставаобучающихсякаждого
класса, в программе по русскому языку предусмотрено два уровнятребований
к
знаниям
и
умениям
школьников
(в
зависимости
от
успешностиовладенияимиучебнымматериалом).Длякаждогогодаобученияопр
еделяетсяуровеньтребованийктехникечтения,анализутекстов,графическимнав
ыкам.Этитребованияформируютсяподвумуровням,исходя из возможностей
детей и динамики их продвижения: достаточным иминимальным.
Основнойформойобученияявляетсяурок;методамиобученияявляются
: метод наблюдения, беседы, объяснения, повторения, сравнения,работа
сучебником,дидактическиеигры;приемыобучения–осуществление
индивидуальногоидифференцированногоподходасучетомвозрастныхособенн
остей,уровняразвития,интеллектуальных возможностей.
Зачтениемосуществляетсяповседневныйитекущийконтроль.
2. Местоучебногопредмета«Русскийязык»вучебномпланешколы.
Согласно
федеральной
адаптированной
основнойобщеобразовательной программе
для
обучающихся
с
умственнойотсталостью(интеллектуальныминарушениями),утвер
ждённойприказомМинистерстваПросвещенияРоссийскойФедерацииот24.11.2
022г.№1026,учебныепредметы«Русскийязык»,«Чтение»,«Речеваяпрактика»вх
одятвпредметную область «Язык и речевая практика» и реализуются в 1-4
классах.
На учебный предмет «Русский язык» отводится в 4 классе на учебный
предмет «Русскийязык» отводится5часов внеделю.Всего– 170часоввгод.
3. Планируемыерезультатыизученияучебногопредмета«Русскийяз
ык».ТребованиякрезультатамосвоенияАООП(БУД).
Планируемыерезультатыизученияучебногопредмета«Русскийяз
ык».
Личностныерезультатывключаютовладениеобучающимисясоциальн
ыми(жизненными)компетенциями,необходимымидлярешенияпрактикоориентированныхзадачиобеспечивающимиформированиеиразвитие
социальных
отношений
обучающихся
в
различных
средах.
Оценкаличностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвиженияребенка
в
овладении
социальными
(жизненными)
компетенциями,
которые,
вконечномитоге,составляютосновуэтихрезультатов,аименно:
-положительноеотношениекшколе,курокамрусскогоязыка;
-проявлениеинтересакязыковойиречевойдеятельности;
-расширениепредставленийомногообразииокружающегомира;
-доброжелательное
отношение
к
одноклассникам,
сочувствие,сопереживание,отзывчивостьидр.;
первоначальныенавыкисотрудничествасовзрослымиисверстникамивпроцессевы
полнениясовместнойучебнойдеятельностинауроке;
умениепроговариватьвслухпоследовательностьпроизводимыхдействий,опираяс
ьна вопросы учителя;
совместносучителемоцениватьрезультатысвоихдействийидействийодноклас
сников;
-слушатьуказанияиинструкцииучителя,решаяпознавательнуюзадачу;
ориентироватьсявучебнике(нафорзацах,настраницахучебнойкниги,вусловныхо
бозначениях);
спомощьюучителяпониматьзнаки,символы,схемы,приведённыевучебнике,у
чебныхпособиях,учебныхматериалах;
-подруководствомучителяработатьсинформацией,представленнойвразных
формах(текст,рисунок,таблица,схема);
-осуществлятьподруководствомучителяпоискнужнойинформациивучебникеи
учебныхпособиях;
-пониматьзаданныйвопрос,всоответствииснимстроитьответвустнойформе;
-слушатьсобеседникаипониматьречьдругих;
оформлятьсвоимысливустнойформенауровнепредложения(несколькихпредлож
ений);
-приниматьучастиевдиалоге;
-приниматьучастиевработепарами и группами;
оцениватьсобственноеповедениеиповедениеокружающих,использоватьвобщени
иправила вежливости.
Предметныерезультатысвязанысовладениемобучающимисясодержа
ниемкаждойпредметнойобластиихарактеризуютдостиженияобучающихсявус
воениизнанийиумений,способностьихприменятьвпрактическойдеятельности.
