МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 20
имени МИЛЕВСКОГО Н.И.
УТВЕРЖДЕНО
Решением педагогического совета
МАОУ СОШ № 20 имени Милевского Н.И.
Протокол №1 от 28.08.2025 года
Директор школы
/Н.А. Пунда/
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
муниципального автономного общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы №20
имени Милевского Николая Ивановича
муниципального образования Кущёвский район
х. СредниеЧубурки, ул. Красная,1 телефон 8(86168) 4-43-83
х.Средние Чубурки 2025
СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВОЙ ............................................................................................... 3
1.1 Цель и задачи воспитания обучающихся........................................................... 4
1.2 Направления воспитания………………………………………………………..5
1.3 Целевые ориентиры результатов воспитания ................................................... 8
РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ ..................................................................... …15
2.1 Уклад общеобразовательной организации ................................................... 15
2.2 Виды, формы и содержание воспитательной деятельности ....................... 17
РАЗДЕЛ3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ....................................................................... 31
3.1 Кадровое обеспечение .................................................................................... 31
3.2 Нормативно-методическое обеспечение ...................................................... 31
3.3 Требования к условиям работы с обучающимися с особыми
образовательными потребностями ......................................................................... 32
3.4 Система поощрения социальной успешности и проявлений активной
жизненной позиции обучающихся ......................................................................... 33
3.5 Анализ воспитательного процесса ................................................................ 34
2
РАЗДЕЛ 1.ЦЕЛЕВОЙ
Участниками образовательных отношений являются педагогические и
другие
работники
МАОУ СОШ № 20 имени Милевского Н.И.,
обучающиеся, их родители(законные представители),представители иных
организаций, участвующие
в
реализации
образовательного
процесса
в
соответствии с законодательством Российской Федерации, локальными актами
МАОУ
СОШ
представители)
№
имени
Милевского
несовершеннолетних
преимущественное
воспитания
20
право на
Н.И.
.Родители(законные
обучающихся
воспитание
своих
детей.
имеют
Содержание
обучающихся в общеобразовательной организации определяется
содержанием российских базовых (гражданских, национальных) норм и
ценностей, которые закреплены в Конституции Российской Федерации. Эти
ценности и нормы определяют инвариантное содержание воспитания
обучающихся. Вариативный компонент содержания воспитания обучающихся
включает духовно-нравственные ценности культуры, традиционных религий
народов России.
Воспитательная деятельность в МАОУ СОШ № 20 имени Милевского Н.И.
планируется и осуществляется в соответствии с приоритетами государственной
политики в сфере воспитания, установленными в Указе президента Российской
Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года (Указ
президента РФ о национальных целях развития № 309 от 07.05.2024 года)
Национальная цель развития Российской Федерации - реализация потенциала
каждого человека, развитие его талантов, воспитание патриотичной и
социально ответственной личности.
Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей
является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские
традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и
умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного
общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.
3
1.1 Цель и задачи воспитания обучающихся
Современный
российский
высоконравственный,
национальный
творческий,
воспитательный
компетентный
гражданин
идеал—
России,
принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность
за настоящее и будущее страны, укоренённый в духовных и культурных традициях
многонационального народа Российской Федерации.
В соответствии с этим идеалом и нормативными правовыми актами Российской
Федерации
в
сфере
образования
цель
воспитания
обучающихся
в
общеобразовательной организации:
-создание к 2030 году условий для воспитания гармонично развитой, патриотичной
и социально ответственной личности на основе традиционных российских
духовно-нравственных и культурноисторических ценностей;
-увеличение к 2030 году доли обучающихся, участвующих в проектах и
программах, направленных
на профессиональное,
личностное развитие и
патриотическое воспитание;
-увеличение к 2030 году доли обучающихся, вовлеченных в добровольческую и
общественную деятельность;
-обеспечение
к 2030 году функционирования эффективной системы выявления,
поддержки и развития способностей и талантов детей и молодежи, основанной на
принципах ответственности, справедливости, всеобщности и направленной на
самоопределение и профессиональную ориентацию;
-обеспечение продвижения и защиты традиционных российских духовнонравственных ценностей;
-развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации на
основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в
российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи,
общества и государства;
- формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности,
уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и
правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения,
4
бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального
народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.
Задачи воспитания обучающихся в МАОУ СОШ № 20 имени Милевского
Н.И.: усвоение ими знаний норм, духовно-нравственных ценностей, традиций,
которые выработало российское общество (социально значимых
знаний);
формирование и развитие личностных отношений к этим нормам, ценностям,
традициям (их освоение, принятие); приобретение соответствующего этим нормам,
ценностям,
традициям
социокультурного
опыта
поведения,
общения,
межличностных и социальных отношений, применения полученных знаний;
достижение личностных результатов освоения общеобразовательных программ в
соответствии
с
ФГОС.
общеобразовательных
Личностные
программ
результаты
включают
освоения
осознание
обучающимися
ими
российской
гражданской идентичности, сформированность ценностей самостоятельности и
инициативы, готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и
личностному
самоопределению,
наличие
мотивации
к
целенаправленной
социально значимой деятельности, сформированность внутренней позиции
личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни
в целом.
Воспитательная деятельность в МАОУ СОШ № 20 имени Милевского Н.И.
планируется и осуществляется на основе аксиологического, антропологического,
культурно-
исторического,
системно-
деятельностного,
личностно-
ориентированного подходов и с учётом принципов воспитания: гуманистической
направленности
следования
воспитания,
совместной
деятельности
нравственному
примеру,
безопасной
детей
и
взрослых,
жизнедеятельности,
инклюзивности, возрастосообразности.
1.2 Направления воспитания
Программа реализуется в единстве учебной и воспитательной деятельности
МАОУ СОШ № 20 имени Милевского Н.И.по основным направлениям воспитания
в соответствии с ФГОС:
5
−
гражданское
воспитание—формирование
российской
гражданской
идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к
народу России как источнику власти в Российском государстве и субъекту
тысячелетней российской государственности, уважения к правам, свободам и
обязанностям гражданина России, правовой и политической культуры;
−
патриотическое воспитание — воспитание любви к родному краю, Родине,
своему народу, уважения к другим народам России; историческое просвещение,
формирование российского национального исторического сознания, российской
культурной идентичности;
−
духовно-нравственное воспитание — воспитание на основе духовно-
нравственной культуры народов России, традиционных религий народов России,
формирование традиционных российских семейных ценностей; воспитание
честности, доброты, милосердия, сопереживания, справедливости, коллективизма,
дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков, их вере и
культурным традициям;
−
эстетическое воспитание — формирование эстетической культуры на основе
российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим образцам
отечественного и мирового искусства;
−
физическое воспитание, формирование культуры здорового образа жизни
и эмоционального благополучия — развитие физических способностей с учётом
возможностей и состояния здоровья, навыков безопасного поведения в природной
и социальной среде, чрезвычайных ситуациях;
−
трудовое воспитание — воспитание уважения к труду, трудящимся,
результатам труда (своего и других людей), ориентация на трудовую деятельность,
получение
профессии,
личностное
самовыражение в продуктивном,
нравственно достойном труде в российском обществе, достижение выдающихся
результатов в профессиональной деятельности;
−
экологическое
воспитание—формирование
экологической
культуры,
ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе
российских традиционных духовных ценностей, навыков охраны, защиты,
6
восстановления природы, окружающей среды;
−
ценности
научного
познания
—
воспитание
стремления к
познанию себя и других людей, природы и общества, к получению знаний,
качественного образования с учётом личностных интересов и общественных
потребностей.
