«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МАОУ СОШ № 20
имени Милевского Н.И.
____________Н.А. Пунда
Приказ № 126 от «20» марта 2025 г.
МП
Программа воспитательной работы
лагеря труда и отдыха «Юность»
МАОУ СОШ №20 имени Милевского Н. И.
(физкультурно-спортивной направленности)
I. Общие положения
1.
Программа
воспитательной
работы
лагеря
труда
и
отдыха
физкультурно-спортивной направленности «Юность» (далее - Программа)
разработана в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2024 №543-ФЗ и на
основании Федеральной программы воспитательной работы для организаций
отдыха детей и их оздоровления, утвержденной Приказом Министерства
просвещения Российской Федерации №209 от 17.03.2025. Данная Программа
направлена на обеспечение единства воспитательного пространства, ценностноцелевого содержания воспитания и воспитательной деятельности в организациях
отдыха детей и их оздоровления.
2.
Программа направлена на сохранение и укрепление традиционных
российских духовно-нравственных ценностей, к которым относятся жизнь,
достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность,
служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные
идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над
материальным,
гуманизм,
милосердие,
справедливость,
коллективизм,
взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность
поколений, единство народов России.
3.
Программа разработана с учетом возрастных и психологических
особенностей участников, направлена на формирование у них патриотизма,
Календарный план - 06
социальной ответственности и уважения к многообразию культур народов
России, а также развитие личностных качеств, способствующих успешной
социализации, формированию экологического сознания и эстетического вкуса,
развитию способностей к самовыражению в различных видах творчества и
уважительного отношения к труду, укреплению ценности семьи, дружбы, труда
и знаний, поддержанию физического и психологического здоровья.
4.
Методологической основой разработки и реализации Программы
воспитательной
работы
являются
два
основных
подхода:
системно-
деятельностный и аксиологический.
Системно-деятельностный
подход
подразумевает
организацию
воспитательной деятельности, в которой главное место отводится активной,
разносторонней, самостоятельной познавательной деятельности ребенка и
специальным образом организованной совместной деятельности детей, вожатых
и педагогических работников в условиях временного детского коллектива или
временных детских групп, развитию их субъектной позиции.
Аксиологический подход подразумевает систему педагогических техник и
методов, которые способствуют развитию у детей и молодежи нравственных
качеств, ценностного восприятия мира, пониманию места ценностей в
окружающей действительности, формированию стремления к непрерывному
саморазвитию.
5.
Принципы реализации Программы:
- принцип единого целевого начала воспитательной деятельности;
-
принцип
системности,
непрерывности
и
преемственности
воспитательной деятельности;
- принцип единства концептуальных подходов, методов и форм
воспитательной деятельности;
-
принцип
учета
возрастных
и
индивидуальных
особенностей
воспитанников и их групп;
- принцип приоритета конструктивных интересов и потребностей детей;
- принцип реальности и измеримости итогов воспитательной деятельности.
Календарный план - 06
II. Целевой раздел Программы
6.
Целью
Программы
является
актуализация,
формирование
и
внедрение единых подходов к воспитанию и развитию детей и молодежи в сфере
организации отдыха и оздоровления детей в преемственности с единой системой
воспитания и государственной политики в области образования подрастающего
поколения в Российской Федерации.
7.
Задачами Программы являются:
- разработка единых подходов к воспитательной работе педагогического
коллектива организации отдыха детей и их оздоровления, а также иных
организаций, осуществляющих воспитательные, досуговые и развивающие
программы в сфере детского отдыха;
-
внедрение
единых
принципов,
методов
и
форм
организации
воспитательной деятельности организации отдыха детей и их оздоровления в их
применении к процессу воспитания, формирования и развития субъектности
детей в условиях временного детского коллектива;
-
разработка и внедрение единых подходов к развитию инструментов
мониторинга и оценки качества воспитательного процесса при реализации
Программы в организации отдыха детей и их оздоровления, а также в иных
организациях, осуществляющих воспитательные, досуговые и развивающие
программы в сфере детского отдыха.
8. При реализации цели Программы учитываются возрастные особенности
участников смен ЛТО «Юность»:
15 — 17 лет — дети старшего школьного возраста.
9.Конкретизация
цели
воспитательной
работы
применительно
к
возрастным особенностям детей позволяет выделить в ней следующие
целевые приоритеты:
9.1.
Воспитание
ориентировано
на
детей
создание
старшего
условий
для
школьного
приобретения
возраста
опыта
в
осуществлении социально значимых действий и инициатив. Целевым
приоритетом является развитие гражданской зрелости, осознанного выбора
Календарный план - 06
жизненных
и
профессиональных
направлений,
формирование
ответственности за свои поступки и готовности к активному участию в
общественной жизни, а также уважение к правам и обязанностям
гражданина.
10.
Разделы
Программы
раскрывают
особенности
формирования
содержания воспитательной работы, а блоки «Мир», «Россия», «Человек»
определяют
ключевые
сквозные
векторы
содержания
инвариантных
и
вариативных модулей в воспитательной работе ЛТО «Юность».
III. Содержательный раздел
11. В основу каждого направления воспитательной работы в ЛТО
«Юность» заложены базовые ценности, которые способствуют всестороннему
развитию личности и успешной социализации в современных условиях.
