АРП ИН Рисование(изобразительное искусство) 4 кл. 24-25 г.

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования, науки и молодёжной политики
Краснодарского края
Управление образованием администрации МО Кущевский район
МАОУ СОШ №20 имени Милевского Н.И.

РАССМОТРЕНО
Методическим
объединением учителей
начальных классов
МАОУ СОШ № 20
имени Милевского Н.И

СОГЛАСОВАНО
Заместителем
директора
МАОУ СОШ № 20
имени Милевского Н.И

УТВЕРЖДЕНО
Директор
МАОУ СОШ № 20
имени Милевского Н.И
________________________

________________________
Пунда Н.А.
Розман Н.Г. Пртокол №1
________________________
Большакова Л.А. Протокол №1
от «29» августа 2024 г.
от «29» августа 2024 г.
Протокол №1
от «28» августа 2024 г.

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Рисование (изобразительное искусство)»
для обучающихся ОВЗ (ИН вариант 1)
4 класса

х. Средние Чубурки 2024

1. Пояснительная записка.

Рабочая
программа
по
учебному
предмету
«Рисование(изобразительноеискусство)»дляобучающихсяслёгкойумственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) разработана и
утверждена на педсовете МАОУ СОШ №20 имени Милевского Н.И.
всоответствиистребованиямифедеральногогосударственногообразовательног
о
стандарта
обучающихся
с
лёгкой
умственной
отсталостью(интеллектуальными нарушениями)на основе документов:
- Федеральногозакона"Об образовании в Российской Федерации"
от29.12.2012 №273-ФЗ;
- ПриказаМинобрнаукиРоссииот19.12.2014г.№1599«Обутверждении
федеральногогосударственногообразовательногостандартаобразования
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)»;
- ПриказаМинистерствапросвещенияРоссийскойФедерацииот21.09.20
22г.№858"Обутверждениифедеральногоперечняучебников,допущенных
к
использованию
при
реализации
имеющих
государственнуюаккредитациюобразовательныхпрограммначальногообщего,
основногообщего,среднегообщегообразованияорганизациями,осуществляющ
имиобразовательнуюдеятельностьиустановленияпредельногосрокаиспользов
анияисключенныхучебников";
ПостановленияГлавногогосударственногосанитарноговрачаРоссийской
Федерации от 28. 09. 2020 г. № 28 "Об утверждении
санитарныхправилСП2.4.3648-20"Санитарноэпидемиологическиетребованиякорганизациямвоспитанияиобучения,отдыха
иоздоровлениядетейимолодежи»;
- ПостановлениеглавногогосударственногосанитарноговрачаРФот
28января2021года№2«ОбутверждениисанитарныхправилинормСанПиН
1.2.3685-21
«Гигиенические
нормативы
и
требования
к
обеспечениюбезопасностии(или)безвредностидлячеловекафакторовсредыоби
тания»;
- ПриказМинпросвещенияРоссииот22.03.2021г.№115«Обутверждени
иПорядкаорганизациииосуществленияобразовательнойдеятельностипоосновн
ымобщеобразовательнымпрограммамобразовательнымпрограммамначальногообщего,основногообщегоисреднегоо
бщегообразования»;
- Адаптированнойосновнойобщеобразовательнойпрограммыобразов
ания
обучающихся
с
умственнойотсталостью
(интеллектуальныминарушениями)14классы(вариант1);утверждённойпедагогическимсоветомот30.08.2023г.прото
кол№1;
- учебногопланаобразовательногоучреждения;
сучётомтипаивидаобразовательногоучреждения,атакжеобразовательн
ыхпотребностейизапросовучастниковобразовательногопроцесса.
2

Основной целью обучения предмета является всестороннее
развитиеличностиобучающегосясумственнойотсталостью(интеллектуальным
инарушениями)впроцессеприобщенияегокхудожественнойкультуреиобучени
я
умению
видеть
прекрасное
в
жизни
и
искусстве;
формированииэлементарных знаний об изобразительном искусстве, общих и
специальныхуменийинавыковизобразительнойдеятельности(врисовании,лепк
е,аппликации),развитиизрительноговосприятияформы,величины,конструкции
,цветапредмета,егоположениявпространстве,атакжеадекватного отображения
его
в
рисунке,
аппликации,
лепке;
развитие
уменияпользоватьсяполученнымипрактическиминавыкамивповседневнойжиз
ни.
Основныезадачиизученияпредмета:
-воспитаниеинтересакизобразительномуискусству;
-раскрытиезначенияизобразительногоискусствавжизничеловека;
воспитаниевдетяхэстетическогочувстваипониманиякрасотыокружающего
мира,художественноговкуса;
-формирование элементарных знаний о видах и
жанрахизобразительного искусстваискусствах;
-расширениехудожественно-эстетическогокругозора;
-развитие эмоционального восприятия произведений
искусства,уменияанализироватьихсодержаниеиформулиро
ватьсвоегомненияоних;
-формированиезнанийэлементарныхосновреалистическогорисунка;
-обучение
изобразительным
техникам
и
приемам
с
использованиемразличныхматериалов,инструментовиприспособлений,втомч
ислеэкспериментированиеиработа внетрадиционныхтехниках;
-обучение
разным
видам
изобразительной
деятельности
(рисованию,аппликации,лепке);
-обучение правилам и законам композиции, цветоведения, построения
орнамента, применяемых в разных видах изобразительной деятельности;
-формирование умения создавать простейшие художественные
образыснатурыипообразцу,по памяти,представлениюивоображению;
-развитиеумениявыполнятьтематическиеидекоративныекомпозиции;
-воспитание у обучающихся умения согласованно и продуктивно
работать в группах, выполняя определенный этап работы для получения
результата
общей
изобразительной
деятельности
("коллективное
рисование","коллективная аппликация").
Коррекциянедостатковпсихическогоифизическогоразвитияобуча
ющихсянаурокахизобразительногоискусствазаключаетсявследующем:
-коррекции познавательной деятельности обучающихся путем
систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у
них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета
предметов,ихположениявпространстве,умениянаходитьвизображаемомобъек
те Существенные признаки, устанавливать сходство и различие между
3