Минимальныйуровеньв4классе
-различение гласных и согласных звуков и букв; ударных и
безударныхсогласных звуков; оппозиционных согласных по звонкости
- глухости,твердости-мягкости;
-делениесловнаслогидляпереноса;
-списывание по слогам и целыми словами с рукописного и печатного текста
сорфографическимпроговариванием;
-запись под диктовку слов и коротких предложений (2 - 4 слова)
сизученнымиорфограммами;
-обозначение мягкости и твердости согласных звуков на письме
гласнымибуквамии буквой"ь" (послепредварительнойотработки);
-дифференциация и подбор слов, обозначающих предметы,
действия,признаки;
-составление предложений, восстановление в них нарушенного порядка
словсориентацией на сериюсюжетныхкартинок;
-выделениеизтекстапредложенийназаданнуютему;
-участиевобсуждениитемытекстаивыборазаголовкакнему;
-осознанноеиправильноечтениетекставслух по слогамицелымисловами;
-пересказсодержанияпрочитанноготекстаповопросам;
-участиевколлективнойработепо оценкепоступковгероевисобытий;
-выразительноечтениенаизусть5-7короткихстихотворений;
-формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов
ивыражений;
-участиевролевыхиграхвсоответствиисречевымивозможностями;
-восприятие на слух сказок и рассказов; ответы на вопросы
педагогическогоработникапо их содержаниюсопоройна
иллюстративныйматериал;
-выразительное произнесение чистоговорок, коротких стихотворений
сопоройнаобразец чтения педагогическогоработника;
-участиевбеседах на темы,близкиеличномуопытуобучающегося;
-ответы на вопросы педагогического работника по
содержаниюпрослушанныхи(или)просмотренных радиоителепередач.
Достаточныйуровеньв4 классе
-различениезвукови букв;
-характеристика гласных и согласных звуков с опорой на образец и
опорнуюсхему;
-списывание рукописного и печатного текста целыми словами
сорфографическимпроговариванием;
-запись под диктовку текста, включающего слова с
изученнымиорфограммами(30-35слов);
-дифференциацияиподборсловразличныхкатегорийповопросуи
грамматическому значению (название предметов, действий и
признаковпредметов);
-составление и распространение предложений, установление связи
междусловами с помощью педагогического работника, постановка
знаковпрепинаниявконцепредложения (точка,вопросительныйи
восклицательныйзнак);
-делениетекстанапредложения;
-выделение темы текста (о чем идет речь), выбор одного заголовка
изнескольких,подходящегопосмыслу;
-самостоятельная запись 3 - 4 предложений из составленного текста после
егоанализа;
-чтение текста после предварительного анализа вслух целыми
словами(сложные по семантике и структуре слова - по слогам) с
соблюдением пауз, ссоответствующимтоном голоса и темпомречи;
-ответынавопросыпедагогическогоработникапопрочитанномутексту;
-определениеосновноймыслитекстапослепредварительногоегоанализа;
-чтениетекстамолчасвыполнениемзаданийпедагогическогоработника;
определениеглавныхдействующихлицпроизведения;элементарнаяоценкаихпо
ступков;
-чтение диалогов по ролям с использованием некоторых средств
устнойвыразительности(послепредварительногоразбора);
-пересказ текста по частям с опорой на вопросы педагогического
работника,картинныйплан илииллюстрацию;
-выразительноечтениенаизусть7-8стихотворений;
-понимание содержания небольших по объему сказок, рассказов
истихотворений; ответы на вопросы;
-понимание содержания детских радио- и телепередач, ответы на
вопросыпедагогического работника;
-выбор правильных средств интонации с опорой на образец
речипедагогического работникаианализречевойситуации;
-активноеучастиевдиалогахпотемамречевыхситуаций;
-высказывание своих просьб и желаний; выполнение речевых
действий(приветствия, прощания, извинения), используя соответствующие
этикетныесловаивыражения;
-участиевколлективномсоставлениирассказаилисказкипо
темамречевыхситуаций;
-составление рассказов с опорой на картинный или картинно-
символическийплан.
