1
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МАОУ СОШ № 20
имени Милевского Н.И.
____________Н.А. Пунда
Приказ № 127 от «20» марта 2025 г.
МП
Программа воспитательной работы
детского лагеря палаточного типа
передвижного палаточного лагеря «Юный турист»
МАОУ СОШ №20 имени Милевского Н.И.
(туристко-краеведческой направленности)
I. Общие положения
1.
Программа воспитательной работы передвижного палаточного
лагеря «Юный турист»(далее ППЛ «Юный турист» туристко-краеведческой
направленности (далее - Программа) разработана в соответствии с
Федеральным законом от 28.12.2024 №543-ФЗ и на основании Федеральной
программы воспитательной работы для организаций отдыха детей и их
оздоровления,
утвержденной
Приказом
Министерства
просвещения
Российской Федерации №209 от 17.03.2025. Данная Программа направлена
на обеспечение единства воспитательного пространства, ценностно-целевого
содержания воспитания и воспитательной деятельности в организациях
отдыха детей и их оздоровления.
2.
Программа
направлена
на
сохранение
и
укрепление
традиционных российских духовно-нравственных ценностей, к которым
относятся жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм,
гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу,
высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд,
приоритет
духовного
над
материальным,
гуманизм,
милосердие,
2
справедливость,
коллективизм,
взаимопомощь
и
взаимоуважение,
историческая память и преемственность поколений, единство народов
России.
3.
Программа разработана с учетом возрастных и психологических
особенностей участников, направлена на формирование у них патриотизма,
социальной ответственности и уважения к многообразию культур народов
России, а также развитие личностных качеств, способствующих успешной
социализации, формированию экологического сознания и эстетического
вкуса, развитию способностей к самовыражению в различных видах
творчества и уважительного отношения к труду, укреплению ценности
семьи,
дружбы,
труда
и
знаний,
поддержанию
физического
и
психологического здоровья.
4.
Методологической основой разработки и реализации Программы
воспитательной работы являются два основных подхода: системнодеятельностный и аксиологический.
Системно-деятельностный
подход
подразумевает
организацию
воспитательной деятельности, в которой главное место отводится активной,
разносторонней, самостоятельной познавательной деятельности ребенка и
специальным образом организованной совместной деятельности детей,
вожатых и педагогических работников в условиях временного детского
коллектива или временных детских групп, развитию их субъектной позиции.
Аксиологический подход подразумевает систему педагогических
техник и методов, которые способствуют развитию у детей и молодежи
нравственных качеств, ценностного восприятия мира, пониманию места
ценностей в окружающей действительности, формированию стремления к
непрерывному саморазвитию.
5.
Принципы реализации Программы:
- принцип единого целевого начала воспитательной деятельности;
-
принцип
системности,
воспитательной деятельности;
непрерывности
и
преемственности
3
- принцип единства концептуальных подходов, методов и форм
воспитательной деятельности;
- принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей
воспитанников и их групп;
- принцип приоритета конструктивных интересов и потребностей
детей;
-
принцип
реальности
и
измеримости
итогов
воспитательной
деятельности.
II. Целевой раздел Программы
6.
Целью Программы является актуализация, формирование и
внедрение единых подходов к воспитанию и развитию детей и молодежи в
сфере организации отдыха и оздоровления детей в преемственности с единой
системой воспитания и государственной политики в области образования
подрастающего поколения в Российской Федерации.
7.
Задачами Программы являются:
- разработка единых подходов к воспитательной работе педагогического
коллектива организации отдыха детей и их оздоровления, а также иных
организаций, осуществляющих воспитательные, досуговые и развивающие
программы в сфере детского отдыха;
- внедрение единых принципов, методов и форм организации воспитательной
деятельности организации отдыха детей и их оздоровления в их применении
к процессу воспитания, формирования и развития субъектности детей в
условиях временного детского коллектива;
- разработка и внедрение единых подходов к развитию инструментов
мониторинга и оценки качества воспитательного процесса при реализации
Программы в организации отдыха детей и их оздоровления, а также в иных
организациях, осуществляющих воспитательные, досуговые и развивающие
программы в сфере детского отдыха.
4
8. При реализации цели Программы учитываются возрастные особенности
участников ППЛ «Юный турист»:13— 14 лет — дети средного школьного
возраста.
9. Конкретизация цели воспитательной работы применительно к возрастным
особенностям детей позволяет выделить в ней следующие целевые
приоритеты:
9.1 В воспитании детей среднего школьного возраста целевым приоритетом
является создание условий для развития социально значимых и ценностных
отношений. Воспитательная работа в этом возрасте направлена на
формирование
самостоятельности
в
принятии
решений,
осознанного
отношения к гражданским обязанностям, уважения к традициям и
культурным ценностям, развивает способность к социальной активности и
навыки взаимодействия с окружающими.
10.
Разделы
Программы
раскрывают
особенности
формирования
содержания воспитательной работы, а блоки «Мир», «Россия», «Человек»
определяют ключевые сквозные векторы содержания инвариантных и
вариативных модулей в воспитательной работе ППЛ «Юный турист».
III. Содержательный раздел
11. В основу каждого направления воспитательной работы в ППЛ «Юный
турист» заложены базовые ценности, которые способствуют всестороннему
развитию личности и успешной социализации в современных условиях.