7
1.3 Целевые ориентиры результатов воспитания
Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне начального
общего образования
Целевые ориентиры
Гражданско-патриотическое воспитание
Знающий и любящий свою малую родину, свой край, имеющий представление о
Родине— России, её территории, расположении.
Сознающий принадлежность к своему народу и к общности граждан России,
проявляющий уважение к своему и другим народам.
Понимающий свою сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края,
своей Родины—России, Российского государства.
Понимающий значение гражданских символов (государственная символика России,
своего региона),праздников, мест почитания героев и защитников Отечества, проявляющий
к ним уважение.
Имеющий первоначальные представления о правах и ответственности человека в
обществе, гражданских правах и обязанностях.
Принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в
доступной по возрасту социально значимой деятельности.
Духовно-нравственное воспитание
Уважающий духовно-нравственную культуру своей семьи, своего народа, семейные
ценности с учётом национальной, религиозной принадлежности.
Сознающий ценность каждой человеческой жизни, признающий индивидуальность и
достоинство каждого человека.
Доброжелательный, проявляющий сопереживание, готовность оказывать помощь,
выражающий неприятие поведения, причиняющего физический и моральный вред другим
людям, уважающий старших.
Умеющий оценивать поступки с позиции их соответствия нравственным нормам,
осознающий ответственность за свои поступки.
Владеющий представлениями о многообразии языкового и культурного пространства
России, имеющий первоначальные навыки общения с людьми разных народов,
вероисповеданий.
Сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы, родногоязыка,
русского языка, проявляющий интерес к чтению.
Эстетическое воспитание
Способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, искусстве,
творчестве людей.
Проявляющий интерес и уважение к отечественной и мировой художественной
культуре.
Проявляющий стремление к самовыражению в разных видах художественной
деятельности, искусстве.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального
благополучия
8
Бережно относящийся к физическому здоровью, соблюдающий основные правила
здорового и безопасного для себя и других людей образа жизни, в том числе в
информационной среде.
Владеющий основными навыками личной и общественной гигиены, безопасного
поведения в быту, природе, обществе.
Ориентированный на физическое развитие с учётом возможностей здоровья, занятия
физкультурой и спортом.
Сознающий и принимающий свою половую принадлежность, соответствующие ей
психофизические и поведенческие особенности с учётом возраста.
Трудовое воспитание
Сознающий ценность труда в жизни человека, семьи, общества.
Проявляющий уважение к труду, людям труда, бережное отношение к результатам
труда, ответственное потребление.
Проявляющий интерес к разным профессиям.
Участвующий в различных
видах доступного по возрасту труда, трудовой
деятельности.
Экологическое воспитание
Понимающий ценность природы, зависимость жизни людей от природы, влияние людей
на природу, окружающую среду.
Проявляющий любовь и бережное отношение к природе, неприятие действий,
приносящих вред природе, особенно живым существам.
Выражающий готовность в своей деятельности придерживаться экологических норм.
Ценности научного познания
Выражающий
познавательные
интересы,
активность,
любознательность
и
самостоятельность в познании, интерес и уважение к научным знаниям, науке.
Обладающий первоначальными представлениями о природных и социальных объектах,
многообразии объектов и явлений природы, связи живой и неживой природы, о науке,
научном знании.
Имеющий первоначальные навыки наблюдений, систематизации и осмысления опыта
естественно научной и гуманитарной областях знания.
9
Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне основного общего
образования.
Целевые ориентиры
Гражданское воспитание
Знающий и принимающий свою российскую гражданскую принадлежность
(идентичность) в поликультурном, многонациональном и многоконфессиональном
российском обществе, в мировом сообществе.
Понимающий сопричастность к прошлому, настоящему и будущему народа России,
тысячелетней истории российской государственности на основе исторического
просвещения, российского национального исторического сознания.
Проявляющий уважение к государственным символам России, праздникам.
Проявляющий готовность к выполнению обязанностей гражданина России, реализации
своих гражданских прав и свобод при уважении прав и свобод, законных интересов других
людей.
Выражающий неприятие любой дискриминации граждан, проявлений экстремизма,
терроризма, коррупции в обществе.
Принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в том
числе самоуправлении, ориентированный на участие в социально значимой
деятельности, в том числе гуманитарной.
Патриотическое воспитание
Сознающий свою национальную, этническую принадлежность, любящий свой народ, его
традиции, культуру.
Проявляющий уважение к историческому и культурному наследию своего и других
народов России, символам, праздникам, памятникам, традициям народов, проживающих в
родной стране.
Проявляющий интерес к познанию родного языка, истории и культуры своего края, своего
народа, других народов России.
Знающий и уважающий достижения нашей Родины— России в науке, искусстве, спорте,
технологиях, боевые подвиги и трудовые достижения, героев и защитников Отечества в
прошлом и современности.
Принимающий участие в мероприятиях патриотической направленности.
Духовно-нравственное воспитание
Знающий и уважающий духовно-нравственную культуру своего народа, ориентированный
на духовные ценности и нравственные нормы народов России, российского общества в
ситуациях нравственного выбора (с учётом национальной, религиозной принадлежности).
Выражающий готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки
других людей с позиций традиционных российских духовно-нравственных ценностей и
норм с учётом осознания последствий поступков.
Выражающий неприятие антигуманных и асоциальных поступков, поведения,
противоречащих традиционным в России духовно-нравственным нормам и ценностям.
Сознающий соотношение свободы и ответственности личности в условиях
индивидуального и общественного пространства, значение и ценность межнационального,
межрелигиозного согласия людей, народов в России, умеющий общаться с людьми разных
народов, вероисповеданий.
10
Проявляющий уважение к старшим, к российским традиционным семейным ценностям,
институту брака как союзу мужчины и женщины для создания семьи, рождения и
воспитания детей. Проявляющий интерес к чтению, к родному языку, русскому языку и
литературе как части духовной культуры своего народа, российского общества.
Эстетическое воспитание
Выражающий понимание ценности отечественного и мирового искусства, народных
традиций и народного творчества в искусстве.
Проявляющий эмоционально-чувственную восприимчивость к разным видам искусства,
традициям и творчеству своего и других народов, понимание их влияния на поведение
людей.
Сознающий роль художественной культуры, как средства коммуникации и
самовыражения в современном обществе, значение нравственных норм, ценностей,
традиций в искусстве.
Ориентированный на самовыражение в разных видах искусства, в художественном
творчестве.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального
благополучия
Понимающий ценность жизни, здоровья и безопасности, значение личных усилий в
сохранении здоровья, знающий и соблюдающий правила безопасности, безопасного
поведения, в том числе в информационной среде.
Выражающий установку на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение
гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярную
физическую активность).
Проявляющий неприятие вредных привычек (курения, употребления алкоголя,
наркотиков, игровой и иных форм зависимостей), понимание их последствий, вреда для
физического и психического здоровья.
