АРП ИН чтение 4 кл. 24-25 г.

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования, науки и молодёжной политики
Краснодарского края
Управление образованием администрации МО Кущевский район
МАОУ СОШ №20 имени Милевского Н.И.

РАССМОТРЕНО
Методическим
объединением учителей
начальных классов
МАОУ СОШ № 20
имени Милевского Н.И

СОГЛАСОВАНО
Заместителем
директора
МАОУ СОШ № 20
имени Милевского Н.И

УТВЕРЖДЕНО
Директор
МАОУ СОШ № 20
имени Милевского Н.И
________________________

________________________
Пунда Н.А.
Розман Н.Г. Пртокол №1
________________________
Большакова Л.А. Протокол №1
от «29» августа 2024 г.
от «29» августа 2024 г.
Протокол №1
от «28» августа 2024 г.

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Чтение»
для обучающихся ОВЗ (ИН вариант 1)
4 класса

х. Средние Чубурки 2024

1

Пояснительнаязаписка.
Рабочаяпрограммапоучебномупредмету«Чтение»дляобучающихсяслёг
койумственнойотсталостью(интеллектуальныминарушениями) (вариант 1)
разработана и утверждена на педсовете МАОУ СОШ №20 имени Милевского
Н.И.всоответствиистребованиямифедерального
государственного
образовательного
стандарта
обучающихся
слёгкойумственнойотсталостью(интеллектуальныминарушениями)наосновед
окументов:
- Федерального закона«Об образовании в Российской Федерации»
от29.12.2012г.№273-ФЗ;
- ПриказаМинобрнаукиРоссииот19.12.2014г.№1599«Обутверждении
федеральногогосударственногообразовательногостандартаобразования
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальныминарушениями)»;
- ПриказаМинистерствапросвещенияРоссийскойФедерацииот21.09.20
22г.
№858«Обутверждениифедеральногоперечняучебников,допущенных к
использованию
при
реализации
имеющих
государственнуюаккредитациюобразовательныхпрограммначальногообщего,
основногообщего,среднегообщегообразованияорганизациями,осуществляющ
имиобразовательнуюдеятельностьиустановленияпредельногосрокаиспользов
анияисключенныхучебников»;
- ПостановленияГлавногогосударственногосанитарноговрачаРоссийс
кой Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении
санитарныхправилСП2.4.3648-20«Санитарноэпидемиологическиетребованиякорганизациямвоспитанияиобучения,отдыхаи
оздоровлениядетейимолодежи»;
- ПостановленияглавногогосударственногосанитарноговрачаРФот
28января2021года№2«ОбутверждениисанитарныхправилинормСанПиН
1.2.3685-21
«Гигиенические
нормативы
и
требования
к
обеспечениюбезопасностии(или)безвредностидлячеловекафакторовсредыоби
тания»;
- ПриказаМинпросвещенияРоссииот22.03.2021г.№115«Обутвержден
ииПорядкаорганизациииосуществленияобразовательнойдеятельностипооснов
нымобщеобразовательнымпрограммам–
образовательнымпрограммамначальногообщего,основногообщегоисреднегоо
бщегообразования»;
- Адаптированнойосновнойобщеобразовательнойпрограммыобразов
ания
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальныминарушениями)14классы(вариант1);утверждённойпедагогическимсоветомот30.08.2023г.прото
кол№1;
- учебногопланаобразовательногоучреждения;
- сучётомтипаивидаобразовательногоучреждения,атакжеобразовател
2