Основные направления воспитательной работы ППЛ «Юный турист»
включают в себя:
гражданское воспитание: формирование российской гражданской
идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации,
к многонациональному народу России как источнику власти в российском
государстве и субъекту тысячелетней российской государственности, знание
и уважение прав, свобод и обязанностей гражданина Российской Федерации;
5
патриотическое воспитание: воспитание любви к своему народу и
уважения к другим народам России, формирование общероссийской
культурной идентичности;
духовно-нравственное воспитание: воспитание детей на основе
духовно-нравственной культуры народов России, традиционных религий
народов России, формирование традиционных российских семейных
ценностей;
эстетическое воспитание: формирование эстетической культуры на
основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к
лучшим образцам отечественного и мирового искусства;
трудовое воспитание: воспитание уважения к труду, трудящимся,
результатам труда (своего и других людей), ориентации на развитие
самостоятельности,
трудовую
деятельность,
получение
профессии,
личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в
российском обществе, на достижение выдающихся результатов в труде,
профессиональной деятельности;
физическое
образа
жизни
воспитание,
и
формирование
эмоционального
культуры здорового
благополучия:
компонент
здоровьесберегающей работы, создание благоприятного психологического
климата,
обеспечение
рациональной
и
безопасной
организации
оздоровительного процесса, эффективной физкультурно-оздоровительной
работы, рационального питания, создание безопасной среды, освоение
детьми норм безопасного поведения в природной, социальной среде,
чрезвычайных ситуациях;
экологическое воспитание: формирование экологической культуры,
ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на
основе российских традиционных духовных ценностей; познавательное
направление воспитания: стремление к познанию себя и других людей,
природы и общества, к знаниям, образованию с учетом личностных
интересов и общественных потребностей.
6
12. В общем блоке реализации содержания «Мир» учитываются такие
категории, как мировая культура, знакомство с достижениями науки с
античных времен до наших дней, вклад российских ученых и деятелей
культуры в мировые культуру и науку; знакомство с духовными ценностями
человечества. Содержание блока «Мир» реализуется в следующих формах:
информационные часы «Жизнь замечательных людей», на которых детям
демонстрируются образцы нравственного поведения через знакомство с
историческими деятелями науки и культуры разных стран и эпох, с героямизащитниками Отечества;
тематические мероприятия, направленные на
формирование культуры мира, позволяющие детям осознать важность
уважения к разнообразию культур и народов, развить навыки гармоничного
взаимодействия и сотрудничества; стремление к познанию себя и других
людей, природы и общества, к знаниям, образованию, создание единого
интеллектуального пространства, позволяющего популяризировать формы
детского
интеллектуального
досуга:
проведение интеллектуальных
и
познавательных игр; встречи с людьми, добившимися успехов в различных
сферах деятельности,
мероприятия и дела, направленные на изучение
России, русского языка и
языков народов России, родного
края,
тематические беседы и обсуждения на темы морали, справедливости и
милосердия.
13. В общем блоке реализации содержания «Россия» предлагаются пять
комплексов мероприятий:
13.1 Первый комплекс мероприятий связан с народом России, его
тысячелетней историей, общероссийской культурной принадлежностью и
идентичностью, историческим единством народа России, общностью его
исторической судьбы, памятью предков, передавших любовь и уважение к
Отечеству, веру в добро и справедливость. Формы мероприятий:
торжественная церемония подъема (спуска) Государственного флага
Российской Федерации в день открытия (закрытия) смены и в дни
7
государственных праздников Российской Федерации, а также
ежедневные
церемонии
Российской
подъема
(спуска)
Государственного
флага
Федерации; тематические дни;
13.2 Второй комплекс мероприятий связан с суверенитетом и
безопасностью, защитой российского общества, народа России, памяти
защитников
Отечества
и
подвигов
героев
Отечества,
сохранением
исторической правды. Форматы мероприятий:
проведение тематических занятий о героизме и мужестве, раскрывающих
важность сохранения памяти о подвигах наших предков, защитивших
родную землю и спасших мир от фашистской агрессии, о геноциде
советского народа, о военных преступлениях нацистов, которые не имеют
срока давности; проведение встреч с героями России,
посещение
мемориальных комплексов и памятных мест, посвященных увековечиванию
памяти мирных жителей, погибших от рук нацистов и их пособников в годы
Великой Отечественной войны.
13.3
Третий
комплекс
мероприятий
направлен
на
служение
российскому обществу и исторически сложившемуся государственному
единству, и приверженности Российскому государству и раскрывает
многообразие
национальностей
России,
российского
общества:
национальные общины, религии, культуры, языки.
Реализация данных мероприятий возможна как самостоятельно, так и
во
взаимодействии
с
Общероссийским
общественно-государственным
движением детей и молодежи (далее — Движение Первых).
С целью формирования у детей и подростков гражданского
самосознания могут проводиться информационные часы и акции.
13.4 Четвертый комплекс мероприятий связан с русским языкомгосударственным языком Российской Федерации.
Формы мероприятий:
8
культурно-просветительские
мероприятия,
направленные
на
знакомство с историей и богатством русского языка, его ролью в культуре и
искусстве:
конкурсы, посвященные русскому языку, которые помогают детям и
подросткам раскрыть творческий потенциал,
13.5 Пятый комплекс мероприятий связан с родной природой
(малой Родины, своего края, России), с ответственностью за сохранение
природы перед будущими поколениями и бережным отношением в
использовании природных ресурсов, с изучением местной истории,
культуры, традиций, географии, актуальных социальных вопросов региона,
района, поселения.