ТребованиякрезультатамосвоенияАООП(БУД).
Личностныеучебныедействия:
- осознаниесебякакученика,заинтересованногопосещениемшколы,обучение
м,занятиями, какчлена семьи,одноклассника, друга;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в
нем,принятиесоответствующих возрасту ценностейисоциальныхролей;
- положительное отношение к окружающей действительности, готовность
корганизациивзаимодействияснейиэстетическомуеевосприятию;целостный,с
оциальноориентированныйвзгляднамирвединствеегоприроднойи социальной
частей;
- самостоятельностьввыполненииучебныхзаданий,поручений,договореннос
тей;
- пониманиеличнойответственностизасвоипоступкинаосновепредставленийобэтическихнормахиправилахповедениявсовременномобществе;
- готовностькбезопасномуибережномуповедениювприродеиобществе.
Коммуникативныеучебныедействия:
- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик,ученик–класс,учитель−класс);
использоватьпринятыеритуалысоциальноговзаимодействиясодноклассникам
ииучителем;
- обращатьсязапомощьюиприниматьпомощь;
- слушатьипониматьинструкциюкучебномузаданиювразныхвидахдеятельнос
тиибыту;
- сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях;доброжелательно
относиться,
сопереживать,
конструктивновзаимодействоватьслюдьми;
- договариваться и изменять свое поведение в соответствии с
объективныммнением большинства в конфликтных или иных ситуациях
взаимодействия сокружающими.
Регулятивныеучебныедействия:
- адекватнособлюдатьритуалышкольногоповедения(подниматьруку,вставать
и выходитьиз-запартыи т. д.);
- приниматьцелиипроизвольновключатьсявдеятельность,следоватьпредложе
нному плануи работатьвобщем темпе;
- активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действияидействия одноклассников;
- соотноситьсвоидействияиихрезультатысзаданнымиобразцами,приниматьо
ценкудеятельности,оцениватьеесучетомпредложенныхкри-териев,
корректировать свою деятельность с учетом выявленных
недочетов.Познавательныеучебные действия:
- выделятьнекоторыесущественные,общиеиотличительныесвойствахорошо
знакомыхпредметов;
- устанавливатьвидо-родовыеотношенияпредметов;
- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать
нанаглядномматериале;
- пользоватьсязнаками,символами,предметами-заместителями;
- читать,писать;
-наблюдать под руководством взрослого за предметами и
явлениямиокружающейдействительности;
- работать с несложной по содержанию и структуре информацией
(пониматьизображение,текст,устноевысказывание,элементарноесхематическ
оеизображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и
другихносителях).
4. Система оценки достижения обучающимися
планируемыхрезультатовосвоенияпрограммыпоучебномупредме
ту«Русскийязык».
Оценкаличностныхрезультатовпредполагает,преждевсего,оценку
продвиженияобучающегосявовладениисоциальными(жизненными)
компетенциями, может быть представлена в условныхединицах:
− 0баллов-нетфиксируемойдинамики;
− 1балл-минимальная динамика;
− 2балла-удовлетворительнаядинамика;
− 3балла-значительнаядинамика.
Критерииоценкипредметныхрезультатов
Оценкапредметныхрезультатоввовремяобучениявпервомклассене
проводится.
Оценкапредметныхрезультатов,обучающихсясумственнойотсталос
тью(интеллектуальныминарушениями)4классеосуществляетсяпо
трехбалльной системе:
«5»-отлично,
«4»-хорошо,
«3»-удовлетворительно.
Оценка «5» ставится, если обучающийся обнаруживает
пониманиепройденного материала. Самостоятельно или с помощью
учителя
можетсформулироватьиобосноватьответ,привестинеобходимыепримеры
полученныхзнаний
на
практике,в
жизни.
Допускает
незначительныенеточности (оговорки), не влияющие на правильность
понятий,
которыеисправляетсамилиспомощьюучителя.Учениквосновном,последо
вателенвизложенииучебногоматериала.
