МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования, науки и молодёжной политики
Краснодарского края
Управление образованием администрации МО Кущевский район
МАОУ СОШ №20 имени Милевского Н.И.
РАССМОТРЕНО
Методическим
объединением учителей
начальных классов
МАОУ СОШ № 20
имени Милевского Н.И
СОГЛАСОВАНО
Заместителем
директора
МАОУ СОШ № 20
имени Милевского Н.И
УТВЕРЖДЕНО
Директор
МАОУ СОШ № 20
имени Милевского Н.И
________________________
________________________
Пунда Н.А.
Розман Н.Г. Пртокол №1
________________________
Большакова Л.А. Протокол №1
от «29» августа 2024 г.
от «29» августа 2024 г.
Протокол №1
от «28» августа 2024 г.
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Рисование (изобразительное искусство)»
для обучающихся ОВЗ (ИН вариант 1)
4 класса
х. Средние Чубурки 2024
1. Пояснительная записка.
Рабочая
программа
по
учебному
предмету
«Рисование(изобразительноеискусство)»дляобучающихсяслёгкойумственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) разработана и
утверждена на педсовете МАОУ СОШ №20 имени Милевского Н.И.
всоответствиистребованиямифедеральногогосударственногообразовательног
о
стандарта
обучающихся
с
лёгкой
умственной
отсталостью(интеллектуальными нарушениями)на основе документов:
- Федеральногозакона"Об образовании в Российской Федерации"
от29.12.2012 №273-ФЗ;
- ПриказаМинобрнаукиРоссииот19.12.2014г.№1599«Обутверждении
федеральногогосударственногообразовательногостандартаобразования
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)»;
- ПриказаМинистерствапросвещенияРоссийскойФедерацииот21.09.20
22г.№858"Обутверждениифедеральногоперечняучебников,допущенных
к
использованию
при
реализации
имеющих
государственнуюаккредитациюобразовательныхпрограммначальногообщего,
основногообщего,среднегообщегообразованияорганизациями,осуществляющ
имиобразовательнуюдеятельностьиустановленияпредельногосрокаиспользов
анияисключенныхучебников";
ПостановленияГлавногогосударственногосанитарноговрачаРоссийской
Федерации от 28. 09. 2020 г. № 28 "Об утверждении
санитарныхправилСП2.4.3648-20"Санитарноэпидемиологическиетребованиякорганизациямвоспитанияиобучения,отдыха
иоздоровлениядетейимолодежи»;
- ПостановлениеглавногогосударственногосанитарноговрачаРФот
28января2021года№2«ОбутверждениисанитарныхправилинормСанПиН
1.2.3685-21
«Гигиенические
нормативы
и
требования
к
обеспечениюбезопасностии(или)безвредностидлячеловекафакторовсредыоби
тания»;
- ПриказМинпросвещенияРоссииот22.03.2021г.№115«Обутверждени
иПорядкаорганизациииосуществленияобразовательнойдеятельностипоосновн
ымобщеобразовательнымпрограммамобразовательнымпрограммамначальногообщего,основногообщегоисреднегоо
бщегообразования»;
- Адаптированнойосновнойобщеобразовательнойпрограммыобразов
ания
обучающихся
с
умственнойотсталостью
(интеллектуальныминарушениями)14классы(вариант1);утверждённойпедагогическимсоветомот30.08.2023г.прото
кол№1;
- учебногопланаобразовательногоучреждения;
сучётомтипаивидаобразовательногоучреждения,атакжеобразовательн
ыхпотребностейизапросовучастниковобразовательногопроцесса.
2
Основной целью обучения предмета является всестороннее
развитиеличностиобучающегосясумственнойотсталостью(интеллектуальным
инарушениями)впроцессеприобщенияегокхудожественнойкультуреиобучени
я
умению
видеть
прекрасное
в
жизни
и
искусстве;
формированииэлементарных знаний об изобразительном искусстве, общих и
специальныхуменийинавыковизобразительнойдеятельности(врисовании,лепк
е,аппликации),развитиизрительноговосприятияформы,величины,конструкции
,цветапредмета,егоположениявпространстве,атакжеадекватного отображения
его
в
рисунке,
аппликации,
лепке;
развитие
уменияпользоватьсяполученнымипрактическиминавыкамивповседневнойжиз
ни.