Формы мероприятий:
экскурсии по территории, знакомящие детей с природными объектами,
позволяющие изучать природные объекты в естественной среде,
обеспечивающие взаимосвязь и взаимозависимость в целостной экосистеме;
беседы об особенностях родного края; свод экологических правил в отряде и
в целом в организации отдыха детей и их оздоровления; акции,
демонстрирующие преимущества раздельного сбора твердых коммунальных
отходов, бережного отношения к ресурсам: воде, электричеству; свод
экологических правил в отряде. Охрана окружающей среды, посещение
памятников истории, культуры; краткосрочные и многодневные экспедиции
по изучению актуальных социальных вопросов региона, района, поселения;
однодневные и многодневные походы с изучением местной истории,
традиций, географии.
14. Общий блок реализации содержания «Человек» отражает комплекс
мероприятий, направленных на воспитание культуры здорового образа
жизни, личной и общественной безопасности.
Реализация воспитательного потенциала данного блока предусматривает:
проведение физкультурно-оздоровительных, спортивных мероприятий:
зарядка, спортивные игры и соревнования; беседы, направленные на
профилактику вредных привычек и привлечение интереса детей к занятиям
физкультурой
и
спортом;
создание
условий
для
физической
и
психологической безопасности ребенка в условиях организации отдыха
9
детей и их оздоровления, профилактика травли в детской и подростковой
среде, психолого-педагогическое сопровождение воспитательного процесса в
организации; проведение целенаправленной работы всего педагогического
коллектива
по
созданию
эффективной
профилактической
среды
и
обеспечение безопасности жизнедеятельности как условия успешной
воспитательной деятельности; проведение инструктажей и игр, знакомящих
с правилами безопасного поведения на дорогах и в транспорте, правилами
пожарной безопасности, правилами безопасности при занятиях спортом,
правилами поведения на водоемах, правилами поведения в общественных
местах, правилами поведения при массовом скоплении людей; проведение
тренировочной эвакуации при пожаре или обнаружении взрывчатых
веществ;
разработка
воспитательных
и
реализация
мероприятий:
разных
форм
антиалкогольные,
профилактических
против
курения,
безопасность в цифровой среде, против вовлечения в деструктивные группы
в
социальных
сетях,
в
деструктивные
молодежные,
религиозные
объединения, субкультуры, информирующие о безопасности дорожного
движения,
противопожарной
антитеррористической,
безопасность,
антиэкстремистской
гражданской
безопасности;
обороны,
организация
превентивной работы со сценариями социально одобряемого поведения,
развитие у детей навыков рефлексии, самоконтроля, устойчивости к
негативному воздействию, групповому давлению; поддержка инициатив
детей, вожатых и педагогических работников в сфере укрепления
безопасности жизнедеятельности, профилактики правонарушений, девиаций,
организация
деятельности,
альтернативной
девиантному
поведению
познание (путешествия), испытание себя (походы, спорт), значимое
общение, любовь, творчество, деятельность (в том числе профессиональная,
религиознодуховная, благотворительная, искусство);
мероприятия, направленные на формирование у детей и подростков
социально-ценностного
принадлежности
к
отношения
к
семье
многонациональному
народу
как
России,
первоосновы
Отечеству;
10
мероприятия, направленные на формирование бережного отношения к
жизни человека, личностной системы семейных ценностей, воспитанных в
духовных и культурных традициях российского народа; подготовка детей и
подростков к осознанному выбору жизненного пути с ориентацией на
создание крепкой и счастливой семьи с использованием проектной
деятельности, различных игр, акций и мероприятий.
15. Инвариантные общие содержательные модули включают:
15.1 Модуль «Спортивно - оздоровительная работа».
Спортивно-оздоровительная работа в организации отдыха детей и их
оздоровления включает в себя организацию оптимального двигательного
режима с учетом возраста детей и состояния их здоровья. Физическое
воспитание реализуется посредством:
физкультурно-оздоровительных занятий, которые проводятся с детьми
по графику, максимально на открытых площадках; различных видов
гимнастик, утренней вариативной зарядки (спортивная, танцевальная,
дыхательная,);
динамических
пауз
в
организации
образовательной
деятельности и режимных моментов; спортивно-массовых мероприятий,
предполагающих
спортивные
соревнования,
праздники,
викторины,
конкурсы; организации работы по знакомству с правилами здорового
питания с использованием материалов официального сайта Федеральной
службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия
человека «здоровое - питание. рф».
Спортивно-оздоровительная работа строится во взаимодействии с
медицинским персоналом с учетом возраста детей и показателей здоровья.
15.2 Модуль «Культура России».
Данный модуль реализуется в целях содействия формированию
нравственной,
ответственной,
самостоятельно
мыслящей,
творческой
личности, соотносится с задачами государственной политики в области
интересов детей, а также в части поддержки и сохранения традиционных
российских
духовно-нравственных
ценностей,
а
также
является
11
инструментом передачи свода моральных, этических и эстетических
ценностей, составляющих ядро национальной российской самобытности, в
деятельности организаций отдыха детей и их оздоровления.
Воспитательная
работа
предполагает
просмотр
отечественных
кинофильмов, участие в виртуальных экскурсиях и выставках; Организация
воспитательной работы в рамках модуля «Культура России» возможна с
использованием различных безвозмездных электронных ресурсов, созданных
в сфере культуры: «Культура.РФ», Национальная электронная библиотека,
Национальная электронная детская библиотека, Президентская библиотека и
других, а так же библиотечного фонда школы.
15.4 Модуль «Детское самоуправление»
15.4.1. На уровне организации отдыха детей и их оздоровления:
самоуправление в организации отдыха детей и их оздоровления может
складываться из деятельности временных и постоянных органов. К
временным органам самоуправления относятся: творческие и инициативные
группы, советы дела. Постоянно действующие органы самоуправления
включают в себя: совет отряда.