Умеющий осознавать физическое и эмоциональное состояние (своё и других
людей),стремящийся управлять собственным эмоциональным состоянием.
Способный адаптироваться к меняющимся социальным, информационным и
природным условиям, стрессовым ситуациям.
Трудовое воспитание
Уважающий труд, результаты своего труда, труда других людей.
Проявляющий интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в
том числе на основе применения предметных знаний.
Сознающий важность трудолюбия, обучения труду, накопления навыков трудовой
деятельности на протяжении жизни для успешной профессиональной самореализации в
российском обществе.
Участвующий в решении практических трудовых дел, задач (в семье,
общеобразовательной организации, своей местности) технологической и социальной
направленности, способный инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого
рода деятельность.
Выражающий готовность к осознанному выбору и построению индивидуальной
траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных
интересов, потребностей.
11
Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне среднего общего
образования.
Целевые ориентиры
Гражданское воспитание
Осознанно выражающий свою российскую гражданскую принадлежность (идентичность)
в поликультурном, многонациональном и многоконфессиональном российском обществе, в
мировом сообществе.
Сознающий своё единство с народом России как источником власти и субъектом
тысячелетней российской государственности, с Российским государством, ответственность
за его развитие в настоящем и будущем на основе исторического просвещения,
сформированного российского национального исторического сознания.
Проявляющий готовность к защите Родины, способный аргументированно отстаивать
суверенитет и достоинство народа России и Российского государства, сохранять и защищать
историческую правду.
Ориентированный на активное гражданское участие на основе уважения закона и
правопорядка, прав и свобод сограждан.
Осознанно и деятельно выражающий неприятие любой дискриминации по социальным,
национальным, расовым, религиозным признакам, проявлений экстремизма, терроризма,
коррупции, антигосударственной деятельности.
Обладающий опытом гражданской социально значимой деятельности (в ученическом
самоуправлении, волонтёрском движении, экологических, военно-патриотических и др.
объединениях, акциях, программах).
Патриотическое воспитание
Выражающий свою национальную, этническую принадлежность, приверженность к
родной культуре, любовь к своему народу.
Сознающий причастность к многонациональному народу Российской Федерации,
Российскому Отечеству, российскую культурную идентичность.
Проявляющий деятельное ценностное отношение к историческому и культурному
наследию своего и других народов России, традициям, праздникам, памятникам народов,
проживающих в родной стране— России.
Проявляющий уважение к соотечественникам, проживающим за рубежом,
поддерживающий их права, защиту их интересов в сохранении российской культурной
идентичности.
Духовно-нравственное воспитание
Проявляющий приверженность традиционным духовно-нравственным ценностям,
культуре народов России с учётом мировоззренческого, национального, религиозного
самоопределения.
Действующий и оценивающий своё поведение и поступки, поведение и поступки других
людей с позиций традиционных российских духовно-нравственных ценностей и норм со
сознанием последствий поступков, деятельно выражающий неприятие антигуманных и
асоциальных поступков, поведения, противоречащих этим ценностям.
Проявляющий уважение к жизни и достоинству каждого человека, свободе
мировоззренческого выбора и самоопределения, к представителям различных этнических
групп, религий народов России, их национальному достоинству и религиозным чувствам с
12
учётом соблюдения конституционных прав и свобод всех граждан.
Понимающий и деятельно выражающий ценность межрелигиозного, межнационального
согласия людей, народов в России, способный вести диалог с людьми разных
национальностей, религиозной принадлежности, находить общие цели и сотрудничать для
их достижения.
Ориентированный на создание устойчивой семьи на основе российских традиционных
семейных ценностей; понимания брака как союза мужчины и женщины для создания семьи,
рождения и воспитания в семье детей; неприятия насилия в семье, ухода от родительской
ответственности.
Обладающий сформированными представлениями о ценности и значении в отечественной
и мировой культуре языков и литературы народов России, демонстрирующий устойчивый
интерес к чтению как средству познания отечественной и мировой духовной культуры.
Эстетическое воспитание
Выражающий понимание ценности отечественного и мирового искусства, российского и
мирового художественного наследия.
Проявляющий восприимчивость к разным видам искусства, понимание
эмоционального
воздействия искусства, его влияния на поведение людей, умеющий критически оценивать это
влияние.
Проявляющий понимание художественной культуры как средства коммуникации и
самовыражения в современном обществе, значения нравственных норм, ценностей, традиций
в искусстве.
Ориентированный на осознанное творческое самовыражение, реализацию творческих
способностей в разных видах искусства с учётом российских традиционных духовных и
нравственных ценностей, на эстетическое обустройство собственного быта.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального
благополучия
Понимающий и выражающий в практической деятельности ценность жизни, здоровья и
безопасности, значение личных усилий в сохранении и укреплении своего здоровья и
здоровья других людей.
Соблюдающий правила личной и общественной безопасности, в том числе безопасного
поведения в информационной среде.
Выражающий на практике установку на здоровый образ жизни (здоровое питание,
соблюдение гигиены, режим занятий и отдыха, физическую активность), стремление к
физическому совершенствованию, соблюдающий и пропагандирующий безопасный и
здоровый образ жизни.
Проявляющий сознательное и обоснованное неприятие вредных привычек (курения,
употребления алкоголя, наркотиков, любых форм зависимостей), деструктивного поведения
в обществе и цифровой среде, понимание их вреда для физического и психического
здоровья.
Демонстрирующий навыки рефлексии своего состояния (физического, эмоционального,
психологического), состояния других людей с точки зрения безопасности, сознательного
управления своим эмоциональным состоянием, развивающий способности адаптироваться к
стрессовым ситуациям в общении, в разных коллективах, к меняющимся условиям
(социальным, информационным, природным).
13
Трудовое воспитание
Уважающий труд, результаты труда, трудовые и профессиональные достижения своих
земляков, их вклад в развитие своего поселения, края, страны, трудовые достижения
российского народа.
Проявляющий способность к творческому созидательному социально значимому труду в
доступных по возрасту социально-трудовых ролях, в том числе предпринимательской
деятельности в условиях самозанятости или наёмного труда.
Участвующий в социально значимой трудовой деятельности разного вида в семье,
общеобразовательной организации, своей местности, в том числе оплачиваемом труде в
каникулярные периоды, с учётом соблюдения законодательства.
Выражающий осознанную готовность к получению профессионального образования, к
непрерывному образованию в течение жизни как условию успешной профессиональной и
общественной деятельности.
Понимающий специфику трудовой деятельности, регулирования трудовых отношений,
самообразования
и
профессиональной
самоподготовки
в
информационном
высокотехнологическом обществе, готовый учиться и трудиться в современном обществе.
Ориентированный на осознанный выбор сферы трудовой, профессиональной
деятельности в российском обществе с учётом личных жизненных планов, потребностей
своей семьи, общества.
Экологическое воспитание
Демонстрирующий в поведении сформированность экологической культуры на основе
понимания влияния социально-экономических процессов на природу, в том числе на
глобальном уровне, ответственность за действия в природной среде.
Выражающий деятельное неприятие действий, приносящих вред природе.