ьныхпотребностейизапросовучастниковобразовательногопроцесса.
Цель
изучения
учебного
предмета
«Чтение»:
научить
обучающихсяправильному,осознанному,выразительномучтениюцелымислова
ми;научитьпересказу.
Задачамиизученияучебногопредмета«Чтение»являются:
- уточнениеиобогащениепредставленийобокружающейдействительн
ости
и
овладение
на
этой
основе
языковыми
средствами
(слово,предложение,словосочетание);
- формированиепервоначальных«дограмматических»понятийиразвит
иекоммуникативно-речевыхнавыков;
- коррекциянедостатковречевойимыслительнойдеятельности;
- формирование
основ
навыка
полноценного
чтения
художественныхтекстовдоступныхдляпониманияпоструктуреисодержанию;
- развитиенавыковустнойкоммуникации;
- воспитаниеуобучающихсяинтересакчтению;
- формированиетехникичтения:правильногоивыразительногочтения,
обеспечение постепенного перехода от послогового чтения к
чтениюцелымсловом;
- формированиенавыковсознательногочтения:читатьдоступныйпоним
аниютекствслух,шепотом,азатемипросебя,осмысленновосприниматьсодержа
ниепрочитанного,сопереживатьгероямпроизведения,даватьоценкуихпоступка
мво времяколлективногоанализа;
- развитие у обучающихся умения общаться на уроке чтения:
отвечатьна вопросы педагогического работника, спрашивать о непонятных
словах,делитьсявпечатлениямиопрочитанном,дополнятьпересказытекста,рис
оватьктекстусловесныекартинки,коллективнообсуждатьпредполагаемыйотве
т;
- формированиеположительныхнравственныхкачествисвойствличнос
ти.
1. Общаяхарактеристикаучебногопредмета«Чтение».
Чтениеявляетсяважнымучебнымпредметомвобразованииобучающихся
сумственнойотсталостью.Егонаправленностьнасоциализациюличностиобуча
ющегося,накоррекциюиразвитиеречемыслительных
способностей,
формирование
эмоционального
отношениякдействительностиинравственныхпозицийповеденияподчеркивает
значимостьобучения чтениюобучающихсяданнойкатегории.
Длячтенияв 4 классе подбираютсядоступныедлядетейпроизведения
устного
народного
творчества,
рассказы
и
сказки
русских
изарубежныхписателей,доступныепониманиюдетейделовыеинаучнопопулярныестатьи.Восноверасположенияпроизведенийвкнигахдлячтениялеж
иттематическийпринцип.Вкаждомпоследующемгоду

3

продолжается и расширяется заявленная в предыдущем классе тематика,
темсамым обеспечивается концентричность расположения учебного
материала,создающая условия для пошагового расширения знаний и
представлений, длярегулярногоповторения ранееусвоенныхтем.
Совершенствование
техники
чтения
осуществляется
последовательнона каждом году обучения. Постоянное внимание уделяется
формированиюнавыкаправильногочтения,которымдетиснарушениеминтелле
ктаовладевают с большим трудом в силу особенностей психического
развития,что затрудняет понимание содержания прочитанного и тормозит
развитиетемпачтения.Переходнаболеесовершенныеспособычтениявслухосущ
ествляетсяпостепенноипроходитрядэтаповотаналитического(слогового)чтени
як синтетическому(целымсловом).
Каждый из этапов развития навыков чтения имеет свои трудности
итребуетподбораспециальныхметодовиприёмовобучения.Работанадвыразите
льностьючтенияначинаетсяспереносаопытавыразительнойустнойречи
на
процесс чтения.
Длякаждогогодаобученияопределяетсяуровеньтребованийктехникечте
ния,анализутекстов,навыкамустнойречи,исходяизвозможностейдетейидинам
икиихпродвижения:минимальнымидостаточным.
2. Местоучебногопредмета«Чтение»вучебномпланешколы.
Согласно
федеральной
адаптированной
основнойобщеобразовательнойпрограммедляобучаю
щихсясумственнойотсталостью(интеллектуальныминарушениями),утверждё
ннойприказомМинистерства Просвещения Российской Федерации от
24.11.2022 г. № 1026,учебныйпредмет «Чтение» входит в предметную
область «Язык и речеваяпрактика» и реализуется в1-4 классах.
Обучение чтению в МАОУ СОШ №20 имени Милевского Н.И.
осуществляется в 4 классе в течение всегоучебного года. В
4классенаизучение предмета отводится 4часа в неделю. Всего – 136 часов в
год (34учебных недели).
3. Планируемые результаты изучения учебного предмета
«Чтение».ТребованиякрезультатамосвоенияАООП(БУД).
Планируемыерезультатыизученияучебногопредмета«Чтение».
Личностныерезультатывключаютовладениеобучающимисясоциальн
ыми(жизненными)компетенциями,необходимымидлярешенияпрактикоориентированныхзадачиобеспечивающимиформированиеиразвитие
социальных
отношений
обучающихся
в
различных
средах.
Оценкаличностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвиженияребенка
в
овладении
социальными
(жизненными)
компетенциями,
которые,
вконечномитоге,составляютосновуэтих
результатов,аименно:
- положительноеотношениекшколе,курокамчтения;