15.4.2 На уровне отряда: через деятельность инициативной группы,
выбранной по инициативе и предложениям членов отряда, представляющих
интересы отряда в общих делах организации отдыха детей и их
оздоровления, при взаимодействии с администрацией организации отдыха
детей и их оздоровления.
15.4.3. Система поощрения социальной успешности и проявлений
активной жизненной позиции детей направлена на формирование у детей
ориентации на активную жизненную позицию, инициативность, вовлечение
их в совместную деятельность в воспитательных целях.
Система проявлений активной жизненной позиции и поощрения
социальной успешности детей строится на принципах:
публичности, открытости поощрений (информирование всех детей о
награждении, проведение награждений в присутствии значительного числа
12
детей); соответствия символов и процедур награждения укладу организации
отдыха детей и их оздоровления, качеству воспитывающей среды, символике
организации отдыха детей и их оздоровления; прозрачности правил
поощрения
(наличие
положения
о
награждениях,
соблюдение
справедливости при выдвижении кандидатур); регулирования частоты
награждений
(недопущение
избыточности
в
поощрениях,
чрезмерно
больших групп поощряемых); сочетания индивидуального и коллективного
поощрения в целях стимулирования индивидуальной и коллективной
активности детей, преодоления межличностных противоречий между
детьми, получившими и не получившими награды; дифференцированности
поощрений
(наличие
уровней
и
типов
наград
позволяет
продлить
стимулирующее действие системы поощрения).
15.4.4 Система поощрения в организации отдыха детей и их
оздоровления включает в себя набор педагогических средств, приемов,
методов, обеспечивающих стимулирование индивидуального развития
ребенка и коллективного роста отряда.
Поощрения
социальной
успешности
и
проявлений
активной
жизненной позиции детей происходит на организационном уровне и
предполагает привлечение ребенка к участию в делах отряда и всей
организации отдыха детей и их оздоровления, включение в органы
самоуправления, где ребенку предоставляется право голоса при решении
ряда проблем, как правило, социального характера; на социальном уровне
представляет собой: вручение наград, дипломов за участие и победу в
конкурсных мероприятиях; объявление благодарности ребенку родителю
(родителям) или законному представителю (законным представителям) за
личные достижения; публичные поощрения отрядных и индивидуальных
достижений, в том числе пополнение портфолио; размещение фотографий на
официальных
социальных
сетях
организации
отдыха
детей
и
их
оздоровления; ступени роста статуса ребенка; на эмоциональном уровне как
13
создание ситуации успеха ребенка, которая формирует позитивную
мотивацию и самооценку.
15.5. Модуль «Инклюзивное пространство»
Инклюзивное образовательное пространство строится как комфортная
и доступная среда для детей с особыми образовательными потребностями и
направлено на социализацию детей с ограниченными возможностями
здоровья (далее — ОВЗ), инвалидностью и адаптацию их в самостоятельной
жизни. При организации инклюзивного пространства создаются особые
условия:
организационное
материально-техническое
обеспечение
(нормативно-правовая
обеспечение,
включая
база);
архитектурную
доступность; кадровое обеспечение, в том числе комплексное психологопедагогическое
сопровождение
ребенка
с
ОВЗ,
инвалидностью
на
протяжении всего периода его пребывания в организации отдыха детей и их
оздоровления;
программно-методическое
обеспечение
(реализация
адаптированных образовательных программ, программ коррекционной
работы).
Специальными
задачами
воспитания
детей
с
особыми
образовательными потребностями являются: налаживание эмоциональноположительного взаимодействия с окружающими для их успешной
социальной адаптации и интеграции в организации отдыха детей и их
оздоровления; формирование доброжелательного отношения к детям и их
семьям со стороны всех участников воспитательного процесса; построение
воспитательной
работы
с
учетом
индивидуальных
особенностей
и
возможностей каждого ребенка.
При организации воспитания детей с ОВЗ, инвалидностью следует
ориентироваться на:
формирование личности ребенка с особыми образовательными
потребностями с использованием соответствующих возрасту и физическому
и
(или)
психическому
оптимальных
условий
состоянию
совместного
методов
воспитания
воспитания;
создание
детей
особыми
с
14
образовательными потребностями и их сверстников с использованием
вспомогательных технических средств коллективного и индивидуального
пользования и педагогических приемов, организацией совместных форм
работы вожатых, воспитателей, педагогов-психологов, учителей-логопедов,
учителей-дефектологов; личностно-ориентированный подход в организации
всех видов деятельности обучающихся с особыми образовательными
потребностями.
Ключевым условием создания инклюзивного пространства является
равноправное включение в общий воспитательный процесс всех участников
смены (детей с ОВЗ, детей с особыми образовательными потребностями, их
нормативно развивающихся сверстников, воспитателей)
15.6. Модуль «Профориентация»
Воспитательная деятельность по профориентации включает в себя
профессиональное просвещение, диагностику и консультирование по
проблемам профориентации, организацию профессиональных проб и
осуществляется
через:
профориентационные
игры:
экскурсии
на
предприятия и встречи с гостями: представителями разных профессий,
дающие детям начальные представления о существующих профессиях и
условиях работы людей,
15.7. Модуль «Коллективная социально значимая деятельность в
Движении Первых»
Данный модуль содержит в себе описание взаимодействия с
Движением Первых с целью формирования у детей представления о
назначении Движения Первых, о его месте и роли в достижении
приоритетных национальных целей Российской Федерации и своем личном
вкладе в социально значимую деятельность. Предусмотрено включение в
Программу воспитательной работы следующих форматов:
программа профильной смены Движения Первых программы для детей
в возрасте от 7 до 17 лет, выстроенные по логике конструктора профильных
смен Движения Первых и направленные на приобщение подрастающего
15
поколения к российским традиционным духовно-нравственным ценностям,
создание условий для личностного развития и гражданского становления
детей, усвоение ими норм поведения в интересах человека, семьи, общества
и государства, вовлечение в деятельность Движения Первых.