Оценка«4»ставится,еслиобучающийсядаетответ,вцеломсоответств
ующийтребованиямоценки«5»,нозатрудняетсявформулировании
отдельных
понятий
и
определений.
Исправляет
их
спомощьюучителя.Делаетошибкипопрактическомуприменениюотдельны
хположенийизучаемыхпредметоввповседневнойжизни.Исправляетихспо
мощьюучителя.
Оценка «3» ставится, если обучающийся обнаруживает знание
ипониманиеосновныхположенийданнойтемы,ноизлагаетматериалнедост
аточнополноипоследовательно,сбольшимизатруднениями.Допускаетоши
бкивречи;затрудняетсясамостоятельноподтвердитьправилапримерамиид
елаетэтоспомощьюучителя;нуждаетсявпостояннойпомощиучителя.Делае
тошибки,вызванныенедопониманием смыслаучебногоматериала.
Оценка«2»-неставится
5. Содержаниеучебногопредмета«Русскийязык».
1. Раздел"Обучениеграмоте":
Формированиеэлементарныхнавыковчтения.
Звуки речи. Выделение звуков на фоне полного слова.
Отчетливоепроизнесение.Определениеместазвукавслове.Определениепослед
овательности звуков в несложных по структуре словах. Сравнение наслух
слов,различающихся одним звуком.
Различениегласныхисогласныхзвуковнаслухивсобственномпроизноше
нии.
Обозначениезвукабуквой.Соотнесениеиразличениезвукаибуквы.
Звукобуквенныйанализнесложныхпоструктуреслов.
Образованиеичтениеслоговразличнойструктуры(состоящихизоднойгл
асной,закрытыхиоткрытыхдвухбуквенныхслогов,закрытыхтрехбуквенных
слогов
с
твердыми
и
мягкими
согласными,
со
стечениямисогласныхвначалеиливконцеслова).Составлениеичтениесловизусв
оенныхслоговыхструктур.Формированиеосновнавыкаправильного,осознанно
гоивыразительногочтениянаматериалепредложенийинебольшихтекстов(посл
епредварительнойотработкисучителем).Разучиваниесголосакороткихстихотв
орений,загадок,чистоговорок.
Формированиеэлементарныхнавыковписьма.
Развитиемелкоймоторикипальцеврук;координациииточностидвижени
я руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа
втетрадиикласснойдоски.
Овладениеразборчивым,аккуратнымписьмом.Дословноесписываниесл
овипредложений,списываниесовставкой пропущенной буквы или слога после
предварительного
разбора
сучителем.Усвоениеприемовипоследовательностиправильногосписывания
текста. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых
нерасходитсясихпроизношением.
Речевоеразвитие.
Использование усвоенных языковых средств (слов, словосочетаний
иконструкцийпредложений)длявыраженияпросьбыисобственногонамерения
(после
проведения
подготовительной
работы),
ответов
на
вопросыпедагогическогоработникаиобучающихся.Пересказпрослушанныхип
редварительноразобранныхнебольшихпообъемутекстовсопоройнавопросыпе
дагогическогоработникаииллюстративныйматериал.Составление двух - трех
предложений
с
опорой
на
серию
сюжетных
картин,организованныенаблюдения, практическиедействия.
1. Раздел"Практическиеграмматическиеупражненияиразвитие
речи".
Фонетика.Звукиибуквы.Обозначениезвуковнаписьме.Гласныеи
согласные.Согласныетвердыеимягкие.Согласныеглухиеизвонкие.Согласные
парные и непарные по твердости - мягкости, звонкости глухости.Ударение.Гласныеударные и безударные.
Графика.Обозначениемягкостисогласныхнаписьмебуквами"ь,е,ё,и,ю,
я".Разделительный"ь".Слог.Перенос слов.Алфавит.
Слово. Слова, обозначающие названия предметов. Различение слова
ипредмета.Слова-предметы,отвечающиенавопросы"кто?","что?".Расширение
круга
слов,
обозначающих
фрукты,
овощи,
мебель,
транспорт,явленияприроды,растения,животных.Словасуменьшительноласкательнымисуффиксами.