Основные направления воспитательной работы ЛТО «Юность» включают
в себя:
гражданское воспитание: формирование российской гражданской
идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к
многонациональному народу России как источнику власти в российском
государстве и субъекту тысячелетней российской государственности, знание и
уважение прав, свобод и обязанностей гражданина Российской Федерации;
патриотическое воспитание: воспитание любви к своему народу и
уважения к другим народам России, формирование общероссийской культурной
идентичности;
духовно-нравственное
воспитание:
воспитание
детей
на
основе
духовно-нравственной культуры народов России, традиционных религий
народов России, формирование традиционных российских семейных ценностей;
эстетическое воспитание: формирование эстетической культуры на
основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим
образцам отечественного и мирового искусства;
Календарный план - 06
трудовое воспитание: воспитание уважения к труду, трудящимся,
результатам труда (своего и других людей), ориентации на развитие
самостоятельности, трудовую деятельность, получение профессии, личностное
самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском
обществе, на достижение выдающихся результатов в труде, профессиональной
деятельности;
физическое воспитание, формирование культуры здорового образа
жизни и эмоционального благополучия: компонент здоровьесберегающей
работы, создание благоприятного психологического климата, обеспечение
рациональной
и
безопасной
организации
оздоровительного
процесса,
эффективной физкультурно-оздоровительной работы, рационального питания,
создание безопасной среды, освоение детьми норм безопасного поведения в
природной, социальной среде, чрезвычайных ситуациях;
экологическое воспитание: формирование экологической культуры,
ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе
российских традиционных духовных ценностей; познавательное направление
воспитания: стремление к познанию себя и других людей, природы и общества,
к знаниям, образованию с учетом личностных интересов и общественных
потребностей.
12.
В общем блоке реализации содержания «Мир» учитываются такие
категории, как мировая культура, знакомство с достижениями науки с античных
времен до наших дней, вклад российских ученых и деятелей культуры в
мировые культуру и науку; знакомство с духовными ценностями человечества.
Содержание блока «Мир» реализуется в следующих формах:
информационные часы «Жизнь замечательных людей», на которых детям
демонстрируются образцы нравственного поведения через знакомство с
историческими деятелями науки и культуры разных стран и эпох, с героямизащитниками Отечества;
тематические мероприятия, направленные на
формирование культуры мира, позволяющие детям осознать важность уважения
к
разнообразию
Календарный план - 06
культур
и
народов,
развить
навыки
гармоничного
взаимодействия и сотрудничества; события и мероприятия, отражающие
ценности созидания и науки: стремление к познанию себя и других людей,
природы
и
общества,
к
знаниям,
образованию,
создание
единого
интеллектуального пространства, позволяющего популяризировать формы
детского
интеллектуального
познавательных игр;
досуга:
проведение
интеллектуальных
и
встречи с людьми, добившимися успехов в различных
сферах деятельности, мероприятия и дела, направленные на изучение России,
русского языка и языков народов России, родного края, тематические беседы и
диалоги на тему духовно-нравственного воспитания; проведение обсуждений на
темы морали, духовных ценностей, честности, справедливости и милосердия.
13.
В общем блоке реализации содержания «Россия» предлагаются пять
комплексов мероприятий:
13.1.
Первый комплекс мероприятий связан с народом России, его
тысячелетней историей, общероссийской культурной принадлежностью и
идентичностью, историческим единством народа России, общностью его
исторической судьбы, памятью предков, передавших любовь и уважение к
Отечеству, веру в добро и справедливость. Формы мероприятий:
торжественная церемония подъема (спуска) Государственного флага
Российской Федерации в день открытия (закрытия) смены и в дни
государственных праздников Российской Федерации, а также ежедневные
церемонии подъема (спуска) Государственного флага Российской Федерации;
тематические дни; Второй комплекс мероприятий связан с суверенитетом и
безопасностью, защитой российского общества, народа России, памяти
защитников Отечества и подвигов героев Отечества, сохранением исторической
правды. Форматы мероприятий:
проведение тематических занятий о героизме и мужестве, раскрывающих
важность сохранения памяти о подвигах наших предков, защитивших родную
землю и спасших мир от фашистской агрессии, о геноциде советского народа, о
военных преступлениях нацистов, которые не имеют срока давности;
проведение встреч с героями России,
Календарный план - 06
вовлечение детей старших отрядов в
просветительский
проект
«Без
срока
давности»,
который
нацелен
на
патриотическое воспитание детей и подростков, направлен на формирование их
приверженности традиционным российским духовно-нравственным ценностям
любви к Родине, добру, милосердию, состраданию, взаимопомощи, чувству
долга; посещение мемориальных комплексов и памятных мест, посвященных
увековечиванию памяти мирных жителей, погибших от рук нацистов и их
пособников в годы Великой Отечественной войны.
13.2.
Третий
комплекс
мероприятий
направлен
на
служение
российскому обществу и исторически сложившемуся государственному
единству, и приверженности Российскому государству и раскрывает
многообразие
национальностей
России,
российского
общества:
национальные общины, религии, культуры, языки.
Реализация данных мероприятий возможна как самостоятельно, так и во
взаимодействии с Общероссийским общественно-государственным движением
детей и молодежи (далее — Движение Первых).
С целью формирования у детей и подростков гражданского самосознания
могут проводиться информационные часы и акции.
13.3.
Четвертый комплекс мероприятий связан с русским языком-
государственным языком Российской Федерации.
Формы мероприятий:
культурно-просветительские мероприятия, направленные на знакомство с
историей и богатством русского языка, его ролью в культуре и искусстве:
конкурсы, посвященные русскому языку, которые помогают детям и
подросткам раскрыть творческий потенциал, Пятый комплекс мероприятий
связан с родной природой (малой Родины, своего края, России), с
ответственностью за сохранение природы перед будущими поколениями и
бережным отношением в использовании природных ресурсов.
Формы мероприятий:
экскурсии по территории, знакомящие детей с природными объектами,
позволяющие
Календарный план - 06
изучать
природные
объекты
в
естественной
среде,
обеспечивающие взаимосвязь и взаимозависимость в целостной экосистеме;
беседы об особенностях родного края; свод экологических правил в отряде и в
целом в организации отдыха детей и их оздоровления;
Общий блок реализации содержания «Человек» отражает комплекс
мероприятий, направленных на воспитание культуры здорового образа жизни,
личной и общественной безопасности.