Применяющий знания естественных и социальных наук для разумного, бережливого
природопользования в быту, общественном пространстве.
Имеющий и развивающий опыт экологически направленной, природоохранной,
Ресурсосберегающей деятельности, участвующий в его приобретении другими людьми.
Ценности научного познания
Деятельно выражающий познавательные интересы в разных предметных областях с
учётом своих интересов, способностей, достижений.
Обладающий представлением о современной научной картине мира, достижениях науки и
техники, аргументированно выражающий понимание значения науки в жизни российского
общества, обеспечении его безопасности, гуманитарном, социально-экономическом
развитии России.
Демонстрирующий навыки критического мышления, определения достоверной научной
информации и критики антинаучных представлений.
Развивающий и применяющий навыки наблюдения, накопления и систематизации фактов,
осмысления опыта в естественно научной и гуманитарной областях познания,
Исследовательской деятельности.
14
РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ
2.1
Уклад общеобразовательной организации
Процесс воспитания в МАОУ СОШ № 20 имени Милевского Н.И. ( далее- школа,
учреждение, образовательная организация) имеет сформировавшиеся принципы и
сложившиеся традиции воспитательной работы. Контингент школы составляют
дети из двух сельских поселений. Обучающиеся знакомы с особенностями работы
общеобразовательной организации по рассказам своих старших братьев и сестер,
родителей, бабушек и дедушек, которые ранее обучались в школе. Особенностью
МАОУ СОШ № 20 имени Милевского Н.И. остается именно преемственность
поколений, что помогает детям быстро социализироваться и адаптироваться к
школьным условиям. МАОУ СОШ № 20 имени Милевского Н.И., является
правопреемницей СШ № 74, где с 1965 года директором школы был заслуженный
учитель школ РФ, почетный гражданин Кущёвского района, чье имя носит школа
сейчас-Милевский
Николай
Иванович.
Именно
он
стоял
у
истоков
патриотического воспитания в школе, которое и сейчас является первостепенным в
воспитательной работе нашего учреждения.
МАОУ СОШ №20 имени Милевского Н.И имеет утвержденную символику(герб и
флаг, знамя школы). Герб МАОУ СОШ №20 имени Милевского Н.И.
Процесс воспитания в общеобразовательной организации основывается на
следующих принципах взаимодействия педагогов и обучающихся:
-неукоснительное соблюдение законности (Устава школы и прав семьи и
обучающегося, соблюдения конфиденциальности информации об обучающемся и
семье, приоритета безопасности обучающегося при нахождении в образовательной
организации;
-ориентир на создание в образовательной организации психологически комфортной
среды для каждого обучающегося и взрослого, без которой невозможно
конструктивное взаимодействие обучающихся и педагогических работников;
15
-реализация процесса воспитания главным образом через создание в школе детсковзрослых общностей, которые бы объединяли обучающихся и педагогических
работников яркими и содержательными событиями, общими позитивными
эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
-организация
основных
совместных
дел
обучающихся
и
педагогических
работников как предмета совместной заботы и взрослых и детей;
-системность, целесообразность и творческий подход к воспитанию как условия
его эффективности.
Основными традициями воспитания в образовательной организации являются
следующие:
1) стержнем годового цикла воспитательной работы школы являются ключевые,
традиционные, общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция
воспитательных усилий педагогических работников;
2) важной чертой каждого традиционного дела и большинства используемых для
воспитания других совместных дел педагогических работников и обучающихся
является коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное
проведение и коллективный анализ их результатов;
3) в проведении общешкольных дел поощряется конструктивное межклассное и
межвозрастное взаимодействие обучающихся, а также их социальная активность;
4) педагогические работники школы ориентированы на формирование коллективов
в рамках школьных классов, кружков, студий, секций, летних профильных смен на
установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;
5) ключевой фигурой воспитания в школе является классный руководитель,
реализующий по отношению к обучающимся защитную, личностно развивающую,
организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции.
16
2.2 Виды, формы и содержание воспитательной деятельности
Виды, формы и содержание воспитательной деятельности в этом разделе
запланированы и представлены по модулям. В модуле описаны виды, формы и
содержание воспитательной работы в рамках определенного направления
деятельности в школе. Каждый из модулей обладает воспитательным потенциалом
с особыми условиями, средствами, возможностями воспитания.
Воспитательная работа МАОУ СОШ №20 имени Милевского Н.И. представлена в
рамках основных (инвариантных) модулей: «Основные школьные дела», «Классное
руководство»,
«Урочная
деятельность»,
«Внешкольные мероприятия»,
«Внеурочная
деятельность»,
«Предметно-пространственная среда», «Работа с
родителями», «Самоуправление», «Профилактика и безопасность»,
«Социальное
партнерство», «Профориентация».
Модуль «Урочная деятельность»
Педагогические работники используют потенциал урока для реализации основных
направлений воспитательной деятельности:
1Гражданское воспитание;
2.Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности;
3.Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных
ценностей;
4.Приобщение детей к культурному наследия (эстетическое воспитание);
5.Популяризация научных знаний среди детей (ценности научного познания);
6. Физическое воспитание и формирование культуры здоровья;
7. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение;
8.Экологическое воспитание.
Реализация
воспитательного
потенциала
уроков
(урочной
деятельности,
аудиторных занятий в рамках максимально допустимой учебной нагрузки)
предусматривает:
−
максимальное
использование
17
воспитательных
возможностей
содержания учебных предметов для формирования у обучающихся российских
традиционных
духовно-нравственных
и
социокультурных
ценностей,
российского исторического сознания на основе исторического просвещения;
подбор соответствующего тематического содержания, текстов для чтения, задач
для решения, проблемных ситуаций для обсуждений;
−
включение учителями в рабочие программы по всем учебным
предметам, курсам, модулям целевых ориентиров результатов воспитания, их
учёт в формулировках воспитательных задач уроков, занятий, освоения учебной
тематики, их реализацию в обучении;
−
включение учителями в рабочие программы учебных предметов,
курсов, модулей тематики в соответствии с календарным планом воспитательной
работы;
−
выбор методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное
воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и
задачами воспитания, целевыми ориентирами результатов воспитания;
на
−
реализацию приоритета воспитания в учебной деятельности;
−
привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых
урока
предметов,
явлений
и
событий,
инициирование
обсуждений,
высказываний своего мнения, выработки своего личностного отношения к
изучаемым событиям, явлениям, лицам;
−
применение интерактивных форм учебной работы интеллектуальных, стимулирующих познавательную мотивацию, игровых
методик,
дискуссий,
дающих
возможность
приобрести
опыт
ведения
конструктивного диалога; групповой работы, которая учит строить отношения и
действовать в команде, способствует развитию критического мышления;
−
побуждение обучающихся соблюдать нормы поведения, правила
общения со сверстниками и педагогами, соответствующие укладу МАОУ СОШ
№ 20 имени Милевского Н.И., установление и поддержку доброжелательной
атмосферы;
-организацию
наставничества
мотивированных
18
и
эрудированных
обучающихся над неуспевающими одноклассниками, в том числе с особыми
образовательными потребностями, дающего обучающимся социально значимый
опыт сотрудничества и взаимной помощи;
-инициирование и поддержку исследовательской деятельности обучающихся,
планирование
и
выполнение
индивидуальных
и
групповых
проектов
воспитательной направленности;
применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися:
-
интеллектуальных
игр,
стимулирующих
познавательную
мотивацию
обучающихся; групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся
командной работе и взаимодействию с другими обучающимися;
включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать
-
мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных
межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной
атмосферы во время урока;
-
ведение уроков с использованием цифровых платформ.