Имена собственные. Большая буква в именах, фамилиях,
отчествах,кличках животных, названиях городов, сел и деревень, улиц,
географическихобъектов.
Знакомство с антонимами и синонимами без называния
терминов("Слова-друзья"и"Слова-враги").
Слова, обозначающие названия действий. Различение действия
иего названия. Название действий по вопросам "что делает?" "что
делают?""что делал?" "что будет делать?" Согласование слов-действий со
словами-предметами.
Слова,обозначающиепризнакпредмета.Определениепризнакапредм
етаповопросам"какой?""какая?""какое?""какие?".Названияпризнаков,обознач
ающихцвет,форму,величину,материал,вкуспредмета.
Дифференциацияслов,относящихсякразнымкатегориям.
Предлог.Предлогкакотдельноеслово.Раздельноенаписаниепредлогасо
словами.Рольпредлогавобозначениипространственногорасположенияпредмет
ов.Составлениепредложенийспредлогами.
Именасобственные(именаифамилиилюдей,кличкиживотных,названи
ягородов,сел,улиц,площадей).
Правописание.Правописаниесочетаний,шипящихсгласными.Правопи
сание парных звонких и глухих согласных на конце и в
серединеслова.Проверканаписаниябезударныхгласныхпутемизмененияформ
ыслова.
Родственные слова. Подбор гнезд родственных слов. Общая
частьродственных слов. Проверяемые безударные гласные в корне слова,
подборпроверочныхслов.Словаснепроверяемымиорфограммамивкорне.
Предложение.Смысловаязаконченностьпредложения.Признакипредл
ожения.
Главные
и
второстепенные
члены
предложений.
Оформлениепредложениявустнойиписьменнойречи.Повествовательные,вопр
осительные и восклицательные предложения. Составление предложенийс
опорой на сюжетную картину, серию сюжетных картин, по вопросам,
потеме,поопорнымсловам.Распространениепредложенийсопоройнапредметн
уюкартинкуиливопросы.Работасдеформированнымипредложениями.Работа
сдиалогами.
Развитие речи. Составление подписей к картинкам. Выбор
заголовкаизнесколькихпредложенных.Различениетекстаи"нетекста".Работасд
еформированным
текстом.
Коллективное
составление
коротких
рассказовпосле предварительного разбора. Коллективное составление
небольших
пообъемуизложенийисочинений(34предложения)поплану,опорнымсловам ииллюстрации.
2. Раздел"Чтениеиразвитиеречи":
Содержание чтения (круг чтения). Произведения устного
народноготворчества(пословица,скороговорка,загадка,потешка,закличка,песн
я,сказка, былина). Небольшие рассказы и стихотворения русских и
зарубежныхписателейоприродеродногокрая,ожизниобучающихсяивзрослых,
отруде,онародныхпраздниках,онравственныхиэтическихнормахповедения.
Статьи занимательного характера об интересном и необычном
вокружающеммире,окультуреповедения,обискусстве,историческомпрошлом.
Примернаятематикапроизведений:произведенияоРодине,роднойприро
де, об отношении человека к природе, к животным, труду, друг другу,
ожизни обучающихся, их дружбе и товариществе, произведения о добре и
зле.Жанровое
разнообразие:
сказки,
рассказы,
стихотворения, басни,
пословицы,поговорки,загадки,считалки,потешки.
Навык чтения: осознанное, правильное плавное чтение с переходом
начтениецелымисловамивслухи"просебя".Формированиеумениясамоконтрол
яисамооценки.Формированиенавыковвыразительногочтения
(соблюдениепаузназнакахпрепинания,выборсоответствующеготонаголоса,чт
ениепоролям идраматизация разобранныхдиалогов).
Работас
текстом.
Понимание
слов
и
выражений,
употребляемыхвтексте.Различениепростейшихслучаевмногозначностиисравн
ений.Делениетекстаначасти,составлениепростейшегопланаиопределениеосно
вной
мысли
произведения
под
руководством
педагогического
работника.Составление картинного плана. Пересказ текста или части текста
по плану иопорнымсловам.