предметами;
-развитиианалитическихспособностей,уменийсравнивать,обобщать;
формирование
умения
ориентироваться
в
задании,
планироватьхудожественные работы, последовательно выполнять рисунок,
аппликацию,лепку предмета;контролироватьсвоидействия;
-коррекцииручноймоторики;улучшениязрительнодвигательнойкоординациипутемиспользованиявариативныхимногократнопов
торяющихсядействийсприменениемразнообразныхтехническихприемоврисов
ания,лепкии выполненияаппликации;
-развитиизрительнойпамяти,внимания,наблюдательности,образного
мышления, представленияи воображения.
На уроках изобразительного искусства дети не только рисуют,
ноисоставляютаппликацию,лепят.Совершенствованиеизобразительнойдеятел
ьностивозможновпроцессепрактическогоусвоениядетьмиопределенных
знаний
по
композиции,
рисунку,
знакомства
со
свойствамицвета.Поэтомуочевиднакоррекционнаянаправленностьуроковизоб
разительногоискусствадляумственноотсталыхдетей,имеющихнедоразвитиепо
знавательнойдеятельности,зрительнодвигательнойкоординацииипроизвольнойручноймоторики,атакжеособенност
ямиразвитияэмоционально-волевой сферы.
2. Общая

характеристика
учебного
предмета
«Рисование(изобразительноеискусство)».
Изобразительноеискусствокакучебныйпредметимеетбольшоезначение
в
развитии
детей
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальныминарушениями).Обучающиесянетолькорисуют,ноисостав
ляютаппликацию,лепят.Наурокахонизнакомятсясзаконамикомпозицииисвойс
твами цвета, с различными видами и жанрами искусства, с
некоторымидоступнымипосодержаниюпроизведениямиизвестныххудожнико
в.
Вподготовительномпериодеобучениявыделяютсяспециальныеразделы
пропедевтическойикоррекционнойработы,направленнойнаразвитиемелкоймо
торикипальцевикистирук,формированиепознавательнойдеятельности,навыко
вработысхудожественнымиматериалами.
Работа с натурой в лепке, при составлении аппликации, в
рисованииявляетсяведущей.Обучающиесяучатсяприемамобследованияизобра
жаемых
предметов.
Рисованию
с
натуры
предшествуют
наблюденияизображаемого объекта, определение его формы, строения, цвета
и размеровотдельных деталей и их взаимного расположения. После изучения
предметаобучающиеся
передают
его
изображениеврисункетак,
каквидятегососвоегоместа.
Приобучениирисованиюснатурыиспользуетсяметодсравнения.
Работанадаппликациейпредлагаетсявразныхвариантах:

4

а)составление“подвижнойаппликации”-целогоизображенияизчастей
(например, человечка, лошадки из частей, составляющих их тело)
иликомпозиции из готовых изображений или силуэтов (например, дом,
околодома - дерево, за домом - забор, перед забором - машина). В
“подвижнойаппликации"частицелогообъектаиликомпозициинеприклеиваютс
янаизобразительнуюплоскость(листбумаги).Предоставляетсявозможностьпер
едвигатьих,показывая:движениеобъекта;рациональноеразмещение,планирова
ние при составлении композиции (например, передвигать ноги учеловечка,
показывая, что он то стоит, то идет; показывать правильное
иошибочноерасположениесилуэтаобъекта(илиобъектов)относительноизобраз
ительнойплоскости:вцентрелиста,сбоку,слишкомвысокоилинизко;
б) составление и фиксирование частей аппликации с помощью
клеяпри создании целого изображения или композиции (элементы
аппликацииготовятсяилиучителем,илиобучающимся).
Нарядусформированиемпрактическихуменийуобучающихсяразвивает
ся
цветовоcприятие,
умение
устанавливать
связи
между
свойствамипредметовиcенсорнымиэталонами.Наурокахиспользуютсяигровы
еформы,проблемныеситуации.
Вкомпозиционнойдеятельности
ведетсяработанадразвитиемумений
устанавливать пространственные и смысловые связи. С этой
цельюиспользуются методики работы с “подвижной аппликацией”, с
правильнымии ошибочными изображениями, а также шаблоны, зрительные
опоры в видеточек,которые заранее проставляютсяучителем вальбоме.
Работанаддекоративнойкомпозициейвполосеприсоставленииузора
позволяет развить у детей чувство ритма при чередовании формы, цвета,величины элементов.
Работанадтематической
композициейначинаетсясформированияграфическихобразовобъектов.Прежде
всего,этодерево,дом,человек.
Обучающиесярассматриваютпредмет,которыйонисобираютсянарисова
ть,выделяютглавныепризнакипредмета:егоформу,цвет,величину;расположен
иепредметавпространстве;соотносятвыделенныечасти в отношении друг
друга и по отношению к целому. Ведущими видамиработы в этом
направлении
является
лепка-аппликация
рисунок
в
названнойпоследовательности.Влепкеребеноквоссоздаетобъемныечастиисоед
иняетихвцелоеобъемноеизображение.Аппликацияявляетсяпереходным
этапом
от
объемного
к
плоскостному
изображению
–
рисунку.Знакомстводетейсосвойствамицвета(цветовымтоном,светлотой,насы
щенностью)
происходит
в
практической
деятельности.
Здесь
главнуюрольиграетдемонстрацияприемов,раскрывающих свойствацвета.

5

3. Место учебного предмета «Рисование

(изобразительноеискусство)» вучебном
планешколы.
Согласно
федеральной
адаптированной
основнойобщеобразовательнойпрограммедляобучаю
щихсясумственнойотсталостью(интеллектуальныминарушениями),утверждё
ннойприказомМинистерства Просвещения Российской Федерации от
24.11.2022
г.
№
1026,учебныйпредмет«Рисование(изобразительноеискусство)»входитвпредм
етнуюобласть«Искусство».
Научебныйпредмет«Рисование(изобразительноеискусство)»в 4 классе
отводится1 часвнеделю.Всего–34 часавгод.
4. Планируемыерезультатыизученияучебногопредмета

«Рисование(изобразительноеискусство)».
ТребованиякрезультатамосвоенияАООП(БУД).
Личностныерезультаты:
- положительное отношение и интерес к
изобразительнойдеятельности;
- понимание красоты в окружающей действительности
ивозникновениеэмоциональнойреакции«красиво»или«некрасиво»;
- адекватныепредставленияособственныхвозможностях;
- осознание своих достижений в области
изобразительнойдеятельности; способностьксамооценке;
- умениевыражатьсвоёотношениекрезультатамсобственнойичужойтв
орческой деятельности: «нравится»или«ненравится»;
- проявлениеуважительногоотношениякчужомумнениюичужомутворч
еству;
- привычкакорганизованности,порядку,аккуратности;
- стремление к творческому досугу на основе предметнопрактическойиизобразительнойдеятельности;
- установка на дальнейшее расширение и углубление знаний и
уменийпо различным видам изобразительной и творческой предметнопрактическойдеятельности;
- овладениесоциальнобытовыминавыками,используемымивповседневнойжизни;
- овладениенавыкамикоммуникацииипринятыминормамисоциальног
о взаимодействия;
- элементарныепредставленияосоциальномокружении,своёмместе
внём;
- принятиеиосвоениесоциальнойролиобучающегося,проявление
социальнозначимыхмотивовучебнойдеятельности;
- сформированностьнавыковсотрудничествасовзрослымиисверстник
амивразныхсоциальных ситуациях;
- развитиеэстетическихпотребностейичувств,проявлениедоброжелат
6