Педагогические работники используют форму воспитательной работы «Урок»,
для
проведения
«Урока
Мужества»,
открытых
всероссийских
уроков
безопасности, правовых уроков, государственных праздников сопряжённых с
тематикой предмета, а так же уроков в рамках всероссийского проекта
«Киноуроки в школах России».
Модуль «Внеурочная деятельность»
Реализация воспитательного потенциала внеурочной деятельности в целях
обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся осуществляется в
рамках выбранных ими курсов, занятий:
•
курсы,
занятия
патриотической,
гражданско-патриотической,
военно-
патриотической, краеведческой, историко-культурной направленности;
•
курсы, занятия духовно-нравственной направленности по религиозным
культурам народов России, основам духовно-нравственной культуры народов
19
России, Кубани;
•
курсы, занятия экологической, природоохранной направленности;
•
курсы, занятия в области искусств, художественного творчества разных
видов и жанров;
•
курсы, занятия туристско-краеведческой направленности;
•
курсы, занятия оздоровительной и спортивной направленности;
Модуль «Классное руководство»
Реализация воспитательного потенциала классного руководства как особого
вида педагогической деятельности, направленной, в первую очередь, на решение
задач
воспитания
и
социализации
обучающихся,
может
предусматривать
(указываются конкретные позиции, имеющиеся в образовательной организации или
запланированные):
планирование
и
проведение
классных
часов
целевой
воспитательной
тематической направленности;
инициирование и поддержку классными руководителями участия классов в
общешкольных делах, мероприятиях, оказание необходимой помощи обучающимся
в их подготовке, проведении и анализе;
организацию интересных и полезных для личностного развития обучающихся
совместных дел, позволяющих вовлекать в них обучающихся с разными
потребностями,
способностями,
давать
возможности
для
самореализации,
устанавливать и укреплять доверительные отношения, стать для них значимым
взрослым, задающим образцы поведения;
сплочение коллектива класса через игры и тренинги на командообразование,
внеучебные и внешкольные мероприятия, походы, экскурсии, празднования дней
рождения обучающихся, классные вечера;
выработку совместно с обучающимися правил поведения класса, участие в
выработке таких правил поведения в образовательной организации;
20
изучение особенностей личностного развития обучающихся путем наблюдения
за их поведением, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх,
беседах по нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с
результатами бесед с родителями, учителями, а также (при необходимости) с
педагогом-психологом;
доверительное общение и поддержку обучающихся в решении проблем
(налаживание взаимоотношений с одноклассниками или педагогами, успеваемость
и
другие),
совместный
поиск
решений
проблем,
коррекцию
поведения
обучающихся через частные беседы индивидуально и вместе с их родителями, с
другими обучающимися класса;
индивидуальную работу с обучающимися класса по ведению личных
портфолио, в которых они фиксируют свои учебные, творческие, спортивные,
личностные достижения;
регулярные консультации с учителями-предметниками, направленные на
формирование единства требований по вопросам воспитания и обучения,
предупреждение
и
(или)
разрешение
конфликтов
между
учителями
и
обучающимися;
проведение педагогических советов для решения конкретных проблем класса,
интеграции воспитательных влияний педагогов на обучающихся, привлечение
учителей-предметников к участию в классных делах, дающих им возможность
лучше узнавать и понимать обучающихся, общаясь и наблюдая их во внеучебной
обстановке, участвовать в родительских собраниях класса;
организацию
и
проведение
регулярных
родительских
собраний,
информирование родителей об успехах и проблемах обучающихся, их положении в
классе, жизни класса в целом, помощь родителям и иным членам семьи в
отношениях с учителями, администрацией;
21
создание и организацию работы родительского комитета класса, участвующего
в решении вопросов воспитания и обучения в классе, общеобразовательной
организации;
привлечение
родителей
(законных
представителей),
членов
семей
обучающихся к организации и проведению воспитательных дел, мероприятий в
классе и общеобразовательной организации;
проведение в классе праздников, конкурсов, соревнований и других
мероприятий;
Модуль «Основные школьные дела»
Ключевые дела – это главные традиционные общешкольные дела, в которых
принимает участие большая часть обучающихся и которые обязательно
планируются, готовятся, проводятся и анализируются совместно педагогическими
работниками и обучающимися. Ключевые дела обеспечивают включенность в них
большого числа обучающихся и взрослых, способствуют интенсификации их
общения, ставят их в ответственную позицию к происходящему в школе. Для этого
в образовательной организации используются следующие формы работы:
На уровне школы:
-общешкольные праздники – ежегодно проводимые творческие: театрализованные,
музыкальные, литературные, хореографические, хоровые дела, связанные со
значимыми для обучающихся и педагогических работников знаменательными
датами и в которых участвуют все классы школы;
-торжественные ритуалы посвящения, связанные с вступлением обучающихся в
ряды ДОО, символизирующие приобретение ими новых социальных статусов в
школе и развивающие школьную идентичность обучающихся;
-церемонии награждения (по итогам года) обучающихся и педагогических
работников за активное участие в жизни школы, защиту чести школы в конкурсах,
соревнованиях, олимпиадах, значительный вклад в развитие школы.
22
Это способствует поощрению социальной активности обучающихся, развитию
позитивных межличностных отношений между педагогическими работниками
и воспитанниками, формированию чувства доверия и уважения друг к другу.
На уровне классов:
-участие класса в реализации общешкольных ключевых дел;
- проведение в рамках класса итогового анализа обучающимися открытых
классных ( по окончанию мероприятия) и общешкольных ключевых дел.
На уровне обучающихся:
-вовлечение каждого обучающегося в ключевые дела класса, по возможности
школы в одной из возможных для них ролей: сценаристов,
исполнителей,
ведущих, декораторов, ответственного за костюмы и оборудование, ответственных
за приглашение и встречу гостей;
-наблюдение за поведением обучающегося в ситуациях подготовки, проведения и
анализа ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и
младшими обучающимися, с педагогическими работниками и другими взрослыми
(при необходимости коррекция поведения обучающегося через индивидуальные
беседы с ним, через включение его в совместную работу с другими обучающимися,
которые могли бы стать хорошим примером для обучающегося, через предложение
взять в следующем ключевом деле на себя роль ответственного за тот или иной
фрагмент общей работы).