Внеклассноечтение.Чтениедетскихкнигрусскихизарубежныхписателе
й. Знание заглавия и автора произведения. Ориентировка в книге
пооглавлению.Ответынавопросыопрочитанном,пересказ.Отчетопрочитанной
книге.
3. Раздел"Речеваяпрактика":
Аудирование и понимание речи: выполнение простых и
составныхустныхинструкцийпедагогическогоработника,словесныйотчетовып
олненныхдействиях.Прослушиваниеивыполнениеинструкций,записанных на
аудионосители. Чтение и выполнение словесных инструкций,предъявленных
вписьменном виде.
Соотнесение
речи
и
изображения
(выбор
картинки,
соответствующейслову,предложению).
Повторениеивоспроизведениепоподобию,попамятиотдельныхслогов,с
лов,предложений.
Слушаниенебольшихлитературныхпроизведенийвизложениипедагоги
ческогоработникаисаудионосителей.Ответынавопросыпопрослушанному
тексту,пересказ.
Дикцияивыразительностьречи.Развитиеартикуляционноймоторики.Фо
рмированиеправильногоречевогодыхания.Практическоеиспользованиесилыг
олоса,тона,темпаречивречевыхситуациях.Использованиемимикии
жестоввобщении.
Общениеиегозначениевжизни.Речевоеинеречевоеобщение.Правила
речевого
общения.
Письменное
общение
(афиши,
реклама,
письма,открытки).Условные знаки вобщении людей.
Общение на расстоянии. Кино, телевидение,
радио.Виртуальное общение. Общение в социальных
сетях.Влияниеречинамысли,чувства,поступки
людей.
Организация речевого
общенияБазовыеформулыречевогообщ
ения
Обращение,привлечениевнимания."Ты"и"Вы",обращениепоименииот
честву,пофамилии,обращениекзнакомымвзрослымировесникам.Грубоеобращ
ение,нежелательноеобращение(пофамилии).Ласковыеобращения.Грубыеинег
рубыеобращения.Бытовые(неофициальные)обращенияксверстникам,всемье.
Именные,бытовые,ласковые обращения. Функциональные обращения (к
продавцу,
к
сотрудникуполиции).Спецификаполовозрастныхобращений(дедушка,бабушк
а, девушка, мужчина). Вступление в речевой контакт с незнакомым
человекомбезобращения("Скажите,пожалуйста...").Обращениевписьме,впозд
равительнойоткрытке.
Знакомство,представление,приветствие.Формулы:"Давайпознакомимс
я","Менязовут...","Менязовут...,атебя?","Это...","Познакомься,пожалуйста,это
...".Ответныерепликинаприглашениепознакомиться:
"Оченьприятно!","Радпознакомиться!".
Приветствиеипрощание.Употреблениеразличныхформулприветствияи
прощаниявзависимостиотадресата(взрослыйилисверстник).Формулы:"Здравс
твуй","Здравствуйте","Досвидания".Развертывание формул с помощью
обращения по имени и отчеству. Жестыприветствия ипрощания. Этикетные
правила
приветствия:замедлить
шагилиостановиться,
посмотретьвглазачеловеку.
Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания:
"Какдела?","Какживешь?","Дозавтра","Всегохорошего".Просьбыприпрощани
и"Приходи(те) еще","Заходи(те)", "Звони(те)".
Приглашение, предложение. Приглашение домой. Правила
поведениявгостях.
Поздравление,пожелание.Формулы:"Поздравляюс...","Поздравляюспр
аздником..."иихразвертываниеспомощьюобращенияпоименииотчеству.
Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и
старшим.Различияпожеланийвсвязисразнымипраздниками.Формулы:"Желаю
тебе...", "Желаю Вам...", "Я хочу пожелать...". Неречевые средства:
улыбка,взгляд,доброжелательностьтона.
Поздравительныеоткрытки.
Формулы, сопровождающие вручение подарка: "Это Вам (тебе)",
"Яхочу подарить тебе...". Этикетные и эмоциональные реакции на
поздравленияиподарки.
Одобрение,комплимент.Формулы:"Мнеоченьнравитсятвой...","Какхор
ошоты...","Как красиво!".