ельности,эмоциональнонравственнойотзывчивостиивзаимопомощи,появлениесопереживаниякчувств
амдругихлюдей.
Предметныерезультатысвязанысовладениемобучающимисясодержа
нием
учебного
предметаи
характеризуют
достижения
обучающихсявусвоениизнанийиумений,способностьихприменятьвпрактичес
койдеятельности.
4класс.
Минимальныйуровень:
- знаниеназванийхудожественныхматериалов,инструментовиприспос
облений;ихсвойств,назначения,правилхранения,обращенияисанитарногигиенических требований приработе сними;
- знание
элементарных
правил
композиции,
цветоведения,
передачиформыпредмета;
знаниенекоторыхвыразительныхсредствизобразительногоискусства:«изобраз
ительнаяповерхность»,«точка»,«линия»,«штриховка»,
«пятно»,«цвет»;
- пользованиематериаламидлярисования,аппликации,лепки;
- знаниеназванийпредметов,подлежащихрисованию,лепкеиаппликац
ии;
- знание названий некоторых народных и национальных
промыслов,изготавливающих игрушки: Дымково,Гжель,Городец,Каргополь;
- организациярабочегоместавзависимостиотхарактеравыполняемойр
аботы;
- следованиепривыполненииработыинструкциямучителя;рациональн
аяорганизациясвоейизобразительнойдеятельности;планирование
работы;
осуществление
текущего
и
заключительного
контролявыполняемыхпрактическихдействийикорректировкаходапрактическ
ойработы;
- владение
некоторыми
приемами
лепки
(раскатывание,
сплющивание,отщипывание)и аппликации(вырезаниеи наклеивание);
- рисование по образцу, с натуры, по памяти, по представлению,
повоображениюпредметовнесложнойформыиконструкции;передачаврисунке
содержаниянесложныхпроизведенийвсоответствиистемой;
- применение
приемов
работы
с
карандашом,
гуашью,
акварельнымикраскамисцельюпередачи фактуры предмета;
- ориентировка в пространстве листа, размещения одного или
группыпредметоввсоответствии спараметрамиизобразительнойповерхности;
- адекватнаяпередачацветаизображаемогообъекта,определениенасыщ
енностицветаизображаемогообъекта,определениенасыщенностицвета,получе
ниесмешанныхцветовинекоторыхоттенковцвета;

7

- узнавание и различение в книжных иллюстрациях и
репродукцияхизображенных предметовидействий.
Достаточныйуровень:
- знаниеназванийжанровизобразительногоискусства(портрет,натюрм
орт,пейзаж);
- знание название некоторых народных и национальных
промыслов(«Дымково»,«Гжель»,«Городец»,«Хохлома»);
- знаниеосновныхособенностейнекоторыхматериалов,используемы
х врисовании,лепкеи аппликации;
- знаниевыразительныхсредствизобразительногоискусства:изобрази
тельная поверхность, точка, линия, штриховка, контур, пятно, цвет,объем;
- знание
правил
цветоведения,
светотени,
перспективы,
построенияорнамента,стилизации формы предмета;
- знаниевидоваппликации(предметная,сюжетная,декоративная);
- знаниеспособовлепки(конструктивный,пластический,комбиниров
анный);
- нахождениенеобходимойдлявыполненияработыинформациивматери
алах учебника,рабочейтетради;
- следованиепривыполненииработыкинструкциямучителяилиинструк
циям,представленнымвдругихинформационныхисточниках;
- оценкарезультатовсобственнойизобразительнойдеятельностиидеяте
льностиодноклассников(красиво,некрасиво,аккуратно,похоженаобразец);
использованиеразнообразныхтехнологическихспособоввыполнен
ияаппликации;
- применениеразныхспособовлепки;
- рисованиеснатурыипопамятипослепредварительныхнаблюдений,пе
редачавсехпризнаковисвойствизображаемогообъекта;рисованиеповоображен
ию;
- различение и передача в рисунке эмоционального состояния и
своегоотношенияк природе,человеку,семьеиобществу;
- различениепроизведенийживописи,графики,скульптуры,архитекту
рыи декоративно-прикладногоискусства;
различениежанровизобразительногоискусства:пейзаж,портрет,натюрморт,сю
жетное изображение.
Предметныерезультатыобучающихсяслегкойумственнойотсталостьюн
еявляютсяосновнымкритериемприпринятиирешенияопереводе обучающегося
в следующий класс, но рассматриваются как одна изсоставляющих
приоценке итоговых достижений.
ТребованиякрезультатамосвоенияАООП(БУД).
Личностныеучебныедействия:

8

- формироватьосознаниесебякакученика,заинтересованногопосещен
ием школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника,друга;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места
внем,принятиесоответствующихвозрасту ценностейисоциальныхролей;
- формироватьсамостоятельностьввыполненииучебныхзаданий,поруч
ений,договоренностей;
Формированиеличностныхучебныхдействийпроисходитпосредствомв
оздействиянаположительныеиндивидуальныеличностныеособенностиучащих
ся,которыестановятсяосновойдляформированияличностных
учебных
действий в ходе обучения по курсу «Изобразительноеискусство»,аименно:
- чувствогордостизакультуруиискусствоРодины,своегонарода;
- уважительноеотношениеккультуреиискусствудругихнародовнашейс
траны и мира вцелом;
- пониманиеособойроликультурыиискусствавжизниобществаикаждог
оотдельногочеловека;
-сформированностьэстетическихчувств,художественнотворческогомышления,наблюдательности и фантазии;
- сформированностьэстетическихпотребностей—
потребностейвобщении с искусством, природой, потребностей в
творческомотношении
кокружающемумиру,потребностейвсамостоятельнойпрактическойтворческой
деятельности;
- овладениенавыкамиколлективнойдеятельностивпроцессесовместно
й творческой работы в команде одноклассников под руководствомучителя;
- умениесотрудничатьстоварищамивпроцессесовместнойдеятельност
и,соотноситьсвоючастьработы собщим замыслом;
- умение
обсуждать
и
анализировать
собственнуюхудожественнуюдеятельностьи работу одноклассников с
позиций творческих задач даннойтемы,сточкизрения содержанияи средствего
выражения.
Коммуникативныеучебныедействия:
учитьобучающихся:
- обращатьсязапомощьюиприниматьпомощь;
- слушатьипониматьинструкциюкучебномузаданию;
- сотрудничатьсвзрослымисверстникамивразныхсоциальныхситуация
х;
доброжелательноотноситься,сопереживать,конструктивновзаимодействовать
слюдьми;
- договариватьсяиизменятьсвоеповедениевсоответствиисобъективны
ммнением большинства
- договариватьсяиизменятьсвоеповедениесучетомповедениядругихуч
астниковспорной ситуации.
Регулятивныеучебныедействия:
9