4

- проявлениеинтересакязыковойиречевойдеятельности;
- расширениепредставленийомногообразииокружающегомира;
- доброжелательноеотношениекодноклассникам,сочувствие,сопереж
ивание,отзывчивостьидр.;
- первоначальныенавыкисотрудничествасвзрослымиисверстниками
в процессе выполнения совместной учебной деятельности науроке;
- умениепроговариватьвслухпоследовательностьпроизводимыхдейст
вий,опираясьна вопросы учителя;
- совместносучителемоцениватьрезультатысвоихдействийидействий
одноклассников;
- слушатьуказанияиинструкцииучителя,решаяпознавательнуюзадачу;
- ориентироватьсявучебнике(нафорзацах,настраницахучебнойкниги,в
условныхобозначениях);
- с помощью учителя понимать знаки, символы, схемы, приведённые
вучебнике,учебныхпособиях,учебныхматериалах;
- подруководствомучителяработатьсинформацией,представленнойвра
зныхформах(текст,рисунок,таблица,схема);
- осуществлятьподруководствомучителяпоискнужнойинформациивуч
ебникеи учебныхпособиях;
- пониматьзаданныйвопрос,всоответствииснимстроитьответвустнойф
орме;
- слушатьсобеседникаипониматьречьдругих;
- оформлятьсвоимысливустнойформенауровнепредложения(нескольк
ихпредложений);
- приниматьучастиевдиалоге;
- приниматьучастиевработе парамии группами;
- оценивать собственное поведение и поведение
окружающих,использоватьвобщении правила вежливости.
Предметныерезультатысвязанысовладениемобучающимисясодержа
нием
учебного
предметаи
характеризуют
достижения
обучающихсявусвоениизнанийиумений,способностьихприменятьвпрактичес
койдеятельности.
Минимальныйуровень:
- осознанноеиправильноечтениетекставслухпослогамицелымисловами
;
- пересказсодержанияпрочитанноготекстаповопросам;
- участиевколлективнойработепооценкепоступковгероевисобытий;
- выразительноечтениенаизусть5-7короткихстихотворений.
Достаточныйуровень:
- чтениетекстапослепредварительногоанализавслухцелымисловами(с
ложныепосемантикеиструктуресловапослогам)ссоблюдениемпауз,ссоответствующимтономголоса итемпомречи;
- ответынавопросыпедагогическогоработникапопрочитанному
5