Реализация воспитательного потенциала данного блока предусматривает:
проведение физкультурно-оздоровительных, спортивных мероприятий:
зарядка,
спортивные
игры
и
соревнования;
беседы,
направленные
на
профилактику вредных привычек и привлечение интереса детей к занятиям
физкультурой и спортом; создание условий для физической и психологической
безопасности ребенка в условиях организации отдыха детей и их оздоровления,
профилактика
травли
в
детской
и
подростковой
среде,
психолого-
педагогическое сопровождение воспитательного процесса в организации;
проведение целенаправленной работы всего педагогического коллектива по
созданию эффективной профилактической среды и обеспечение безопасности
жизнедеятельности как условия успешной воспитательной деятельности;
проведение инструктажей и игр, знакомящих с правилами безопасного
поведения на дорогах и в транспорте, правилами пожарной безопасности,
правилами безопасности при занятиях спортом, правилами поведения на
водоемах, правилами поведения в общественных местах, правилами поведения
при массовом скоплении людей; проведение тренировочной эвакуации при
пожаре или обнаружении взрывчатых веществ; разработка и реализация разных
форм
профилактических
воспитательных
мероприятий:
антиалкогольные,
против курения, безопасность в цифровой среде, против вовлечения в
деструктивные группы в социальных сетях, в деструктивные молодежные,
религиозные объединения, субкультуры, информирующие о безопасности
дорожного движения, противопожарной безопасность, гражданской обороны,
антитеррористической,
антиэкстремистской
безопасности;
организация
превентивной работы со сценариями социально одобряемого поведения,
Календарный план - 06
развитие
у
детей
навыков
рефлексии,
самоконтроля,
устойчивости
к
негативному воздействию, групповому давлению; поддержка инициатив детей,
вожатых и педагогических работников в сфере укрепления безопасности
жизнедеятельности, профилактики правонарушений, девиаций, организация
деятельности,
альтернативной
девиантному
поведению
познание
(путешествия), испытание себя (походы, спорт), значимое общение, любовь,
творчество, деятельность (в том числе профессиональная, религиознодуховная,
благотворительная, искусство);
мероприятия, направленные на формирование у детей и подростков
социально-ценностного отношения к семье как первоосновы принадлежности к
многонациональному народу России, Отечеству; мероприятия, направленные
на формирование бережного отношения к жизни человека, личностной системы
семейных ценностей, воспитанных в духовных и культурных традициях
российского народа; подготовка детей и подростков к осознанному выбору
жизненного пути с ориентацией на создание крепкой и счастливой семьи с
использованием проектной деятельности, различных игр, акций и мероприятий.
14.
Инвариантные общие содержательные модули включают:
14.1.
Модуль «Спортивно-оздоровительная работа».
Спортивно-оздоровительная работа в организации отдыха детей и их
оздоровления включает в себя организацию оптимального двигательного
режима с учетом возраста детей и состояния их здоровья. Физическое
воспитание реализуется посредством:
физкультурно-оздоровительных занятий, которые проводятся с детьми по
графику, максимально на открытых площадках; различных видов гимнастик,
утренней вариативной зарядки (спортивная, танцевальная, дыхательная,);
динамических пауз в организации образовательной деятельности и режимных
моментов; спортивно-массовых мероприятий, предполагающих спартакиады,
спортивные соревнования, праздники, викторины, конкурсы; организации
работы по знакомству с правилами здорового питания с использованием
Календарный план - 06
материалов официального сайта Федеральной службы по надзору в сфере
защиты прав потребителей и благополучия человека «здоровое-питание.рф».
Спортивно-оздоровительная
работа
строится
во
взаимодействии
с
медицинским персоналом с учетом возраста детей и показателей здоровья.
14.2.
Данный
Модуль «Культура России».
модуль
реализуется
в
целях
содействия
формированию
нравственной, ответственной, самостоятельно мыслящей, творческой личности,
соотносится с задачами государственной политики в области интересов детей, а
также в части поддержки и сохранения традиционных российских духовнонравственных ценностей, а также является инструментом передачи свода
моральных,
этических
и
эстетических
ценностей,
составляющих
ядро
национальной российской самобытности, в деятельности организаций отдыха
детей и их оздоровления.
Воспитательная
работа
предполагает
просмотр
отечественных
кинофильмов, участие в виртуальных экскурсиях и выставках; Организация
воспитательной работы в рамках модуля «Культура России» возможна с
использованием различных безвозмездных электронных ресурсов, созданных в
сфере культуры: «Культура.РФ», Национальная электронная библиотека,
Национальная электронная детская библиотека, Президентская библиотека и
других.
14.3.
Модуль «Детское самоуправление».
15.4.1. На уровне организации отдыха детей и их оздоровления:
самоуправление в организации отдыха детей и их оздоровления может
складываться из деятельности временных и постоянных органов. К временным
органам
самоуправления
инициативные
группы,
относятся:
советы
дела.
дежурный
Постоянно
отряд,
творческие
действующие
и
органы
самоуправления включают в себя: совет отряда, совет командиров отрядов,
штабов.
15.4.2.
На уровне отряда: через деятельность лидеров, выбранных по
инициативе и предложениям членов отряда, представляющих интересы отряда в
Календарный план - 06
общих делах организации отдыха детей и их оздоровления, при взаимодействии
с администрацией организации отдыха детей и их оздоровления.
15.4.3. Система поощрения социальной успешности и проявлений
активной жизненной позиции детей направлена на формирование у детей
ориентации на активную жизненную позицию, инициативность, вовлечение их в
совместную деятельность в воспитательных целях.