учитьобучающихся:
- входитьивыходитьизучебногопомещениясозвонком;
-адекватноиспользовать
ритуалышкольногоповедения(подниматьруку,вставатьи
выходитьиззапартыи т.д.);
- передвигаться по школе, находить свой класс, другие
необходимыепомещения;
- приниматьцелиипроизвольновключатьсявдеятельность,следоватьпр
едложенномуплануи работатьвобщемтемпе;
- соотносить свои действия и их результаты с заданными
образцами,приниматьоценкудеятельности,оцениватьеесучетомпредложенных
критериев,корректироватьсвоюдеятельностьсучетомвыявленныхнедочетов.
Познавательныеучебныедействияпредусматривают:
- знаниевидовхудожественнойдеятельности:изобразительной(живоп
ись,
графика,скульптура),конструктивной(дизайн
иархитектура),декоративной(народные иприкладныевиды искусства);
- знаниеосновныхвидовижанровпространственновизуальныхискусств;
пониманиеобразнойприродыискусства;
- эстетическаяоценкаявленийприроды,событийокружающегомира;
- применениехудожественныхумений,знанийипредставленийвпроцес
севыполненияхудожественно-творческихработ;
- усвоениеназванийведущиххудожественныхмузеевРоссииихудожест
венных музеевсвоегорегиона;
- умение видеть проявления визуально-пространственных искусств
вокружающейжизни:вдоме,наулице,втеатре,на празднике;
способностьиспользоватьвхудожественнотворческойдеятельностиразличныехудожественныематериалыихудожественн
ыетехники;
- изображение
в
творческих
работахособенностей
художественнойкультурыразных(знакомыхпоурокам)народов,передачаособе
нностейпониманияимикрасотыприроды,человека,народных традиций;
- умение узнавать и называть, к каким художественным
культурамотносятсяпредлагаемые(знакомыепоурокам)произведенияизобрази
тельного искусстваитрадиционной культуры;
- способностьэстетически,эмоциональновосприниматькрасотугородо
в,сохранившихисторическийоблик,—свидетелейнашейистории;
- умениеобъяснять
значениепамятниковиархитектурнойсредыдревнего
зодчествадля
современногообщества;
- выражениевизобразительнойдеятельностисвоегоотношениякархитек
турнымиисторическимансамблямдревнерусских городов;
- умение
приводить
примеры
произведений
искусства,
выражающихкрасотумудростиибогатойдуховнойжизни,красотувнутреннегом
ирачеловека.
10

5. Система

оценки
достижения
обучающимися
планируемыхрезультатовосвоенияпрограммыпоучебномупредмету«
Рисование
(изобразительноеискусство)»
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего,
оценкупродвиженияобучающегосявовладениисоциальными(жизненными)ко
мпетенциями,можетбытьпредставленавусловныхединицах:
−0баллов-нетфиксируемойдинамики;
−1балл-минимальнаядинамика;
−2балла-удовлетворительнаядинамика;
−3балла-значительнаядинамика.
Критерииинормыоценкидостижений
Оценка «5» — уровень выполнения требований высокий,
отсутствуютошибки в разработке композиции, работа отличается грамотно
продуманнойцветовой гаммой, все объекты связаны между собой, правильно
переданыпропорции и размеры, при этом использованы интегрированные
знания
изразличныхразделовдлярешенияпоставленнойзадачи;правильноприменяютс
я приемы и изученные техники рисования.Работа выполнена
взаданноевремя,самостоятельно,ссоблюдениемтехнологическойпоследовател
ьности,качественнои творчески.
Оценка«4»—
уровеньвыполнениятребованийдостаточныйпривыявленииуобучающегосянез
начительныхошибоквразработкекомпозиции,нарушенийвпередачепропорций
иразмеров;приэтомобучающийся после с небольшой подсказки учителя
может
самостоятельноисправитьошибки.Работавыполненавзаданноевремя,самостоя
тельно.
Оценка«3»—
уровеньвыполнениятребованийдостаточный,минимальный;допущеныошибки
вразработкекомпозиции,впередачепропорциииразмеров;владеетзнаниямиизр
азличныхразделов,ноиспытываетзатруднениявих практическомприменении
привыполнениирисунка;понимаетпоследовательностьсозданиярисунка,нодоп
ускаетотдельные ошибки; работа не выполнена в заданное время, с
нарушениемтехнологическойпоследовательности.
Оценка«2»-неставится.
6. Содержаниеучебногопредмета«Рисование(изобразительное