Основныезадачиизученияпредмета:
-воспитаниеинтересакизобразительномуискусству;
-раскрытиезначенияизобразительногоискусствавжизничеловека;
воспитаниевдетяхэстетическогочувстваипониманиякрасотыокружающего
мира,художественноговкуса;
-формирование элементарных знаний о видах и
жанрахизобразительного искусстваискусствах;
-расширениехудожественно-эстетическогокругозора;
-развитие эмоционального восприятия произведений
искусства,уменияанализироватьихсодержаниеиформулиро
ватьсвоегомненияоних;
-формированиезнанийэлементарныхосновреалистическогорисунка;
-обучение
изобразительным
техникам
и
приемам
с
использованиемразличныхматериалов,инструментовиприспособлений,втомч
ислеэкспериментированиеиработа внетрадиционныхтехниках;
-обучение
разным
видам
изобразительной
деятельности
(рисованию,аппликации,лепке);
-обучение правилам и законам композиции, цветоведения, построения
орнамента, применяемых в разных видах изобразительной деятельности;
-формирование умения создавать простейшие художественные
образыснатурыипообразцу,по памяти,представлениюивоображению;
-развитиеумениявыполнятьтематическиеидекоративныекомпозиции;
-воспитание у обучающихся умения согласованно и продуктивно
работать в группах, выполняя определенный этап работы для получения
результата
общей
изобразительной
деятельности
("коллективное
рисование","коллективная аппликация").
Коррекциянедостатковпсихическогоифизическогоразвитияобуча
ющихсянаурокахизобразительногоискусствазаключаетсявследующем:
-коррекции познавательной деятельности обучающихся путем
систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у
них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета
предметов,ихположениявпространстве,умениянаходитьвизображаемомобъек
те Существенные признаки, устанавливать сходство и различие между
3
предметами;
-развитиианалитическихспособностей,уменийсравнивать,обобщать;
формирование
умения
ориентироваться
в
задании,
планироватьхудожественные работы, последовательно выполнять рисунок,
аппликацию,лепку предмета;контролироватьсвоидействия;
-коррекцииручноймоторики;улучшениязрительнодвигательнойкоординациипутемиспользованиявариативныхимногократнопов
торяющихсядействийсприменениемразнообразныхтехническихприемоврисов
ания,лепкии выполненияаппликации;
-развитиизрительнойпамяти,внимания,наблюдательности,образного
мышления, представленияи воображения.
На уроках изобразительного искусства дети не только рисуют,
ноисоставляютаппликацию,лепят.Совершенствованиеизобразительнойдеятел
ьностивозможновпроцессепрактическогоусвоениядетьмиопределенных
знаний
по
композиции,
рисунку,
знакомства
со
свойствамицвета.Поэтомуочевиднакоррекционнаянаправленностьуроковизоб
разительногоискусствадляумственноотсталыхдетей,имеющихнедоразвитиепо
знавательнойдеятельности,зрительнодвигательнойкоординацииипроизвольнойручноймоторики,атакжеособенност
ямиразвитияэмоционально-волевой сферы.
2. Общая
характеристика
учебного
предмета
«Рисование(изобразительноеискусство)».
Изобразительноеискусствокакучебныйпредметимеетбольшоезначение
в
развитии
детей
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальныминарушениями).Обучающиесянетолькорисуют,ноисостав
ляютаппликацию,лепят.Наурокахонизнакомятсясзаконамикомпозицииисвойс
твами цвета, с различными видами и жанрами искусства, с
некоторымидоступнымипосодержаниюпроизведениямиизвестныххудожнико
в.
Вподготовительномпериодеобучениявыделяютсяспециальныеразделы
пропедевтическойикоррекционнойработы,направленнойнаразвитиемелкоймо
торикипальцевикистирук,формированиепознавательнойдеятельности,навыко
вработысхудожественнымиматериалами.
Работа с натурой в лепке, при составлении аппликации, в
рисованииявляетсяведущей.Обучающиесяучатсяприемамобследованияизобра
жаемых
предметов.
Рисованию
с
натуры
предшествуют
наблюденияизображаемого объекта, определение его формы, строения, цвета
и размеровотдельных деталей и их взаимного расположения. После изучения
предметаобучающиеся
передают
его
изображениеврисункетак,
каквидятегососвоегоместа.
Приобучениирисованиюснатурыиспользуетсяметодсравнения.
Работанадаппликациейпредлагаетсявразныхвариантах:
4
а)составление“подвижнойаппликации”-целогоизображенияизчастей
(например, человечка, лошадки из частей, составляющих их тело)
иликомпозиции из готовых изображений или силуэтов (например, дом,
околодома - дерево, за домом - забор, перед забором - машина). В
“подвижнойаппликации"частицелогообъектаиликомпозициинеприклеиваютс
янаизобразительнуюплоскость(листбумаги).Предоставляетсявозможностьпер
едвигатьих,показывая:движениеобъекта;рациональноеразмещение,планирова
ние при составлении композиции (например, передвигать ноги учеловечка,
показывая, что он то стоит, то идет; показывать правильное
иошибочноерасположениесилуэтаобъекта(илиобъектов)относительноизобраз
ительнойплоскости:вцентрелиста,сбоку,слишкомвысокоилинизко;
б) составление и фиксирование частей аппликации с помощью
клеяпри создании целого изображения или композиции (элементы
аппликацииготовятсяилиучителем,илиобучающимся).
Нарядусформированиемпрактическихуменийуобучающихсяразвивает
ся
цветовоcприятие,
умение
устанавливать
связи
между
свойствамипредметовиcенсорнымиэталонами.Наурокахиспользуютсяигровы
еформы,проблемныеситуации.