Модуль «Внешкольные мероприятия»
Реализация воспитательного потенциала внешкольных
мероприятий
предусматривает:
−
общие внешкольные мероприятия, в том числе организуемые совместно с
социальными партнёрами общеобразовательной организации;
−
внешкольные тематические мероприятия воспитательной направленности,
организуемые педагогами по изучаемым в общеобразовательной организации
23
учебным предметам, курсам, модулям;
−
экскурсии по району (в музей, в библиотеку, на предприятие и др.) по краю, за
пределы
края,
экспедиции
(краткосрочные,
многодневные),
походы
(краткосрочные,
многодневные),
организуемые
в
классах
классными
руководителями,
в
совместно
родителями
(законными
том
числе
с
представителями) обучающихся с привлечением их к планированию, организации,
проведению, оценке мероприятия;
−
литературные, исторические, экологические и другие походы, экскурсии,
экспедиции, слёты и т. п., организуемые педагогами, в том числе совместно с
родителями (законными представителями) обучающихся для изучения историкокультурных мест, событий, биографий проживавших в этой местности российских
поэтов и писателей, деятелей науки, природных и историко-культурных
ландшафтов, флоры и фауны и др.;
−
дел,
выездные события, включающие в себя комплекс коллективных творческих
в
процессе
характеризующаяся
которых
складывается
доверительными
детско-взрослая
взаимоотношениями,
общность,
ответственным
отношением к делу, атмосферой эмоционально-психологического комфорта.
Модуль «Организация предметно-пространственной среды»
Реализация воспитательного потенциала предметно-пространственной среды
предусматривает совместную деятельность педагогов, обучающихся, других
участников
образовательных
отношений
по
ее
созданию,
поддержанию,
использованию в воспитательном процессе:
–
оформление внешнего вида здания, фасада, холла МАОУ СОШ № 20 имени
Милевского
Н.И.
государственной
символикой
Российской
Федерации,
Краснодарского края, муниципального образования Кущёвский район (флаг, герб),
изображениями
символики
Российского
государства
в
разные
периоды
тысячелетней истории, исторической символики Кубани, Кущёвского района;
–
организацию и проведение церемоний поднятия (спуска) государственного
24
флага Российской Федерации, Краснодарского края, Кущёвского района;
−
размещение в рекреациях, в кабинетах, в коридорах, в холе, в музее стендов с
изображениями значимых культурных объектов местности муниципалитета
Кущёвский район, Кубани, России, памятных исторических, гражданских,
народных, религиозных мест почитания, портретов выдающихся государственных
деятелей России, деятелей культуры, науки, производства, искусства, военных,
героев и защитников Отечества;
−
изготовление,
размещение,
обновление
художественных
изображений
(символических, живописных, фотографических, интерактивных аудио и видео)
природы России, Кубани, Кущёвского района местности, предметов традиционной
культуры и быта, духовной культуры народов России;
−
организацию и поддержание в МАОУ СОШ № 20 имени Милевского Н.И.
звукового
пространства
позитивной
духовно-нравственной,
гражданско-
патриотической воспитательной направленности , исполнение гимна Российской
Федерации, Кубани, Кущёвского района;
−
разработку, оформление, поддержание, использование в воспитательном
процессе «мест гражданского почитания» в холе 2 этажа, в музее, в кабинете ОБЗР
МАОУ СОШ № 20 имени Милевского Н.И. для общественно-гражданского
почитания лиц, мест, событий в истории России; мемориалов воинской славы,
памятников;
−
оформление и обновление «мест новостей», стендов в помещениях(холл
первого этажа, рекреации), содержащих в доступной, привлекательной форме
новостную информацию позитивного гражданско-патриотического, духовнонравственного содержания, фотоотчёты об интересных событиях, поздравления
педагогов и обучающихся и т. п.;
−
популяризация символики МАОУ СОШ № 20 имени Милевского Н.И. (знамя,
флаг, герб, форма обучающихся и т.п.), используемой как повседневно, так и в
торжественные моменты;
−
подготовку и размещение регулярно сменяемых экспозиций творческих работ
25
обучающихся в разных предметных областях, демонстрирующих их способности,
знакомящих с работами друг друга;
−
поддержание эстетического вида и благоустройство всех помещений в МАОУ
СОШ № 20 имени Милевского Н.И., доступных и безопасных рекреационных зон,
озеленение территории при общеобразовательной организации;
−
разработку, оформление, поддержание и использование игровых пространств,
спортивных и игровых площадок, зон активного и тихого отдыха;
−
деятельность
классных
руководителей
вместе
с
обучающимися,
их
родителями по благоустройству, оформлению школьных аудиторий, пришкольной
территории;
−
разработку и оформление пространств проведения значимых событий,
праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров (событийный
дизайн);
−
обновление
материалов
(стендов,
плакатов,
инсталляций
и
др.),
акцентирующих внимание обучающихся на важных для воспитания ценностях,
правилах, традициях, укладе МАОУ СОШ № 20 имени Милевского Н.И.,
актуальных вопросах профилактики и безопасности.
Предметно-пространственная среда строится как максимально доступная для
обучающихся со особыми образовательными потребностями.
Модуль «Взаимодействие с родителями (законными представителями)»
Реализация воспитательного потенциала
взаимодействия с
родителями
(законными представителями) обучающихся предусматривает:
−
создание и деятельность в МАОУ СОШ № 20 имени Милевского Н.И., в
классах представительных органов родительского сообщества (родительского
комитета школы, классов),участвующих в обсуждении и решении вопросов
воспитания и обучения, деятельность представителей родительского сообщества в
общешкольном родительском комитете;
−
тематические родительские собрания в классах, общешкольные родительские
собрания по вопросам воспитания, взаимоотношений обучающихся и педагогов,
26
условий обучения и воспитания;
−
проведение тематических собраний (в том числе по инициативе родителей), на
которых родители могут получать советы по вопросам воспитания, консультации
психологов,
врачей,
социальных
работников,
служителей
традиционных
российских религий, обмениваться опытом;
−
родительские форумы при интернет-сайте общеобразовательной организации,
интернет-сообщества, группы с участием педагогов, на которых обсуждаются
интересующие родителей вопросы, согласуется совместная деятельность;
−
привлечение
родителей
(законных
представителей)
к
подготовке
и
проведению классных и общешкольных мероприятий;
−
при наличии среди обучающихся детей-сирот, оставшихся без попечения
родителей,
приёмных
детей
целевое
взаимодействие
с
их
законными
представителями.
Модуль «Самоуправление»
Реализация
воспитательного
потенциала
школьного
ученического
самоуправления (далее ШУС) в МАОУ СОШ № 20 имени Милевского Н.И.