тексту;
- определениеосновноймыслитекстапослепредварительногоего
анализа;
- чтениетекстапросебясвыполнениемзаданийпедагогическогоработни
ка;
- определениеглавныхдействующихлицпроизведения;элементарнаяоц
енкаихпоступков;
- чтениедиалоговпоролямсиспользованиемнекоторыхсредствустнойв
ыразительности(послепредварительногоразбора);
- пересказтекстапочастямсопоройнавопросыпедагогическогоработник
а,картинныйпланили иллюстрацию;
- выразительноечтениенаизусть7-8 стихотворений.
ТребованиякрезультатамосвоенияАООП(БУД).
Личностныеучебныедействия:
- осознание себя как ученика, заинтересованного посещением
школы,обучением,занятиями, какчлена семьи,одноклассника, друга;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места
внем,принятиесоответствующих возрастуценностейисоциальныхролей;
- положительноеотношениекокружающейдействительности,готовнос
тькорганизациивзаимодействияснейиэстетическомуеевосприятию;целостный
,социальноориентированныйвзгляднамирвединствеегоприродной
исоциальной частей;
- самостоятельностьввыполненииучебныхзаданий,поручений,договор
енностей;
- пониманиеличнойответственностизасвоипоступкинаосновепредстав
лений об этических нормах и правилах поведения в современномобществе;
- готовностькбезопасномуибережномуповедениювприродеиобществе.
Коммуникативныеучебныедействия:
- вступатьвконтактиработатьвколлективе(учитель−ученик,ученик–
ученик,ученик–класс,учитель−класс);
- использоватьпринятыеритуалысоциальноговзаимодействиясоднокл
ассникамииучителем;
- обращатьсязапомощьюиприниматьпомощь;
- слушатьипониматьинструкциюкучебномузаданиювразныхвидах
деятельностии быту;
- сотрудничатьсвзрослымиисверстникамивразныхсоциальныхситуаци
ях;доброжелательноотноситься,сопереживать,конструктивновзаимодействов
атьслюдьми;
- договариватьсяиизменятьсвоеповедениевсоответствиисобъективны
ммнениембольшинствавконфликтныхилииныхситуацияхвзаимодействияс
окружающими.
Регулятивныеучебныедействия:
- адекватнособлюдатьритуалышкольногоповедения(подниматьруку,в
6

ставатьи выходитьиз-запартыи т. д.);
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следоватьпредложенномуплануи работатьвобщем темпе;
- активно участвовать в деятельности, контролировать и
оцениватьсвоидействия и действияодноклассников;
- соотносить свои действия и их результаты с заданными
образцами,принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом
предложенных
критериев,корректироватьсвоюдеятельностьсучетомвыявленныхнедочетов.
Познавательныеучебныедействия:
- выделятьнекоторыесущественные,общиеиотличительныесвойствах
орошознакомыхпредметов;
- устанавливатьвидо-родовыеотношенияпредметов;
- делатьпростейшиеобобщения,сравнивать,классифицироватьнанагля
дномматериале;
- пользоватьсязнаками,символами,предметами-заместителями;
- читать;
- наблюдать под руководством взрослого за предметами и
явлениямиокружающейдействительности;
- работатьснесложнойпосодержаниюиструктуреинформацией(понима
тьизображение,текст,устноевысказывание,элементарноесхематическоеизобра
жение,таблицу,предъявленныхнабумажныхиэлектронных
идругихносителях).
4. Системаоценкидостиженияобучающимисяпланируемыхрезульт
атовосвоенияпрограммыпоучебномупредмету«Чтение».
Оценкаличностныхрезультатовможетбытьпредставленавусловных
единицах:
0баллов-нетфиксируемойдинамики;
1 балл-минимальнаядинамика;
2балла-удовлетворительнаядинамика;
3балла-значительнаядинамика.
Критерииоценкипредметныхрезультатов.
Оценка предметных результатов основана на
принципахиндивидуального
идифференцированногоподходов.
В
4классетекущийконтрольпоучебномупредмету«Чтение»осуществляетсявформ
еустныхответовиндивидуальноилифронтально.
Приоценкеустныхответовпринимаетсявовнимание:
- чтениетекста,пересказсодержанияпроизведения(полно,кратко,выбор
очно);
- выразительноечтениенаизустьилислистанаматериалеизучаемыхпрог
7

