АРП ИН ручной труд 4 кл. 24-25 г.

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования, науки и молодёжной политики
Краснодарского края
управление образованием администрации МО Кущевский район
МАОУ СОШ №20 имени Милевского Н.И.

РАССМОТРЕНО
методическим
объединением учителей
начальных классов
МАОУ СОШ № 20
имени Милевского Н.И

СОГЛАСОВАНО
Заместителем
директора
МАОУ СОШ № 20
имени Милевского Н.И

УТВЕРЖДЕНО
Директор
МАОУ СОШ № 20
имени Милевского Н.И
________________________

________________________

Пунда Н.А.
________________________
Розман Н.Г. Протокол педагогического
Большакова Л.А. Протокол №1
совета №1
Протокол № 1
от «29» августа 2024 г.
от «28» августа 2024 г.
от «28» августа 2024 г.

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Ручной труд»
для обучающихся ОВЗ (ИН Вариант 1)
4 классов

х. Средние Чубурки 2024 год
1

Пояснительная записка.
Рабочая программа по учебному предмету «Ручной труд» для
обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) (вариант 1) разработана и утверждена на педсовете МАОУ СОШ
№20 имени Милевского Н.И. с требованиями федерального государственного
образовательного стандарта обучающихся с лёгкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) на основе документов:
• Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»
от29.12.2012г.№ 273-ФЗ;
• Приказа Минобрнауки России от19.12.2014г.№1599 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)»;
• Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 21.09.2022
г. №858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных
к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими
образовательную деятельность и установления предельного срока
использования исключенных учебников»;
• Постановления Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил
СП2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
• Постановления главного государственного санитарного врача РФ от
28 января 2021 года №2 « Об утверждении и санитарных
Правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) без вредности для
человека факторов среды обитания »;
• Приказа Мин просвещения России от 22.03.2021г. №115 « Об утверждении
Порядка организации осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам –образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего
образования »;
• Адаптированной основной общеобразовательной программы образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)1-4 классы (вариант1); утверждённой педагогическим
советом от 30.08.2023г. протокол№1;
• Учебного плана образовательного учреждения;
• С учётом типа и вида образовательного
учреждения,атакжеобразовательныхпотребностейизапросовучастниковобр
азовательногопроцесса.
2

Основная цель изучения предмета«Ручной труд»: все стороннее
Развитие личности обучающегося младшего возраста с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) в процессе формирования трудовой
культуры и подготовки его к последующему профильному обучению в старших
классах. Изучение предмета способствует развитию созидательных
возможностей личности, творческих способностей, формированию мотивации
успеха и достижений на основе предметно – преобразующей деятельности.
Задачи изучения предмета:
• формирование представлений о материальной культуре как продукте
творческой предметно –преобразующей деятельности человека;
• формирование представлений о гармоничном единстве природного и
рукотворного мира и о месте в нем человека;
• расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурноисторических традициях в мире вещей;
• расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях
использования;
• формирование практических умений и навыков использования различных
материалов в предметно-преобразующей деятельности;
• формирование интереса к разнообразным видам труда;
развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти,
воображения, мышления, речи);
• развитие умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение,
классификация, обобщение);
• развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера через формирование
практических умений;
• развитие регулятивной структуры деятельности (включающей
целеполагание, планирование, контроль и оценку действий и результатов
деятельности в соответствии с поставленной целью);
• формирование информационной грамотности, умения работать с
различными источниками информации;
• формирование коммуникативной культуры, развитие активности,
целенаправленности, инициативности;
• духовно-нравственное воспитание и развитие социально ценных качеств
личности.
Коррекция интеллектуальных и физических недостатков с учетом возрастных
особенностей обучающихся, предусматривает:
• коррекцию
познавательной
деятельности
обучающихся
путем
систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у
них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета
предметов,ихположениявпространстве,умениянаходитьвтрудовомобъектес
ущественныепризнаки,устанавливатьсходствоиразличиемеждупредметами;
• развитие аналитико-синтетической деятельности, деятельности сравнения,
обобщения;
3