Система
проявлений
активной
жизненной
позиции
и
поощрения
социальной успешности детей строится на принципах:
публичности, открытости поощрений (информирование всех детей о
награждении, проведение награждений в присутствии значительного числа
детей); соответствия символов и процедур награждения укладу организации
отдыха детей и их оздоровления, качеству воспитывающей среды, символике
организации отдыха детей и их оздоровления; прозрачности правил поощрения
(наличие
положения
о
награждениях,
соблюдение справедливости
при
выдвижении кандидатур); регулирования частоты награждений (недопущение
избыточности
сочетания
в поощрениях, чрезмерно больших групп
индивидуального
стимулирования
и
индивидуальной
коллективного
и
поощряемых);
поощрения
коллективной
в
целях
активности
детей,
преодоления межличностных противоречий между детьми, получившими и не
получившими награды; дифференцированности поощрений (наличие уровней и
типов
наград
позволяет
продлить
стимулирующее
действие
системы
поощрения).
Система поощрения в организации отдыха детей и их оздоровления
включает
в
себя
обеспечивающих
набор
педагогических
стимулирование
средств,
индивидуального
приемов,
развития
методов,
ребенка
и
коллективного роста отряда.
Поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной
позиции детей происходит на организационном уровне и предполагает
привлечение ребенка к участию в делах отряда и всей организации отдыха детей
и их оздоровления, включение в органы самоуправления, где ребенку
Календарный план - 06
предоставляется право голоса при решении ряда проблем, как правило,
социального характера; на социальном уровне представляет собой: вручение
наград, дипломов за участие и победу в конкурсных мероприятиях; объявление
благодарности ребенку родителю (родителям) или законному представителю
(законным представителям) за личные достижения; публичные поощрения
отрядных и индивидуальных достижений, в том числе создание портфолио;
размещение фотографий на почетном стенде или в официальных социальных
сетях организации отдыха детей и их оздоровления; ступени роста статуса
ребенка; на эмоциональном уровне как создание ситуации успеха ребенка,
которая формирует позитивную мотивацию и самооценку.
15.5. Модуль «Инклюзивное пространство».
Инклюзивное образовательное пространство строится как комфортная и
доступная среда для детей с особыми образовательными потребностями и
направлено на социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья
(далее — ОВЗ), инвалидностью и адаптацию их в самостоятельной жизни. При
организации
инклюзивного
организационное
пространства
обеспечение
создаются
(нормативно-правовая
особые
база);
условия:
материально-
техническое обеспечение, включая архитектурную доступность; кадровое
обеспечение,
в
том
числе
комплексное
психолого-педагогическое
сопровождение ребенка с ОВЗ, инвалидностью на протяжении всего периода его
пребывания в организации отдыха детей и их оздоровления.
Специальными задачами воспитания детей с особыми образовательными
потребностями
являются:
налаживание
эмоционально-положительного
взаимодействия с окружающими для их успешной социальной адаптации и
интеграции в организации отдыха детей и их оздоровления; формирование
доброжелательного отношения к детям и их семьям со стороны всех участников
воспитательного процесса; построение воспитательной работы с учетом
индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка.
При организации воспитания детей с ОВЗ, инвалидностью следует
ориентироваться на:
Календарный план - 06
формирование
личности
ребенка
с
особыми
образовательными
потребностями с использованием соответствующих возрасту и физическому и
(или) психическому состоянию методов воспитания; создание оптимальных
условий
совместного
потребностями
технических
и
их
воспитания
сверстников
детей
с
средств коллективного и
с
особыми
образовательными
использованием
индивидуального
вспомогательных
пользования
и
педагогических приемов, организацией совместных форм работы педагоговпсихологов,
учителей-логопедов,
учителей
дефектологов;
личностно-
ориентированный подход в организации всех видов деятельности обучающихся
с особыми образовательными потребностями.
Ключевым условием создания инклюзивного пространства является
равноправное включение в общий воспитательный процесс всех участников
смены (детей с ОВЗ, детей с особыми образовательными потребностями, их
нормативно развивающихся сверстников, воспитателей)
15.6. Модуль «Профориентация».
Воспитательная деятельность по профориентации включает в себя
профессиональное просвещение, диагностику и консультирование по проблемам
профориентации, организацию профессиональных проб и осуществляется через:
профориентационные игры: экскурсии на предприятия и встречи с гостями:
представителями разных профессий, дающие детям начальные представления о
существующих профессиях и условиях работы людей,
15.7. Модуль «Коллективная социально значимая деятельность в
Движении Первых».
Данный модуль содержит в себе описание взаимодействия с Движением
Первых с целью формирования у детей представления о назначении Движения
Первых, о его месте и роли в достижении приоритетных национальных целей
Российской Федерации и своем личном вкладе в социально значимую
деятельность. Предусмотрено включение в Программу воспитательной работы
следующих форматов:
Календарный план - 06
программа профильной смены Движения Первых программы для детей в
возрасте от 7 до 17 лет, выстроенные по логике конструктора профильных смен
Движения Первых и направленные на приобщение подрастающего поколения к
российским традиционным духовно-нравственным ценностям, создание условий
для личностного развития и гражданского становления детей, усвоение ими
норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства,
вовлечение в деятельность Движения Первых.
Воспитательный потенциал данного модуля реализуется в рамках
следующих возможных мероприятий и форм воспитательной работы:
акции по благоустройству территории, посадке деревьев, уборке
природных зон — вклад в сохранение окружающей среды и экологическое
благополучие; организация мероприятий для младших отрядов старшие дети
помогают в организации игр, представлений и праздников для младших, что
развивает навыки заботы о других и лидерские качества; обучение навыкам
оказания первой помощи — тренинги по оказанию первой помощи помогают
детям научиться заботиться о других и быть полезными в экстренных
ситуациях;
благоустройство мемориалов и памятных мест, изучение исторического
значения этих объектов с целью укрепления патриотизма и чувства уважения к
культурному наследию; медиа-волонтерство ведение блога, создание фото- и
видео продуктов о волонтерских инициативах организации отдыха детей и их
оздоровления с целью развития навыков коммуникациии медиа-творчества;
16 Вариативные содержательные модули.