предусматривает:
- выработку принципов построения ШУС через распределение общественных
обязанностей ( поручений) в классе;
−
защиту органами ШУС законных интересов и прав обучающихся;
−
организацию
и
деятельность
органов
школьного
ученического
самоуправления, избранных обучающимися;
−
представление органами школьного ученического самоуправления интересов
обучающихся в процессе управления общеобразовательной организацией;
−
защиту
органами
школьного
ученического
самоуправления
законных
интересов и прав обучающихся;
−
участие представителей органов школьного ученического самоуправления
обучающихся в анализе воспитательной деятельности в ОО;
27
Модуль «Профилактика и безопасность»
Реализация воспитательного потенциала профилактической деятельности в
целях
формирования
и
поддержки
безопасной
и
комфортной
среды
в
образовательной организации предусматривает:
-организацию деятельности педагогического коллектива по созданию в ОУ
эффективной
профилактической
среды
обеспечения
безопасности
жизнедеятельности как условия успешной воспитательной деятельности;
-проведение исследований, мониторинга рисков безопасности и ресурсов
повышения безопасности, выделение и психолого-педагогическое сопровождение
групп риска обучающихся по разным направлениям (агрессивное поведение и др.);
-проведение коррекционно-воспитательной работы с обучающимся групп риска
силами педагогического коллектива и с привлечением сторонних
специалистов (психологов, коррекционных педагогов, работников социальных
служб, правоохранительных органов, опеки и др.);
-разработку и реализацию профилактических программ, направленных на
работу как с девиантными обучающимися, так и с их окружением; организацию
межведомственного взаимодействия;
-вовлечение обучающихся в воспитательную деятельность, проекты, программы
профилактической
направленности
социальных
и
природных
рисков
в
образовательной организации и в социокультурном окружении с педагогами,
родителями, социальными партнерами (антинаркотические, антиалкогольные,
против курения, вовлечения в деструктивные детские и молодежные объединения,
культы, субкультуры, группы в социальных сетях; по безопасности в цифровой
среде,
на
транспорте,
на
воде,
безопасности
дорожного
движения,
противопожарной безопасности, антитеррористической и антиэкстремистской
безопасности, гражданской обороне, половой неприкосновенности и др.);
-организацию превентивной работы с обучающимися со сценариями социально
одобряемого поведения, по развитию навыков саморефлексии, самоконтроля,
устойчивости к негативным воздействиям, групповому давлению;
-профилактику
правонарушений,
девиаций
28
посредством
организации
деятельности, альтернативной девиантному поведению, – познания (путешествия),
испытания себя (походы, спорт), значимого общения, творчества, деятельности (в
том
числе
профессиональной,
религиозно-духовной,
благотворительной,
художественной и др.);
−
профилактику и целенаправленную деятельность в случаях появления,
расширения, влияния в общеобразовательной организации маргинальных групп
обучающихся
(оставивших
обучение,
криминальной
направленности,
с
агрессивным поведением и др.);
−
профилактику
специальной
расширения
групп,
психолого-педагогической
семей
обучающихся,
поддержки
и
требующих
сопровождения
(слабоуспевающие, социально запущенные, социально не адаптированные детимигранты, обучающиеся с ОВЗ и т.д.);
− проведение мероприятий, направленных на ознакомление с ситуацией по
распространению ложных сведений в сети «Интернет», направленных на
формирование конфликтных проявлений;
−
проведение мероприятий, направленных на недопущение распространения
деструктивных и националистических проявлений в школьной среде.
Модуль «Социальное партнерство»
Реализация
воспитательного потенциала социального
партнерства
предусматривает:
-участие представителей организаций-партнёров, в том числе в соответствии с
договорами о сотрудничестве, в проведении отдельных мероприятий в рамках
рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы
(школьные праздники, торжественные мероприятия и т.п.);
-участие представителей организаций-партнёров в проведении встреч, бесед,
внеурочных занятий, вне школьных мероприятий соответствующей
тематической направленности;
-проведение на базе организаций-партнёров вне школьных мероприятий, акций
воспитательной направленности.
29
Модуль «Профориентация»
Реализация
воспитательного потенциала профориентационной работы
ОУ
предусматривает:
−
освоение
обучающимися
основ
профессии
и
в
рамках
внеурочной
деятельности;
− проведение циклов профориентационных часов, направленных на подготовку
обучающегося
к
осознанному
планированию
и
реализации
своего
профессионального будущего;
− профориентационные игры (симуляции, деловые игры), расширяющие знания о
профессиях, способах выбора профессий, особенностях, условиях разной
профессиональной деятельности;
− экскурсии на предприятия, в организации, дающие начальные представления о
существующих профессиях и условиях работы;
− посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий, дней открытых
дверей в организациях профессионального, высшего образования;
− совместное с педагогами
изучение обучающимися интернет- ресурсов,
посвящённых выбору профессий, прохождение профориентационного онлайнтестирования, онлайн-курсов по интересующим профессиям и направлениям
профессионального образования;
− участие в работе всероссийских профориентационных проектов;
− индивидуальное консультирование психологом обучающихся и их родителей
(законных представителей) по вопросам склонностей, способностей, иных
индивидуальных особенностей обучающихся, которые могут иметь значение в
выборе ими будущей профессии;
− освоение обучающимися основ профессии в рамках различных курсов по
выбору, включённых в обязательную часть образовательной программы, в
рамках компонента об участниках образовательных отношений, внеурочной
деятельности или в рамках дополнительного образования.
30
РАЗДЕЛ 3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
3.1 Кадровое обеспечение
В данном разделе представлены решения МАОУ СОШ №20 имени Милевского
Н.И.
в соответствии с ФГОС по разделению функционала, связанного с
планированием,
организацией,
обеспечением,
реализацией
воспитательной
деятельности; по вопросам повышения квалификации педагогических работников
в сфере воспитания; психолого-педагогического сопровождения обучающихся, в
том числе с ОВЗ и других категорий; по привлечению специалистов других
организаций (образовательных, социальных, правоохранительных и др.).
Воспитательный процесс в школе обеспечивают специалисты:
•
заместитель директора МАОУ СОШ № 20 имени Милевского Н.И.;
•
советник директора по воспитательной работе и взаимодействию с детскими
общественными организациями;
•
руководитель МО классных руководителей начальной школы;
•
классные руководители;
•
социальный педагог;
•
педагог-психолог;
•
учитель-логопед;
•
учитель- дефектолог
•
педагоги дополнительного образования
Специалисты
проходят повышение квалификации по актуальным вопросам
воспитания в соответствии с планом-графиком.
3.2 Нормативно-методическое обеспечение
Управление
качеством
воспитательной
деятельности
в
МАОУ СОШ №20
имени Милевского Н.И. обеспечивают следующие локальные нормативноправовые акты:
•
Уcтав МАОУ СОШ № 20 имени Милевского Н.И.
•
Положение о штабе воспитательной работы;
31
•
Положение о классном руководстве;
•
Положение о дежурстве;
•
Положение о школьном методическом объединении;
•
Положение о внутришкольном контроле;
•
Положение о комиссии по урегулированию споров между участниками
образовательных отношений;
•
Положение о Совете профилактики;
• Положение о постановке и снятии с внутришкольного профилактического учета
обучающихся;
• Положение о постановке и снятии с внутришкольного профилактического учета
семьи обучающихся;
•
Положение об использовании государственных символов в МАОУ СОШ № 20
имени Милевского Н.И.
•
Положение о ПМПК;
•
Положение о социально-психологической службе;
•
Положение о первичном отделении РДДМ «Движение первых»;
• Положение об ученическом портфолио
•
Положение о «Лучшем ученике», «Лучшем спортсмене» школы;
•
Положение о знаменной группе школы;
•
Положение об организации внеурочной деятельности.