раммных произведений;
- умениеориентироватьсявтексте;
- знаниелитературныхпроизведений.
Оценка «5» ставится обучающемуся, если он читает правильно, с 12самостоятельноисправленнымиошибками;читаетвыразительно,ссоблюдение
мсинтаксическихисмысловыхпауз,логическихударений;отвечает на вопросы
и передаёт содержание прочитанного полно, правильно,последовательно;
твёрдо знает наизусть текст стихотворения и читает еговыразительно.
Оценка«4»ставитсяобучающемуся,еслиончитаетвосновномправильно
;допускает1-2ошибкипричтениитрудныхслов,соблюдениисмысловых
пауз,
логических ударений; допускает неточности в ответах навопросы и при
пересказе содержания, но исправляет их самостоятельно или
снезначительнойпомощьюучителя;допускаетпричтениинаизусть12самостоятельноисправляемыеошибки;читаетнаизустьнедостаточновыразите
льно.
Оценка «3» ставится обучающемуся, если он при чтении допускает 34 и более ошибок, часто самостоятельно их не исправляет; допускает
ошибкипри соблюдении смысловых и синтаксических пауз, логических
ударений;отвечает на вопросы и пересказывает содержание прочитанного с
помощьюучителя;обнаруживаетпричтениинаизустьнетвёрдоеусвоениетекста.
Оценка «2»неставится.
5. Содержаниеучебногопредмета«Чтение».
Программаориентировананаиспользованиеучебниковдляобщеобразова
тельных
организаций,
реализующих
адаптированные
основныеобщеобразовательныепрограммы:
«Чтение»,4класс,авторы:С.Ю.Ильина,А.К.Аксенова,Т.М.Головкина,М.И.Ши
шкова.Москва,«Просвещение»,2019г.ДанныеучебникирекомендованыМинис
терствомобразования инаукиРФ.
Подготовкакусвоениюграмоты.Подготовкакусвоениюпервоначальн
ыхнавыковчтения.Развитиеслуховоговнимания,фонематического
слуха.
Элементарный звуковой анализ. Совершенствованиепроизносительной
стороны
речи.
Формирование
первоначальных
языковыхпонятий:«слово»,«предложение»,частьслова–«слог»(безназывания
термина),«звукигласныеисогласные».Делениесловначасти.Выделениенаслухн
екоторыхзвуков.Определение наличияи(или) отсутствиязвукавсловена слух.
Речевое развитие. Понимание обращенной речи.
Выполнениенесложныхсловесныхинструкций.Обогащениес
ловарногозапасазасчетслов,относящихсякразличнымграмматическимкатегор
иям.Активизациясловаря.Составлениенераспространенныхипростыхраспрост
раненныхпредложений(из34слов)наосноверазличныхопор(совершаемогодействия,простойсюжетнойкарт
инки,наблюдению).Расширениеарсеналаязыковыхсредств,необходимыхдляве
рбальногообщения.Формированиеэлементарныхкоммуникативныхнавыковди
алогическойречи:ответынавопросысобеседниканатемы,
8