Воспитательный потенциал данного модуля реализуется в рамках
следующих возможных мероприятий и форм воспитательной работы:
акции по благоустройству территории, уборке природных зон — вклад
в сохранение окружающей среды и экологическое благополучие; обучение
навыкам оказания первой помощи — тренинги по оказанию первой помощи
помогают детям научиться заботиться о других и быть полезными в
экстренных ситуациях;
благоустройство
мемориалов
и
памятных
мест,
изучение
исторического значения этих объектов с целью укрепления патриотизма и
чувства уважения к культурному наследию; создание фото- и видео
продуктов о волонтерских инициативах организации отдыха детей и их
оздоровления с целью развития навыков коммуникациии медиа-творчества;
16. Вариативные содержательные модули
16.1. Модуль «Экскурсии и походы».
Для
детей
экологические
и
тропы,
подростков
организуются
тематические
экскурсии:
туристские
походы,
профориентационные,
экскурсии по памятным местам и местам боевой славы, в музей, картинную
галерею, технопарк.
На экскурсиях, в походах создаются благоприятные условия для
воспитания у детей самостоятельности и ответственности, формирования у
них
навыков
безопасного
самообслуживающего
поведения
в
природной
среде,
труда, обучения рациональному использованию
своего времени, сил и имущества.
В зависимости от возраста детей выбирается тематика, форма,
продолжительность, оценка результативности экскурсии и похода.
16.2. Модуль «Цифровая и медиа-среда».
16
Цифровая
мероприятий:
среда
воспитания
предполагает
ряд
следующих
телемосты, онлайн-встречи, видеоконференции;
занятия
направленные на формирование культуры информационной безопасности,
информационной
идеологии
грамотности,
терроризма,
противодействие
распространению
профилактики
информационнотелекоммуникационной
сети
травли
«Интернет»;
в
онлайн-
мероприятия в официальных группах организации в социальных сетях;
освещение деятельности организации отдыха детей и их оздоровления в
официальных группахв социальных сетях и на официальном сайте
организации.
Воспитательный потенциал медиапространства реализуется в рамках
следующих видов и форм воспитательной работы:
детский редакционный совет с участием консультирующих их
взрослых, целью которого является освещение (через школьную страничку
ВК наиболее интересных моментов жизни своего отряда; детская группа,
принимающая
участие
в
поддержке
интернет-сайта
организации
и
соответствующей группы в социальных сетях с целью освещения
деятельности
организации
отдыха
детей
и
их
оздоровления
в
информационном пространстве, привлечения внимания общественности,
информационного продвижения ценностей организации отдыха детей и их
оздоровления и организации виртуальной диалоговой площадки, на которой
детьми, педагогическими работниками и родителем (родителями) или
законным представителем (законными представителями) могли бы открыто
обсуждаться значимые для жизнедеятельности организации вопросы;
Механизмом реализации информационного обеспечения является
информирование возможных участников воспитательного процесса об
организации
отдыха
и
оздоровления
детей
через
информационно-
телекоммуникационную сеть «Интернет» и средства массовой информации.
17. При планировании и реализации содержания программы воспитательной
работы
обеспечивается
интеграция
смысловой
основы
и
единых
17
воспитательных линий, включая каждое пространство, в котором ребенок
совместно с коллективом реализует и развивает свои способности. Уровни
реализации содержания включают в себя:
При
планировании
и
реализации
содержания
Программы
используются следующие уровни воспитательной работы:
17.1 Общелагерный уровень, который определяет установки содержания
и демонстрацию ценностного отношения по каждому из смысловых блоков:
«Мир», «Россия» (включая региональный компонент), «Человек». Каждая
встреча всех участников смены, включая все направления и всех
специалистов, представляет собой совместное «проживание» участниками
эмоционального
опыта,
способствующего
принятию
ценностей,
определяющих воспитательный компонент.