Телефонный разговор. Формулы обращения, привлечения внимания
втелефонномразговоре.Значениесигналовтелефоннойсвязи(гудки,обращенияа
втоответчикасотовойсвязи).Выражениепросьбыпозватьктелефону:"Позовите,
пожалуйста...","Попросите,пожалуйста...","Можнопопросить(позвать)...".Расп
ространениеэтихформулспомощьюприветствия.Ответныерепликиадресата:"А
лло","Да","Яслушаю".
Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте
наурокеилинаперемене.Обращениеспросьбойкнезнакомомучеловеку.Обраще
ниеспросьбойк сверстнику,кблизким людям.
Развертываниепросьбыспомощьюмотивировки.Формулы:"Пожалуйст
а","Можно...,пожалуйста!","Разрешите.","Можномне","Можно я...".
Мотивировкаотказа.Формулы:"Извините,но...".
Благодарность.Формулы:"Спасибо","Большоеспасибо","Пожалуйста".
Благодарностьзапоздравленияиподаркикакответнаяреакциянавыполнениепро
сьбы:"Спасибо...имя".Мотивировкаблагодарности.
Формулы:
"Очень
приятно", "Я очень рада" как мотивировкаблагодарности. Ответные реплики
на
поздравление,
пожелание:
"Спасибо
запоздравление","Ятожепоздравляютебя(Вас)"."Спасибо,итебя(Вас)поздравл
яю)".
Замечание,извинение.Формулы:"Извините,пожалуйста"собращениеми
безнего.Правильнаяреакцияназамечания.Мотивировкаизвинения:
"Я
нечаянно",
"Я
не
хотел".
Использование
форм
обращения
приизвинении.Извинениепередстаршим,ровесником.Обращениеимотивировк
априизвинении.
Сочувствие,утешение.Сочувствиезаболевшемусверстнику,взрослому.
Словаподдержки,утешения.
Одобрение,комплимент.Одобрениекакреакциянапоздравления,подарк
и: "Молодец!", "Умница!","Как красиво!".
Примерныетемыречевыхситуаций:
"Я-дома"(общениесблизкимилюдьми,приемгостей);
"Яимоитоварищи"(игрыиобщениесосверстниками,общениевобразовател
ьнойорганизации,всекции,втворческойстудии);
"Язапорогомдома"(покупка,поездкавтранспорте,обращениезапомощью,п
оведение вобщественныхместах (кино,кафе);
"Явмиреприроды"(общениесживотными,поведениевпарке,в
лесу).
Темыречевыхситуацийформулируютсяисходяизуровняразвития
коммуникативныхиречевыхуменийобучающихсяисоциальнойситуацииих
жизни. Например, в рамках лексической темы "Я за порогом дома"
дляотработки этикетных форм знакомства на уроках могут быть
организованыречевыеситуации"Давайтепознакомимся!","Знакомствоводворе
","Знакомство вгостях".
Алгоритмработынадтемойречевойситуации:
1) Выявлениеирасширениепредставленийпо темеречевойситуации.
2) Актуализация,уточнениеирасширениесловарногозапасаотемеситуа
ции.
3) Составлениепредложенийпотемеситуации,втомчислеответынавопр
осыиформулированиевопросовучителю,одноклассникам.
4) Конструированиедиалогов,участиевдиалогахпотемеситуации.
5) Выборатрибутовкролевойигрепотемеречевойситуации.Уточнениер
олей,сюжета игры,его вариативности.
6) Моделированиеречевойситуации.
7) Составление устного текста (диалогического или
несложногомонологического)потеме ситуации.
В 4 классе программа ориентирована на использование
учебникадляобучающихся:Э.В.Якубовская, Я.В.Коршунова.Русскийязык.
7. Тематическое планирование.
Распределение количества часов по разделам в 4 классе:
№
I
II
III
IV
V
Итого:
Разделы.
Повторение изученного в 3 классе.
Звуки и буквы.
Слово.
Предложение.
Повторение изученного в 4классе.
Количество часов
6
58
49
47
10
170