искусство)».
Программаориентировананаиспользованиеучебникадляобщеобразоват
ельных
организаций,
реализующих
адаптированные
основныеобщеобразовательные программы: «Изобразительное искусство»,
4класс. Авторы: М. ЮРау, М. А. Зыкова. Москва, «Просвещение».
ДанныеучебникирекомендованыМинистерствомпросвещения РФ.
Содержание программы отражено в пяти разделах:
11

«Подготовительныйпериодобучения»,«Обучениекомпозиционнойдеятельнос
ти», «Развитие умений воспринимать и изображать форму
предметов,пропорции,конструкцию»;«Развитиевосприятияцветапредметов и
формирование
умения
передавать
его
в
живописи»,
«Обучениевосприятиюпроизведений искусства».
Программойпредусматриваютсяследующиевидыработы:
-рисование с натуры и по образцу (готовому изображению);
рисованиепо памяти, представлению и воображению; рисование на
свободную изаданнуютему,декоративноерисование;
-лепка объемного и плоскостного изображения (барельеф на
картоне)снатуры илипообразцу,попамяти,воображению,лепка натему,лепка
декоративнойкомпозиции;
-выполнение плоскостной и полу объёмной аппликаций (без
фиксациидеталейнаизобразительнойповерхности("подвижнаяаппликация")ис
фиксациейдеталейнаизобразительнойплоскостиспомощьюпластилинаиклея) с
натуры, по образцу, представлению, воображению,
выполнениепредметной,сюжетной идекоративнойаппликации;
-проведение беседы о содержании рассматриваемых репродукций
скартиныхудожников,книжнойиллюстрации,картинки,произведения
народногоидекоративно-прикладногоискусства.
Подготовительныйпериодобучения.
Введение.Человекиизобразительноеискусство;урокизобразительногои
скусства;правилаповеденияиработынаурокеизобразительногоискусства;прави
лаорганизациирабочегоместа;материалыиинструменты,используемыевпроцес
сеизобразительнойдеятельности; правила иххранения.
Формированиеорганизационныхумений:правильносидеть,правил
ьнодержать
ипользоватьсяинструментами(карандашами,кистью,красками),правильнорасп
олагатьизобразительнуюповерхностьнастоле.
Сенсорноевоспитание: различениеформыпредметовприпомощи
зрения. Осязания и обводящих движений руки; узнавание и показосновных
геометрических
фигур
и
тел
(круг,
квадрат,
прямоугольник,
шар,куб);узнавание,называниеиотражениеваппликацииирисункецветовспектр
а; ориентировка наплоскости листабумаги.
Развитиемоторикирук:
формированиеправильногоудержаниякарандашаикисточки;формированиеуме
ниявладетькарандашом;формированиенавыкапроизвольнойрегуляциинажима
,произвольноготемпадвижения(егозамедлениеиускорение),прекращениядвиж
ениявнужнойточке, направления движения.
Обучениеприемамработывизобразительнойдеятельности(лепке,выполне
нииаппликации,рисовании):
Приемылепки:
-отщипываниекусковотцелого кускапластилинаиразминание;
-размазываниепокартону;
-скатывание;раскатывание,сплющивание;
12

-примазываниечастейприсоставлениицелогообъемногоизображения.
Приемы работы с «подвижной аппликацией» для развития
целостноговосприятияобъектаприподготовкедетей крисованию:
складываниецелогоизображенияизегодеталейбезфиксациинаплоскостилиста;
совмещениеаппликационногоизображенияобъектасконтурнымрисункомгеом
етрическойфигурыбезфиксациина плоскостилиста;
расположениедеталейпредметныхизображенийилисилуэтовналистебумагивсо
ответствующихпространственныхположениях;
составлениепообразцукомпозицииизнесколькихобъектовбезфиксациина
плоскости листа.
Приемывыполненияаппликацииизбумаги:
-приемыработысножницами;
-раскладывание деталей аппликации на плоскости листа
относительнодругдругавсоответствииспространственнымиотношениями:вниз
у,наверху,над,под,справаот…, слеваот…,посередине;
-приемы соединения аппликации с изобразительной поверхностью
спомощьюпластилина;
приемынаклеиваниядеталейаппликациинаизобразительнуюповерхностьспом
ощьюклея.
Приемырисованияствердымиматериалами(карандашом,фломастером,
ручкой):
-рисование с использованием точки (рисование точкой; рисование
позаранеерасставленнымточкампредметовнесложнойформыпообразцу);
рисованиеразнохарактерныхлиний(упражненияврисованиипоклеткампрямых
вертикальных,горизонтальных,наклонных,зигзагообразных
линий;
рисование дугообразных, спиралеобразных линии,линийзамкнутогоконтура
(круг,овал).
Рисование по клеткам предметов несложной формы с
использованиемэтих линий (пообразцу):
-рисование без отрыва руки с постоянной силой нажима и
изменениемсилынажиманакарандаш.Упражненияврисованиилиний.Рисовани
епредметовнесложныхформ (пообразцу);
-штрихование
внутри
контурного
изображения;
правила
штрихования(беспорядочнаяштриховкаиупорядоченнаяштриховкаввидесеточ
ки);
-рисование карандашом линий и предметов несложной формы
двумяруками.
Приемыработыкрасками:
-приемы рисование руками: точечное рисование пальцами;
13