Вкомпозиционнойдеятельности
ведетсяработанадразвитиемумений
устанавливать пространственные и смысловые связи. С этой
цельюиспользуются методики работы с “подвижной аппликацией”, с
правильнымии ошибочными изображениями, а также шаблоны, зрительные
опоры в видеточек,которые заранее проставляютсяучителем вальбоме.
Работанаддекоративнойкомпозициейвполосеприсоставленииузора
позволяет развить у детей чувство ритма при чередовании формы, цвета,величины элементов.
Работанадтематической
композициейначинаетсясформированияграфическихобразовобъектов.Прежде
всего,этодерево,дом,человек.
Обучающиесярассматриваютпредмет,которыйонисобираютсянарисова
ть,выделяютглавныепризнакипредмета:егоформу,цвет,величину;расположен
иепредметавпространстве;соотносятвыделенныечасти в отношении друг
друга и по отношению к целому. Ведущими видамиработы в этом
направлении
является
лепка-аппликация
рисунок
в
названнойпоследовательности.Влепкеребеноквоссоздаетобъемныечастиисоед
иняетихвцелоеобъемноеизображение.Аппликацияявляетсяпереходным
этапом
от
объемного
к
плоскостному
изображению
–
рисунку.Знакомстводетейсосвойствамицвета(цветовымтоном,светлотой,насы
щенностью)
происходит
в
практической
деятельности.
Здесь
главнуюрольиграетдемонстрацияприемов,раскрывающих свойствацвета.
5
3. Место учебного предмета «Рисование
(изобразительноеискусство)» вучебном
планешколы.
Согласно
федеральной
адаптированной
основнойобщеобразовательнойпрограммедляобучаю
щихсясумственнойотсталостью(интеллектуальныминарушениями),утверждё
ннойприказомМинистерства Просвещения Российской Федерации от
24.11.2022
г.
№
1026,учебныйпредмет«Рисование(изобразительноеискусство)»входитвпредм
етнуюобласть«Искусство».
Научебныйпредмет«Рисование(изобразительноеискусство)»в 4 классе
отводится1 часвнеделю.Всего–34 часавгод.
4. Планируемыерезультатыизученияучебногопредмета
«Рисование(изобразительноеискусство)».
ТребованиякрезультатамосвоенияАООП(БУД).
Личностныерезультаты:
- положительное отношение и интерес к
изобразительнойдеятельности;
- понимание красоты в окружающей действительности
ивозникновениеэмоциональнойреакции«красиво»или«некрасиво»;
- адекватныепредставленияособственныхвозможностях;
- осознание своих достижений в области
изобразительнойдеятельности; способностьксамооценке;
- умениевыражатьсвоёотношениекрезультатамсобственнойичужойтв
орческой деятельности: «нравится»или«ненравится»;
- проявлениеуважительногоотношениякчужомумнениюичужомутворч
еству;
- привычкакорганизованности,порядку,аккуратности;
- стремление к творческому досугу на основе предметнопрактическойиизобразительнойдеятельности;
- установка на дальнейшее расширение и углубление знаний и
уменийпо различным видам изобразительной и творческой предметнопрактическойдеятельности;
- овладениесоциальнобытовыминавыками,используемымивповседневнойжизни;
- овладениенавыкамикоммуникацииипринятыминормамисоциальног
о взаимодействия;
- элементарныепредставленияосоциальномокружении,своёмместе
внём;
- принятиеиосвоениесоциальнойролиобучающегося,проявление
социальнозначимыхмотивовучебнойдеятельности;
- сформированностьнавыковсотрудничествасовзрослымиисверстник
амивразныхсоциальных ситуациях;
- развитиеэстетическихпотребностейичувств,проявлениедоброжелат
6
ельности,эмоциональнонравственнойотзывчивостиивзаимопомощи,появлениесопереживаниякчувств
амдругихлюдей.
Предметныерезультатысвязанысовладениемобучающимисясодержа
нием
учебного
предметаи
характеризуют
достижения
обучающихсявусвоениизнанийиумений,способностьихприменятьвпрактичес
койдеятельности.
4класс.