близкиеличномуопыту, наоснове предметно-практической деятельности,
наблюдений за окружающей
действительностью.Обучениеграмоте.Формированиеэлементарныхнавыковч
тения.
Звукиречи.Выделениезвуковнафонеполногослова.Отчетливоепроизнесение.О
пределениеместазвукавслове.Определениепоследовательности
звуков
в
несложных по структуре словах. Сравнение наслух слов, различающихся
одним звуком. Различение гласных и согласныхзвуковнаслухивсобственном
произношении.
Обозначение звука буквой. Соотнесение и различение звука и
буквы.Звукобуквенный анализ несложных по структуре слов. Образование и
чтениеслоговразличнойструктуры(состоящихизоднойгласной,закрытыхиоткр
ытыхдвухбуквенныхслогов,закрытыхтрехбуквенныхслоговствердыми
и
мягкими согласными, со стечениями согласных в начале или вконце слова).
Составление
и
чтение
слов
из
усвоенных
слоговых
структур.Формированиеосновнавыкаправильного,осознанногоивыразительно
гочтениянаматериалепредложенийинебольшихтекстов(послепредварительно
йотработкисучителем).Разучиваниесголосакороткихстихотворений,загадок,ч
истоговорок.
Речевое развитие. Использование усвоенных языковых средств
(слов,словосочетанийиконструкцийпредложений)длявыраженияпросьбыисоб
ственногонамерения(послепроведенияподготовительнойработы),ответов
навопросыпедагогическогоработникаиобучающихся.Пересказпрослушанных
и
предварительно
разобранных
небольших
по
объему
текстовсопоройнавопросыпедагогическогоработникаииллюстративныйматер
иал.Составлениедвухтрехпредложенийсопоройнасериюсюжетныхкартин,организованныенаблюде
ния,практическиедействия.
Содержание чтения (круг чтения): произведения устного
народноготворчества(пословица,скороговорка,загадка,потешка,закличка,песн
я,сказка, былина). Небольшие рассказы и стихотворения русских и
зарубежныхписателейоприродеродногокрая,ожизниобучающихсяивзрослых,
отруде,онародныхпраздниках,онравственныхиэтическихнормахповедения.Ст
атьизанимательногохарактераобинтересноминеобычномв
окружающеммире,окультуреповедения,обискусстве,историческомпрошлом.
Примерная тематика произведений: произведения о Родине,
роднойприроде, об отношении человека к природе, к животным, труду, друг
другу; ожизни обучающихся, их дружбе и товариществе; произведений о
добре и зле.Жанровоеразнообразие:сказки,рассказы,стихотворения,басни,
пословицы,поговорки,загадки,считалки,потешки.
Навык чтения: осознанное, правильное плавное чтение с
переходомначтениецелымисловамивслухипросебя.Формированиеумениясамо
контроля и самооценки. Формирование навыков выразительного
чтения(соблюдениепаузназнакахпрепинания,выборсоответствующеготонагол
9

оса,чтениепоролямидраматизацияразобранныхдиалогов).
Работа с текстом. Понимание слов и выражений, употребляемых
втексте.Различениепростейшихслучаевмногозначностиисравнений.Делениете
кстаначасти,составлениепростейшегопланаиопределениеосновной
мысли
произведения под руководством педагогического работника.Составление
картинного плана. Пересказ текста или части текста по плану
иопорнымсловам.
Внеклассноечтение.Чтениедетскихкнигрусскихизарубежныхписателе
й. Знание заглавия и автора произведения. Ориентировка в книге
пооглавлению.Ответынавопросыопрочитанном,пересказ.Отчетопрочитанной
книге.
6. Тематическоепланирование.
4 класс.
Названияразделов.

№
п/п
1.
Школьная жизнь.
2.
Времялистьямопадать.
3.
Делу– время,потехе –час.
4.
Вмиреживотных.
5.
Жизньдананадобрыедела.
6.
Зиманаступила.
7.
Веселыеистории.
8.
Полюбуйся,веснанаступает…
9.
Вмиреволшебнойсказки.
10. Роднаяземля
11. Летопришло.
Итого:

Количество
часов.
9
16
6
13
8
25
14
14
10
11
10
136

Описаниематериальнотехническогообеспеченияобразовательнойдеятельности.
1. «Чтение.
4
класс».
Учебник для
общеобразовательных
организаций,реализующихадаптированныеосновныеобщеобразовательныепр
ограммы.В 2 частях. Авторы: С. Ю. Ильина, А. К. Аксенова, Т. М.
Головкина, М. И.Шишкова.Москва,«Просвещение»,2018г.
2. Мультимедийноеоборудование(ноутбук,проектор).
3. Презентации,обучающиефильмы.
4.
Дидактический
материал
(портреты
писателей,
картинки
(предметные,сюжетные),карточкидлясловарнойработыидр.).

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».