линейноерисованиепальцами; рисованиеладонью,кулаком,ребромладони;
приемытрафаретнойпечати:печатьтампоном,карандашнойрезинкой,смятойбу
магой,трубочкой ит.п.;
-приемыкистевогописьма:примакиваниекистью;наращиваниемассы;рисованиесухойкистью; рисованиепо мокромулисту ит.д.
Обучениедействиямсшаблонамиитрафаретами:
-правилаобведенияшаблонов;
обведениешаблоновгеометрическихфигур,реальныхпредметовнесложных
форм,букв,цифр.
Обучениекомпозиционнойдеятельности.
Понятие«композиция».Элементарныеприемыкомпозициинаплоскости
и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль, диагональ впостроении
композиции.
Определение
связи
изображения
и
изобразительнойповерхности.Композиционнойцентр(зрительныйцентркомпо
зиции).Соотношение изображаемого предмета с параметрами листа
(расположениелиставертикальноили горизонтально).
Установлениенаизобразительнойповерхностипространственныхотнош
ений
(при
использовании
способов
передачи
глубины
пространства).Понятия:линиягоризонта,ближе–больше,дальше–
меньше,загораживания.
Установление
смысловых
связей
между
изображаемыми
предметами.Главноеи второстепенное вкомпозиции.
Применениевыразительныхсредствкомпозиции:величинныйконтраст(
низкоеивысокое,большоеималенькое,тонкоеитолстое),светлотныйконтраст(те
мноеисветлое).Достижениеравновесиякомпозицииспомощьюсимметрии
и
т.д.
Применение
приемовиправилкомпозициив
рисованииснатуры,тематическомидекоративномрисовании.
Развитие
умений
воспринимать и
изображать
форму
предметов,пропорции,конструкцию.
Формированиепонятий:предмет,форма,фигура,силуэт,деталь,часть,
элемент,
объем,
пропорции,
конструкция,
узор,
орнамент,
скульптура,барельеф,симметрия, аппликация и т.п.
Разнообразиеформпредметногомира.Сходствоиконтрастформ.Геометри
ческие
фигуры.
Природные
формы.
Трансформация
форм.
Передачаразнообразных предметовнаплоскостиивпространстве.
Обследованиепредметов,выделениеихпризнаковисвойств,необходимы
х дляпередачи врисунке,аппликации,лепкепредмета.
Соотнесение формы предметов с геометрическими фигурами
(методобобщения).
Передачапропорцийпредметов.Строениетелчеловека,животных.
Передачадвиженияразличныходушевленныхинеодушевленныхпредме
тов.
14

Приемы и способы передачи формы предметов: лепка предметов
изотдельныхдеталейицелогокускапластилина;составлениецелогоизображения
из
деталей,
вырезанных
из
бумаги;
вырезание
или
обрываниесилуэтапредметаизбумагипоконтурнойлинии;рисованиепоопорны
точкам,
дорисовывание,обведениешаблонов,рисованиепоклеткам,самостоятельноери
сованиеформы объекта.
Сходствоиразличияорнаментаиузора.Видыорнаментовпоформе:вполо
се,замкнутый,сетчатый;посодержанию:геометрический,растительный,зоомор
фный,геральдический.Принципыпостроенияорнаментавполосе,квадрате,круг
е,треугольнике(повторениеодногоэлемента на протяжении всего орнамента;
чередование
элементов
по
форме,цвету;
расположение
элементовпокраю,углам,вцентре)
Практическое применение приемов и способов передачи
графическихобразоввлепке, аппликации,рисунке.
Развитиевосприятия
цветапредметов
и
формированиеуменияпередаватьего вживописи.
Понятия «цвет», «спектр», «краски», «акварель», «гуашь»,
«живопись».
Цветасолнечногоспектра(основные,составные,дополнительные).Тепл
ыеихолодныецвета.Смешениецветов.Практическоеовладениеосновамицветов
едения.
Различениеиобозначениесловомнекоторыхясноразличимыхоттенковцв
етов.
Работаскистьюикрасками,получениеновыхцветовиоттенковпутемсме
шениянапалитреосновныхцветов,отражениенасыщенностицвета(светлозеленый,темно-зеленый)
Эмоциональноевосприятиецвета.Передачаспомощьюцветахарактера
персонажа,
его
эмоционального
состояния
(радость,
грусть).
Рольбелыхичерныхкрасоквэмоциональномзвучанииивыразительностиобраза.
Подборцветовыхсочетанийприсозданиисказочныхобразов:добрые,злые
образы.
Приемыработыакварельнымикрасками:кистевоеписьмо–примакивание
кистью;
рисование
сухой
кистью;
рисование
по
мокрому
листу(аллаприма),послойная живопись(лессировка).
Практическое применение цвета для передачи графических образов
врисовании с натуры или по образу, тематическом и декоративном
рисовании,аппликации.
Обучениевосприятиюпроизведенийискусства.
Примерныетемыбесед:
«Изобразительное искусство в повседневной жизни человека.
Работахудожников,скульпторов,мастеровнародныхпромыслов,дизайнеров».
«Виды
изобразительного
искусства».
Рисунок,
живопись,
скульптура,декоративно-прикладноеискусство,архитектура,дизайн.
«Какиочемсоздаютсякартины».Пейзаж,портрет,натюрморт,сюжетнаяк
15