17.2 Отрядный уровень, который является ключевым воспитывающим
пространством,(т.к. в ППЛ «Юный турист» один отряд) создающим
уникальную среду совместного проживания и совместного творчества детей
и взрослых. Реализация воспитательного потенциала отрядной работы
предусматривает:
- планирование и проведение отрядной деятельности;
- поддержку активной позиции каждого ребенка, предоставления им
возможности обсуждения и принятия решений, создание благоприятной
среды для общения; доверительное общение и поддержку детей в решении
проблем, конфликтных ситуаций;
- организацию интересных и полезных для личностного развития
ребенка совместных мероприятий, позволяющих вовлекать в них детей с
разными потребностями, давать им возможности для самореализации,
устанавливать и укреплять доверительные отношения, стать для них
наставником, задающим образцы поведения; вовлечение каждого ребенка в
отрядные дела и общелагерные мероприятия в разных ролях: сценаристов,
постановщиков, исполнителей, корреспондентов и редакторов, ведущих,
декораторов и других;
18
- формирование и сплочение отряда (временного детского коллектив)
через игры, элементы тренингов на сплочение и командообразование, огонек
знакомства, визитные карточки отрядов;
- предъявление единых требований по выполнению режима и
распорядка
дня,
по
самообслуживанию,
дисциплине
и
поведению,
санитарно-гигиенических требований;
- принятие совместно с детьми законов и правил отряда, которым они
будут следовать в организации отдыха детей и их оздоровления, а также
символов,
названия,
девиза,
эмблемы,
песни,
которые
подчеркнут
принадлежность к конкретному коллективу;
- диагностику интересов, склонностей, ценностных ориентаций,
выявление лидеров, референтных групп, непопулярных детей через
наблюдение, игры, анкеты;
- аналитическую работу с детьми: анализ дня, анализ ситуации,
мероприятия, анализ смены, результатов;
- поддержку детских инициатив и детского самоуправления через
деятельность лидеров, выбранных по инициативе и предложениям членов
отряда представляющих интересы отряда в общих делах организации отдыха
детей
и
их
оздоровления,
при
взаимодействии
с
администрацией
организации отдыха детей и их оздоровления. При формировании структуры
отрядного самоуправления применяется метод чередования творческих
поручений;
- проведение сбора отряда: хозяйственный сбор, организационный
сбор, утренний информационный сбор отряда и другие;
- проведение огоньков (особое межличностное внутригрупповое
камерное общение, отличающееся откровенностью, доброжелательностью,
эмпатичностью и поддержкой): огонек знакомства, огонек организационного
периода, огонек-анализ дня, огонек прощания, тематический огонек,
коллективное обсуждение отрядом и педагогами прожитого дня, анализ
проведенных акций и складывающихся в отряде взаимоотношений;
19
-
организация коллективно-творческих дел (КТД). КТД как особый
тип формы воспитательной работы, как социальная деятельность детской
группы направлена на создание нового продукта (творческого продукта),
улучшающего окружающую действительность (основу данной методики
составляет коллективная творческая деятельность, предполагающая участие
каждого члена коллектива во всех этапах организации деятельности от
планирования до анализа).
18. Система индивидуальной работы с ребенком, а также психологопедагогического сопровождения детей и подростков в условиях организации
отдыха детей и их оздоровления направлена на создание комфортных
условий для развития коммуникативной компетенции у воспитанников.
IV. Организационный раздел
19. Особенности воспитательной работы в ППЛ «Юный турист»
обусловлены прежде всего ресурсным потенциалом, продолжительностью
пребывания ребенка в организации отдыха детей и их оздоровления в
течение дня, его занятостью, в том числе обязательной образовательной или
трудовой деятельностью, а также средой, в которой реализуется Программа.
Особенности программы воспитательной работы в лагерях палаточного
типа обусловлены прежде всего организацией деятельности в природной
среде. В таких организациях отдыха детей и их оздоровления уделяется
внимание системе самоуправления и чередованию творческих поручений, а
также
наличие
для
обучающих
занятий
туристко-краеведческой
направленностей. В связи с этим предпочтения отдаются форматам,
предполагающим использование природной среды, а именно: игры на
местности, экскурсии, тур-эстафеты, турпоходы, экспедиции, социальные
акции.
Программа воспитательной работы такой организации отдыха детей и
их
оздоровления
учитывает
возрастные
и
психофизиологические
20
особенности, уделять внимание вопросам профориентации, а также включать
характерные
дискуссионные
форматы,
ролевые
игры
и
другие
интеллектуальные конкурсы.
20. Уклад
ППЛ «Юный турист» задает расписание деятельности
организации и аккумулирует ключевые характеристики, определяющие
особенности воспитательного процесса. Уклад организации включает
ценности, принципы, нравственную культуру взаимоотношений, традиции
воспитания, в основе которых лежат российские базовые ценности,
определяет условия и средства воспитания, отражающие самобытность
организации. На формирование уклада организации отдыха детей и их
оздоровления
влияют
региональные
особенности:
исторические,
этнокультурные, социально-экономические, художественно-культурные, а
также тип поселения.
21.
Уклад
организации
отдыха
детей
и
их
оздоровления
непосредственно связан с такими характеристиками, как открытость
организации как социальной среды;
Элементами уклада являются:
21.1 Быт организации отдыха детей и их оздоровления является элементом
уклада повседневной жизни детей, вожатых, сотрудников организации) в
течение смены и формирует архитектурно-планировочные особенности
организации отдыха детей и их оздоровления (близость к природной среде,
благоустроенность, техническая оснащенность, инфраструктура помещений
для бытовых, досуговых, образовательных, спортивных и других занятий).
21.2 Режим, соблюдение которого связано с обеспечением безопасности,
охраной здоровья ребенка, что подкреплено правилами: «закон точности»
(«ноль-ноль»), «закон территории» и другие. Планирование программы
смены должно быть соотнесено с задачей оздоровления и отдыха детей в
каникулярный период.
21.3 Корпоративная культура организации отдыха детей и их оздоровления
является элементом уклада и состоит из: миссии организации отдыха детей и
21
их оздоровления, сформированных ценностей, правил и норм поведения,
трудового этикета и стиля взаимоотношений с детьми и их родителем
(родителями) или законным представителем (законными представителями),
внешнего вида сотрудников и детей.
Символическое пространство организации отдыха детей и их оздоровления
включает
в
себя
традиции,
правила,
легенды,
кричалки,
песенно-
музыкальную культуру, ритуалы и другие. Каждый элемент символического
пространства организации отдыха детей и их оздоровления имеет условный
(символический) смысл и эмоциональную окраску, тесно связанную по своей
сути и смыслу с целями, задачами, базовыми ценностями и принципами
жизнедеятельности организации, и государственной политикой в области
воспитания,
используемые
в
практической
деятельности.