Минимальныйуровень:
- знаниеназванийхудожественныхматериалов,инструментовиприспос
облений;ихсвойств,назначения,правилхранения,обращенияисанитарногигиенических требований приработе сними;
- знание
элементарных
правил
композиции,
цветоведения,
передачиформыпредмета;
знаниенекоторыхвыразительныхсредствизобразительногоискусства:«изобраз
ительнаяповерхность»,«точка»,«линия»,«штриховка»,
«пятно»,«цвет»;
- пользованиематериаламидлярисования,аппликации,лепки;
- знаниеназванийпредметов,подлежащихрисованию,лепкеиаппликац
ии;
- знание названий некоторых народных и национальных
промыслов,изготавливающих игрушки: Дымково,Гжель,Городец,Каргополь;
- организациярабочегоместавзависимостиотхарактеравыполняемойр
аботы;
- следованиепривыполненииработыинструкциямучителя;рациональн
аяорганизациясвоейизобразительнойдеятельности;планирование
работы;
осуществление
текущего
и
заключительного
контролявыполняемыхпрактическихдействийикорректировкаходапрактическ
ойработы;
- владение
некоторыми
приемами
лепки
(раскатывание,
сплющивание,отщипывание)и аппликации(вырезаниеи наклеивание);
- рисование по образцу, с натуры, по памяти, по представлению,
повоображениюпредметовнесложнойформыиконструкции;передачаврисунке
содержаниянесложныхпроизведенийвсоответствиистемой;
- применение
приемов
работы
с
карандашом,
гуашью,
акварельнымикраскамисцельюпередачи фактуры предмета;
- ориентировка в пространстве листа, размещения одного или
группыпредметоввсоответствии спараметрамиизобразительнойповерхности;
- адекватнаяпередачацветаизображаемогообъекта,определениенасыщ
енностицветаизображаемогообъекта,определениенасыщенностицвета,получе
ниесмешанныхцветовинекоторыхоттенковцвета;
7
- узнавание и различение в книжных иллюстрациях и
репродукцияхизображенных предметовидействий.
Достаточныйуровень:
- знаниеназванийжанровизобразительногоискусства(портрет,натюрм
орт,пейзаж);
- знание название некоторых народных и национальных
промыслов(«Дымково»,«Гжель»,«Городец»,«Хохлома»);
- знаниеосновныхособенностейнекоторыхматериалов,используемы
х врисовании,лепкеи аппликации;
- знаниевыразительныхсредствизобразительногоискусства:изобрази
тельная поверхность, точка, линия, штриховка, контур, пятно, цвет,объем;
- знание
правил
цветоведения,
светотени,
перспективы,
построенияорнамента,стилизации формы предмета;
- знаниевидоваппликации(предметная,сюжетная,декоративная);
- знаниеспособовлепки(конструктивный,пластический,комбиниров
анный);
- нахождениенеобходимойдлявыполненияработыинформациивматери
алах учебника,рабочейтетради;
- следованиепривыполненииработыкинструкциямучителяилиинструк
циям,представленнымвдругихинформационныхисточниках;
- оценкарезультатовсобственнойизобразительнойдеятельностиидеяте
льностиодноклассников(красиво,некрасиво,аккуратно,похоженаобразец);
использованиеразнообразныхтехнологическихспособоввыполнен
ияаппликации;
- применениеразныхспособовлепки;
- рисованиеснатурыипопамятипослепредварительныхнаблюдений,пе
редачавсехпризнаковисвойствизображаемогообъекта;рисованиеповоображен
ию;
- различение и передача в рисунке эмоционального состояния и
своегоотношенияк природе,человеку,семьеиобществу;
- различениепроизведенийживописи,графики,скульптуры,архитекту
рыи декоративно-прикладногоискусства;
различениежанровизобразительногоискусства:пейзаж,портрет,натюрморт,сю
жетное изображение.
Предметныерезультатыобучающихсяслегкойумственнойотсталостьюн
еявляютсяосновнымкритериемприпринятиирешенияопереводе обучающегося
в следующий класс, но рассматриваются как одна изсоставляющих
приоценке итоговых достижений.
ТребованиякрезультатамосвоенияАООП(БУД).
Личностныеучебныедействия:
8
- формироватьосознаниесебякакученика,заинтересованногопосещен
ием школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника,друга;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места
внем,принятиесоответствующихвозрасту ценностейисоциальныхролей;
- формироватьсамостоятельностьввыполненииучебныхзаданий,поруч
ений,договоренностей;
Формированиеличностныхучебныхдействийпроисходитпосредствомв
оздействиянаположительныеиндивидуальныеличностныеособенностиучащих
ся,которыестановятсяосновойдляформированияличностных
учебных
действий в ходе обучения по курсу «Изобразительноеискусство»,аименно:
- чувствогордостизакультуруиискусствоРодины,своегонарода;
- уважительноеотношениеккультуреиискусствудругихнародовнашейс
траны и мира вцелом;
- пониманиеособойроликультурыиискусствавжизниобществаикаждог
оотдельногочеловека;
-сформированностьэстетическихчувств,художественнотворческогомышления,наблюдательности и фантазии;
- сформированностьэстетическихпотребностей—
потребностейвобщении с искусством, природой, потребностей в
творческомотношении
кокружающемумиру,потребностейвсамостоятельнойпрактическойтворческой
деятельности;
- овладениенавыкамиколлективнойдеятельностивпроцессесовместно
й творческой работы в команде одноклассников под руководствомучителя;
- умениесотрудничатьстоварищамивпроцессесовместнойдеятельност
и,соотноситьсвоючастьработы собщим замыслом;
- умение
обсуждать
и
анализировать
собственнуюхудожественнуюдеятельностьи работу одноклассников с
позиций творческих задач даннойтемы,сточкизрения содержанияи средствего
выражения.