16.1. Модуль «Экскурсии и походы».
Для детей и подростков организуются туристские походы, экологические
тропы, тематические экскурсии: профориентационные, экскурсии по памятным
местам и местам боевой славы, в музей, картинную галерею, технопарк.
На экскурсиях, в походах создаются благоприятные условия для
воспитания у детей самостоятельности и ответственности, формирования у них
Календарный план - 06
навыков безопасного поведения в природной среде, самообслуживающего труда,
обучения рациональному использованию своего времени, сил и имущества.
В
зависимости
от
возраста
детей
выбирается
тематика,
форма,
продолжительность, оценка результативности экскурсии и похода.
16.3. Модуль «Цифровая и медиа-среда».
Цифровая среда воспитания предполагает ряд следующих мероприятий:
телемосты, онлайн-встречи, видеоконференции; занятия направленные на
формирование культуры информационной безопасности, информационной
грамотности,
профилактики
противодействие
травли
в
распространению
идеологии
терроризма,
информационнотелекоммуникационной
сети
«Интернет»; онлайн-мероприятия в официальных группах организации в
социальных сетях; освещение деятельности организации отдыха детей и их
оздоровления в официальных группах в социальных сетях и на официальном
сайте организации.
Воспитательный потенциал медиапространства реализуется в рамках
следующих видов и форм воспитательной работы:
детский редакционный совет с участием консультирующих их взрослых,
целью которого является освещение (через детскую газету (стенгазету), детское
радио или телевидение, телеграмм-канал) наиболее интересных моментов жизни
своего отряда или организации отдыха детей и их оздоровления; детская группа,
принимающая
участие
в
поддержке
интернет-сайта
организации
и
соответствующей группы в социальных сетях с целью освещения деятельности
организации отдыха детей и их оздоровления в информационном пространстве,
привлечения
внимания
общественности,
информационного
продвижения
ценностей организации отдыха детей и их оздоровления и организации
виртуальной диалоговой площадки, на которой детьми, педагогическими
работниками и родителем (родителями) или законным представителем
(законными представителями) могли бы открыто обсуждаться значимые для
жизнедеятельности организации вопросы;
Календарный план - 06
Механизмом
реализации
информирование
организации
информационного
возможных
отдыха
и
участников
оздоровления
обеспечения
воспитательного
детей
через
является
процесса
об
информационно-
телекоммуникационную сеть «Интернет» и средства массовой информации.
17
При планировании и реализации содержания программы воспитательной
работы обеспечивается интеграция смысловой основы и единых воспитательных
линий, включая каждое пространство, в котором ребенок совместно с
коллективом реализует и развивает свои способности. Уровни реализации
содержания включают в себя:
При планировании и реализации содержания Программы используются
следующие уровни воспитательной работы:
17.4. Общелагерный уровень, который определяет установки содержания и
демонстрацию ценностного отношения по каждому из смысловых блоков:
«Мир», «Россия» (включая региональный компонент), «Человек». Каждая
встреча всех участников смены, включая все направления и всех специалистов,
представляет собой совместное «проживание» участниками эмоционального
опыта, способствующего принятию ценностей, определяющих воспитательный
компонент.
17.5. Межотрядный
уровень,
который
позволяет
расширить
спектр
коммуникативного пространства для ребенка. События организуются исходя из
возрастных
особенностей
и
предполагают
реализацию
содержания
по
нескольким отрядам (дружинам). Одной из эффективных и универсальных форм
работы на данном уровне является гостевание отрядов («отряд в гостях у
отряда»), которое предполагает взаимную подготовку и знакомство друг друга с
особенностями своего уклада.
17.6. Групповой уровень, который соотносится с реализацией содержания в
формате объединений детей из разных отрядов в рамках единого выбранного
самими детьми направления: секции, студии и кружки, органы самоуправления
на общелагерном уровне. Особенность работы заключается в разновозрастном
формате совместной деятельности.
Календарный план - 06
17.7. Отрядный
уровень,
который
является
ключевым
воспитывающим
пространством, создающим уникальную среду совместного проживания и
совместного творчества детей и взрослых. Реализация воспитательного
потенциала отрядной работы предусматривает:
- планирование и проведение отрядной деятельности;
- поддержку активной позиции каждого ребенка, предоставления им
возможности обсуждения и принятия решений, создание благоприятной среды
для общения; доверительное общение и поддержку детей в решении проблем,
конфликтных ситуаций;
- организацию интересных и полезных для личностного развития ребенка
совместных мероприятий, позволяющих вовлекать в них детей с разными
потребностями, давать им возможности для самореализации, устанавливать и
укреплять доверительные отношения, стать для них наставником, задающим
образцы поведения; вовлечение каждого ребенка в отрядные дела и
общелагерные мероприятия в разных ролях: сценаристов, постановщиков,
исполнителей, корреспондентов и редакторов, ведущих, декораторов и других;
- формирование и сплочение отряда (временного детского коллектив) через
игры, элементы тренингов на сплочение и командообразование, огонек
знакомства, визитные карточки отрядов;
- предъявление единых требований по выполнению режима и распорядка дня,
по самообслуживанию, дисциплине и поведению, санитарно-гигиенических
требований;
- принятие совместно с детьми законов и правил отряда, которым они будут
следовать в организации отдыха детей и их оздоровления, а также символов,
названия, девиза, эмблемы, песни, которые подчеркнут принадлежность к
конкретному коллективу;
- диагностику интересов, склонностей, ценностных ориентаций, выявление
лидеров, референтных групп, непопулярных детей через наблюдение, игры,
анкеты;
Календарный план - 06
- аналитическую работу с детьми: анализ дня, анализ ситуации, мероприятия,
анализ смены, результатов;
- поддержку детских инициатив и детского самоуправления через деятельность
лидеров,
выбранных
по
инициативе
и
предложениям
членов
отряда
представляющих интересы отряда в общих делах организации отдыха детей и их
оздоровления, при взаимодействии с администрацией организации отдыха детей
и их оздоровления. При формировании структуры отрядного самоуправления
применяется метод чередования творческих поручений;
- проведение сбора отряда: хозяйственный сбор, организационный сбор,
утренний информационный сбор отряда и другие;
- проведение огоньков (особое межличностное внутригрупповое камерное
общение,
отличающееся
откровенностью,
доброжелательностью,
эмпатичностью и поддержкой): огонек знакомства, огонек организационного
периода,
огонек-анализ
дня,
огонек
прощания,
тематический
огонек,
коллективное обсуждение отрядом и педагогами прожитого дня, анализ
проведенных акций и складывающихся в отряде взаимоотношений;
-
организация коллективно-творческих дел (КТД). КТД как особый тип формы
воспитательной
работы,
как
социальная
деятельность
детской
группы
направлена на создание нового продукта (творческого продукта), улучшающего
окружающую
действительность
(основу
данной
методики
составляет
коллективная творческая деятельность, предполагающая участие каждого члена
коллектива во всех этапах организации деятельности от планирования до
анализа).