Также
к
символическому пространству относятся информационные стенды для детей
и сотрудников, отрядные уголки, дизайн воспитывающей среды, малые
архитектурные
формы,
воспитательных
эффект
которые
взаимо
посредством
дополняют
интеграции
в
и
усиливают
символическое
пространство и игровую модель.
Ритуалы могут быть:
торжественными (по поводу символических событий из жизни организации
отдыха детей и их оздоровления, общественной жизни): торжественные
линейки, ритуалы, связанные с атрибутами организации (знамя, флаг,
памятный знак), ритуалы почести героям: возложение гирлянд и другое;
ритуалы повседневной жизни, которые насыщают деятельность организации
эмоционально-игровой атмосферой. Они регулируют самые повторяющиеся
(традиционные) действия, необходимые для стабильного функционирования
организации: передача дежурства, начало или завершение дела, дня, рабочая
линейка и другое.
24. Реализация Программы включает в себя:
24.1
Подготовительный
этап
включает
в
себя
со
стороны
управленческого звена организации отдыха детей и их оздоровления подбор
22
и обучение педагогического состава с практическими блоками освоения
реализации
содержания
Программы,
установочное
педагогическое
совещание с включением всего кадрового состава, подготовка методических
материалов, включая примеры сценариев для проведения работы на
отрядном уровне, планирование деятельности, информационную работу с
родителем
(родителями)
или
законным
представителем
(законными
представителями).
24.2 Организационный период смены связан с реализацией основных
задач: адаптация детей к новым условиям, знакомство с режимом,
правилами, укладом организации отдыха детей и их оздоровления,
формирование
временный
детский
коллектив.
Содержание
событий
организационного периода представлено в инвариантных (обязательных)
общелагерных и отрядных формах воспитательной работы в календарном
плане воспитательной работы.
24.3 Основной период смены направлен на максимальное развитие
личностного потенциала каждого ребенка посредством коллективной
деятельности как на уровне отряда, так и в иных объединениях. Содержание
событий основного периода представлено в инвариантных (обязательных)
общелагерных и отрядных формах воспитательной работы в календарном
плане воспитательной работы.
24.4. Итоговый период смены является ключевым этапом для
подведения итогов совместной деятельности, фиксации и принятием
участниками смены позитивного опыта и формированию индивидуальных
маршрутов дальнейшего развития потенциала детей, Содержание событий
итогового
периода
представлено
в
инвариантных
(обязательных)
общелагерных и отрядных формах воспитательной работы в календарном
плане.
24.5
Этап последействия включает в себя подведение итогов
реализации программы воспитательной работы, определение наиболее и
наименее эффективных форм деятельности, сопровождение детей и
23
поддержка в реализации идей и личностного потенциала по возвращении в
постоянный
детских
характеристик,
коллектив
направленных
посредством
или
обратной
переданных
в
связи
или
образовательную
организацию. Традиционно активистам смены вручаются грамоты, а
родительская активность пишет отзывы о работе смены.
24.6 Анализ воспитательной работы организации отдыха детей и их
оздоровления осуществляется в соответствии с целевыми ориентирами
результатов воспитания, личностными результатами воспитанников.
Анализируется
достижение
охарактеризуются
удачные
целей,
перечисляются
формы
работы,
методы
100%
работы,
оздоровление
обучающихся, задачи на следующий период.
Итогом результативности воспитательной работы (самоанализа) может
являться аналитическая справка, являющаяся основанием для корректировки
программы воспитания на следующий год.
25. Партнерское взаимодействие с общественными и молодежными
организациями в условиях организации отдыха детей и их оздоровления
способствует успешной реализации. Программы, включающей в себя
совместную деятельность с различными образовательными организациями,
организациями
культуры,
спорта,
общественными
и
молодежными
объединениями, иными юридическими лицами, разделяющими в своей
деятельности цель и задачи воспитания, ценности и традиции уклада
организации.
Партнерское взаимодействие осуществляется согласно договора о
сетевом взаимодействии и сотрудничестве МАОУ СОШ № 20 имени
Милевского Н.И. и МБОУ ДО Центр творчества. А также МУК ДК «Победа»
и спортшколами МО Кущёвский район, храмами, Движение Первых.
26.
Реализация
воспитательного
потенциала
взаимодействия
с
родительским сообществом родителями (законными представителями) детей
может предусматриват следующие форматы:
- договор с родителями ( организация быта, финансирование);
24
- помощь в проведении массовых мероприятий, экспедиций, экскурсий,
туристических походов;
27. Кадровое обеспечение реализации Программы предусматривает
механизм
кадрового
обеспечения
организации
отдыха
детей
и
их
оздоровления, направленный на достижение высоких стандартов качества и
эффективности в области воспитательной работы с детьми: В состав
сотрудников входят начальник лагеря, воспитатель, психолог, медицинская
сестра (по договору), работники столовой.
28. Методическое обеспечение реализации Программы предназначено
для специалистов, ответственных за реализацию содержания программы
смены.
Для ППЛ формируется программа, календарный план (план-сетка) с учетом
регионального компонента и соответствующих срокам проведения смены
памятных дат, отражая тип организации, длительность и тематику смены,
игровую модель, интегрируя инвариантные и вариативные модули с опорой
на универсальный для ППЛ календарный план.
Согласно дорожной карте «Лето» МАОУ СОШ № 20 имени Милевского
Н.И.разработаны туристические маршруты, участие в ежегодном совещании
ВКС для сотрудников лагеря и наличие методических материалов летней
кампании.