Коммуникативныеучебныедействия:
учитьобучающихся:
- обращатьсязапомощьюиприниматьпомощь;
- слушатьипониматьинструкциюкучебномузаданию;
- сотрудничатьсвзрослымисверстникамивразныхсоциальныхситуация
х;
доброжелательноотноситься,сопереживать,конструктивновзаимодействовать
слюдьми;
- договариватьсяиизменятьсвоеповедениевсоответствиисобъективны
ммнением большинства
- договариватьсяиизменятьсвоеповедениесучетомповедениядругихуч
астниковспорной ситуации.
Регулятивныеучебныедействия:
9
учитьобучающихся:
- входитьивыходитьизучебногопомещениясозвонком;
-адекватноиспользовать
ритуалышкольногоповедения(подниматьруку,вставатьи
выходитьиззапартыи т.д.);
- передвигаться по школе, находить свой класс, другие
необходимыепомещения;
- приниматьцелиипроизвольновключатьсявдеятельность,следоватьпр
едложенномуплануи работатьвобщемтемпе;
- соотносить свои действия и их результаты с заданными
образцами,приниматьоценкудеятельности,оцениватьеесучетомпредложенных
критериев,корректироватьсвоюдеятельностьсучетомвыявленныхнедочетов.
Познавательныеучебныедействияпредусматривают:
- знаниевидовхудожественнойдеятельности:изобразительной(живоп
ись,
графика,скульптура),конструктивной(дизайн
иархитектура),декоративной(народные иприкладныевиды искусства);
- знаниеосновныхвидовижанровпространственновизуальныхискусств;
пониманиеобразнойприродыискусства;
- эстетическаяоценкаявленийприроды,событийокружающегомира;
- применениехудожественныхумений,знанийипредставленийвпроцес
севыполненияхудожественно-творческихработ;
- усвоениеназванийведущиххудожественныхмузеевРоссииихудожест
венных музеевсвоегорегиона;
- умение видеть проявления визуально-пространственных искусств
вокружающейжизни:вдоме,наулице,втеатре,на празднике;
способностьиспользоватьвхудожественнотворческойдеятельностиразличныехудожественныематериалыихудожественн
ыетехники;
- изображение
в
творческих
работахособенностей
художественнойкультурыразных(знакомыхпоурокам)народов,передачаособе
нностейпониманияимикрасотыприроды,человека,народных традиций;
- умение узнавать и называть, к каким художественным
культурамотносятсяпредлагаемые(знакомыепоурокам)произведенияизобрази
тельного искусстваитрадиционной культуры;
- способностьэстетически,эмоциональновосприниматькрасотугородо
в,сохранившихисторическийоблик,—свидетелейнашейистории;
- умениеобъяснять
значениепамятниковиархитектурнойсредыдревнего
зодчествадля
современногообщества;
- выражениевизобразительнойдеятельностисвоегоотношениякархитек
турнымиисторическимансамблямдревнерусских городов;
- умение
приводить
примеры
произведений
искусства,
выражающихкрасотумудростиибогатойдуховнойжизни,красотувнутреннегом
ирачеловека.
10
5. Система
оценки
достижения
обучающимися
планируемыхрезультатовосвоенияпрограммыпоучебномупредмету«
Рисование
(изобразительноеискусство)»
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего,
оценкупродвиженияобучающегосявовладениисоциальными(жизненными)ко
мпетенциями,можетбытьпредставленавусловныхединицах:
−0баллов-нетфиксируемойдинамики;
−1балл-минимальнаядинамика;
−2балла-удовлетворительнаядинамика;
−3балла-значительнаядинамика.
Критерииинормыоценкидостижений
Оценка «5» — уровень выполнения требований высокий,
отсутствуютошибки в разработке композиции, работа отличается грамотно
продуманнойцветовой гаммой, все объекты связаны между собой, правильно
переданыпропорции и размеры, при этом использованы интегрированные
знания
изразличныхразделовдлярешенияпоставленнойзадачи;правильноприменяютс
я приемы и изученные техники рисования.Работа выполнена
взаданноевремя,самостоятельно,ссоблюдениемтехнологическойпоследовател
ьности,качественнои творчески.
Оценка«4»—
уровеньвыполнениятребованийдостаточныйпривыявленииуобучающегосянез
начительныхошибоквразработкекомпозиции,нарушенийвпередачепропорций
иразмеров;приэтомобучающийся после с небольшой подсказки учителя
может
самостоятельноисправитьошибки.Работавыполненавзаданноевремя,самостоя
тельно.