3.3 Требования
к
условиям
работы
с
обучающимися
с
особыми
образовательными потребностями
Особыми задачами воспитания обучающихся с особыми образовательными
потребностями (дети- инвалиды, дети с ОВЗ, УО) являются:
–
личностно-ориентированный подход в организации всех видов деятельности
обучающихся с особыми образовательными потребностями;
−
налаживание
эмоционально-положительного
взаимодействия
с
окружающими для их успешной социальной адаптации и интеграции в
32
общеобразовательной организации;
−
формирование доброжелательного отношения к обучающимся и их семьям
со стороны всех участников образовательных отношений;
−
построение
воспитательной
деятельности
с
учётом
индивидуальных
особенностей и возможностей каждого обучающегося;
−
обеспечение психолого-педагогической поддержки семей обучающихся,
содействие повышению уровня их педагогической, психологической, медикосоциальной компетентности.
При организации воспитания обучающихся с особыми образовательными
потребностями специалисты блока воспитательной работы делают акцент на:
–
формирование
личности
ребёнка
с
особыми
образовательными
потребностями с использованием адекватных возрасту и физическому и (или)
психическому состоянию методов воспитания;
−
создание оптимальных условий совместного воспитания и обучения
обучающихся с особыми образовательными потребностями и их сверстников, с
использованием адекватных вспомогательных средств и педагогических приёмов,
организацией совместных форм работы классного руководителя, педагогапсихолога, учителя-логопеда, учителя- дефектолога
3.4 Система поощрения социальной успешности и проявлений активной
жизненной позиции обучающихся
Система проявлений активной жизненной позиции и поощрения социальной
успешности обучающихся строится на принципах:
−
публичности, открытости поощрений (информирование всех обучающихся о
награждении, проведение награждений в присутствии значительного числа
обучающихся);
−
соответствия артефактов и процедур награждения укладу МАОУ СОШ № 20
имени Милевского Н.И., качеству воспитывающей среды, символике школы;
−
прозрачности правил поощрения (наличие положения о награждениях,
неукоснительное следование порядку, зафиксированному в этом документе,
33
соблюдение справедливости при выдвижении кандидатур);
−
регулирования
частоты
награждений
(еженедельно
на
общешкольной
линейке);
−
сочетания индивидуального и коллективного поощрения (использование
индивидуальных и коллективных наград даёт возможность стимулировать
индивидуальную
и
коллективную
межличностные противоречия
активность
между
обучающихся,
преодолевать
обучающимися, получившими
и не
получившими награды);
−
привлечения к участию в системе поощрений на всех стадиях родителей
(законных
представителей)
обучающихся,
представителей
родительского
сообщества, самих обучающихся, их представителей, сторонних организаций, их
статусных представителей;
−
дифференцированности поощрений (наличие уровней и типов наград
позволяет продлить стимулирующее действие системы поощрения).
Формы поощрения проявлений активной жизненной позиции обучающихся и
социальной успешности : индивидуальные портфолио, групповые рейтинги, и др.
Ведение портфолио — деятельность обучающихся при её организациии
регулярном поощрении классными руководителями, поддержке родителями
(законными
представителями)
по
собиранию
(накоплению)
артефактов,
фиксирующих и символизирующих достижения обучающегося.
Портфолио может включать артефакты признания личностных достижений,
достижений в группе, участия в деятельности (грамоты, поощрительные письма,
фотографии призов, фото изделий, работ и др., участвовавших в конкурсах и т. д.).
Рейтинг
размещение
имен
обучающихся
или
названий
групп
в
последовательности, определяемой их успешностью, достижениями в чём-либо.
3.5 Анализ воспитательного процесса
Анализ воспитательного процесса осуществляется в соответствии с целевыми
ориентирами результатов воспитания, личностными результатами обучающихся на
всех уровнях образования, установленными соответствующими ФГОС.
34
Основным методом анализа воспитательного процесса в МАОУ СОШ № 20 имени
Милевского Н.И. является ежегодный самоанализ воспитательной работы с целью
выявления основных проблем и последующего их решения, с привлечением (при
необходимости) внешних экспертов, специалистов.
Планирование анализа воспитательного процесса включается в календарный план
воспитательной работы.
Основные принципы самоанализа воспитательной работы:
−
взаимное уважение всех участников образовательных отношений;
−
приоритет анализа сущностных сторон воспитания ориентирует на изучение
прежде всего неколичественных, а качественных показателей, таких как
сохранение уклада МАОУ СОШ № 20 имени Милевского Н.И., качество
воспитывающей среды, содержание и разнообразие деятельности, стиль общения,
отношений между педагогами, обучающимися и родителями;
−
развивающий характер осуществляемого анализа ориентирует на
использование результатов анализа для совершенствования воспитательной
деятельности педагогических работников (знания и сохранения в работе
целиизадачвоспитания,умелогопланированиявоспитательнойработы,адекватного
подбора видов, форм и содержания совместной деятельности с обучающимися,
коллегами, социальными партнёрами);
−
распределённая
ответственность
за
результаты
личностного
развития
обучающихся ориентирует на понимание того, что личностное развитие —это
результат
как
организованного
социального
воспитания,
в
котором
общеобразовательная организация участвует наряду с другими социальными
институтами, так и стихийной социализации, и саморазвития.
Основные направления анализа воспитательного процесса:
1.
Результаты воспитания, социализации и саморазвития обучающихся.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ,
Является динамика личностного развития обучающихся в каждом классе.
35
Анализ проводится классными руководителями вместе с заместителем директора
(советником директора по воспитанию, педагогом-психологом, социальным
педагогом, учителем-дефектологом) с последующим обсуждением результатов на
методическом объединении классных руководителей.
Основным
способом
получения
информации
о
результатах
воспитания,
социализации и саморазвития обучающихся является педагогическое наблюдение.
Внимание педагогов сосредоточивается на вопросах: какие проблемы, затруднения
в личностном развитии обучающихся удалось решить за прошедший учебный год;
какие проблемы, затруднения решить не удалось и почему; какие новые проблемы,
трудности появились, над чем предстоит работать педагогическому коллективу.
2.
Состояние совместной
деятельности обучающихся и взрослых.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие
интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной
деятельности обучающихся и взрослых.
Анализ
проводится
заместителем
директора
(советником
директора
по
воспитанию, педагогом-психологом, социальным педагогом, руководителем МО),
классными руководителями. Способами получения информации о состоянии
организуемой
совместной
деятельности
обучающихся
и
педагогических
работников могут быть анкетирования и беседы с обучающимися и их родителями
(законными представителями), педагогическими работниками, представителями
совета обучающихся. Результаты обсуждаются на заседании методических
объединений классных руководителей или педагогическом совете. Внимание
сосредоточивается на вопросах, связанных с качеством:
− реализации воспитательного потенциала урочной деятельности;
− организуемой внеурочной деятельности обучающихся;
− деятельности классных руководителей и их классов;
− проводимых общешкольных основных дел, мероприятий;
− внешкольных мероприятий;
− создания и поддержки предметно-пространственной среды;
36
− взаимодействия с родительским сообществом;
− деятельности по профилактике и безопасности;
− деятельности по профориентации обучающихся;
Итогом самоанализа является перечень выявленных проблем, над решением
которых предстоит работать педагогическому коллективу.
Итоги самоанализа оформляются в виде отчёта, составляемого заместителем
директора МАОУ СОШ № 20 имени Милевского Н.И.(совместно с советником
директора по воспитательной работе, руководителем МО классных руководителей,
педагогом- психологом, социальным педагогом) в конце учебного года,
рассматриваются на педагогическом совете школы.
37