артина.Какиематериалыиспользуютхудожник(краски,карандашиит.д.).Красот
аиразнообразиеприроды,
человека,зданий,предметов,выраженныесредствамиживописииграфики.Худо
жникисоздалипроизведенияживописииграфики:И.Билибин,В.Васнецов,Ю.
Васнецов,В.Канашевич,А.Куинджи,А.Саврасов,И.Остроухова,А.Пластов,В.П
оленов,И.Левитан,К.Юон,М.Сарьян,П.Сезанн,И.Шишкин.
«Какиочемсоздаютсяскульптуры».Скульптурныеизображения(статуя,
бюст,статуэтка,группаизнесколькихфигур).Какиематериалыиспользует
скульптор (мрамор, гранит, глина, пластилин и т.д.). Объемосноваязыкаскульптуры.Красотачеловека,животных,выраженнаясредствами
скульптуры.
Скульпторы
создали
произведения:
В.
Ватагин,
А.Опекушина,В.Мухина.
«Какидлячегосоздаютсяпроизведениядекоративноприкладногоискусства». Истоки этого искусства и его роль в жизни человека
(украшениежилища,предметовбыта,орудийтруда,костюмов).Какиематериалы
используютхудожникидекораторы?Разнообразиеформвприродекакосновадекоративныхформвприкл
адномискусстве(цветы,раскраскабабочек,переплетениеветвейдеревьев,мороз
ныеузорынастеклах).Сказочныеобразывнароднойкультуреидекоративноприкладномискусстве.Произведениямастероврасписныхпромыслов(хохломск
ая,городецкая,гжельская, жостовскаяроспись).
Программойпредусматриваютсяследующиевидыработы:
- рисованиеснатурыипообразцу(готовомуизображению);рисованиепо
памяти,представлениюивоображению;рисованиенасвободнуюи
заданнуютему; декоративноерисование;
- лепка объемного и плоскостного изображения (барельеф на
картоне)с натуры или по образцу, по памяти, воображению; лепка на тему;
лепкадекоративнойкомпозиции;
- выполнение плоскостной и полуобъемной аппликаций (без
фиксациидеталейнаизобразительнойповерхности(«подвижнаяаппликация»)ис
фиксацией деталей на изобразительной плоскости с помощью пластилина
иклея)снатуры,пообразцу,представлению,воображению;выполнениепредметн
ой,сюжетной идекоративнойаппликации;
- проведениебеседыосодержаниирассматриваемыхрепродукцийкарти
нхудожников,книжныхиллюстраций,картинок,произведенийнародного
идекоративно-прикладногоискусства.
7. Тематическое планирование.

4класс
Названиераздела.

№
п/п
1.
Обучениекомпозиционнойдеятельности.
Развитие умений воспринимать и изображать
2.
формупредметов,пропорции,конструкцию.
16

Кол-вочасов
10
7

3.

Развитиевосприятияцветапредметовиформированиеумен
ияпередаватьеговживописи.

10

4.

Обучениевосприятиюпроизведенийискусства.
Итого:

7
34

8. Описаниематериально-технического

1.

2.

3.
4.
5.

обеспеченияобразовательнойдеятельности.
«Изобразительное
искусство.
4
класс».
Учебник
для
общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные
основные общеобразовательные программы. В двух частях. М. Ю. Рау, М.
А. Зыкова- Москва: «Просвещение»,2021г.
Занятия изобразительным искусством в специальной коррекционной
школе. /Грошенков И. А. - Издательство «Институт общегуманитарных
исследований», Москва: «Просвещение», 2008г.
Технические средства обучения (ноутбук, проектор).
Видеофильмы и презентации для изучения каждого раздела учебного
предмета «Рисование (изобразительное искусство)».
Дидактический материал, иллюстрации, наглядные пособия.

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».