Оценка«3»—
уровеньвыполнениятребованийдостаточный,минимальный;допущеныошибки
вразработкекомпозиции,впередачепропорциииразмеров;владеетзнаниямиизр
азличныхразделов,ноиспытываетзатруднениявих практическомприменении
привыполнениирисунка;понимаетпоследовательностьсозданиярисунка,нодоп
ускаетотдельные ошибки; работа не выполнена в заданное время, с
нарушениемтехнологическойпоследовательности.
Оценка«2»-неставится.
6. Содержаниеучебногопредмета«Рисование(изобразительное
искусство)».
Программаориентировананаиспользованиеучебникадляобщеобразоват
ельных
организаций,
реализующих
адаптированные
основныеобщеобразовательные программы: «Изобразительное искусство»,
4класс. Авторы: М. ЮРау, М. А. Зыкова. Москва, «Просвещение».
ДанныеучебникирекомендованыМинистерствомпросвещения РФ.
Содержание программы отражено в пяти разделах:
11
«Подготовительныйпериодобучения»,«Обучениекомпозиционнойдеятельнос
ти», «Развитие умений воспринимать и изображать форму
предметов,пропорции,конструкцию»;«Развитиевосприятияцветапредметов и
формирование
умения
передавать
его
в
живописи»,
«Обучениевосприятиюпроизведений искусства».
Программойпредусматриваютсяследующиевидыработы:
-рисование с натуры и по образцу (готовому изображению);
рисованиепо памяти, представлению и воображению; рисование на
свободную изаданнуютему,декоративноерисование;
-лепка объемного и плоскостного изображения (барельеф на
картоне)снатуры илипообразцу,попамяти,воображению,лепка натему,лепка
декоративнойкомпозиции;
-выполнение плоскостной и полу объёмной аппликаций (без
фиксациидеталейнаизобразительнойповерхности("подвижнаяаппликация")ис
фиксациейдеталейнаизобразительнойплоскостиспомощьюпластилинаиклея) с
натуры, по образцу, представлению, воображению,
выполнениепредметной,сюжетной идекоративнойаппликации;
-проведение беседы о содержании рассматриваемых репродукций
скартиныхудожников,книжнойиллюстрации,картинки,произведения
народногоидекоративно-прикладногоискусства.
Подготовительныйпериодобучения.
Введение.Человекиизобразительноеискусство;урокизобразительногои
скусства;правилаповеденияиработынаурокеизобразительногоискусства;прави
лаорганизациирабочегоместа;материалыиинструменты,используемыевпроцес
сеизобразительнойдеятельности; правила иххранения.
Формированиеорганизационныхумений:правильносидеть,правил
ьнодержать
ипользоватьсяинструментами(карандашами,кистью,красками),правильнорасп
олагатьизобразительнуюповерхностьнастоле.
Сенсорноевоспитание: различениеформыпредметовприпомощи
зрения. Осязания и обводящих движений руки; узнавание и показосновных
геометрических
фигур
и
тел
(круг,
квадрат,
прямоугольник,
шар,куб);узнавание,называниеиотражениеваппликацииирисункецветовспектр
а; ориентировка наплоскости листабумаги.
Развитиемоторикирук:
формированиеправильногоудержаниякарандашаикисточки;формированиеуме
ниявладетькарандашом;формированиенавыкапроизвольнойрегуляциинажима
,произвольноготемпадвижения(егозамедлениеиускорение),прекращениядвиж
ениявнужнойточке, направления движения.
Обучениеприемамработывизобразительнойдеятельности(лепке,выполне
нииаппликации,рисовании):
Приемылепки:
-отщипываниекусковотцелого кускапластилинаиразминание;
-размазываниепокартону;
-скатывание;раскатывание,сплющивание;
12
-примазываниечастейприсоставлениицелогообъемногоизображения.
Приемы работы с «подвижной аппликацией» для развития
целостноговосприятияобъектаприподготовкедетей крисованию:
складываниецелогоизображенияизегодеталейбезфиксациинаплоскостилиста;
совмещениеаппликационногоизображенияобъектасконтурнымрисункомгеом
етрическойфигурыбезфиксациина плоскостилиста;
расположениедеталейпредметныхизображенийилисилуэтовналистебумагивсо
ответствующихпространственныхположениях;
составлениепообразцукомпозицииизнесколькихобъектовбезфиксациина
плоскости листа.
Приемывыполненияаппликацииизбумаги:
-приемыработысножницами;
-раскладывание деталей аппликации на плоскости листа
относительнодругдругавсоответствииспространственнымиотношениями:вниз
у,наверху,над,под,справаот…, слеваот…,посередине;
-приемы соединения аппликации с изобразительной поверхностью
спомощьюпластилина;
приемынаклеиваниядеталейаппликациинаизобразительнуюповерхностьспом
ощьюклея.
Приемырисованияствердымиматериалами(карандашом,фломастером,
ручкой):
-рисование с использованием точки (рисование точкой; рисование
позаранеерасставленнымточкампредметовнесложнойформыпообразцу);
рисованиеразнохарактерныхлиний(упражненияврисованиипоклеткампрямых
вертикальных,горизонтальных,наклонных,зигзагообразных
линий;
рисование дугообразных, спиралеобразных линии,линийзамкнутогоконтура
(круг,овал).