18
Система индивидуальной работы с ребенком, а также психолого-
педагогического сопровождения детей и подростков в условиях организации
отдыха детей и их оздоровления направлена на создание комфортных условий
для развития коммуникативной компетенции у воспитанников.
Календарный план - 06
IV. Организационный раздел
19
Особенности воспитательной работы в ЛТО «Юность» обусловлены
прежде всего ресурсным потенциалом, продолжительностью пребывания
ребенка в организации отдыха детей и их оздоровления в течение дня, его
занятостью, в том числе обязательной образовательной или трудовой
деятельностью, а также средой, в которой реализуется Программа.
20
Детские лагеря труда и отдыха как правило организуются для детей с 14
лет и предполагают ежедневную работу в течение нескольких часов.
Программа воспитательной работы такой организации отдыха детей и их
оздоровления
должна
учитывать
возрастные
и
психофизиологические
особенности, уделять внимание вопросам профориентации, а также включать
характерные дискуссионные форматы, ролевые игры, квизы и другие
интеллектуальные конкурсы.
21
Уклад
ЛТО «Юность» задает расписание деятельности организации и
аккумулирует
ключевые
характеристики,
определяющие
особенности
воспитательного процесса. Уклад организации включает ценности, принципы,
нравственную культуру взаимоотношений, традиции воспитания, в основе
которых лежат российские базовые ценности, определяет условия и средства
воспитания, отражающие самобытность организации. На формирование уклада
организации
отдыха
особенности:
детей
и
исторические,
их
оздоровления
этнокультурные,
влияют
региональные
социальноэкономические,
художественно-культурные, а также тип поселения.
22
Уклад организации отдыха детей и их оздоровления непосредственно
связан с такими характеристиками, как открытость организации как социальной
среды;
23
Элементами уклада являются:
23.4. Быт организации отдыха детей и их оздоровления является элементом
уклада повседневной жизни детей, вожатых, сотрудников организации) в
течение
смены
и
формирует
архитектурно-планировочные
особенности
организации отдыха детей и их оздоровления (близость к природной среде,
Календарный план - 06
благоустроенность, техническая оснащенность, инфраструктура помещений для
бытовых, досуговых, образовательных, спортивных и других занятий).
23.5Режим, соблюдение которого связано с обеспечением безопасности, охраной
здоровья ребенка, что подкреплено правилами: «закон точности» («нольноль»),
«закон территории» и другие. Планирование программы смены должно быть
соотнесено с задачей оздоровления и отдыха детей в каникулярный период.
Элементы режима дня
Сбор детей «Утренняя проверка».
Утренняя линейка
Утренняя зарядка «На зарядку становись!»
Утренний информационный сбор отряда.
Пребывание детей
с 8.00 до 14.00 часов
8.00 - 08.10
08.10 - 8.50
Завтрак
«Щи да каша – пища наша»
Трудовой десант.
09.10-11.10
Тематические игры, беседы
11.10- 12.00
Работа по плану отряда
Акции, школьное лесничество
Обед «За наливным яблочком»
12.00-12.30
Работа по плану отряда
13.00-14.00
Итоги дня. Уход домой
14.00
8.50-09.10
12.30-13.00
Корпоративная культура организации отдыха детей и их оздоровления
является элементом уклада и состоит из: миссии организации отдыха детей и их
оздоровления, сформированных ценностей, правил и норм поведения, трудового
этикета и стиля взаимоотношений с детьми и их родителем (родителями) или
законным представителем (законными представителями), внешнего вида
сотрудников и детей.
Символическое пространство организации отдыха детей и их оздоровления
включает в себя традиции, правила, легенды, кричалки, песенно-музыкальную
культуру, ритуалы и другие. Каждый элемент символического пространства
Календарный план - 06
организации отдыха детей и их оздоровления имеет условный (символический)
смысл и эмоциональную окраску, тесно связанную по своей сути и смыслу с
целями, задачами, базовыми ценностями и принципами жизнедеятельности
организации, и государственной политикой в области воспитания, используемые
в практической деятельности. Также к символическому пространству относятся
информационные стенды для детей и сотрудников, отрядные уголки, дизайн
воспитывающей среды, малые архитектурные формы, которые взаимодополняют
и усиливают воспитательных эффект посредством интеграции в символическое
пространство и игровую модель.