• совершенствование умения ориентироваться в задании, планировании
работы, последовательном изготовлении изделия;
• коррекцию ручной моторики; улучшение зрительно-двигательной
координации путем использования вариативных и многократно
повторяющихся действий с применением разнообразного трудового
материала.
Общая характеристика учебного предмета «Ручной труд».
На уроках
учебного предмета «Ручной
труд» предусмотрены
следующие виды работ:
- работа с природными материалами;
- работа с бумагой;
- работа с текстильными материалами;
- работа с металлом;
- работа с алюминиевой фольгой;
- работа с проволокой;
- комбинированные работы с разными материалами.
У обучающихся младших классов формируются навыки работы с данными
материалами на всем протяжении обучения ручному труду, переходя от самых
простых изделий к более сложным. Особое внимание при проведении
практических работ уделяется соблюдению правил безопасности и гигиене
труда.
При оценке знаний и умений обучающихся по труду следует учитывать
правильность приемов работы, степень самостоятельности выполнения задания
(ориентировку в задании, планирование, практическое изготовление объекта,
качество готового изделия, организацию рабочего места).
В целях ознакомления обучающихся младших классов с видами и характером
профессионального труда предусмотрены экскурсии в мастерские школы.
Исходя из разного по своим возможностям состава обучающихся каждого
класса, в программе учебного предмета «Ручной труд» предусмотрено два
уровня требований к знаниям и умениям школьников (в зависимости от
успешности овладения ими учебным материалом ). Для каждого года обучения
определяется уровень требований к формированию трудовых умений и навыков:
минимальный и достаточный.
Место учебного предмета«Ручной труд» в учебном плане школы.
Согласно федеральной
адаптированной основной общеобразовательной
программе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), утверждённой приказом Министерства Просвещения Российской
Федерации от 24.11.2022г. №1026, учебный предмет «Ручной труд» входит
в предметную область «Технология» и реализуется в 1-4 классах.
Обучение ручному труду в МАОУ СОШ №20 имени Милевского Н.И.
осуществляется в 4 классах в течение всего учебного года.
В 4 классе на изучение предмета отводится 1час в неделю. Всего–34 часав
год (34 учебных недели).
4

Планируемые результаты изучения учебного предмета «Ручной труд».
Личностные
результаты включают овладение обучающимися
социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения
практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие
социальных отношений обучающихся в различных средах. Оценка личностных
результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в
овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном
итоге, составляют основу этих результатов, а именно:
• положительное отношение к школе, к урокам ручного труда;
• проявление интереса к языковой и речевой деятельности;
расширение представлений о многообразии окружающего мира;
доброжелательное отношение к одноклассникам, сочувствие,
сопереживание, отзывчивость и др.;
• первоначальные навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в
процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке;
умение проговаривать вслух последовательность производимых действий,
опираясь на вопросы учителя;
• совместно с учителем оценивать результаты своих действий и действий
одноклассников;
• слушать указания и инструкции учителя, решая познавательную задачу;
ориентироваться в учебнике (на форзацах, на страницах учебной книги, в
условных обозначениях);
• с помощью учителя понимать знаки, символы, схемы, приведённые в
учебнике, учебных пособиях, учебных материалах;
• под руководством учителя работать с информацией, представленной в
разных формах (текст, рисунок, таблица, схема);
• осуществлятьподруководствомучителяпоискнужнойинформациивучебнике
и учебных пособиях;
• понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной
форме;
• слушать собеседника и понимать речь других;
• оформлять свои мысли в устной форме на уровне предложения
(нескольких предложений);
• принимать участие в диалоге;
• принимать участие в работе парами и группами;
• оценивать собственное
поведение и
поведение окружающих,
использовать в общении правила вежливости.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием
учебного предмета и характеризуют достижения обучающихся в усвоении
знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.
4 класс.
Минимальный уровень:
• знание правил организации рабочего места и умение самостоятельно его
5