29. Материально-техническое обеспечение реализации Программы:
- флагшток (в том числе переносной), Государственный флаг Российской
Федерации, флаг Краснодарского края, флаг Кущёвского района и флаг
школы.
-
музыкальное
оборудование
и
необходимые
для
качественного
музыкального оформления фонограммы, записи (при наличии);
- оборудованные локации лагеря и отрядных событий, бивак;
- спортивные площадки и спортивный инвентарь;
-
канцелярские
принадлежности
в
необходимом
качественного оформления программных событий;
количестве
для
25
-
специальное оборудование, которое необходимо
конкретной
программы
воспитательной
воспитательной
деятельности
и
для
работы,
направленностей
реализации
направлений
дополнительного
образования (спортинвентарь, тренажерный зал «Атлет»);
- специальное оборудование, которое необходимо для обеспечения
инклюзивного пространства шрифты Брайля, места для сопровождающих,
подъёмное устройство для маломобильных граждан, жёлтая разметка на
лестнице и дверях для слабовидящих детей.
30. Календарный план воспитательной работы
1 день
2 день
3 день
4день
Торжественное
Утренняя
Утренняя
Утренняя
открытие лагеря.
гигиеническая
гигиеническая
гигиеническая
Линейка
открытия гимнастика
гимнастика
гимнастика
смены.
Поднятие Утренний подъём
Утренний подъём
Утренний подъём
Государственного
Государственного
Государственного
Российской флага Российской
флага Российской
флага Российской
флага Федерации, флага
Федерации, флага
Федерации, флага
Краснодарского
Краснодарского
края Кущевского
края Кущевского
Утренний
района.
района.
информационный
Утренний
Утренний
сбор отряда.
информационный
информационный
Экологическая
сбор отряда.
сбор отряда.
экспедиция
Историко-
Историко-
«Зеленый дом».
краеведческий
краеведческий
лагере.
Экологический
поход «Добрые
поход «Памятник,
Разбивка Лагеря.
маршрут:
соседи».
живи!».
Проведение
1. МАОУ СОШ № 20:
Данный поход
тематического
объект № 1 маршрута
включает в себя
включает в себя
ко
«Школьный
велопоход по
велопробег по
Дню Защиты детей
дендрарий»,
историческим
памятным местам
(флешмоб с нами
объект № 2 маршрута
музеям соседних
своего и соседних
Государственного
флага
Федерации,
Краснодарского края
Краснодарского
края
Кущевского Кущевского района.
района.
Инструктаж
по
технике
безопасности
и
правилам
пребывания
мероприятия
в
Велопоход
26
Движение Первых!
– «Муравейник»
школ №10, 23, 28.
поселений с.
«Я в Движении!»)
2. Пройдя инструктаж
(велопоход
Красное, х. Средние
и повторив правила
рассчитан
по
дорожного движения
3,5ч.).
и
в форме велопохода,
Инструктаж
пожарной
группа движется к
ПДД,
безопасности
объект № 3-
управления
(велопоход
мемориальный
велосипедом.
рассчитан на 3-
психологом
комплекс «220 берез»
Вечерний огонек «Я
3,5ч.)
Правовое
, объект № 4 –
первый» на
Инструктаж
воспитание - Закон
«Столетний дуб» в х.
выявление
ПДД,
1539 КЗ - на защите
Таурупп-2
лидерских
управления
детства
Возвращение в объект
способностей
велосипедом.
Инструктаж
электро-
Встреча
с
на
3-
Чубурки,
х. Таурупп,
по
правила
х.
Нововысоченский.
по
правила
№ 1 отправная точка -
Инструктаж
МАОУ СОШ № 20
безопасности на ж/д
имени Милевского
транспорте
Н.И.
прилегающих
Протяженность
территориях.
экологического
Встреча
маршрута «Зеленый
интересными
дом»- 5-6 км.
людьми.
Продолжительность
тематической
экскурсии- 3 -4 часа.
Инструктаж о
правилах поведения
вовремя пешего
похода, ПДД, в
местах массового
скопления людей.
5 день
6 день
7 день
Утренняя
Утренняя
Утренняя
гигиеническая
гигиеническая
гигиеническая
гимнастика
гимнастика
гимнастика
по
и
с
27
Утренний подъём
Утренний подъём
Утренний подъём
Государственного
Государственного
Государственного
флага Российской
флага Российской
флага Российской
Федерации, флага
Федерации, флага
Федерации, флага
Краснодарского
Краснодарского края
Краснодарского
края Кущевского
Кущевского района.
края Кущевского
района.
Утренний
района.
Утренний
информационный
Утренний
информационный
сбор отряда.
информационный
сбор отряда.
Воспитательное
сбор отряда.
мероприятие,
Торжественное
водным объектам
связанное с историей
закрытие лагеря.
своего населенного
России, 80-летием
Проведение
пункта.
Великой Победы,
тематических
изучением духовно
мероприятий
нравственных
согласно перечню
проведение
традиций и истории
основных
экологической
родного края (беседа
государственных
Акции
по теме «История
праздников,
Великой
памятных дат:
Отечественной
12 июня День
администрацией
войны», песни о
России (флешмоб)
Среднечубурского
войне.
Национальное
с/п
Инструктаж по
достояние России (
Экскурсия
по
Цель
данного
мероприятия
–
«Чистые
берега»,
взаимодействие
по
вопросам
утилизации
после
с
ТБО
проведения
данной
Акции.
(экскурсия
рассчитана на 3ч.)
Инструктаж
по
технике
безопасности
водоемах.
на
антитеррористической День культуры
безопасности.
страны)