Ритуалы могут быть:
торжественными (по поводу символических событий из жизни организации
отдыха детей и их оздоровления, общественной жизни): торжественные
линейки, ритуалы, связанные с атрибутами организации (знамя, флаг, памятный
знак), ритуалы почести героям: возложение гирлянд и другое; ритуалы
повседневной
жизни,
которые
насыщают
деятельность
организации
эмоционально-игровой атмосферой. Они регулируют самые повторяющиеся
(традиционные) действия, необходимые для стабильного функционирования
организации: передача дежурства, начало или завершение дела, дня, рабочая
линейка и другое.
24 Реализация Программы включает в себя:
24.4. Подготовительный этап
включает в себя со стороны управленческого
звена организации отдыха детей и их оздоровления подбор и обучение
педагогического состава с практическими блоками освоения реализации
содержания Программы, установочное педагогическое совещание с включением
всего кадрового состава, подготовка методических материалов, включая
примеры сценариев для проведения работы на отрядном уровне, планирование
деятельности, информационную работу с родителем (родителями) или законным
представителем (законными представителями).
24.5. Организационный период смены связан с реализацией основных задач:
адаптация детей к новым условиям, знакомство с режимом, правилами, укладом
Календарный план - 06
организации отдыха детей и их оздоровления, формирование временный детский
коллектив. Содержание событий организационного периода представлено в
инвариантных
(обязательных)
общелагерных
и
отрядных
формах
воспитательной работы в календарном плане воспитательной работы.
24.6. Основной период смены направлен на максимальное развитие личностного
потенциала каждого ребенка посредством коллективной деятельности как на
уровне отряда, так и в иных объединениях. Содержание событий основного
периода представлено в инвариантных (обязательных) общелагерных и
отрядных формах воспитательной работы в календарном плане воспитательной
работы.
24.7. Итоговый период смены является ключевым этапом для подведения
итогов совместной деятельности, фиксации и принятием участниками смены
позитивного опыта и формированию индивидуальных маршрутов дальнейшего
развития
потенциала
детей,
Содержание
событий
итогового
периода
представлено в инвариантных (обязательных) общелагерных и отрядных формах
воспитательной работы в календарном плане.
24.8. Этап последействия включает в себя подведение итогов реализации
программы
воспитательной
работы,
определение
наиболее
и
наименее
эффективных форм деятельности, сопровождение детей и поддержка в
реализации идей и личностного потенциала по возвращении в постоянный
детских
коллектив
посредством
обратной
связи
или
характеристик,
направленных или переданных в образовательную организацию. Традиционно
активистам смены вручаются грамоты, а родительская активность пишет отзывы
о работе смены.
24.9. Анализ воспитательной работы
организации отдыха детей и
их
оздоровления осуществляется в соответствии с целевыми ориентирами
результатов воспитания, личностными результатами воспитанников.
Анализируется
достижение
целей,
перечисляются
методы
работы,
охарактеризуются удачные формы работы, 100% оздоровление обучающихся,
задачи на следующий период.
Календарный план - 06
Итогом результативности воспитательной работы (самоанализа) может являться
аналитическая справка, являющаяся основанием для корректировки программы
воспитания на следующий год.
25
Партнерское
взаимодействие
с
общественными
и
молодежными
организациями в условиях организации отдыха детей и их оздоровления
способствует
успешной
реализации
Программы,
включающей
в
себя
совместную деятельность с различными образовательными организациями,
организациями
культуры,
спорта,
общественными
и
молодежными
объединениями, иными юридическими лицами, разделяющими в своей
деятельности цель и задачи воспитания, ценности и традиции уклада
организации.
Согласно договору о сетевом взаимодействии и сотрудничестве МБОУ ДО
Центра творчества, а также МУК ДК «Победа», а также спортшколы МО
Кущёвского района.
31.
Реализация воспитательного потенциала взаимодействия с родительским
сообществом
родителями
(законными
представителями)
детей
может
предусматриват следующие форматы:
- помощь в проведении массовых мероприятий, туристического слёта,
экспедиций, экскурсий, туристических походов;
родительские форумы на интернет-сайте организации отдыха детей и их
оздоровления, интернет-сообщества, группы с участием педагогов и вожатых, на
которых обсуждаются интересующие родителей (законных представителей)
вопросы, согласуется совместная деятельность
31.
Кадровое обеспечение реализации Программы предусматривает механизм
кадрового обеспечения организации отдыха детей и их оздоровления,
направленный на достижение высоких стандартов качества и эффективности в
области воспитательной работы с детьми: В состав сотрудников входят
начальник лагеря, воспитатели, психолог, медицинская сестра (по договору),
Календарный план - 06
работники столовой, тех.служащие, водитель школьных автобусов, инструкторы
ПДО.
32.
Методическое обеспечение реализации Программы предназначено для
специалистов, ответственных за реализацию содержания программы смены
(руководитель организации отдыха детей и их оздоровления, заместитель
руководителя по воспитательной работе, старший воспитатель, старший
вожатый).
Согласно дорожной карте «Лето» МАОУ СОШ № 20 имени Милевского
Н.И.разработаны туристические маршруты, участие в ежегодном совещании
ВКС для сотрудников лагеря и наличие методических материалов летней
кампании.
32.
Материально-техническое обеспечение реализации Программы:
- флагшток (в том числе переносной), Государственный флаг Российской
Федерации, флаг субъекта Российской Федерации, флаг организации отдыха
детей и их оздоровления (при наличии);
- музыкальное оборудование и необходимые для качественного музыкального
оформления фонограммы, записи (при наличии);
- оборудованные локации для общелагерных и отрядных событий, отрядные
места, отрядные уголки (стенды);
- спортивные площадки и спортивный инвентарь;
- канцелярские принадлежности в необходимом количестве для качественного
оформления программных событий;
- специальное оборудование, которое необходимо для реализации конкретной
программы воспитательной работы, направлений воспитательной деятельности
и направленностей дополнительного образования (спортинвентарь, спортклуб
«Атлет»);
-
специальное
оборудование,
которое
необходимо
для
обеспечения
инклюзивного пространства шрифты Брайля, места для сопровождающих,
подъёмное устройство для маломобильных граждан, жёлтая разметка на
лестнице и дверях для слабовидящих детей.