организовать в зависимости от характера выполняемой работы
(рационально располагать инструменты, материалы и приспособления на
рабочем столе, сохранять порядок на рабочем месте);
• знание видов трудовых работ;
• знание названий и некоторых свойств поделочных материалов,
используемых на уроках ручного труда, знание и соблюдение правил их
хранения, санитарно-гигиенических требований при работе с ними;
• знание названий инструментов, необходимых на уроках ручного труда, их
устройства, правил техники безопасной работы с колющими и режущими
инструментами;
• знание приемов работы (разметки деталей, выделения детали из заготовки,
формообразования, соединения деталей, отделки изделия ), используемые
на уроках ручного труда;
• анализ объекта, подлежащего изготовлению, выделение и называние его
признаков и свойств; определение способов соединения деталей;
• пользование доступными технологическими (инструкционными) картами;
• составление стандартного плана работы по пунктам;
• владение некоторыми технологическими приемами ручной обработки
материалов;
• использование в работе доступных материалов (глины и пластилина;
• природных материалов;
• бумаги и картона;
• ниток и ткани;
• проволоки и металла;
• древесины;
• конструировать из метало конструктора);
• выполнение несложного ремонта одежды.
Достаточный уровень:
• знание
правил
рациональной
организации
труда,
включающих упорядоченность действий и самодисциплину;
• знание об исторической, культурной и эстетической ценности
вещей;
• рабочей тетради;
• знание и использование правил безопасной работы с режущими и
колющими инструментами, соблюдение санитарно-гигиенических
требований при выполнении трудовых работ;
• осознанный подбор материалов по их физическим, декоративнохудожественным и конструктивным свойствам;
• отбор оптимальных и доступных технологических приемов
ручнойобработкивзависимостиотсвойствматериаловипоставленныхцелей,э
кономноерасходование материалов;
• использование в работе разнообразной наглядности; составление плана
6

работы на разделением с опорой на предметно-операционные и
графические планы, распознавание простейших технических рисунков,
схем, чертежей, их чтение и выполнение действий в соответствии с ними в
процессе изготовления изделия;
• осуществление текущего самоконтроля выполняемых практических
действий и корректировках практической работы;
• оценка своих изделий (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
установление причинно-следственных связей между выполняемыми
действиями и их результатами;
• выполнение общественных поручений по уборке класса и (или) мастерской
после уроков трудового обучения.
Требования к результатам освоения АООП (БУД).
Личностные учебные действия:
• осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы,
обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
• способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
• положительное
отношениекокружающейдействительности,готовностькорганизациивзаимо
действияснейиэстетическомуеевосприятию;целостный,социальноориентир
ованныйвзгляднамирвединствеегоприродной и социальной частей;
• самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений,
договоренностей;
• понимание личной ответственности за свои поступки на основе
представлений об этических нормах и правилах поведения в современном
обществе;
• готовность к безопасному и бережному по ведению в природе и обществе.
Коммуникативные учебные действия:
• вступать в контакт и работать в коллективе (учитель −ученик, ученик–
ученик, ученик –класс, учитель −класс);
• использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с
одноклассниками и учителем;
• обращаться за помощью и принимать помощь;
• слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах
деятельности и быту;
• сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно
взаимодействовать с людьми;
• договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным
мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия
с окружающими.
Регулятивные учебные действия:
• адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку,
7

вставать и выходить из-за парты и т. д.);
• принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать
предложенному плану и работать в общем темпе;
• активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои
действия и действия одноклассников;
• соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами,
принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных
критериев,корректироватьсвоюдеятельностьсучетомвыявленныхнедочетов.
Познавательные учебные действия:
• выделятьнекоторыесущественные,общиеиотличительныесвойствахорошоз
накомыхпредметов;
• устанавливать видо- родовые отношения предметов;
• делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на
наглядном материале;
• пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
• читать, писать;
• наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями
окружающей действительности;
• работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать
изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое
изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и
других носителях).