Рисование по клеткам предметов несложной формы с
использованиемэтих линий (пообразцу):
-рисование без отрыва руки с постоянной силой нажима и
изменениемсилынажиманакарандаш.Упражненияврисованиилиний.Рисовани
епредметовнесложныхформ (пообразцу);
-штрихование
внутри
контурного
изображения;
правила
штрихования(беспорядочнаяштриховкаиупорядоченнаяштриховкаввидесеточ
ки);
-рисование карандашом линий и предметов несложной формы
двумяруками.
Приемыработыкрасками:
-приемы рисование руками: точечное рисование пальцами;
13
линейноерисованиепальцами; рисованиеладонью,кулаком,ребромладони;
приемытрафаретнойпечати:печатьтампоном,карандашнойрезинкой,смятойбу
магой,трубочкой ит.п.;
-приемыкистевогописьма:примакиваниекистью;наращиваниемассы;рисованиесухойкистью; рисованиепо мокромулисту ит.д.
Обучениедействиямсшаблонамиитрафаретами:
-правилаобведенияшаблонов;
обведениешаблоновгеометрическихфигур,реальныхпредметовнесложных
форм,букв,цифр.
Обучениекомпозиционнойдеятельности.
Понятие«композиция».Элементарныеприемыкомпозициинаплоскости
и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль, диагональ впостроении
композиции.
Определение
связи
изображения
и
изобразительнойповерхности.Композиционнойцентр(зрительныйцентркомпо
зиции).Соотношение изображаемого предмета с параметрами листа
(расположениелиставертикальноили горизонтально).
Установлениенаизобразительнойповерхностипространственныхотнош
ений
(при
использовании
способов
передачи
глубины
пространства).Понятия:линиягоризонта,ближе–больше,дальше–
меньше,загораживания.
Установление
смысловых
связей
между
изображаемыми
предметами.Главноеи второстепенное вкомпозиции.
Применениевыразительныхсредствкомпозиции:величинныйконтраст(
низкоеивысокое,большоеималенькое,тонкоеитолстое),светлотныйконтраст(те
мноеисветлое).Достижениеравновесиякомпозицииспомощьюсимметрии
и
т.д.
Применение
приемовиправилкомпозициив
рисованииснатуры,тематическомидекоративномрисовании.
Развитие
умений
воспринимать и
изображать
форму
предметов,пропорции,конструкцию.
Формированиепонятий:предмет,форма,фигура,силуэт,деталь,часть,
элемент,
объем,
пропорции,
конструкция,
узор,
орнамент,
скульптура,барельеф,симметрия, аппликация и т.п.
Разнообразиеформпредметногомира.Сходствоиконтрастформ.Геометри
ческие
фигуры.
Природные
формы.
Трансформация
форм.
Передачаразнообразных предметовнаплоскостиивпространстве.
Обследованиепредметов,выделениеихпризнаковисвойств,необходимы
х дляпередачи врисунке,аппликации,лепкепредмета.
Соотнесение формы предметов с геометрическими фигурами
(методобобщения).
Передачапропорцийпредметов.Строениетелчеловека,животных.
Передачадвиженияразличныходушевленныхинеодушевленныхпредме
тов.
14
Приемы и способы передачи формы предметов: лепка предметов
изотдельныхдеталейицелогокускапластилина;составлениецелогоизображения
из
деталей,
вырезанных
из
бумаги;
вырезание
или
обрываниесилуэтапредметаизбумагипоконтурнойлинии;рисованиепоопорны
точкам,
дорисовывание,обведениешаблонов,рисованиепоклеткам,самостоятельноери
сованиеформы объекта.
Сходствоиразличияорнаментаиузора.Видыорнаментовпоформе:вполо
се,замкнутый,сетчатый;посодержанию:геометрический,растительный,зоомор
фный,геральдический.Принципыпостроенияорнаментавполосе,квадрате,круг
е,треугольнике(повторениеодногоэлемента на протяжении всего орнамента;
чередование
элементов
по
форме,цвету;
расположение
элементовпокраю,углам,вцентре)
Практическое применение приемов и способов передачи
графическихобразоввлепке, аппликации,рисунке.
Развитиевосприятия
цветапредметов
и
формированиеуменияпередаватьего вживописи.
Понятия «цвет», «спектр», «краски», «акварель», «гуашь»,
«живопись».
Цветасолнечногоспектра(основные,составные,дополнительные).Тепл
ыеихолодныецвета.Смешениецветов.Практическоеовладениеосновамицветов
едения.
Различениеиобозначениесловомнекоторыхясноразличимыхоттенковцв
етов.
Работаскистьюикрасками,получениеновыхцветовиоттенковпутемсме
шениянапалитреосновныхцветов,отражениенасыщенностицвета(светлозеленый,темно-зеленый)
Эмоциональноевосприятиецвета.Передачаспомощьюцветахарактера
персонажа,
его
эмоционального
состояния
(радость,
грусть).