Календарный план - 06
V. Календарный план воспитательной работы в ЛТО «Юность» 2025 год.
1 день
2 день
3 день
4день
Линейка открытия
смены. Поднятие
Государственного
флага Российской
Федерации, флага
Краснодарского края
Кущевского района.
Инструктаж по
технике
безопасности и
правилам
пребывания в лагере.
Туристический сбор
Утренняя
гигиеническая
гимнастика
Утренний подъём
Государственного
флага Российской
Федерации, флага
Краснодарского края
Кущевского района.
Утренний
информационный
сбор отряда.
Трудовой десант.
Конкурсноразвлекательная
программа
(викторина «Что ты
знаешь о спорте?»
Инструктаж по
технике
безопасности на
дорогах и
транспорте.
Утренняя
гигиеническая
гимнастика.
Утренний подъём
Государственного
флага Российской
Федерации, флага
Краснодарского края
Кущевского района.
Утренний
информационный
сбор отряда.
Трудовой десант.
Велопоход
«Кладовая природы»
Инструктаж по
технике
безопасности на
водоемах.
Утренняя
гигиеническая .
Утренний подъём
Государственного
флага Российской
Федерации, флага
Краснодарского края
Кущевского района.
информационный
сбор отряда.
Трудовой десант.
Просмотр
мотивирующего
видеоролика «Мы
выбираем спорт!»
«Инструктаж по
пожарной
безопасности
5 день
6 день
7 день
8 день День России
Утренняя
гигиеническая
гимнастика.
Утренний подъём
Государственного
флага Российской
Федерации, флага
Краснодарского края
Кущевского района.
Утренний
информационный
сбор отряда.
Трудовой десант
Акция «Сады
памяти»
Утренняя
гигиеническая
гимнастика.
Утренний подъём
Государственного
флага Российской
Федерации, флага
Краснодарского края
Кущевского района.
Утренняя
гигиеническая
гимнастика
Утренний подъём
Государственного
флага Российской
Федерации, флага
Краснодарского края
Кущевского района.
Утренний
информационный
сбор отряда.
Трудовой десант.
Беседа
«Мы
отвечаем за Землю.
Что может каждый
из нас»
Утренняя
гигиеническая
гимнастика
Утренний подъём
Государственного
флага Российской
Федерации, флага
Краснодарского края
Кущевского района.
Утренний
информационный
сбор отряда.
Трудовой десант.
Велопоход
«Патриоты России»
9 день
10 день День
11 день
12 день
Утренняя
гигиеническая
гимнастика.
Утренний подъём
Государственного
профессий
Утренняя
гигиеническая
гимнастика.
Утренний подъём
Государственного
Утренняя
гигиеническая
гимнастика.
Утренний подъём
Государственного
Утренняя
гигиеническая
гимнастика.
Утренний подъём
Государственного
Календарный план - 06
Утренний
информационный
сбор отряда.
Трудовой десант.
Школьное
лесничество.
флага Российской
Федерации, флага
Краснодарского края
Кущевского района.
Утренний
информационный
сбор отряда.
Трудовой десант.
Информационный
час
«Жизнь
замечательных
людей. Великие
спортсмены России»
13 день День
памяти и скорби
Утренняя
гигиеническая
гимнастика
Утренний подъём
Государственного
флага Российской
Федерации, флага
Краснодарского края
Кущевского района.
Утренний
информационный
сбор отряда.
Трудовой десант.
Час мужества
«Горячее сердце»
флага Российской
Федерации, флага
Краснодарского края
Кущевского района.
Утренний
информационный
сбор отряда.
Трудовой десант
Профессиональные
пробы. Экскурсия в
МУК ДК Средние
Чубурки «Победа»
флага Российской
Федерации, флага
Краснодарского края
Кущевского района.
Утренний
информационный
сбор отряда.
Трудовой десант.
Круглый стол
«Расскажи мне о
себе» (профилактика
буллинга)
флага Российской
Федерации, флага
Краснодарского края
Кущевского района.
Утренний
информационный
сбор отряда.
Трудовой десант.
Беседа «Если
хочешь быть
здоров»
14 день
15 день
16 день
Утренняя
гигиеническая
гимнастика
Утренний подъём
Государственного
флага Российской
Федерации, флага
Краснодарского края
Кущевского района.
Утренний
информационный
сбор отряда.
Трудовой десант
Акция «Сады
Памяти»
Утренняя
гигиеническая
гимнастика
Утренний подъём
Государственного
флага Российской
Федерации, флага
Краснодарского края
Кущевского района.
Утренний
информационный
сбор отряда.
Трудовой десант
Школьное
лесничество.
Утренняя
гигиеническая
гимнастика
Утренний подъём
Государственного
флага Российской
Федерации, флага
Краснодарского края
Кущевского района.
Утренний
информационный
сбор отряда.
Трудовой десант.
Школьное
лесничество.
17 день День
18 день
Первых
Утренняя
гигиеническая
гимнастика
Утренний подъём
Государственного
флага Российской
Федерации, флага
Краснодарского края
Кущевского района.
Утренний
информационный
сбор отряда.
Велопоход «Мы за
ЗОЖ»
Календарный план - 06
Утренняя
гигиеническая
гимнастика
Утренний подъём
Государственного
флага Российской
Федерации, флага
Краснодарского края
Кущевского района.
Утренний
информационный
сбор отряда.
Трудовой десант.
Линейка закрытия
смены.
Награждение.
Календарный план - 06