8

Система оценки достижения обучающимися планируемых результатов
освоения программы по учебному предмету «Ручной труд».
Оценка личностных результатов может быть представлена в условных
единицах:
0 баллов -нет фиксируемой динамики;
1 балл- минимальная динамика;
2 балла- удовлетворительная динамика;
3 балла- значительная динамика.
Критерии оценки предметных результатов.
Оценка предметных результатов основана на принципах индивидуального
и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися даже
незначительные по объёму и элементарные по содержанию знания и умения
выполняют коррекционно –развивающую функцию, поскольку они играют
определённую роль в становлении личности ученика и овладении им
социальным опытом.
Оценка предметных результатов во 4 классе осуществляется последующей
системе:
«5» -отлично,
«4»- хорошо,
«3»- удовлетворительно.
Оценка «5» ставится, если обучающийся ориентируется в задании,
подбирает материал и инструмент для работы и изготовляет изделие
самостоятельно. Может сделать необходимую оценку, измерения с помощью
наводящих вопросов учителя. Употребляет в речи слова и фразы, обозначающие
пространственные признаки предметов.
Оценка «4» ставится, если обучающийся в ходе изготовления изделия
допускает небольшие неточности, не влияющие на его основные параметры,
которые исправляет при помощи учителя. Не может без помощи учителя
ответить на отдельные вопросы.
Оценка «3» ставится, если обучающийся не способен
самостоятельновыполнитьизготовлениеизделия.Невсегдаконтролируетсвоидейст
вия,требует постоянного внимания со стороны учителя при выполнении задания,
испытывает затруднения при ответах на вопросы.
Оценка«2» -не ставится.
Содержание учебного предмета«Ручной труд».
Программа ориентирована на использование учебников для
общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные
общеобразовательные программы: «Технология. Ручной труд», 4 класс. Автор:
Л. А. Кузнецова. Москва, «Просвещение», 2023 г. Данные учебники допущены
Министерством просвещения РФ.
4 класс.
Работа с бумагой.
Сминание и скатывание бумаги в ладонях. Сминание пальцами и скатывание в
ладонях бумаги (плоскостная и объемная аппликация). Разметка с опорой на
чертеж. Понятие «чертеж». Линии чертежа. Чтение чертежа. Разметка с
9

помощью чертежных инструментов (циркулем). Понятие: «циркуль». Его
применение и устройство. Правила обращения с ножницами. Правила работы
ножницами. Клеевое соединение. Правила работы с клеем и кистью. Приемы
клеевого соединения: «точечное»,
«сплошное».
Работа с текстильными материалами.
Ткачество. Как ткут ткани. Виды переплетений ткани (редкие, плотные
переплетения). Процесс ткачества (основа, уток, челнок, полотняное
переплетение). Соединение деталей, выкроенных из ткани, прямой строчкой,
косыми стежками и строчкой петлеобразного стежка (закладки, кухонные
предметы, игрушки).Скручивание ткани. Историко- культурологические
сведения (изготовление кукол-скруток из ткани в древние времена). Виды
ремонта одежды (пришивание пуговиц, вешалок, кармана). Применение тесьмы.
Работа металлом.
Элементарные сведения о металле. Применение металла. Виды металлов
(черные, цветные, легкие тяжелые, благородные). Свойства металлов. Цвет
металла. Технология ручной обработки металла. Инструменты для работы по
металлу.
Работа с алюминиевой фольгой.
Приемы обработки фольги: «сминание », «сгибание», «сжимание»,
«скручивание», «скатывание», «разрывание», «разрезание».
Работа с проволокой.
Приемы работы с проволокой: «сгибаниеволной», «сгибание в кольцо»,
«сгибание в спираль», «сгибание вдвое, втрое, вчетверо», «намотка на
карандаш», «сгибание под прямым углом». Получение контуров фигурок
человечков.
Комбинированные работы с разными материалами.
Виды работ по комбинированию разных материалов: пластилин, природные
материалы; бумага, пластилин; бумага, нитки; бумага, ткань; бумага, древесные
материалы; бумага, пуговицы; проволока, бумага и нитки; проволока, пластилин,
скорлупа ореха.

10

Тематическое планирование 4 класс.
№ п/п
1.
2.
3.
4.
5.
8.

Название раздела
Работа с бумагой.
Работа с текстильными материалами.
Работа с металлом.
Работа с алюминиевой фольгой.
Работа с проволокой.
Комбинированные работы с разными материалами.
Итого:

Количество
часов
3
16
2
2
3
9
34

Описание материально-технического обеспечения образовательной
деятельности.
«Технология. Ручной труд. 4 класс».
Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные
основные общеобразовательные программы. Л.А. Кузнецова, Москва,
«Просвещение», 2023г.
Мульти - медийное оборудование (ноутбук, проектор).
Презентации, обучающие фильмы для изучения каждого раздела учебного
предмета «Ручной труд».
Дидактический материал, образцы изделий, технологические карты.
Памятки безопасной работы с инструментами.

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».