Рольбелыхичерныхкрасоквэмоциональномзвучанииивыразительностиобраза.
Подборцветовыхсочетанийприсозданиисказочныхобразов:добрые,злые
образы.
Приемыработыакварельнымикрасками:кистевоеписьмо–примакивание
кистью;
рисование
сухой
кистью;
рисование
по
мокрому
листу(аллаприма),послойная живопись(лессировка).
Практическое применение цвета для передачи графических образов
врисовании с натуры или по образу, тематическом и декоративном
рисовании,аппликации.
Обучениевосприятиюпроизведенийискусства.
Примерныетемыбесед:
«Изобразительное искусство в повседневной жизни человека.
Работахудожников,скульпторов,мастеровнародныхпромыслов,дизайнеров».
«Виды
изобразительного
искусства».
Рисунок,
живопись,
скульптура,декоративно-прикладноеискусство,архитектура,дизайн.
«Какиочемсоздаютсякартины».Пейзаж,портрет,натюрморт,сюжетнаяк
15
артина.Какиематериалыиспользуютхудожник(краски,карандашиит.д.).Красот
аиразнообразиеприроды,
человека,зданий,предметов,выраженныесредствамиживописииграфики.Худо
жникисоздалипроизведенияживописииграфики:И.Билибин,В.Васнецов,Ю.
Васнецов,В.Канашевич,А.Куинджи,А.Саврасов,И.Остроухова,А.Пластов,В.П
оленов,И.Левитан,К.Юон,М.Сарьян,П.Сезанн,И.Шишкин.
«Какиочемсоздаютсяскульптуры».Скульптурныеизображения(статуя,
бюст,статуэтка,группаизнесколькихфигур).Какиематериалыиспользует
скульптор (мрамор, гранит, глина, пластилин и т.д.). Объемосноваязыкаскульптуры.Красотачеловека,животных,выраженнаясредствами
скульптуры.
Скульпторы
создали
произведения:
В.
Ватагин,
А.Опекушина,В.Мухина.
«Какидлячегосоздаютсяпроизведениядекоративноприкладногоискусства». Истоки этого искусства и его роль в жизни человека
(украшениежилища,предметовбыта,орудийтруда,костюмов).Какиематериалы
используютхудожникидекораторы?Разнообразиеформвприродекакосновадекоративныхформвприкл
адномискусстве(цветы,раскраскабабочек,переплетениеветвейдеревьев,мороз
ныеузорынастеклах).Сказочныеобразывнароднойкультуреидекоративноприкладномискусстве.Произведениямастероврасписныхпромыслов(хохломск
ая,городецкая,гжельская, жостовскаяроспись).
Программойпредусматриваютсяследующиевидыработы:
- рисованиеснатурыипообразцу(готовомуизображению);рисованиепо
памяти,представлениюивоображению;рисованиенасвободнуюи
заданнуютему; декоративноерисование;
- лепка объемного и плоскостного изображения (барельеф на
картоне)с натуры или по образцу, по памяти, воображению; лепка на тему;
лепкадекоративнойкомпозиции;
- выполнение плоскостной и полуобъемной аппликаций (без
фиксациидеталейнаизобразительнойповерхности(«подвижнаяаппликация»)ис
фиксацией деталей на изобразительной плоскости с помощью пластилина
иклея)снатуры,пообразцу,представлению,воображению;выполнениепредметн
ой,сюжетной идекоративнойаппликации;
- проведениебеседыосодержаниирассматриваемыхрепродукцийкарти
нхудожников,книжныхиллюстраций,картинок,произведенийнародного
идекоративно-прикладногоискусства.
7. Тематическое планирование.
4класс
Названиераздела.
№
п/п
1.
Обучениекомпозиционнойдеятельности.
Развитие умений воспринимать и изображать
2.
формупредметов,пропорции,конструкцию.
16
Кол-вочасов
10
7
3.
Развитиевосприятияцветапредметовиформированиеумен
ияпередаватьеговживописи.
10
4.
Обучениевосприятиюпроизведенийискусства.
Итого:
7
34
8. Описаниематериально-технического
1.
2.
3.
4.
5.
обеспеченияобразовательнойдеятельности.
«Изобразительное
искусство.
4
класс».
Учебник
для
общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные
основные общеобразовательные программы. В двух частях. М. Ю. Рау, М.
А. Зыкова- Москва: «Просвещение»,2021г.
Занятия изобразительным искусством в специальной коррекционной
школе. /Грошенков И. А. - Издательство «Институт общегуманитарных
исследований», Москва: «Просвещение», 2008г.
Технические средства обучения (ноутбук, проектор).
Видеофильмы и презентации для изучения каждого раздела учебного
предмета «Рисование (изобразительное искусство)».
Дидактический материал, иллюстрации, наглядные пособия.
17